Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

STUDY OF TOLERANT ATTITUDES TOWARDS DIFFERENT NATIONALITIES AMONG JUNIOR SCHOOLCHILDREN OF THE MEANS OF THE VISUAL ARTS

Shkuropet A.A. 1 Ovsyannikova O.A. 1
1 Tyumen State University
The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of a tolerant attitude to different nationalities in schoolchildren by means of visual arts, conducting the initial diagnosis of the studied quality of schoolchildren and its analysis. Fine art is an effective tool in the development of a tolerant attitude to different nationalities in younger schoolchildren, since at this age there is an intensive development of emotional and sensory attitude to the world around them, children are susceptible to the assimilation of ethical norms. In the process of perceiving the culture of different nationalities in the visual arts class, in the course of creating creative works based on the study of different national cultures, students will develop an understanding and acceptance of the diversity of national cultures. The main concept of the study regarding the development of this quality in primary school students in the visual arts lessons at school is clarified. On the basis of the refined concept of «tolerant attitude to different nationalities among schoolchildren by means of visual arts», indicators of this quality of younger schoolchildren are formulated, for each indicator methods (testing, test analysis of paintings, the method of creative tasks) and diagnostic tasks for schoolchildren are developed. Diagnostic tasks are based on two forms of aesthetic activity: the perception of art and the creation of an artistic product.
tolerant attitude
fine arts
junior schoolchildren
diagnostic tool
method of creative assignments
testing method
method of test analysis of paintings

Российская Федерация является многонациональной страной, на ее территории проживает более 180 национальностей [1], в их число входят также коренные и малые народы. Для сохранения мира внутри страны необходимо, чтобы каждый человек проявлял толерантное отношение к многообразию человеческой культуры. Несмотря на то, что в наше время тема национальной толерантности является актуальной, довольно часто отмечаются проявления экстремизма, агрессии на межнациональной, межэтнической почве [2, 3]. В Декларации принципов толерантности и Федеральном законе об образовании в Российской Федерации отмечается значимость воспитания межнациональной толерантности [4, 5]. Воспитание толерантности к различным национальностям необходимо начинать с младшего школьного возраста [6]. Изобразительное искусство является эффективным инструментом в развитии национальной толерантности у данного возраста, так как у младших школьников происходит интенсивное развитие эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру, они отличаются восприимчивостью к усвоению этических норм. В младшем школьном возрасте происходит формирование норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. Возрастные психологические особенности данного возраста наиболее благоприятны для развития обозначенного качества [7]. Младший школьный возраст отличается динамикой накопления личного опыта взаимодействия с людьми, приобретения умения действовать в интересах других людей [8, 9]. Отражение культуры различных национальностей на уроке изобразительного искусства в разных формах эстетической деятельности способствует тому, у школьников будет развиваться понимание и принятие многообразия национальных культур.

В общеобразовательных школах на уроках изобразительного искусства вводятся темы о национальностях, но их достаточно мало. Проанализировав рабочие программы Б.М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы», можно сделать вывод, что в данных программах присутствуют темы, связанные с национальностями, например: образ русского традиционного дома; русские сказки; русские национальные костюмы, своеобразие русской природы, деревенской местности; народные праздники и его атрибуты; образ художественной культуры Японии; национальная одежда японок; искусство народов гор и степей; культура Древней Греции; сказки народов Востока; яркие образы Индии; образы Китая [10]. В данных программах делается упор на изучение культуры русского народа и далее знакомство с восточными народами, народами степей и гор.

По нашему мнению, развитие понимания и принятия многообразия национальных культур стоит начинать через знакомство с национальностями, которые в большем количестве проживают в определенном регионе Российской Федерации, так как дети растут в социуме и каждый день встречают представителей различных национальностей, проживающих в регионах.

Несмотря на то, что тема толерантности и толерантного отношения довольно активно исследуется учеными в различных сферах науки, существует необходимость уточнения данного понятия относительно развития толерантного отношения средствами изобразительного искусства в теории художественного образования, а также необходимость разработки диагностического инструментария для исследования данного качества у детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы исследования

Одним из путей формирования толерантного отношения к различным национальностям у младших школьников является приобщение их к культурному многообразию мира через средства изобразительного искусства. Так как мышление у детей младшего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, можно предположить, что изобразительное искусство является хорошим инструментом для развития толерантного отношения к разным национальностям [9]. Изобразительное искусство развивает в детях эмоциональную сферу и дает им возможность быть более проницательными и отзывчивыми. Предоставляет возможность понимать глубокий смысл различных культур и народов, заложенный в произведениях изобразительного искусства.

Исследователи в сфере художественного образования (B.C. Кузин, Л.А. Неменская, О.В. Островская, В.Н. Полунина, Т.Я. Шпикалова (область пластических искусств); Е.Г. Ванслова, Е.Е. Кузьмина) отмечают, что у детей занятия искусством помогают сформировать и воспроизвести в их творческих работах позитивное отношение к многообразию культур различных национальностей [10, 3].

Начинать работу по развитию толерантного отношения к разным национальностям необходимо с уточнения данного понятия, а также с разработки диагностического инструментария по исследованию данного качества младших школьников. Последовательно рассмотрим понятия. У отечественных исследователей, А.Г. Асмолова и Г.У. Солдатовой сущностью понятия «толерантность» является уважение, отказ от насилия и доминирования, также признание равенства и разнообразия человеческих норм, культур и верований [11]. Согласно «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО» толерантность означает уважение и дружбу между всеми национальностями, принятие множества мировых культур [4]. Исследователи в области философии, психологии, педагогики определяют понятие «толерантность» как всеобщность людей с сохранением особенностей каждого, присутствие равноправия и взаимного уважения между людьми [12, 13].

В психологии В.Н. Мясищев определяет понятие «отношение» как психологическую привязку человека к вещам и людям, которые находятся вокруг него. Отношения человека подразумевают систему, в которой отражаются субъект-объектные отношение к предметам [14].

Рассмотрев понятия «толерантность» и «отношение» в трудах учёных, мы делаем вывод, что толерантное отношение к различным национальностям – это отношение к предметам и явлениям внешнего мира, включающее в себя признание многообразия человеческой культуры, признание равенства людей, понимание и уважение иного образа жизни. Относительно детей младшего школьного возраста, обучающихся на уроках изобразительного искусства, данное понятие трактуется нами как «знания о национальном составе человеческого сообщества и признание многообразия человеческой культуры; способность различать особенности образа жизни и культуры разных национальностей в произведениях изобразительного искусства; способность отразить национальные обычаи и уклад жизни в собственных творческих работах».

В соответствии с целью исследования была организована и проведена начальная диагностика исследования уровня развития толерантного отношения к различным национальностям у школьников средствами изобразительного искусства. Исследование проводилось на базе ГАОУ ТО «Гимназия российской культуры» г. Тюмени с учащимися 4 класса, в нем приняли участие 17 учеников.

На основе уточненного нами понятия были выделены следующие показатели: «знания о национальном составе человеческого сообщества и признание многообразия человеческой культуры»; «способность различать особенности образа жизни и культуры разных национальностей в произведениях изобразительного искусства»; «способность отразить национальные обычаи и уклад жизни в собственных творческих работах».

Для каждого из показателей были определены диагностические методы: тестирование (1 показатель), тестовый анализ картин (2 показатель) и творческое задание (3 показатель).

Результаты исследования и их обсуждение

Опишем сущность диагностических заданий по показателям.

Первые два диагностических задания направлены на выявление уровня показателя «знания о национальном составе человеческого сообщества и признание многообразия человеческой культуры»: в первом задании учащимся предлагается пройти тестирование и ответить на ряд вопросов, требующих развернутого ответа. Например, ученикам даются следующие вопросы:

1. Какие национальности ты знаешь?

2. Кто ты по национальности?

3. Люди каких национальностей живут в Российской Федерации?

4. Чем отличаются люди разных нацио- нальностей?

В целом тестирование прошло успешно, учащиеся активно отвечали на вопросы и отнеслись положительно к данной теме. Благодаря данному тестированию, удалось выявить уровень знаний о различных национальностях у учеников. В тестировании было достаточно объемное количество вопросов, на которые требовалось дать развернутые ответы. К сожалению, на определенные вопросы (чем отличаются люди разных национальностей и др.) учащиеся не смогли дать ответы, а также пропускали ответы на некоторые вопросы.

Во втором задании учащимся предлагается представить, что они отправляются в путешествие и с ними может поехать человек другой национальности. Далее им нужно ответить на вопросы: Человека какой национальности ты бы взяла(а)? Почему? Для того, чтобы учащиеся представляли себе детей других национальностей, в презентации на слайде обучающимся были показаны карточки с изображением людей в национальных костюмах (которые проживают в Тюменской области) (рис. 1).

hkuropet1.tif

Рис. 1. Рисунки людей разных национальностей в костюмах (русские, татары, ханты, азербайджанцы, украинцы)

Для определения качества развития показателей были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

Уровни первого показателя.

Высокий уровень (3 балла) – учащийся знает разнообразный национальный состав, может назвать не менее пяти национальностей, знает, что у разных национальностей есть свои культурные особенности. Средний уровень (2 балла) – учащийся знает разнообразный национальный состав, может назвать около трех-четырех национальностей, не знает, что у разных национальностей есть свои культурные особенности. Низкий уровень (1 балл) –учащийся не знает разнообразный национальный состав, не может назвать более трех национальностей, не знает, что у разных национальностей есть свои культурные особенности. В ходе выполнения данных заданий у всего класса возникло множество вопросов, большинство учащихся не полностью справились с заданием, так как только частично имели представления о разнообразном национальном составе России и его культурном многообразии.

Третье диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность различать особенности образа жизни и культуры разных национальностей в произведениях изобразительного искусства». В этом задании учащимся предлагается пройти тест с вариантами ответа. В каждом вопросе представлены картины художников (например, на картине изображено празднование русской масленицы), учащимся нужно проанализировать картину и ответить на тестовый вопрос. Пример тестового вопроса: посмотрите на картины. Выберите вариант ответа, в котором указано название праздника и национальность, для которой данный праздник является традиционным?

a) «Сабантуй», татары;

b) «Масленица», русские;

c) «Октоберфест», немцы;

Уровни по третьему показателю.

Высокий уровень (3 балла) показывает учащийся, который может различить особенности образа жизни и культуры разных национальностей на картинах художников и на все 3 вопроса ответил верно. Средний уровень (2 балла) показывает учащийся, который частично может различить особенности образа жизни и культуры разных национальностей на картинах художников и на 2 вопроса ответил верно. Низкий уровень (1 балл) показывает учащийся, который не может различить особенности образа жизни и культуры разных национальностей на картинах художников и на все 3 вопроса ответил неверно.

Третье задание школьникам далось не очень легко, многие школьники не знали, какая национальность или её праздник были изображены на картине.

Четвертое диагностическое задание было направлено на выявление уровня показателя «способность отразить национальные обычаи и уклад жизни в собственных творческих работах». Задание посвящено созданию эскиза народного костюма (русский, украинский, татарский, хантыйский и азербайджанский). Учащимся нужно выбрать понравившуюся национальность и на основе фотографий национальностей в костюмах выполнить задание (рис. 2).

hkuropet2.tif

Рис. 2. Русский народный костюм

Высокий уровень (3 балла) показывает учащийся, который подметил и передал все основные особенности русского народного костюма, верно передал элементы костюма, цвета, узоры. Средний уровень (2 балла) показывает учащийся, который частично подметил и передал все основные особенности русского народного костюма, неверно передал элементы костюма, цвета, узоры. Низкий уровень (1 балл) показывает учащийся, который не смог передать основные особенности русского народного костюма, неверно передал элементы костюма, цвета, узоры.

Задание выполнялось учащимися с интересом, однако не все ребята передали все основные особенности русского народного костюма (элементы костюма, цвета, узоры).

Анализ начальной диагностики показал следующие результаты.

По первому показателю «знания о национальном составе человеческого сообщества и признание многообразия человеческой культуры» низкий уровень выявился у 24 % респондентов (4 чел.), средний – у 76 % (13 чел.), высокий уровень не проявился.

По второму показателю «способность различать особенности образа жизни и культуры разных национальностей в произведениях изобразительного искусства» низкий уровень выявился у 40 % учеников (7 чел.), средний – у 36 % учеников (6 чел.), высокий уровень развитости показателя выявлен у 24 % школьников (4 чел.).

По третьему показателю «способность отразить национальные обычаи и уклад жизни в собственных творческих работах» низкий уровень был обнаружен у 46 % респондентов (8 чел.), средний – у 30 % (5 чел.), высокий уровень проявился у 24 % школьников (4 чел.).

Заключение

Можно сделать вывод, что по всем трем показателям проявились в основном средний и низкий уровни. На основе полученных диагностических данных можно сформулировать следующие задачи:

- необходимо дать школьникам знания о национальном составе человеческого сообщества и их культурных особенностях;

- продолжить совершенствовать способность видеть и различать особенности образа жизни и культуры разных национальностей в произведениях изобразительного искусства;

- продолжить работу над способностью отражать национальные обычаи и уклад жизни в собственных творческих работах.

Поставленные задачи будут осуществляться на развивающем этапе опытно-поисковой работы исследования при рационально подобранных формах и методах работы с младшими школьниками.