Изучение проблем дальнейшего развития общества указывает на необходимость реализации природных задатков человека в процессе его образования. Современная система образования человека предполагает в основном одинаковое воспитание и обучение для всех индивидов в детском и юношеском возрасте. Только на этапе профессионального обучения человеку предлагают определить сферу предстоящего общественного труда, в то время как личностные характеристики индивида во многом уже сформированы. В результате обнаруживается несовпадение имеющихся и необходимых для жизни общества возможностей индивидов. При этом суммарный природный дар граждан в объеме целого социума оказывается нереализованным. Не учитывая этого, общество проявляет отсутствие рачительности в отношении своего основного природного ресурса – потенциала каждого отдельного человека. Раннее обнаружение природных дарований и их инвентаризация могут основательно оптимизировать социально-производственную жизнь общества и значительно улучшить психическое здоровье составляющих его индивидов.
Цель данной статьи – на основе обзора ряда современных публикаций по исследованию индивидуальной траектории развития выделить общие концептуальные основания и конкретизировать наметившиеся направления их развития.
В современных исследованиях индивидуальной траектории образования прослеживается опора на фундаментальные положения психологии личности. В то же время эти исследования направлены на решение широкого спектра конкретных проблем, требующих современного технологического подхода. Из темы построения индивидуальной траектории в образовании исследователи выделяют тему индивидуальной траектории развития личности [1–3]. О.В. Борисова использует данную технологию при изучении модели развития личности в цифровой экономике [4]. Фундаментализация данной работы состоит в развитии личностно-ориентированного направления в образовании. Конкретная технология построения траектории развития личности основана на важной, предложенной автором, идее формирования навыков личности на протяжении всей жизни. Практический конкретный характер исследования требует перехода от теоретически широких понятий «личность» и «развитие личности», к значительно более узкой проблеме, к решению узкопрофессиональной технологической задачи разработки веб-сервиса, необходимого элемента технологии. Ценность цифровой модели рассматривается в её полезности для личностного развития обучаемого. В исследовании она представлена как тренажер электронно-цифровых навыков. Развитие навыков индивида может стать элементом развития личности в том случае, если представленные навыки существенно актуальны и востребованы обществом. Такая идея позволяет технологически конкретное понятие «навыки индивида» и ситуативно-конкретное понятие «веб-сервис» вписать в философски значимую идею «индивидуальной траектории развития личности».
В исследованиях индивидуальной траектории образования представлено осмысление связи между конкретными элементами образовательной деятельности и основополагающими идеями педагогики. Глубокое осмысление проблемы индивидуального воспитания вскрывает его онтологическую связь с коллективным воспитанием, формированием индивида как личности, гражданина общества [5–7]. Такое положение справедливо во всех аспектах исследования индивидуализации, которая всегда сопровождается оппозиционными процессами объединения индивидов в социум. В работе А.С. Никулиной «К вопросу о возможности формирования коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории» [8] продолжается последовательный методологический анализ понятий «индивидуальная образовательная траектория», «коммуникативная компетентность», «индивидуальный стиль деятельности», «коммуникативная деятельность». В исследованиях «индивидуальной траектории образования» показано, что движение развития по траектории совершается за счёт осуществления непрерывной связи природного потенциала индивида с развивающимся обществом, в которое индивиду предстоит органично встроиться. На природном уровне в процессе развития такая связь обеспечивается интеллектом индивида. Коммуникативная деятельность разрабатывается как элемент технологии интеллектуального развития. Технологически включение в индивидуальную траекторию также начинается с формирования навыков взаимодействия, коммуникации. Исследования позволяют выявлять значимость педагогического ресурса, позволяющего технологически направить воспитанника на осмысленную деятельность на пути своего образования, сознательного поиска обучающимся индивидуального смысла обучения. Решающим в фундаментализации исследования становится приближение к пониманию единства противоположных тенденций индивидуального и коллективного воспитания и обучения. В связи с этим предлагаются рекомендации по успешному включению обучающихся в коммуникативную среду, исходя из особенностей их индивидуального стиля деятельности. Автор статьи при этом значительное внимание уделяет использованию новых интерактивных методов обучения. Исследование показывает, что задача воспитателя – использовать широкие возможности современной педагогики, имеющиеся методы и технологические приемы. Наряду с важностью продуктивного включения обучающихся в коммуникативную деятельность, исследователи приближаются к развитию и использованию в воспитании рефлексивных интеллектуальных возможностей воспитанника. Всё это инициирует процесс саморазвития: «развитие индивидуальности, в свою очередь, способствует созданию благоприятных условий для построения обучающимися в образовательном процессе индивидуальной образовательной траектории» [8, с. 19]. Поскольку развитие личности обучающегося объединяет цели индивида и общества, личностно-ориентированное направление в современном образовании утвердилось и требует своего дальнейшего развития. В пространстве этих исследований разработка индивидуальных образовательных траекторий подтверждает свою актуальность.
Индивидуальная образовательная траектория (далее ИОТ) традиционно в педагогической литературе рассматривается как персональный путь реализации природного личностного потенциала ребёнка. В аспекте дошкольного образования траектория индивидуального развития личности каждого ребенка рассматривается как инструмент социализации детей в школе и ДОУ [9]. В статье И.Г. Панченко «Индивидуальная образовательная траектория в развитии личности ребёнка дошкольного возраста» [10] в основу осмысления ИОТ закладываются разработанные ранее представления об индивидуализации образования детей дошкольного возраста. Детализация личностных функций дошкольника как субъекта, следующего в своём развитии по «индивидуальной образовательной траектории», открывает путь к фундаментальному направлению личностного развития. В практике образования терминологически используют «индивидуальный образовательный маршрут», понимая под этим следование учащимися в изучении материала целенаправленной образовательной программе, составленной педагогом. ИОТ, разработанная педагогом, представляется как проект соответствия образовательной программы индивидуальным особенностям и запросам воспитанника. Педагогический проект содержит в себе условия для развития природного потенциала. Следуя при освоении образовательной программы по индивидуальной образовательной траектории, воспитуемый в таком проекте получает функцию субъекта выбора.
Цель создания индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) – развитие личности воспитанника, но в ряде проектов эта цель достигается не посредством усиления интеллектуальной рефлексии индивида, а за счет формирования определенных компетенций [11–13] или созданием соответствующего образовательного пространства. Согласно А.В. Зенкиной, «Образовательное пространство должно стать платформой «сращивания» человеческой жизни и образования» [14, с. 4]. Воспитателю достаточно продумать и сформировать среду, учитывая пересечение ряда тенденций для того, чтобы обеспечить обученность индивида, раскрытие индивидуальных черт его личности, становление в нем системы ценностей, способствующей его самореализации. Предполагается, что образовательное пространство распространяется на единое образовательное пространство «школа – колледж – вуз – предприятие». В основе интеграции данного пространства может лежать традиционный принцип непрерывного образования. В таком пространстве построение индивидуальной траектории развития совершается самопроизвольно каждым обучающимся. Образовательная среда способна обеспечить построение индивидуальной образовательной траектории, направленной на обучение и личностное профессиональное развитие индивида [14].
Индивидуальная траектория самореализации личности в субкультуре исторической реконструкции позволяет воспитаннику осознать своё личностное развитие в начале его образовательной траектории, наиболее точно учитывая индивидуальные природные задатки при дальнейшем личностном формировании в обществе. Основываясь на представлении о субкультуре исторической реконструкции в статье «Индивидуальная траектория самореализации личности в субкультуре исторической реконструкции», А.М. Кадер [15] исследует индивидуальную траекторию самореализации личности как элемент индивидуальной траектории образования, соответствующий современной информационной социо-культурной среде. Субкультура исторической реконструкции использована А.М. Кадер как модель многообразия предоставляемых человеку практик. Автор вводит в текст широкое понятие – «индивидуальная траектория» (ИТ), после чего последовательно анализирует освоение ценностей личностного роста в практике образовательной технологии исторической реконструкции, как дополнение и переход к более конкретному понятию «индивидуальной траектории самореализации личности». В результате технологии исторической реконструкции природный источник развития человека, принадлежащий индивиду, активизируется и переходит в состояние последовательного формирования самоэффективной, самоактуализирующейся, самоорганизующейся и самореализующейся. Такой подход подчеркивает природосообразность информационной социо-культурной среды для человека. Согласно такому подходу, историческая реконструкция используется в качестве технологического компонента процесса образования. Она же в условиях небывалого развития цифровых технологий расширяет временные информационные рамки процесса, обеспечивающего становление личности в образовании.
В современных исследованиях по своим целям различаются близкие по терминологии темы: «Развитие индивидуальной траектории образования», «Развитие индивидуальной траектории развития личности», «Развитие индивидуальной траектории обучения». К исследованиям «индивидуальной траектории» относят также работы, построенные на основе проблем, предваряющих данное направление. Есть работы, в которых содержание понятия «индивидуальная траектория» сводится к широко освоенным в системах образования понятиям «индивидуализация» и «персонификация». Развитие индивидуальной траектории обучения относится не к психолого-педагогическим оценкам личностного развития, а рассматривается как инструмент продвижения человека к успеху каждого ученика, его одаренности [16]. Индивидуальная траектория обучения (ИТО) представлена как противопоставление ориентиру в образовании на «среднего ученика», осуществлению принципа «одна мерка на всех». Согласно идее ИТО предлагается направление персонализации обучения, состоящее в учете индивидуальных потребностей учащихся, их уровня развития, способностей. «Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании и воспитательном процессе» [17, с. 243].
Учет личностных предпочтений обучаемого требует дополнительно применения современных технологий, таких как элективные курсы и предметы; научное общество учащихся. Это технология критического мышления; эвристическое обучение; технология ТРИЗ» [17, с. 244]. Справедливо отмечается, что многие современные концепции теории образования в России и за рубежом основаны на принципах персонализации, индивидуализации образования, используют дифференцированный подход [18]. На практике для движения внутри ИОТ предлагается использование имеющихся в современной дидактике методических средств выявления индивидуальных способностей обучаемого и уровня их развития. Всё это в XX в. было основательно осмыслено в рамках личностно-ориентированного обучения, но недостаточно для полноценного углубления и развития в направлении ИОТ.
Необходимостью практического освоения новых знаний в новой образовательной области обусловлены исследования компетентности учителей в проектировании ИОТ [19, 20]. Ю.В. Толбатовой в статье «Экспериментальная работа по формированию у студентов компетентности определения индивидуальной образовательной траектории» [21] под индивидуальной образовательной траекторией (ИОТ) студента представлена дидактическая способность решения всевозможных задач, относящихся к его собственному обучению. В результате у него развиваются в основном дидактические способности. Педагог в данной экспериментальной педагогической работе конструирует для студентов индивидуальные пути достижения целей образования. Полученная таким образом ИОТ представляет только позицию преподавателя. Обозначены различные цели развития компетентности студента, идущего по своей траектории в образовании – от практически конкретных до личностно-стратегических. К личностному развитию его приближает то, что студент участвует в решении дидактической задачи своего обучения как субъект: «…студент может продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены уже отмеченные возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин, ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, выбирать оптимальные формы и темпы обучения, применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности» [21, с. 200]. Определяющей в контексте личностно-ориентированного характера ИОТ и личностного развития студента проявляет себя его способность к рефлексии полученных результатов [22]. Далее результаты этой рефлексии используются при поиске различных вариантов решения конкретных дидактических задач, а также при оценке и корректировке всей образовательной деятельности. Такой подход открывает путь студента к осознанию элементов своего образовательного процесса, но методически он ограничен индивидуализацией.
Исследование индивидуальных образовательных траекторий проводится как продолжение решения задач современной школы – задач индивидуализации и дифференциации воспитанников. Утверждается, что в результате научного исследования ИОТ становится действенным средством личностного развития школьника. С точки зрения системы образования целью исследований становится сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологические особенности, его личностная активность, интеллектуальная активность [23]. Технологически, основываясь на общем фундаменте, реализацию ИОТ представляют множеством аспектов образовательной деятельности.
Среди аспектов практики формирования ИОТ важное место в исследованиях занимают следующие проблемы: согласованного педагогического взаимодействия при проектировании и реализации ИОТ; рефлексивной помощи педагога и родителей ребенку при формировании его ответа на образовательную деятельность и в развитии его рефлексивных способностей; реализации его индивидуальной траектории развития с использованием духовно-интеллектуальных ресурсов.
Заключение
Отечественные исследования «индивидуальной образовательной траектории» посвящены практическому освоению творческой самореализации индивида в процессе образования [24]. Теоретическое осмысление соответствующих процессов в образовании опирается на личностно-ориентированный подход, в результате чего в теории образования закрепляется и развивается идея первостепенности изучения роли развития индивида, природосообразного формирования личности воспитанника, осознанно выбирающего себе роль в жизни общества [25]. В этой позиции индивид выступает субъектом учебной деятельности на основе самопознания и саморазвития.