Научно-исследовательская деятельность, изначально направленная на всестороннее развитие личности, имеет тесную связь с компетентностным подходом. Процесс формирования компетенций как приоритетная парадигма образования позволяет использовать различные методики, направляя деятельность студентов в определенное направление, результатом становится сформированная компетенция. Подготовка студентов к ведению научно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов приобретает большое значение в системообразующем характере профессиональной подготовки будущих педагогов.
Цель данного исследования – рассмотреть сущность и структуру понятия «навыки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования».
Материалы и методы исследования
Материалом для исследования являются научные статьи о научно-исследовательской деятельности. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение
Целесообразно вначале рассмотреть сущность понятий «научно-исследовательская деятельность» и «навыки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования». Важность их подробного рассмотрения обусловлена ключевым значением для данного исследования.
Существует несколько определений понятия «научно-исследовательская деятельность» в педагогической науке. По мнению Н.В. Бордовской, научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности педагога, который направлен на познание и преобразование педагогической реальности на основании достижений педагогической науки, путем применения научных методов [1]. Результат научно-исследовательской деятельности – получение нового педагогического знания и опыта, и развития методологической культуры педагога-исследователя.
Е.В. Воскорнутов считает, что научно-исследовательская деятельность – это процесс профессионального становления личности, в ходе которого развиваются способности к научному исследованию, формируются навыки самостоятельной работы, коллективной работы, инициативности, развитие критического мышления и творческой самореализации [2].
В.С. Леднев отмечает, что результатом научно-исследовательской деятельности могут быть два продукта: один из них затрагивает объект научно-исследовательской деятельности как новый фрагмент исследования; вторым продуктом является субъект, который в процессе научно-исследовательской деятельности профессионально развивается как человек, как специалист и как субъект творчества [3]. Следует понимать, что объект и субъект исследования в научно-исследовательской деятельности тесно взаимосвязаны – объект без субъекта не может существовать, и наоборот.
Следует рассмотреть понятие «учебно-исследовательская деятельность», которое тесно связано с дефинициями «научное исследование» и «исследовательская деятельность» [4].
Т.И. Чернецкая считает учебно-исследовательскую деятельность целенаправленной и упорядоченной системой действий, которая стимулируют мотивацию и активность обучающегося, что способствует вовлечению обучающегося в процесс объективного научного исследования [5].
Интересна точка зрения Е.А. Марковой, считающей, что данный вид деятельности направлен на работу с научной информацией, что необходимо для получения нового научного знания субъективного, личностного значения, способствующего развитию личности [6].
По нашему мнению, учебно-исследовательскую деятельность можно определить как деятельность, главной целью которой является образовательный результат.
Не следует воспринимать понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность» как тождественные; их можно рассматривать лишь как взаимосвязанные. Важное отличие в том, что они преследуют результат различного характера. В научно-исследовательской деятельности обучающихся предполагается поиск новых научных знаний, имеющих высокое социальное значение. В учебно-исследовательской деятельности обучающиеся приобретают субъективно новые знания, которые являются новыми и имеют высокое значение субъективного характера [7].
Немаловажным считаем выделение отдельных исследований, в которых предлагается раскрытие понятия «научно-исследовательская деятельность» в контексте определения значимости этой деятельности в развитии профессиональных навыков студентов педагогического образования.
В исследовании Е.Ю. Никитиной указывается на то, что научно-исследовательская деятельность студентов педагогического вуза развивает навыки студентов через средства проблемного обучения [8]. Автор придает значение тому, что студенты в ходе научно-исследовательской деятельности, разрешая проблемные ситуации, осознают ценности и смысл своей деятельности, за счет чего стимулируется развитие профессиональных умений и навыков.
Н.С. Шумилова считает научно-исследовательскую деятельность средством развития творческих навыков будущих педагогов, ссылаясь на модель развития творческого потенциала личности [9]. Автор данной работы предлагает под научно-исследовательской деятельностью понимать вид познавательной деятельности, который направлен на всестороннее изучение объекта познания. Объектом познания может быть любой материальный или идеальный объект, процесс или явление. Предметом научно-исследовательской деятельности следует принимать состав, структуру и отдельные элементы этих объектов. Результатом научно-исследовательской деятельности необходимо считать знания научного содержания, имеющие высокое личностное и социальное значение одновременно. Таким образом, автор данной работы констатирует взаимосвязь понятий «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность», которые в педагогическом образовании имеют большое значение для личности студента, способствуя развитию профессиональных и личностных навыков, несмотря на разную направленность этих видов деятельности.
В результате проведенного анализа определяем следующие выводы:
- цель научно-исследовательской деятельности – получение новых научных знаний высокого социального значения;
- цель учебно-исследовательской деятельности – получение новых знаний субъективного значения, имеющих положительное влияние на развитие личности;
– понятия «учебно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность» взаимосвязаны, но не тождественны;
- сходство рассматриваемых понятий – оба направлены на получение новых научных знаний определенного значения и имеют важное значение для обучающихся, развивая личностные и профессиональные качества и способности.
Все рассмотренные выше дефиниции так или иначе совпадают с предложенным нами определением научно-исследовательской деятельности, в котором предлагается акцентировать внимание на результативности этой деятельности высокого личностного значения, что также способствует развитию профессионализма.
Анализируя научные источники, следует отметить, что в дискурсе о научно-исследовательской деятельности нередко рассматривается понятие «навыки» в исследованиях, затрагивающих тему изучения особенностей компетентностного подхода. Прежде всего, следует выделить исследование И.А. Букреевой, в котором компетентностный подход рассматривается как дидактический элемент в профессиональной подготовке, выполняющий соединяющую функцию, обеспечивая создание связи между объективной стороной образовательного процесса и его субъективным пониманием обучающегося [10]. Результатом работы этой функции является появление навыков личностного и профессионального значения. Соответственно, в подходе данного автора можно выявить его представление о навыках, под которыми подразумевается образовательный результат, ставший итогом целенаправленного процесса научно-исследовательской или учебно-исследовательской деятельности. Автор акцентирует внимание на том, что для рассмотрения понятия «навыки» в рассматриваемом исследовании непринципиальной является разница между научно-исследовательской или учебно-исследовательской деятельностью, что подтверждает истинность предложенного выше авторского определения научно-исследовательской деятельности.
В большинстве исследований уделяется большое значение следующим умениями и навыкам, которые формируются в научно-исследовательской деятельности: рефлексивные, поисковые, когнитивные, деятельностные, менеджерские, презентационные, коммуникативные [10].
Рефлексивные навыки отражают умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, и указывают на способности обучающегося понимать суть задания и самостоятельно находить пути решения задачи.
Поисковые навыки – это умение самостоятельно заниматься поиском требуемой информации, работать с ней (отсеивать ненужную информацию, отличать истинную информацию от ложной, умение создавать связи между информацией разного рода, образуя новые научные знания).
Когнитивные навыки – широкий набор навыков, отражающих когнитивные способности человека, заключающиеся в умении синтезировать, анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, выделять и отделять информацию.
Деятельностные навыки – умение работать самостоятельно и в коллективе, навыки обращения к исходным (имеющимся) материалам, находить пути взаимодействия с незнакомыми или малознакомыми объектами и субъектами.
Менеджерские навыки – набор умений, отражающих способность человека управлять своей деятельностью, ресурсами и временем.
Презентационные навыки – умение демонстрировать результаты своей профессиональной деятельности и обозначать их высокую социальную значимость. Это навыки монологической речи (управление громкостью голоса, интонацией, разборчивостью речи и т.п.), умение правильно жестикулировать, держать себя уверенно, адекватно отвечать на вопросы аудитории, артистические умения и т.п. В образовательном процессе студентов презентационные навыки, как правило, обычно выражаются в форме защиты курсовых и дипломных проектов.
Коммуникативные навыки – умение налаживать социальные отношения с другими субъектами.
На методологическом уровне целесообразно рассмотреть значение навыков в деятельностном и личностно-деятельностном подходах.
В деятельностном подходе формирование навыков научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования изучается с акцентом на их связь с активизацией психологических функций. Это объясняется тем, что стимулирование психологической активности обеспечивает нужный уровень высоких результатов деятельности.
В личностно-деятельностном подходе формирование навыков научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования является целостным проявлением личной и профессиональной стороны личности.
Таким образом, навыки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования – это интегративное качество личности, выражающееся в признании ценности данного вида деятельности, во владении методологией научно-исследовательской деятельности, формировании и развитии способности навыков научно-исследовательской деятельности к решению научно-исследовательских задач и использовании в дальнейшей профессиональной деятельности.
Навыки научно-исследовательской деятельности в контексте профессионального становления будущих педагогов позволили нам выявить структуру данного понятия, состоящую из определенных компонентов.
Мотивационный компонент – это устойчивая во времени система мотивов, определяющих поведение личности, согласно причинно-следственной связи. Такая система образует мотивацию – целенаправленное действие и психологическое состояние личности, которое направляет деятельность личности на достижение строго определенной цели. Мотивация является сложной системой факторов разного характера, обычно условно разделяющихся на три группы (от «базовых» к «низшим»): потребности (базовые, естественные и связанные с ними), мотивы (личности) и ценности («высшие»). Все эти три группы факторов образуют основную структуру мотивационной деятельности в научно-исследовательской деятельности и по-своему влияют на формирование различных навыков. В мотивационный компонент процесса формирования навыков научно-исследовательской деятельности студентов входят следующие элементы: уровень активности, интерес, самостоятельность, усердность и настойчивость к освоению методов научно-исследовательской деятельности.
Можно заключить, что основная роль мотивационного компонента сводится к формированию навыков самостоятельности студентов путем воздействия на личностную и профессиональную стороны. Учитывая связь мотивации с потребностями, справедливым будет утверждение об основополагающей роли мотивационного компонента в подготовке будущих педагогов.
Когнитивный компонент является сложной системой задействованных в научно-исследовательской деятельности когнитивных способностей человека. В процессе подготовки студентов различные методики призваны воздействовать на отдельные когнитивные умения и навыки обучающихся. Методики имеют конкретное направление, то есть целевые ориентиры в развитии отдельных навыков человека, личностных и профессиональных. Когнитивный компонент также является системой знаний, которые необходимы для занятия научно-исследовательской деятельностью. Эти знания специфичны и касаются понятий о принципах работы с информацией (методы научного анализа, сравнения, синтеза, обобщения и др.). Без когнитивного компонента невозможно формирование нового научного знания. Также когнитивный компонент может работать в образовательной подготовке только с опорой на мотивационный компонент.
Деятельностный компонент – совокупность умений студента, позволяющих ему заниматься научно-исследовательской деятельностью. Эти умения, в свою очередь, опираются на когнитивные способности и подразумевают способность осуществлять осознанные и целенаправленные действия по работе с информацией.
Состав деятельностного компонента [11]:
- умение находить и использовать рациональные и оригинальные методы работы с научной информацией;
- навыки работы с источниками инфор- мации;
- умение составлять структуру и четко формулировать тему, цель, задачи, гипотезу, проблему, объект и предмет исследования.
Рефлексивный компонент призван отражать рефлексивно-оценочную деятельность студента, то есть умения анализировать и оценивать собственную деятельность, ее эффективность и результаты.
Определены следующие основные сферы осуществления рефлексии [11]:
- мышление, которое направлено на переосмысление своих действий (на всестороннее объективное изучение этапов осуществления действий и их результатов);
- мыслительная деятельность, в которой фиксируется установка (установка как глубинное психологические состояние и качество субъекта, определяющее предрасположенность к определенному характеру психологической активности и деятельности человека, проявляемое в определенных ситуациях, и определяющая все формы психической деятельности человека). Установка в рефлексии определяет характер и результаты оценки деятельности человека;
- общение в «демократических» условиях, в которых происходит открытое обсуждение результатов деятельности обучающихся, и собственный опыт сравнивается с опытом других;
- самосознание как мышление, которое направлено на самоизменение, самосовершенствование через определение отрицательных сторон своей деятельности и формирование путей их недопущения в будущем.
Мы уделяем большее внимание определению рефлексии, в котором под ней подразумевается сознательный и целенаправленный механизм самосовершенствования и самоактуализации. Этот механизм проявляется в способности человека занимать аналитическую позицию по отношению к себе и к результатам своей научно-исследовательской деятельности. С рефлексией тесно связаны такие понятия, как самоуважение, самооценка, самоконтроль, самостоятельность, самокритичность и др.
Заключение
Таким образом, анализ процесса формирования навыков научно-исследовательской деятельности студентов позволяет сделать следующие выводы:
– навыки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования – это интегративное качество личности, выражающееся в признании ценности данного вида деятельности, во владении методологией научно-исследовательской деятельности, формировании и развитии способности навыков научно-исследовательской деятельности к решению научно-исследовательских задач и использовании в дальнейшей профессиональной деятельности.
– структура формирования навыков научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования включает в себя следующие структурные компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.
Библиографическая ссылка
Муллер О.Ю. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «НАВЫКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 3. – С. 55-59;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2380 (дата обращения: 22.11.2024).