В наше время, в результате индустриализации общества, вся сфера услуг получила ускоренное развитие, направлениями этого развития стали широкое внедрение инноваций, в том числе существенное расширение ассортимента услуг (основного, дополнительного и сопутствующего) на основе принципиально новых форм сервисной деятельности. К этому имеют отношение и предприятия общественного питания, занимающие немалую часть среди предприятий социально-культурного сервиса по своему количеству и многообразию.
Ежемесячно на территории Российской Федерации открываются и регистрируются множество предприятий, которые внедряют в работе с посетителями новые формы социально-культурного взаимодействия на основе клиентских предпочтений.
В современных условиях на рынке потребительских услуг в борьбе за успех выиграет предприятие, на котором будет хорошо организована культура обслуживания.
Чтобы быть более конкурентоспособным, предприятию необходимо не просто отвечать всем общепринятым стандартам качества, но и иметь свою позицию, индивидуальность и креативно подходить к каждому вопросу, касающемуся удовлетворения потребностей гостей и сотрудников заведения.
Повысить финансовую устойчивость предприятия общественного питания сможет качественное управление продвижением продукции и маркетинговых коммуникаций, а также внедрение в производство технологии «мастер-класса» на основе социально-культурной деятельности.
Цель данной работы – описать механизм разработки «мастер-класса» как нового вида услуги и обосновать целесообразность её внедрения на предприятии общественного питания.
На современном этапе развития социально-культурной деятельности актуальным становится выявление, обобщение и распространение социально-культурного опыта. Одной из эффективных форм распространения социально-культурного опыта является мастер-класс.
Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной задачи [1, с. 7].
Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в социально-культурной деятельности на предприятиях сервиса.
Цель проведения мастер-классов состоит в том, чтобы создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса.
Особенностями мастер-классов являются: работа в малых группах; создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность; демонстрация приёмов, раскрывающих творческий потенциал как мастера, так и участников мастер-класса; активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса [2, с. 58].
Кулинарный мастер-класс – это мероприятие, на котором любители определенной кухни или просто желающие узнать нечто новое могут на практике обучиться приготовлению блюд [3]. Помимо этого, там можно познакомиться с новыми людьми и найти себе единомышленников по интересам, а также лучше узнать устройство ресторанной кухни изнутри.
Если после проведения мероприятия аудитория не учится чему-то новому, это не мастер-класс – это лекция, рассказ, публичное выступление или что-то еще. Суть мастер-классов в том, что они завязаны на приобретении практического навыка от наставника [4].
Наиболее известны следующие форматы кулинарных мастер-классов [5, с. 96]:
– кулинарные мастер-классы для взрослых в индивидуальном и групповом форматах;
– курсы для юных поваров (для детей от 5 до 12 лет);
– детские мастер-классы «выходного дня»;
– семейный воскресный cookweend («приготовьте обед всей семьей и насладитесь своими шедеврами в любимой компании»);
– «кулинарный День рождения» для детей и взрослых;
– гастрономические встречи с друзьями;
– кулинарный тимбилдинг (отличный способ вкусно и весело провести время, укрепить и улучшить рабочие отношения) и др.
Сценарий кулинарного мастер-класса:
– на первом этапе происходит знакомство с поваром и оглашается меню мастер-класса;
– на втором этапе происходит дегустация предложенных угощений и напитков;
– на третьем этапе осуществляется приготовление основных блюд;
– на четвертом этапе обучают сервировке стола и технологии подаче приготовленных блюд.
В ходе проведения мастер-класса специалист по приготовлению пельменей (повар) представляет себя и свою команду, знакомится с гостями. Далее озвучивается меню блюд, которые будут приготовлены, а также порядок и последовательность проведения мастер-класса. Представленные на мастер-классе угощения, закуски и напитки дегустируются посетителями. Например, на мастер-классе французской кухни это могут быть канапе, а русской кухни – пельмени.
Время проведения собственно самого мастер-класса составляет в среднем от 2 до 3 часов. Гости принимают активное участие в приготовлении всех блюд и наблюдают за работой шеф-повара, изучая способы приготовления разных видов блюд: от горячих до закусок и десертов. В заключение специалист поделится различными технологиями по украшению стола, сервировке, правильной подаче блюда к столу.
Преимущества проведения кулинарных мастер-классов на предприятиях общественного питания:
1. Кулинарные мастер-классы дают быстрый практический результат. Курсы по приготовлению блюд зачастую затянуты, на них ученики проходят долгую программу, изучая многие вещи с азов. На мастер-классе же можно быстро научиться готовить 2–3 конкретных блюда благодаря личному участию во всех этапах приготовления и помощи высококлассного профессионала.
2. Проведением мастер-классов занимаются повара с большим опытом работы в своей сфере деятельности.
Специфической особенностью кулинарных мастер-классов выступает технология приготовления одних и тех же блюд в разных странах, что, несомненно, способствует более глубокому погружению в культурную среду того или иного народа. Если на других мастер-классах выделяется лишь сфера деятельности (например, шитье), то в кулинарии идут дальше и выделяют конкретную кухню (например, японскую), которой и посвящается целиком весь мастер-класс. Таким образом, посетители напрямую соприкасаются с особенностями и спецификой работы предприятий общественного питания, а еще получают возможность познакомиться с культурами разных стран через приготовление блюд национальной кухни.
Но не обязательно мастер-класс должен быть проведён в столь широких масштабах. Это могут быть и небольшие мероприятия, устроенные не только для взрослых, но и для детей.
В настоящее время кулинарные мастер-классы среди различных мероприятий, проводимых в заведениях, ресторанах и торговых центрах, всё чаще вызывают интерес для детей и их родителей [6, с. 65]. Организаторы предлагают малышам, школьникам и подросткам научиться приготовлению пиццы, мороженого, оригинальных салатов и блюд высокой кухни и сразу же порадовать друзей или родителей изысканными произведениями кулинарного мастерства. Для родителей же это отличная возможность удивить любимых чад, занять их чем-то интересным и необычным и, конечно, помочь в получении навыков, которые обязательно пригодятся в дальнейшем.
Для более подробного рассмотрения структуры и схемы проведения составим примерный сценарий и технологическую карту мастер-класса по лепке пельменей, проводимого предприятием общественного питания, основу меню которого и составляет пельменная продукция.
Тема: «Мастер-класс по лепке цветных пельменей»
Цель: научить приготовлению пельменей, в том числе с использованием красителей.
Задачи:
Образовательные:
– передача специалистом своего опыта путём прямого контакта; комментарии во время выполнения задания; показ последовательности выполнения действий, методов, приёмов лепки;
– совместная работа со специалистом, решение проблем, возникающих в ходе процесса приготовления, достижение поставленной цели в программе мастер-класса;
– размышление на предмет собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
– формирование умений и навыков по лепке пельменей; знаний основ приготовления теста и фарша;
– получение знаний о способах приготовления пельменей с различными пищевыми красителями и добавками.
Развивающие:
– уточнить представления участников мастер-класса об истории возникновения пельменей как одного из самых популярных блюд в современной России;
– содействовать развитию умения мелкой моторики и сосредоточенности.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
– различать и сравнивать, анализировать результаты;
– самостоятельно создавать различные работы.
Коммуникативные:
– осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных задач;
– обсуждать работу свою и других участников мастер-класса.
Регулятивные:
– принимать цели и задачи деятельности;
– составление плана и последовательности действий;
– осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата.
Личностные:
– проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания образцов блюда, работ других участников мастер-класса;
– анализировать выполнение работы.
Общее время проведения мастер-класса составляет 3 часа.
Число участников – 20 человек (по предварительной записи на участие).
Оборудование (в том числе и продукты) представлены в табл. 1 и 2.
Этапы мастер-класса (табл. 3):
1. Организационный этап.
2. Представление и дегустация уже готовых блюд (пельменей).
3. Изучение основ приготовления на основе показа всех технологических процессов руководящим мастер-классом поваром.
4. Практическая работа участников мастер-класса.
5. Дегустация получившегося результата.
6. Итог мастер-класса.
Таблица 1
Перечень технологического оборудования для проведения мастер-класса
Наименование |
Выполняемые работы |
Электрические плиты |
Тепловая обработка блюд |
Холодильный шкаф |
Хранение сырья продуктов |
Весы электронные |
Контроль массы |
Шкаф кухонный |
Хранение посуды и инвентаря |
Столы обеденные |
Предназначены для употребления блюд, а также их приготовления на мастер-классе |
Стулья |
Для расположения гостей |
Тестомешалка |
Для замеса теста |
Таблица 2
Примерный перечень инвентаря и сырья, необходимого для проведения мастер-класса для 20 его участников
Наименование инвентаря |
Наименование сырья |
Столовые доски (6 шт.) |
Фарш мясной (5 кг) |
Пластмассовые подносы (23 шт.) |
Тесто готовое (7 кг) |
Скалки (10 шт.) |
Специи для фарша |
Нож для нарезки теста (10 шт.) |
Пищевые красители (4–5 цветов) |
Кольца для сочней (23 шт.) |
Яйца (3 д.) |
Посуда (тарелки, кружки, кастрюли) |
Таблица 3
Этапы проведения мастер-класса
Этап мастер-класса |
Время проведения, мин |
Содержание |
1. Организационный |
10 |
Приветствие участников мастер-класса. Знакомство. Краткий инструктаж по технике безопасности |
2. Представление и дегустация уже готовых блюд |
10 |
Показ нескольких видов (3–4) уже приготовленных пельменей (как классических, так и цветных, а также с разными начинками и способами приготовления). Предоставление возможности участникам мероприятия дегустации представленных блюд. Определение того вида пельменей, который планируется приготовить непосредственно на самом мастер-классе |
3. Показ основ приготовления |
65 |
Руководитель мастер-класса (повар) показывает и поясняет, как правильно замесить тесто и фарш, и даёт возможность поучаствовать в этом гостям мероприятия. Также показывает разные способы лепки пельменей. Далее участникам выдаётся уже готовое тесто и начинка для пельменей. Вместе с мастером гости выполняют приготовление своих пельменей, желающим предоставляются различные красители для теста |
4. Практическая работа участников мастер-класса |
60 |
Самостоятельная работа участников мастер-класса. Помощь организатора при необходимости. Варка готовых пельменей, их сервировка и подача |
5. Дегустация получившегося результата |
20 |
Совместная дегустация получившихся пельменей, как своих, так и результата других участников мастер-класса |
6. Подведение итогов |
15 |
Обсуждение мероприятия. Участники будут иметь возможность высказать своё мнение о прошедшем мероприятии и, возможно, внести какие-либо свои корректировки в его проведение. Возможна выдача участникам сертификата об участии в мастер-классе |
Заключение
Из всего вышесказанного следует, что кулинарные мастер-классы могут быть интересны как мужчинам, так и женщинам, стремящимся открывать и узнавать новое, увлекающимся кулинарным искусством. Среди мастер-классов отдельно можно выделить мероприятия для детей, на которых их в веселой и непринужденной форме научат готовить интересные блюда и заодно отлично развлекут, например приготовив те же цветные пельмешки. Сами мастер-классы имеют свою структуру и очень широкий спектр возможностей, особенно кулинарные, которые могут быть представлены любой кухней мира и состоять из совершенно разношерстной аудитории. Подобные мероприятия обладают огромной практической значимостью, в отличие от других форм обучения, а также обладают развлекательным характером, который и позволяет отнести его к социально-культурным услугам. Помимо этого, проведение мастер-классов является одним из критериев конкурентоспособности предприятия и способствует увеличению продаж.
Библиографическая ссылка
Смирнова Е.Ю., Шабанова А.А. КУЛИНАРНЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СЕРВИСА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 68-72;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2277 (дата обращения: 21.11.2024).