Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Шкуропет А.А. 1 Овсянникова О.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития толерантного отношения к различным национальностям у школьников средствами изобразительного искусства, проведению начальной диагностики изучаемого качества школьников и её анализу. Изобразительное искусство является эффективным инструментом в развитии толерантного отношения к различным национальностям у младших школьников, так как в этом возрасте происходит интенсивное развитие эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру, дети отличаются восприимчивостью к усвоению этических норм. В процессе восприятия культуры различных национальностей на уроке изобразительного искусства, в ходе создания творческих работ на основе изучения различных национальных культур, у школьников будет развиваться понимание и принятие многообразия национальных культур. Уточнено основное понятие исследования относительно развития данного качества у младших школьников на уроках изобразительного искусства в школе. На основе уточненного понятия «толерантное отношение к различным национальностям у школьников средствами изобразительного искусства» формулируются показатели данного качества младших школьников, для каждого показателя разработаны методы (тестирования, тестового анализа картин, метод творческих заданий) и диагностические задания для школьников. Диагностические задания базируются на двух формах эстетической деятельности: восприятии искусства и создании художественного продукта.
толерантное отношение
изобразительное искусство
младшие школьники
диагностический инструментарий
метод творческих заданий
метод тестирования
метод тестового анализа картин
1.Национальный состав России 2020 (перепись 2010)// Сайт о странах, городах, статистике населения и пр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii (дата обращения: 12.05.2020).
2.Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде// Префектура Центрального административного округа г. Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://cao.mos.ru/countering-extremism/features-for-the-prevention-and-suppression-of-manifestations-of-extremism-and-terrorism-in-the-yout/ (дата обращения: 12.05.2020).
3.СкуратоваО.Б. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2010. 183 с.
4.Декларация принципов терпимости// Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения: 12.05.2020).
5.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года №273-ФЗ// Российская газета.
6.Педагогика. В 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Под ред. М.И. Рожкова. М.: Издательство Юрайт, 2019. 402 с.
7.АбдулловаЛ.Ю. Актуальные вопросы воспитания этнокультурной толерантности у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды// Интернет-журнал «Мир науки». 2018. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN318.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
8.КручининВ.А., КомароваН.Ф. Психология развития и возрастная психология: учебн. пос. для вузов. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. 219 с.
9.Психологические особенности детей младшего школьного возраста// Негосударственное частное общеобразовательное учреждение «Лицей «ИСТЭК». [Электронный ресурс]. URL: https://kuban-lyceum.ru/uchashchimsya-i-roditelyam/psikhologicheskie-osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.php (дата обращения: 12.05.2020).
10.НеменскийБ.М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы. М.: Просвещение, 2011. C.35–47.
11.ПоповаЕ.В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах// Науч.-метод. электронный журнал «Концепт». 2015. №3. С.76–80.
12.СабироваЗ.М. Понимание толерантности в психологическом аспекте// Потенциал современной науки. 2016. С.444–448.
13.ШустоваЛ.П. Феномен толерантности в философских и психолого-педагогических науках// Фундаментальные исследования. 2015. №2–19. С.4324–4328.
14.МясищевВ.Н. Психология отношений: избранные психологические труды/ Под ред. А.А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. 4-е изд. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. 398 с.

Российская Федерация является многонациональной страной, на ее территории проживает более 180 национальностей [1], в их число входят также коренные и малые народы. Для сохранения мира внутри страны необходимо, чтобы каждый человек проявлял толерантное отношение к многообразию человеческой культуры. Несмотря на то, что в наше время тема национальной толерантности является актуальной, довольно часто отмечаются проявления экстремизма, агрессии на межнациональной, межэтнической почве [2, 3]. В Декларации принципов толерантности и Федеральном законе об образовании в Российской Федерации отмечается значимость воспитания межнациональной толерантности [4, 5]. Воспитание толерантности к различным национальностям необходимо начинать с младшего школьного возраста [6]. Изобразительное искусство является эффективным инструментом в развитии национальной толерантности у данного возраста, так как у младших школьников происходит интенсивное развитие эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру, они отличаются восприимчивостью к усвоению этических норм. В младшем школьном возрасте происходит формирование норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. Возрастные психологические особенности данного возраста наиболее благоприятны для развития обозначенного качества [7]. Младший школьный возраст отличается динамикой накопления личного опыта взаимодействия с людьми, приобретения умения действовать в интересах других людей [8, 9]. Отражение культуры различных национальностей на уроке изобразительного искусства в разных формах эстетической деятельности способствует тому, у школьников будет развиваться понимание и принятие многообразия национальных культур.

В общеобразовательных школах на уроках изобразительного искусства вводятся темы о национальностях, но их достаточно мало. Проанализировав рабочие программы Б.М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы», можно сделать вывод, что в данных программах присутствуют темы, связанные с национальностями, например: образ русского традиционного дома; русские сказки; русские национальные костюмы, своеобразие русской природы, деревенской местности; народные праздники и его атрибуты; образ художественной культуры Японии; национальная одежда японок; искусство народов гор и степей; культура Древней Греции; сказки народов Востока; яркие образы Индии; образы Китая [10]. В данных программах делается упор на изучение культуры русского народа и далее знакомство с восточными народами, народами степей и гор.

По нашему мнению, развитие понимания и принятия многообразия национальных культур стоит начинать через знакомство с национальностями, которые в большем количестве проживают в определенном регионе Российской Федерации, так как дети растут в социуме и каждый день встречают представителей различных национальностей, проживающих в регионах.

Несмотря на то, что тема толерантности и толерантного отношения довольно активно исследуется учеными в различных сферах науки, существует необходимость уточнения данного понятия относительно развития толерантного отношения средствами изобразительного искусства в теории художественного образования, а также необходимость разработки диагностического инструментария для исследования данного качества у детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы исследования

Одним из путей формирования толерантного отношения к различным национальностям у младших школьников является приобщение их к культурному многообразию мира через средства изобразительного искусства. Так как мышление у детей младшего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, можно предположить, что изобразительное искусство является хорошим инструментом для развития толерантного отношения к разным национальностям [9]. Изобразительное искусство развивает в детях эмоциональную сферу и дает им возможность быть более проницательными и отзывчивыми. Предоставляет возможность понимать глубокий смысл различных культур и народов, заложенный в произведениях изобразительного искусства.

Исследователи в сфере художественного образования (B.C. Кузин, Л.А. Неменская, О.В. Островская, В.Н. Полунина, Т.Я. Шпикалова (область пластических искусств); Е.Г. Ванслова, Е.Е. Кузьмина) отмечают, что у детей занятия искусством помогают сформировать и воспроизвести в их творческих работах позитивное отношение к многообразию культур различных национальностей [10, 3].

Начинать работу по развитию толерантного отношения к разным национальностям необходимо с уточнения данного понятия, а также с разработки диагностического инструментария по исследованию данного качества младших школьников. Последовательно рассмотрим понятия. У отечественных исследователей, А.Г. Асмолова и Г.У. Солдатовой сущностью понятия «толерантность» является уважение, отказ от насилия и доминирования, также признание равенства и разнообразия человеческих норм, культур и верований [11]. Согласно «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО» толерантность означает уважение и дружбу между всеми национальностями, принятие множества мировых культур [4]. Исследователи в области философии, психологии, педагогики определяют понятие «толерантность» как всеобщность людей с сохранением особенностей каждого, присутствие равноправия и взаимного уважения между людьми [12, 13].

В психологии В.Н. Мясищев определяет понятие «отношение» как психологическую привязку человека к вещам и людям, которые находятся вокруг него. Отношения человека подразумевают систему, в которой отражаются субъект-объектные отношение к предметам [14].

Рассмотрев понятия «толерантность» и «отношение» в трудах учёных, мы делаем вывод, что толерантное отношение к различным национальностям – это отношение к предметам и явлениям внешнего мира, включающее в себя признание многообразия человеческой культуры, признание равенства людей, понимание и уважение иного образа жизни. Относительно детей младшего школьного возраста, обучающихся на уроках изобразительного искусства, данное понятие трактуется нами как «знания о национальном составе человеческого сообщества и признание многообразия человеческой культуры; способность различать особенности образа жизни и культуры разных национальностей в произведениях изобразительного искусства; способность отразить национальные обычаи и уклад жизни в собственных творческих работах».

В соответствии с целью исследования была организована и проведена начальная диагностика исследования уровня развития толерантного отношения к различным национальностям у школьников средствами изобразительного искусства. Исследование проводилось на базе ГАОУ ТО «Гимназия российской культуры» г. Тюмени с учащимися 4 класса, в нем приняли участие 17 учеников.

На основе уточненного нами понятия были выделены следующие показатели: «знания о национальном составе человеческого сообщества и признание многообразия человеческой культуры»; «способность различать особенности образа жизни и культуры разных национальностей в произведениях изобразительного искусства»; «способность отразить национальные обычаи и уклад жизни в собственных творческих работах».

Для каждого из показателей были определены диагностические методы: тестирование (1 показатель), тестовый анализ картин (2 показатель) и творческое задание (3 показатель).

Результаты исследования и их обсуждение

Опишем сущность диагностических заданий по показателям.

Первые два диагностических задания направлены на выявление уровня показателя «знания о национальном составе человеческого сообщества и признание многообразия человеческой культуры»: в первом задании учащимся предлагается пройти тестирование и ответить на ряд вопросов, требующих развернутого ответа. Например, ученикам даются следующие вопросы:

1. Какие национальности ты знаешь?

2. Кто ты по национальности?

3. Люди каких национальностей живут в Российской Федерации?

4. Чем отличаются люди разных нацио- нальностей?

В целом тестирование прошло успешно, учащиеся активно отвечали на вопросы и отнеслись положительно к данной теме. Благодаря данному тестированию, удалось выявить уровень знаний о различных национальностях у учеников. В тестировании было достаточно объемное количество вопросов, на которые требовалось дать развернутые ответы. К сожалению, на определенные вопросы (чем отличаются люди разных национальностей и др.) учащиеся не смогли дать ответы, а также пропускали ответы на некоторые вопросы.

Во втором задании учащимся предлагается представить, что они отправляются в путешествие и с ними может поехать человек другой национальности. Далее им нужно ответить на вопросы: Человека какой национальности ты бы взяла(а)? Почему? Для того, чтобы учащиеся представляли себе детей других национальностей, в презентации на слайде обучающимся были показаны карточки с изображением людей в национальных костюмах (которые проживают в Тюменской области) (рис. 1).

hkuropet1.tif

Рис. 1. Рисунки людей разных национальностей в костюмах (русские, татары, ханты, азербайджанцы, украинцы)

Для определения качества развития показателей были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

Уровни первого показателя.

Высокий уровень (3 балла) – учащийся знает разнообразный национальный состав, может назвать не менее пяти национальностей, знает, что у разных национальностей есть свои культурные особенности. Средний уровень (2 балла) – учащийся знает разнообразный национальный состав, может назвать около трех-четырех национальностей, не знает, что у разных национальностей есть свои культурные особенности. Низкий уровень (1 балл) –учащийся не знает разнообразный национальный состав, не может назвать более трех национальностей, не знает, что у разных национальностей есть свои культурные особенности. В ходе выполнения данных заданий у всего класса возникло множество вопросов, большинство учащихся не полностью справились с заданием, так как только частично имели представления о разнообразном национальном составе России и его культурном многообразии.

Третье диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность различать особенности образа жизни и культуры разных национальностей в произведениях изобразительного искусства». В этом задании учащимся предлагается пройти тест с вариантами ответа. В каждом вопросе представлены картины художников (например, на картине изображено празднование русской масленицы), учащимся нужно проанализировать картину и ответить на тестовый вопрос. Пример тестового вопроса: посмотрите на картины. Выберите вариант ответа, в котором указано название праздника и национальность, для которой данный праздник является традиционным?

a) «Сабантуй», татары;

b) «Масленица», русские;

c) «Октоберфест», немцы;

Уровни по третьему показателю.

Высокий уровень (3 балла) показывает учащийся, который может различить особенности образа жизни и культуры разных национальностей на картинах художников и на все 3 вопроса ответил верно. Средний уровень (2 балла) показывает учащийся, который частично может различить особенности образа жизни и культуры разных национальностей на картинах художников и на 2 вопроса ответил верно. Низкий уровень (1 балл) показывает учащийся, который не может различить особенности образа жизни и культуры разных национальностей на картинах художников и на все 3 вопроса ответил неверно.

Третье задание школьникам далось не очень легко, многие школьники не знали, какая национальность или её праздник были изображены на картине.

Четвертое диагностическое задание было направлено на выявление уровня показателя «способность отразить национальные обычаи и уклад жизни в собственных творческих работах». Задание посвящено созданию эскиза народного костюма (русский, украинский, татарский, хантыйский и азербайджанский). Учащимся нужно выбрать понравившуюся национальность и на основе фотографий национальностей в костюмах выполнить задание (рис. 2).

hkuropet2.tif

Рис. 2. Русский народный костюм

Высокий уровень (3 балла) показывает учащийся, который подметил и передал все основные особенности русского народного костюма, верно передал элементы костюма, цвета, узоры. Средний уровень (2 балла) показывает учащийся, который частично подметил и передал все основные особенности русского народного костюма, неверно передал элементы костюма, цвета, узоры. Низкий уровень (1 балл) показывает учащийся, который не смог передать основные особенности русского народного костюма, неверно передал элементы костюма, цвета, узоры.

Задание выполнялось учащимися с интересом, однако не все ребята передали все основные особенности русского народного костюма (элементы костюма, цвета, узоры).

Анализ начальной диагностики показал следующие результаты.

По первому показателю «знания о национальном составе человеческого сообщества и признание многообразия человеческой культуры» низкий уровень выявился у 24 % респондентов (4 чел.), средний – у 76 % (13 чел.), высокий уровень не проявился.

По второму показателю «способность различать особенности образа жизни и культуры разных национальностей в произведениях изобразительного искусства» низкий уровень выявился у 40 % учеников (7 чел.), средний – у 36 % учеников (6 чел.), высокий уровень развитости показателя выявлен у 24 % школьников (4 чел.).

По третьему показателю «способность отразить национальные обычаи и уклад жизни в собственных творческих работах» низкий уровень был обнаружен у 46 % респондентов (8 чел.), средний – у 30 % (5 чел.), высокий уровень проявился у 24 % школьников (4 чел.).

Заключение

Можно сделать вывод, что по всем трем показателям проявились в основном средний и низкий уровни. На основе полученных диагностических данных можно сформулировать следующие задачи:

- необходимо дать школьникам знания о национальном составе человеческого сообщества и их культурных особенностях;

- продолжить совершенствовать способность видеть и различать особенности образа жизни и культуры разных национальностей в произведениях изобразительного искусства;

- продолжить работу над способностью отражать национальные обычаи и уклад жизни в собственных творческих работах.

Поставленные задачи будут осуществляться на развивающем этапе опытно-поисковой работы исследования при рационально подобранных формах и методах работы с младшими школьниками.


Библиографическая ссылка

Шкуропет А.А., Овсянникова О.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 3. – С. 20-24;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2373 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674