Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ESSENCE AND STRUCTURE OF THE CONCEPT OF «RESEARCH SKILLS OF PEDAGOGICAL EDUCATION STUDENTS»

Muller O.Yu. 1
1 Surgut State University
The preparation of students to conduct research activities in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards becomes important in the backbone nature of the professional training of future teachers. The relevance of the problem under study is associated with an important task of the higher education system– the preparation of students– future teachers– for research activities. Research activity, initially aimed at the all-round development of the individual, has a close connection with the competence-based approach. The purpose of the research is to consider the essence and structure of the concept «skills of research activities of students of pedagogical education». The article discusses the approaches to the definition of the concepts of «research activities» and «skills of research activities of students of pedagogical education.» The skills of research activities in the context of the professional development of future teachers allowed the author to identify the structure of this concept, consisting of certain components. Research methods: generalization, analysis and synthesis of information, comparison. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results enrich the theory and methodology of vocational education in the field of the formation of research activities of future teachers. The practical significance lies in the fact that the conclusions and provisions contained in the study reveal the ways of organizing research activities at the university for the development of the professional qualities of students of the pedagogical direction.
research activity
formation
skills
student

Научно-исследовательская деятельность, изначально направленная на всестороннее развитие личности, имеет тесную связь с компетентностным подходом. Процесс формирования компетенций как приоритетная парадигма образования позволяет использовать различные методики, направляя деятельность студентов в определенное направление, результатом становится сформированная компетенция. Подготовка студентов к ведению научно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов приобретает большое значение в системообразующем характере профессиональной подготовки будущих педагогов.

Цель данного исследования – рассмотреть сущность и структуру понятия «навыки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования».

Материалы и методы исследования

Материалом для исследования являются научные статьи о научно-исследовательской деятельности. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение.

Результаты исследования и их обсуждение

Целесообразно вначале рассмотреть сущность понятий «научно-исследовательская деятельность» и «навыки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования». Важность их подробного рассмотрения обусловлена ключевым значением для данного исследования.

Существует несколько определений понятия «научно-исследовательская деятельность» в педагогической науке. По мнению Н.В. Бордовской, научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности педагога, который направлен на познание и преобразование педагогической реальности на основании достижений педагогической науки, путем применения научных методов [1]. Результат научно-исследовательской деятельности – получение нового педагогического знания и опыта, и развития методологической культуры педагога-исследователя.

Е.В. Воскорнутов считает, что научно-исследовательская деятельность – это процесс профессионального становления личности, в ходе которого развиваются способности к научному исследованию, формируются навыки самостоятельной работы, коллективной работы, инициативности, развитие критического мышления и творческой самореализации [2].

В.С. Леднев отмечает, что результатом научно-исследовательской деятельности могут быть два продукта: один из них затрагивает объект научно-исследовательской деятельности как новый фрагмент исследования; вторым продуктом является субъект, который в процессе научно-исследовательской деятельности профессионально развивается как человек, как специалист и как субъект творчества [3]. Следует понимать, что объект и субъект исследования в научно-исследовательской деятельности тесно взаимосвязаны – объект без субъекта не может существовать, и наоборот.

Следует рассмотреть понятие «учебно-исследовательская деятельность», которое тесно связано с дефинициями «научное исследование» и «исследовательская деятельность» [4].

Т.И. Чернецкая считает учебно-исследовательскую деятельность целенаправленной и упорядоченной системой действий, которая стимулируют мотивацию и активность обучающегося, что способствует вовлечению обучающегося в процесс объективного научного исследования [5].

Интересна точка зрения Е.А. Марковой, считающей, что данный вид деятельности направлен на работу с научной информацией, что необходимо для получения нового научного знания субъективного, личностного значения, способствующего развитию личности [6].

По нашему мнению, учебно-исследовательскую деятельность можно определить как деятельность, главной целью которой является образовательный результат.

Не следует воспринимать понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность» как тождественные; их можно рассматривать лишь как взаимосвязанные. Важное отличие в том, что они преследуют результат различного характера. В научно-исследовательской деятельности обучающихся предполагается поиск новых научных знаний, имеющих высокое социальное значение. В учебно-исследовательской деятельности обучающиеся приобретают субъективно новые знания, которые являются новыми и имеют высокое значение субъективного характера [7].

Немаловажным считаем выделение отдельных исследований, в которых предлагается раскрытие понятия «научно-исследовательская деятельность» в контексте определения значимости этой деятельности в развитии профессиональных навыков студентов педагогического образования.

В исследовании Е.Ю. Никитиной указывается на то, что научно-исследовательская деятельность студентов педагогического вуза развивает навыки студентов через средства проблемного обучения [8]. Автор придает значение тому, что студенты в ходе научно-исследовательской деятельности, разрешая проблемные ситуации, осознают ценности и смысл своей деятельности, за счет чего стимулируется развитие профессиональных умений и навыков.

Н.С. Шумилова считает научно-исследовательскую деятельность средством развития творческих навыков будущих педагогов, ссылаясь на модель развития творческого потенциала личности [9]. Автор данной работы предлагает под научно-исследовательской деятельностью понимать вид познавательной деятельности, который направлен на всестороннее изучение объекта познания. Объектом познания может быть любой материальный или идеальный объект, процесс или явление. Предметом научно-исследовательской деятельности следует принимать состав, структуру и отдельные элементы этих объектов. Результатом научно-исследовательской деятельности необходимо считать знания научного содержания, имеющие высокое личностное и социальное значение одновременно. Таким образом, автор данной работы констатирует взаимосвязь понятий «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность», которые в педагогическом образовании имеют большое значение для личности студента, способствуя развитию профессиональных и личностных навыков, несмотря на разную направленность этих видов деятельности.

В результате проведенного анализа определяем следующие выводы:

- цель научно-исследовательской деятельности – получение новых научных знаний высокого социального значения;

- цель учебно-исследовательской деятельности – получение новых знаний субъективного значения, имеющих положительное влияние на развитие личности;

– понятия «учебно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность» взаимосвязаны, но не тождественны;

- сходство рассматриваемых понятий – оба направлены на получение новых научных знаний определенного значения и имеют важное значение для обучающихся, развивая личностные и профессиональные качества и способности.

Все рассмотренные выше дефиниции так или иначе совпадают с предложенным нами определением научно-исследовательской деятельности, в котором предлагается акцентировать внимание на результативности этой деятельности высокого личностного значения, что также способствует развитию профессионализма.

Анализируя научные источники, следует отметить, что в дискурсе о научно-исследовательской деятельности нередко рассматривается понятие «навыки» в исследованиях, затрагивающих тему изучения особенностей компетентностного подхода. Прежде всего, следует выделить исследование И.А. Букреевой, в котором компетентностный подход рассматривается как дидактический элемент в профессиональной подготовке, выполняющий соединяющую функцию, обеспечивая создание связи между объективной стороной образовательного процесса и его субъективным пониманием обучающегося [10]. Результатом работы этой функции является появление навыков личностного и профессионального значения. Соответственно, в подходе данного автора можно выявить его представление о навыках, под которыми подразумевается образовательный результат, ставший итогом целенаправленного процесса научно-исследовательской или учебно-исследовательской деятельности. Автор акцентирует внимание на том, что для рассмотрения понятия «навыки» в рассматриваемом исследовании непринципиальной является разница между научно-исследовательской или учебно-исследовательской деятельностью, что подтверждает истинность предложенного выше авторского определения научно-исследовательской деятельности.

В большинстве исследований уделяется большое значение следующим умениями и навыкам, которые формируются в научно-исследовательской деятельности: рефлексивные, поисковые, когнитивные, деятельностные, менеджерские, презентационные, коммуникативные [10].

Рефлексивные навыки отражают умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, и указывают на способности обучающегося понимать суть задания и самостоятельно находить пути решения задачи.

Поисковые навыки – это умение самостоятельно заниматься поиском требуемой информации, работать с ней (отсеивать ненужную информацию, отличать истинную информацию от ложной, умение создавать связи между информацией разного рода, образуя новые научные знания).

Когнитивные навыки – широкий набор навыков, отражающих когнитивные способности человека, заключающиеся в умении синтезировать, анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, выделять и отделять информацию.

Деятельностные навыки – умение работать самостоятельно и в коллективе, навыки обращения к исходным (имеющимся) материалам, находить пути взаимодействия с незнакомыми или малознакомыми объектами и субъектами.

Менеджерские навыки – набор умений, отражающих способность человека управлять своей деятельностью, ресурсами и временем.

Презентационные навыки – умение демонстрировать результаты своей профессиональной деятельности и обозначать их высокую социальную значимость. Это навыки монологической речи (управление громкостью голоса, интонацией, разборчивостью речи и т.п.), умение правильно жестикулировать, держать себя уверенно, адекватно отвечать на вопросы аудитории, артистические умения и т.п. В образовательном процессе студентов презентационные навыки, как правило, обычно выражаются в форме защиты курсовых и дипломных проектов.

Коммуникативные навыки – умение налаживать социальные отношения с другими субъектами.

На методологическом уровне целесообразно рассмотреть значение навыков в деятельностном и личностно-деятельностном подходах.

В деятельностном подходе формирование навыков научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования изучается с акцентом на их связь с активизацией психологических функций. Это объясняется тем, что стимулирование психологической активности обеспечивает нужный уровень высоких результатов деятельности.

В личностно-деятельностном подходе формирование навыков научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования является целостным проявлением личной и профессиональной стороны личности.

Таким образом, навыки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования – это интегративное качество личности, выражающееся в признании ценности данного вида деятельности, во владении методологией научно-исследовательской деятельности, формировании и развитии способности навыков научно-исследовательской деятельности к решению научно-исследовательских задач и использовании в дальнейшей профессиональной деятельности.

Навыки научно-исследовательской деятельности в контексте профессионального становления будущих педагогов позволили нам выявить структуру данного понятия, состоящую из определенных компонентов.

Мотивационный компонент – это устойчивая во времени система мотивов, определяющих поведение личности, согласно причинно-следственной связи. Такая система образует мотивацию – целенаправленное действие и психологическое состояние личности, которое направляет деятельность личности на достижение строго определенной цели. Мотивация является сложной системой факторов разного характера, обычно условно разделяющихся на три группы (от «базовых» к «низшим»): потребности (базовые, естественные и связанные с ними), мотивы (личности) и ценности («высшие»). Все эти три группы факторов образуют основную структуру мотивационной деятельности в научно-исследовательской деятельности и по-своему влияют на формирование различных навыков. В мотивационный компонент процесса формирования навыков научно-исследовательской деятельности студентов входят следующие элементы: уровень активности, интерес, самостоятельность, усердность и настойчивость к освоению методов научно-исследовательской деятельности.

Можно заключить, что основная роль мотивационного компонента сводится к формированию навыков самостоятельности студентов путем воздействия на личностную и профессиональную стороны. Учитывая связь мотивации с потребностями, справедливым будет утверждение об основополагающей роли мотивационного компонента в подготовке будущих педагогов.

Когнитивный компонент является сложной системой задействованных в научно-исследовательской деятельности когнитивных способностей человека. В процессе подготовки студентов различные методики призваны воздействовать на отдельные когнитивные умения и навыки обучающихся. Методики имеют конкретное направление, то есть целевые ориентиры в развитии отдельных навыков человека, личностных и профессиональных. Когнитивный компонент также является системой знаний, которые необходимы для занятия научно-исследовательской деятельностью. Эти знания специфичны и касаются понятий о принципах работы с информацией (методы научного анализа, сравнения, синтеза, обобщения и др.). Без когнитивного компонента невозможно формирование нового научного знания. Также когнитивный компонент может работать в образовательной подготовке только с опорой на мотивационный компонент.

Деятельностный компонент – совокупность умений студента, позволяющих ему заниматься научно-исследовательской деятельностью. Эти умения, в свою очередь, опираются на когнитивные способности и подразумевают способность осуществлять осознанные и целенаправленные действия по работе с информацией.

Состав деятельностного компонента [11]:

- умение находить и использовать рациональные и оригинальные методы работы с научной информацией;

- навыки работы с источниками инфор- мации;

- умение составлять структуру и четко формулировать тему, цель, задачи, гипотезу, проблему, объект и предмет исследования.

Рефлексивный компонент призван отражать рефлексивно-оценочную деятельность студента, то есть умения анализировать и оценивать собственную деятельность, ее эффективность и результаты.

Определены следующие основные сферы осуществления рефлексии [11]:

- мышление, которое направлено на переосмысление своих действий (на всестороннее объективное изучение этапов осуществления действий и их результатов);

- мыслительная деятельность, в которой фиксируется установка (установка как глубинное психологические состояние и качество субъекта, определяющее предрасположенность к определенному характеру психологической активности и деятельности человека, проявляемое в определенных ситуациях, и определяющая все формы психической деятельности человека). Установка в рефлексии определяет характер и результаты оценки деятельности человека;

- общение в «демократических» условиях, в которых происходит открытое обсуждение результатов деятельности обучающихся, и собственный опыт сравнивается с опытом других;

- самосознание как мышление, которое направлено на самоизменение, самосовершенствование через определение отрицательных сторон своей деятельности и формирование путей их недопущения в будущем.

Мы уделяем большее внимание определению рефлексии, в котором под ней подразумевается сознательный и целенаправленный механизм самосовершенствования и самоактуализации. Этот механизм проявляется в способности человека занимать аналитическую позицию по отношению к себе и к результатам своей научно-исследовательской деятельности. С рефлексией тесно связаны такие понятия, как самоуважение, самооценка, самоконтроль, самостоятельность, самокритичность и др.

Заключение

Таким образом, анализ процесса формирования навыков научно-исследовательской деятельности студентов позволяет сделать следующие выводы:

– навыки научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования – это интегративное качество личности, выражающееся в признании ценности данного вида деятельности, во владении методологией научно-исследовательской деятельности, формировании и развитии способности навыков научно-исследовательской деятельности к решению научно-исследовательских задач и использовании в дальнейшей профессиональной деятельности.

– структура формирования навыков научно-исследовательской деятельности студентов педагогического образования включает в себя следующие структурные компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.