Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИННОВАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ)

Заплатина О.А. 1 Родин М.А. 1 Суханов Е.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Минздрава России
Современное профессиональное образование, несмотря на огромный научный прорыв в области методологии, имеет богатейшую базу дидактико-методологических традиций, давших миру фундаментальную научно-методологическую базу, сочетающую в себе интеграцию знаний различных областей, обогащающих профессиональную методологию. Тем не менее необходимо отметить несомненную важность для профессий, требующих высокого уровня сформированности профессионально важных физических качеств, и инновационных методологических подходов, позволяющих личности будущего профессионала раскрыться профессионально разносторонне с привлечением потенциала физической культуры личности. Настоящий этап современного профессионального образования характеризуется необходимостью в формировании совершенно новых технологических и методологических подходов обеспечения успешной профессиональной готовности обучающихся. Сегодняшний социум нуждается в личности, которая характеризуется высоким профессиональным потенциалом, развитостью критического мышления, высоким уровнем самоактуализации и имеющимся практическим творческим опытом, а также достаточно высоким уровнем работоспособности и физической подготовленности. Содержание обучения оперирует тесной взаимосвязью таких компонентов, как знания, умения, навыки и компетенции. Оно тесно связывает опыт человека, его творческую деятельность и эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности. Каждая новая историческая эпоха формировала и формирует содержание обучения в соответствии с характерными для нее культурными, философскими, теоретико-методологическими основаниями. Его характер и объем регламентируются социальным заказом современной образовательной системы и регулируются посредством дидактических концепций (теорий).
дидактические концепции
инновационные педагогические концепции
профессиональное образование
методологические подходы
преподавание физической культуры
непрофильный вуз
1.АхметвалееваЭ.М., МуллагаяноваГ.С. Инновации в сфере образования// Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №1 (5). С.97–99.
2.НиконороваЛ.А. Современные и инновационные воспитательные технологии// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т.5. С.156–160.
3.КазданянС.Ш. Инновационные процессы и закономерности их протекания в сфере высшего образования РФ// Гуманизация образования. 2016. №4. С.27–35.
4.ГальперинП.Я. Педагогика[Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3-2/58.htm (дата обращения: 11.03.2021).
5.ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность[Электронный ресурс]. URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/leontev/ (дата обращения: 11.03.2021).
6.РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 719 с.
7.РубинштейнС.Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии. М., 1976. 560 с.
8.ШаталовА.А. Возвращение Толстого– мыслителя и педагога// Социально-экологические технологии. 2013. №1. С.50–58.
9.ШуваловаК.В., ЯшковаЕ.В., ВагинД.Ю., СемикинаА.В., КлимоваС.С. Особенности внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2 (36). С.455–462.
10.ХуторскойА.В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012. 73 с.
11.ЛихачевБ.Т. Методологические основы педагогики. Самара: Изд-воСИУ, 2008. 200с.
12.ШаталовА.А. Л.Н. Толстой о природе и природосообразном воспитании// Социально-экологические технологии. 2013. №2. С.42–49.
13.МатюнинаО.Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы// Вестник международного института экономики и права. 2015. №2 (19). С.106–111.
14.ШтраубИ.А. Традиции и новаторство в образовательном процессе// Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. №3. С.122–127.

Новые требования социокультурного развития и тенденции формирования информационного общества ставят систему образования перед необходимостью переосмысления образовательных целей и задач, содержательной стороны и операционального теоретико-методологического и технологического инструментария. В связи с этим отечественное педагогическое сообщество видит смыслом и целью общей теории и методологии образования курс на развитие личности обучающегося, методическая стратегия которого должна быть раскрыта в контексте стимулирования их активности и развития познавательной активности, в связи с чем новые дидактические концепции в сфере профессиональной подготовки становятся всецело ориентированными на самостоятельный синтез обучающимися нового знания и профессионально ориентированную самореализацию в рамках самостоятельного приобретения творческого практического опыта [1].

Именно для реализации данной концепции и современных целей образования разработано новое поколение государственных образовательных стандартов, которые предполагают радикальную перестройку теоретико-методологических оснований образования, служащих формированию фундаментального представления у обучающихся интегративного знания, полученного в результате приобретения личностного опыта и реализующегося в контексте самоактуализации личности в социокультурном пространстве.

Целью исследования явилась необходимость рассмотреть инновационные концепции в профессиональном образовании, а также выявить методологические основания новых инновационных методологических подходов в профессиональном образовании (на примере преподавания физической культуры в непрофильном вузе).

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили теоретико-методологическое знание о методологических подходах в профессиональном образовании, а также дидактико-методологическая специфика традиционных подходов в системе профессионального образования.

В исследовании использовались следующие методы: историко-описательный метод, метод теоретического анализа, синтез-вычленение структур, сравнение, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Современная дидактическая концепция в системе профессионального образования. Интегративные технологии и подходы в профессиональном образовании, а также специфика тематического планирования образовательных дисциплин и модулей предполагают последовательность, постепенность и стадийное усложнение процесса профессиональной подготовки (в том числе и в области сценического искусства). Это достигается за счет способностей интегрируемых дисциплин формировать фундаментальные основы познавательного развития обучающихся, прогрессивное движение которому в этом процессе со временем начинает задавать развиваемая междисциплинарная познавательная активность. Именно эти аспекты в интеграции позволяют значительно расширить возможности процесса профессиональной подготовки и определить концепты управления им [2, 3].

Образовательные отношения в рамках современной дидактической концепции приобретают черты субъект-субъектного или субъект-объектного характера, в зависимости от задач профессиональной подготовки будущих специалистов. Однако основные принципы реализации современной образовательной парадигмы заложены сегодня в предъявляемых к ним требованиям (что является важным в процессе преподавания физической культуры в вузе).

Первое требование – это требование обязательности. Данное требование подразумевает, что принципы формирования образовательных отношений являются не советами и не рекомендациями. Они предполагают полное, обязательное и поступательное воплощение в практической деятельности. Несоблюдение этого условия не только снизит эффективность процесса профессиональной подготовки, но и нарушит его фундаментальные основы.

Второе условие – комплексность. Это условие предполагает, что принципы формирования образовательных отношений реализуются одновременно, в комплексе, и пронизывают все этапы процесса профессиональной подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки. Принципы реализуются не отдельно или поступательно, а суммарно, фронтально.

Третье условие – равнозначность. Она предполагает, что принципы формирования процессов профессионально-прикладной физической подготовки фундаментальны и равнозначны. Среди них отсутствуют приоритетные или второстепенные. Внимание педагога должно быть направлено на все принципы сразу, что способствует предотвращению различных нарушений процесса профессиональной подготовки в целом.

Четвертое условие – отсутствие прагматизма. Оно подразумевает, что принципы нельзя рассматривать как некие универсальные правила и педагогические догмы, исключительно благодаря которым педагог мог бы достигнуть максимально высоких результатов. Принципы формирования образовательных отношений нужно рассматривать таким образом, чтобы не подменять их статусом мастерство педагога, его педагогический профессионализм. Хотя условия реализации принципов обусловлены требованиями и требования эти являются одинаковыми для всех, практическая реализация всех принципов будет личностно обусловленной.

Пятое условие – условие системности, так как все принципы являются системой, которая в нашем случае должна опираться на связи профессиональной подготовки с социальной и профессиональной жизнедеятельностью, предъявляющей возрастающие требования к уровню физической подготовленности будущего профессионала, опору на положительный опыт, гуманизацию отношений, личностную ориентированность и единство воздействий.

Таким образом, можем отметить, что функции принципов формирования образовательных отношений в процессе преподавания физической культуры в вузе разнообразны. Посредством их подробно и содержательно раскрываются одни из важных задач цели профессиональной подготовки, представленные в сжатой и лаконичной форме.

Методологические подходы в современном профессиональном образовании. Если рассматривать инновационные идеи образования, то можно сказать, что достаточно большое количество новых решений для профессионального развития личности и ее дальнейшего профессионального совершенствования предлагается в контексте разработки методологических решений, в центр которых помещается личностный концепт. С этих позиций профессиональное образование реализует в настоящее время следующие методологические подходы:

– деятельностный подход (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); данный подход предполагает, что приобретение профессиональных знаний должно быть результатом практической творческой деятельности будущего профессионала, в результате которой формируется личностный опыт, который впоследствии может быть положен в решение любых профессиональных задач. Основными аспектами деятельностного методологического подхода стали такие концепт-следствия, как умение самостоятельно добывать знания, включаться в любой управленческий аспект деятельности, в связи с чем современная педагогическая наука стала ориентировать научную мысль на активную деятельностную позицию, формирование психических функций, а также создание условий для их развития в процессе обучения; реализация деятельностного подхода в подготовке профессионалов средствами физической культуры, спорта и профессионально-прикладной физической подготовки имеет объемную практико-ориентированную область, в которой ее результатом является показатель сложности движений, проявленной во времени, отведенном на овладение двигательными навыками до состояния «готовности» [4–7];

– личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский, Л. Лурия, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др.), характеризующий деятельность субъектов образовательного процесса и отражающий качество преподавания, уровень педагогического мастерства и профессионального опыта преподавателей, а также методологический базис, технологии реализации и учет индивидуальных особенностей обучающихся, что говорит о готовности субъектов образовательного процесса к реализации данной педагогической системы; данный подход направлен на формирование самореализующейся в профессиональной деятельности личности, способной к достижению усложняющихся профессиональных целей и задач; в рамках процесса физического воспитания в вузе актуализирующийся личностный и профессиональный опыт как личностный потенциал субъекта, интегрированного в систему профессионально-прикладной физической подготовки с учетом профессиографических требований будущей профессии, формируя потребность достижения качества результатов соответствующей подготовки [8];

– компетентностно-ориентированный подход (А.В. Хуторской, Б.Д. Эльконин, С.Е. Шишов, Е.Я. Коган и др.), предполагающий подготовку принципиально нового компетентного в профессиональной сфере специалиста, а также акцентирующий пристальное внимание профессионального сообщества на результате образования; данный подход основан прежде всего на формировании потребностно-мотивационной сферы студентов и своевременном оказании педагогической поддержки в выборе индивидуальных образовательных маршрутов, реализующихся через комплексную программу педагогических условий и мероприятий; помимо этого компетентностно-ориентированный методологический подход включает деятельностно-технологический компонент, подразумевающий выбор технологий обучения с масштабным использованием дифференцированного подхода в ходе занятий физической культурой и спортом в вузе, а также внеучебной деятельности обучающихся; основным итогом успешной реализации данного подхода рассматривают рефлексивно-результирующую составляющую, которая отражает результативность системы подготовки профессионала, эффективность оценивания результатов образовательной деятельности в условиях конкурентоориентированного рынка труда, а также эффективность предлагаемых моделей подготовки специалистов, в связи с чем научная деятельность, посвященная исследованию системной детерминации учебной деятельности, определению факторов, обусловливающих ее успешность в новых условиях, способна возродить педагогическую концепцию профессионального развития и становления личности, которая, возможно, сможет преодолеть разрыв желаемой и реальной действительности, обусловленной компетентностно- и личностно-ориентированной парадигмой образования; в контексте профессионально-прикладной физической подготовки компетентностно- и личностно-ориентированный подход будет обеспечивать мотивированность и формирование потребности в достижении должного уровня физической культуры профессионала, самодетерминации, самореализации и саморазвития личности; это определяет интегративную сущность гуманистического подхода в образовании [9, 10];

– гуманистический подход (П.Г. Редькин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.), основанный на наличии определенных требований к уровню подготовки педагога физической культуры: учет принципов универсального направления педагогики гуманизма в профессиональном образовании влечет за собой высокий уровень профессиональной квалификации педагога, так как, именно обладая должным уровнем подготовки, будущий специалист способен реализовать идеи свободы творчества и познавательной активности, что важно в сфере физической культуры и спорта; с позиций методологии гуманистического подхода все методы и средства ставятся на «служение» ценностному воспитанию на основе этических принципов, предполагающих совершенствование личностного начала человека на основе самостоятельного осмысления и соблюдения норм и правил, что обусловливается путем исключения обычной трансляции знания к развитию интереса и творческой пытливости и влечет за собой особую готовность педагога осуществить в процессе физического воспитания основные гуманистические идеи; по отношению к личности профессионала гуманистический подход исторически сформулировал принципы его собственной профессиональной деятельности, среди которых на первом месте рассматриваются такие как объективность, спортивная квалицифированность, научность, а с точки зрения методологического отношения – принципы саморегуляции, самодетерминации и предлагающего объяснения [11, 12];

– инновационные подходы, основанные на интерактивных технологиях обучения, предусматривающие осуществление процесса профессиональной подготовки на основе принципа сотрудничества, который предполагает формирование самостоятельного творческого опыта через практическую деятельность на основе таких методов, как метод творческих заданий (используемый в рамках соревновательной деятельности и пр.), метод дискуссий (используемый при формировании собственной концепции физической культуры современного специалиста и т.п.), метод презентации (позволяющий демонстрировать сложные навыки в сфере физической культуры и спорта и др.), метод тренингов, метод проблемных ситуаций, позволяющий решать профессионально-ориентированные задачи;

– контекстный подход в профессиональной подготовке (А.А. Вербицикй, А.В. Райцев, Б.А. Тахохов и др.), который предполагает своеобразное «погружение» обучающегося в поле профессии; данный подход непосредственно связан с решением профессиональных задач на основе плюралистического подхода, что выражается в формировании индивидуального маршрута решения ситуации или задачи на основе имеющихся знаний, умений, навыков, компетенций и практического опыта; данный подход предопределяет формирование профессионального профессиографического портфолио обучающихся уже на стадии начального профессионального самоопределения и позволяет специалисту быть востребованным в условиях высокой конкуренции на международном и отечественном рынках труда и услуг; учебная деятельность при этом приобретает динамичность, альтернативность и вариабельность, которые не только являются новшеством, продиктованным востребованностью в новых социокультурных условиях реализации профессионального образования, но и утверждается личностью самого обучающегося в процессе его учебной деятельности как профессионально контекстной [13, 14].

Принципы методологического синтеза традиционных и инновационных подходов становятся популярными не только в контексте профессионального и общего образования. Они широко и успешно используются в учреждениях дополнительного образования: спортивных и т.д.

По мнению многих ученых и педагогов-практиков, изучающих опыт методологического синтеза, существует незаурядная возможность эффективно помочь найти решение многим педагогическим проблемам современности.

Выводы

Таким образом, считаем необходимым еще раз отметить, что:

1. Методологические подходы в профессиональном образовании актуализированы в плане личностной репрезентации будущего профессионала, что с позиций физической культуры современного специалиста также является важным; это еще раз доказывает значимость в успешной профессиональной деятельности индивидуальности и творческого подхода к выполнению профессиональных обязанностей на основе сформированных профессионально важных физических и психофизиологических качеств.

2. Данная концепция пронизывает все современные теории профессионального образования, не исключая и те, которые в своей практике еще нередко апеллируют к историческим традициям педагогического наследия (в том числе теории и методике профессионально-прикладной физической подготовки).

3. Инновационные методологические подходы в профессиональном образовании имеют достаточно глубокие исторические психолого-педагогические корни, раскрывающие потенциал периодических открытий в педагогике, психологии, теории и методике физической культуры и спорта и др. смежных науках; так, например, психологическая теория деятельности дала огромный потенциал развитию методологии деятельностного подхода в физическом воспитании с привлечением личностно-ориентированного аспекта, обеспечивающего успех личности на профессиональном поприще.

4. Область профессионального образования, включающая подготовку специалистов средствами физической культуры и спорта, не является исключением в плане востребования данных методологических подходов, а, напротив, использует их потенциал для развития профессионального образования; это дает понимание того, что основным движущим элементом прогресса является свободная, творческая, компетентная, работоспособная, физически подготовленная личность.


Библиографическая ссылка

Заплатина О.А., Родин М.А., Суханов Е.Л. ИННОВАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ) // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 3. – С. 5-9;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2370 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674