Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ИДЕИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Кузнецова А.Я. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
В статье представлен обзор исследований индивидуальной траектории образования. В современных публикациях по проблемам образования используют категории «индивидуальная траектория развития», «индивидуальная траектория образования» (ИТО), «индивидуальная траектория личностного развития». Отмечены общие тенденции в развитии представлений об индивидуальной траектории развития детей в системе образования. Показано, что во всех исследованиях ИТО фундаментом остается научное знание по психологии личности. Отмечается, что новое направление формируется как ветвь магистрального личностно-ориентированного образования. На основе анализа показано, что дальнейшее развитие теоретических выводов зависит от их практической апробации. Акцентируется внимание на конкретных технологических шагах, необходимых для перехода образования на индивидуальную траекторию, мотивирующих развитие личностных черт и качеств. Показана необходимость на практике перехода от теоретического изучения широких понятий «личность» и «развитие личности» к значительно более узким проблемам, к решению узкопрофессиональных технологических задач. Отмечены исследования, в которых раскрыта роль осознающей рефлексирующей интеллектуальной работы воспитанника, делающей его субъектом проектирования, построения индивидуальной траектории развития и индивидуальной траектории образования. Представлены исследования, подчеркивающие важность учета возрастных особенностей воспитанника при анализе индивидуальной траектории развития личности.
индивидуализация
дифференцированный подход
психология личности
формирование личности
интеллектуальная рефлексия
индивидуальная траектория
образовательная технология
1. Тукова Е.А., Ярославцева Я.А. Индивидуальные траектории формирования личности будущего экономиста // Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 39–41.
2. Пашков Г.Н. Алгоритм разработки индивидуальных образовательных траекторий развития личностной спортивной культуры младших школьников // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2016. № 1. С. 225–227.
3. Шамсутдинова Т.М. Индивидуальная образовательная траектория как вектор профессионального развития личности // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 9–10 (13–14). С. 57–59.
4. Борисова О.В. Модель построения индивидуальной траектории развития личности в цифровой экономике // Самоуправление. 2020. Т. 2. № 1 (118). С. 79–83.
5. Голикова Е.М., Торшков А.А. Социальное развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуальных образовательных траекторий // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 23–25.
6. Ибляминова М.Р. Формирование поликультурной личности на основе проектирования индивидуальных образовательных траекторий // В сборнике: Этнокультурное образование в современном мире. Научный редактор Е.А. Александрова. 2017. С. 248–254.
7. Бережная И.Ф. Студент как субъект проектирования индивидуальной траектории профессионального развития в образовательном процессе вуза // Педагогика XXI века: стандарты и практики: в 2 ч. 2016. С. 40–46.
8. Никулина А.С. К вопросу о возможности формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 18–23.
9. Скворцова Т.П. Безопасная эстетическая среда как условие реализации индивидуальной траектории развития личности ребенка дошкольного возраста // Психология творчества и одаренности: материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. 2018. С. 223–227.
10. Панченко И.Г. Индивидуальная образовательная траектория в развитии личности ребёнка дошкольного возраста // Гносеологические аспекты образования: Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. Липецк, 2018. С. 489–495.
11. Бероева Е.А. Индивидуальная образовательная траектория как средство развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10 (210). С. 19–23.
12. Гавриков А.А. Индивидуальная образовательная траектория формирования проектной компетентности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 3 (21). С. 89–91.
13. Шутова Т.А. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности будущих инженеров гражданской авиации // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010. № 13. С. 63–66.
14. Зенкина А.В. Формирование образовательного пространства как основа создания индивидуальной образовательной траектории развития личности // Современные тенденции развития системы образования. Чебоксары, 2018. С. 165–171.
15. Кадер А.М. Индивидуальная траектория самореализации личности в субкультуре исторической реконструкции // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 1 (62). С. 114–118.
16. Найденова И.С. Развитие индивидуальной траектории обучения как путь к успеху каждого ученика // Современная педагогика. 2016. № 3 (40). С. 12–14.
17. Иралиева В.М., Смолина Н.Г., Ильина Д.Д., Кайма Т.А. Успешность личности школьника и индивидуальная образовательная траектория // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 242–244.
18. Есин Р.В., Вайнштейн Ю.В. Методическая модель формирования математической компетентности на основе индивидуальной образовательной траектории в электронной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–4. С. 67–70.
19. Маньшин М.Е. Конструирование индивидуальных траекторий развития интеллектуальной компетентности будущих учителей информатики при изучении дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ» // Информатика и образование. 2014. № 8 (257). С. 84–88.
20. Степанова Л.Н. Портфолио как средство проектирования индивидуальной траектории профессионального будущего личности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании / Под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. 2018. С. 464–467.
21. Толбатова Ю.В. Экспериментальная работа по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 200–201.
22. Кузнецова А.Я. Самопознание личности и гармонизация образования // Интеллект, культура и образование. Новосибирский государственный университет, Новосибирская государственная консерватория, Институт философии и права СО РАН, Институт интеллектуальных инноваций и проблем консультирования, Научный совет РАО по философским и педагогическим проблемам образования. 1994. С. 67–68.
23. Кузнецова А.Я. Образование современного человека: теория, философия, методология. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2010. 88 с.
24. Кузнецова А.Я. Гуманизация образования и интеллект. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2006. 196 с.
25. Кузнецова А.Я. Индивидуальная траектория развития в координатах личность – компетентность // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8–3. С. 110–111.

Изучение проблем дальнейшего развития общества указывает на необходимость реализации природных задатков человека в процессе его образования. Современная система образования человека предполагает в основном одинаковое воспитание и обучение для всех индивидов в детском и юношеском возрасте. Только на этапе профессионального обучения человеку предлагают определить сферу предстоящего общественного труда, в то время как личностные характеристики индивида во многом уже сформированы. В результате обнаруживается несовпадение имеющихся и необходимых для жизни общества возможностей индивидов. При этом суммарный природный дар граждан в объеме целого социума оказывается нереализованным. Не учитывая этого, общество проявляет отсутствие рачительности в отношении своего основного природного ресурса – потенциала каждого отдельного человека. Раннее обнаружение природных дарований и их инвентаризация могут основательно оптимизировать социально-производственную жизнь общества и значительно улучшить психическое здоровье составляющих его индивидов.

Цель данной статьи – на основе обзора ряда современных публикаций по исследованию индивидуальной траектории развития выделить общие концептуальные основания и конкретизировать наметившиеся направления их развития.

В современных исследованиях индивидуальной траектории образования прослеживается опора на фундаментальные положения психологии личности. В то же время эти исследования направлены на решение широкого спектра конкретных проблем, требующих современного технологического подхода. Из темы построения индивидуальной траектории в образовании исследователи выделяют тему индивидуальной траектории развития личности [1–3]. О.В. Борисова использует данную технологию при изучении модели развития личности в цифровой экономике [4]. Фундаментализация данной работы состоит в развитии личностно-ориентированного направления в образовании. Конкретная технология построения траектории развития личности основана на важной, предложенной автором, идее формирования навыков личности на протяжении всей жизни. Практический конкретный характер исследования требует перехода от теоретически широких понятий «личность» и «развитие личности», к значительно более узкой проблеме, к решению узкопрофессиональной технологической задачи разработки веб-сервиса, необходимого элемента технологии. Ценность цифровой модели рассматривается в её полезности для личностного развития обучаемого. В исследовании она представлена как тренажер электронно-цифровых навыков. Развитие навыков индивида может стать элементом развития личности в том случае, если представленные навыки существенно актуальны и востребованы обществом. Такая идея позволяет технологически конкретное понятие «навыки индивида» и ситуативно-конкретное понятие «веб-сервис» вписать в философски значимую идею «индивидуальной траектории развития личности».

В исследованиях индивидуальной траектории образования представлено осмысление связи между конкретными элементами образовательной деятельности и основополагающими идеями педагогики. Глубокое осмысление проблемы индивидуального воспитания вскрывает его онтологическую связь с коллективным воспитанием, формированием индивида как личности, гражданина общества [5–7]. Такое положение справедливо во всех аспектах исследования индивидуализации, которая всегда сопровождается оппозиционными процессами объединения индивидов в социум. В работе А.С. Никулиной «К вопросу о возможности формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории» [8] продолжается последовательный методологический анализ понятий «индивидуальная образовательная траектория», «коммуникативная компетентность», «индивидуальный стиль деятельности», «коммуникативная деятельность». В исследованиях «индивидуальной траектории образования» показано, что движение развития по траектории совершается за счёт осуществления непрерывной связи природного потенциала индивида с развивающимся обществом, в которое индивиду предстоит органично встроиться. На природном уровне в процессе развития такая связь обеспечивается интеллектом индивида. Коммуникативная деятельность разрабатывается как элемент технологии интеллектуального развития. Технологически включение в индивидуальную траекторию также начинается с формирования навыков взаимодействия, коммуникации. Исследования позволяют выявлять значимость педагогического ресурса, позволяющего технологически направить воспитанника на осмысленную деятельность на пути своего образования, сознательного поиска обучающимся индивидуального смысла обучения. Решающим в фундаментализации исследования становится приближение к пониманию единства противоположных тенденций индивидуального и коллективного воспитания и обучения. В связи с этим предлагаются рекомендации по успешному включению обучающихся в коммуникативную среду, исходя из особенностей их индивидуального стиля деятельности. Автор статьи при этом значительное внимание уделяет использованию новых интерактивных методов обучения. Исследование показывает, что задача воспитателя – использовать широкие возможности современной педагогики, имеющиеся методы и технологические приемы. Наряду с важностью продуктивного включения обучающихся в коммуникативную деятельность, исследователи приближаются к развитию и использованию в воспитании рефлексивных интеллектуальных возможностей воспитанника. Всё это инициирует процесс саморазвития: «развитие индивидуальности, в свою очередь, способствует созданию благоприятных условий для построения обучающимися в образовательном процессе индивидуальной образовательной траектории» [8, с. 19]. Поскольку развитие личности обучающегося объединяет цели индивида и общества, личностно-ориентированное направление в современном образовании утвердилось и требует своего дальнейшего развития. В пространстве этих исследований разработка индивидуальных образовательных траекторий подтверждает свою актуальность.

Индивидуальная образовательная траектория (далее ИОТ) традиционно в педагогической литературе рассматривается как персональный путь реализации природного личностного потенциала ребёнка. В аспекте дошкольного образования траектория индивидуального развития личности каждого ребенка рассматривается как инструмент социализации детей в школе и ДОУ [9]. В статье И.Г. Панченко «Индивидуальная образовательная траектория в развитии личности ребёнка дошкольного возраста» [10] в основу осмысления ИОТ закладываются разработанные ранее представления об индивидуализации образования детей дошкольного возраста. Детализация личностных функций дошкольника как субъекта, следующего в своём развитии по «индивидуальной образовательной траектории», открывает путь к фундаментальному направлению личностного развития. В практике образования терминологически используют «индивидуальный образовательный маршрут», понимая под этим следование учащимися в изучении материала целенаправленной образовательной программе, составленной педагогом. ИОТ, разработанная педагогом, представляется как проект соответствия образовательной программы индивидуальным особенностям и запросам воспитанника. Педагогический проект содержит в себе условия для развития природного потенциала. Следуя при освоении образовательной программы по индивидуальной образовательной траектории, воспитуемый в таком проекте получает функцию субъекта выбора.

Цель создания индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) – развитие личности воспитанника, но в ряде проектов эта цель достигается не посредством усиления интеллектуальной рефлексии индивида, а за счет формирования определенных компетенций [11–13] или созданием соответствующего образовательного пространства. Согласно А.В. Зенкиной, «Образовательное пространство должно стать платформой «сращивания» человеческой жизни и образования» [14, с. 4]. Воспитателю достаточно продумать и сформировать среду, учитывая пересечение ряда тенденций для того, чтобы обеспечить обученность индивида, раскрытие индивидуальных черт его личности, становление в нем системы ценностей, способствующей его самореализации. Предполагается, что образовательное пространство распространяется на единое образовательное пространство «школа – колледж – вуз – предприятие». В основе интеграции данного пространства может лежать традиционный принцип непрерывного образования. В таком пространстве построение индивидуальной траектории развития совершается самопроизвольно каждым обучающимся. Образовательная среда способна обеспечить построение индивидуальной образовательной траектории, направленной на обучение и личностное профессиональное развитие индивида [14].

Индивидуальная траектория самореализации личности в субкультуре исторической реконструкции позволяет воспитаннику осознать своё личностное развитие в начале его образовательной траектории, наиболее точно учитывая индивидуальные природные задатки при дальнейшем личностном формировании в обществе. Основываясь на представлении о субкультуре исторической реконструкции в статье «Индивидуальная траектория самореализации личности в субкультуре исторической реконструкции», А.М. Кадер [15] исследует индивидуальную траекторию самореализации личности как элемент индивидуальной траектории образования, соответствующий современной информационной социо-культурной среде. Субкультура исторической реконструкции использована А.М. Кадер как модель многообразия предоставляемых человеку практик. Автор вводит в текст широкое понятие – «индивидуальная траектория» (ИТ), после чего последовательно анализирует освоение ценностей личностного роста в практике образовательной технологии исторической реконструкции, как дополнение и переход к более конкретному понятию «индивидуальной траектории самореализации личности». В результате технологии исторической реконструкции природный источник развития человека, принадлежащий индивиду, активизируется и переходит в состояние последовательного формирования самоэффективной, самоактуализирующейся, самоорганизующейся и самореализующейся. Такой подход подчеркивает природосообразность информационной социо-культурной среды для человека. Согласно такому подходу, историческая реконструкция используется в качестве технологического компонента процесса образования. Она же в условиях небывалого развития цифровых технологий расширяет временные информационные рамки процесса, обеспечивающего становление личности в образовании.

В современных исследованиях по своим целям различаются близкие по терминологии темы: «Развитие индивидуальной траектории образования», «Развитие индивидуальной траектории развития личности», «Развитие индивидуальной траектории обучения». К исследованиям «индивидуальной траектории» относят также работы, построенные на основе проблем, предваряющих данное направление. Есть работы, в которых содержание понятия «индивидуальная траектория» сводится к широко освоенным в системах образования понятиям «индивидуализация» и «персонификация». Развитие индивидуальной траектории обучения относится не к психолого-педагогическим оценкам личностного развития, а рассматривается как инструмент продвижения человека к успеху каждого ученика, его одаренности [16]. Индивидуальная траектория обучения (ИТО) представлена как противопоставление ориентиру в образовании на «среднего ученика», осуществлению принципа «одна мерка на всех». Согласно идее ИТО предлагается направление персонализации обучения, состоящее в учете индивидуальных потребностей учащихся, их уровня развития, способностей. «Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании и воспитательном процессе» [17, с. 243].

Учет личностных предпочтений обучаемого требует дополнительно применения современных технологий, таких как элективные курсы и предметы; научное общество учащихся. Это технология критического мышления; эвристическое обучение; технология ТРИЗ» [17, с. 244]. Справедливо отмечается, что многие современные концепции теории образования в России и за рубежом основаны на принципах персонализации, индивидуализации образования, используют дифференцированный подход [18]. На практике для движения внутри ИОТ предлагается использование имеющихся в современной дидактике методических средств выявления индивидуальных способностей обучаемого и уровня их развития. Всё это в XX в. было основательно осмыслено в рамках личностно-ориентированного обучения, но недостаточно для полноценного углубления и развития в направлении ИОТ.

Необходимостью практического освоения новых знаний в новой образовательной области обусловлены исследования компетентности учителей в проектировании ИОТ [19, 20]. Ю.В. Толбатовой в статье «Экспериментальная работа по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории» [21] под индивидуальной образовательной траекторией (ИОТ) студента представлена дидактическая способность решения всевозможных задач, относящихся к его собственному обучению. В результате у него развиваются в основном дидактические способности. Педагог в данной экспериментальной педагогической работе конструирует для студентов индивидуальные пути достижения целей образования. Полученная таким образом ИОТ представляет только позицию преподавателя. Обозначены различные цели развития компетентности студента, идущего по своей траектории в образовании – от практически конкретных до личностно-стратегических. К личностному развитию его приближает то, что студент участвует в решении дидактической задачи своего обучения как субъект: «…студент может продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены уже отмеченные возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин, ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, выбирать оптимальные формы и темпы обучения, применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности» [21, с. 200]. Определяющей в контексте личностно-ориентированного характера ИОТ и личностного развития студента проявляет себя его способность к рефлексии полученных результатов [22]. Далее результаты этой рефлексии используются при поиске различных вариантов решения конкретных дидактических задач, а также при оценке и корректировке всей образовательной деятельности. Такой подход открывает путь студента к осознанию элементов своего образовательного процесса, но методически он ограничен индивидуализацией.

Исследование индивидуальных образовательных траекторий проводится как продолжение решения задач современной школы – задач индивидуализации и дифференциации воспитанников. Утверждается, что в результате научного исследования ИОТ становится действенным средством личностного развития школьника. С точки зрения системы образования целью исследований становится сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологические особенности, его личностная активность, интеллектуальная активность [23]. Технологически, основываясь на общем фундаменте, реализацию ИОТ представляют множеством аспектов образовательной деятельности.

Среди аспектов практики формирования ИОТ важное место в исследованиях занимают следующие проблемы: согласованного педагогического взаимодействия при проектировании и реализации ИОТ; рефлексивной помощи педагога и родителей ребенку при формировании его ответа на образовательную деятельность и в развитии его рефлексивных способностей; реализации его индивидуальной траектории развития с использованием духовно-интеллектуальных ресурсов.

Заключение

Отечественные исследования «индивидуальной образовательной траектории» посвящены практическому освоению творческой самореализации индивида в процессе образования [24]. Теоретическое осмысление соответствующих процессов в образовании опирается на личностно-ориентированный подход, в результате чего в теории образования закрепляется и развивается идея первостепенности изучения роли развития индивида, природосообразного формирования личности воспитанника, осознанно выбирающего себе роль в жизни общества [25]. В этой позиции индивид выступает субъектом учебной деятельности на основе самопознания и саморазвития.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ИДЕИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В ОБРАЗОВАНИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 5. – С. 31-35;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2324 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674