В информационную эпоху быстрых изменений в социуме действуют противоположные тенденции. С одной стороны, педагогические наблюдения показывают, что компьютеризация часто с дошкольного возраста уничтожает у молодежи интерес к другим людям и общению с ними, способствует обрушению межличностных и социальных связей. В условиях же рыночной экономики у молодых людей наблюдаются ярко выраженное стремление к достижению личного успеха, принятие ценностей потребительского общества, индивидуализма с его девизом «каждый сам за себя». С другой стороны, государственная молодежная политика направлена на активное использование инновационного потенциала новых поколений, и потому возрастает значимость собственного интереса молодежи к решению проблем своей страны [1, c. 217]. В этих условиях для организаторов воспитательной работы актуализируется проблема формирования мотивов занятий общественной деятельностью у современной молодежи.
«Педагогический словарь» определяет мотив как осознанную или неосознанную субъективную причину того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. При этом подчеркивается, что основная часть мотивов формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания [2]. Следует отметить, что проблема мотивов занятий общественной деятельностью молодежи рассматривалась в трудах Ю.Р. Вишневского, А.А. Левшиной, В.А. Лукова, Д.Ю. Нархова, К.Г. Сохадзе, И.В. Троцук и других современных отечественных авторов.
Цель исследования: выявление мотивов занятий общественной деятельностью современной молодежи Екатеринбурга как крупного образовательного центра.
Материалы и методы исследования
В ноябре 2019 г. авторами проведен опрос 266 молодых жителей Екатеринбурга по случайной выборке. 69,2 % респондентов – девушки. Доля участников опроса в возрасте 16–17 лет – 9,8 %; 18–20 лет – 68,5 %; 21–24 года – 21,7 %. Большинство респондентов (86,1 %) представляют учащуюся молодежь (студенты очной формы обучения либо старшеклассники).
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ ответов на вопрос о занятиях общественной деятельностью (табл. 1) показал, что четверо из пяти респондентов в той или иной мере занимаются ею. Часть респондентов, в целом негативно относящихся к общественной работе, находится на уровне одного человека к пятидесяти позитивно относящихся к ней.
Таблица 1
Занятия респондентов общественной деятельностью
Занятия общественной деятельностью |
Респонденты, % от общего числа |
|||||
Всего респондентов |
Пол |
Возраст, лет |
||||
Мужчины |
Женщины |
16–17 |
18–20 |
21–24 |
||
Занимаюсь |
27,8 |
20,7 |
31 |
19,2 |
26,4 |
31,5 |
Скорее занимаюсь, чем нет |
26,3 |
28 |
25,5 |
23,1 |
26,4 |
29,6 |
Скорее не занимаюсь |
25,9 |
25,6 |
26,1 |
38,5 |
28,6 |
16,6 |
Не занимаюсь |
16,9 |
20,7 |
15,2 |
19,2 |
16,5 |
18,5 |
Затрудняюсь с ответом |
3 |
4.9 |
2,2 |
0 |
3,3 |
3,7 |
Анализ данных табл. 1 показывает, что самой активной группой являются молодые люди в возрасте 18–24 года, а наименее активной – 16–17 лет. Очевидно, это связано с тем, что старшеклассники более озабочены личными проблемами, связанными с выбором профессии и места продолжения учебы. При переходе же в старшую возрастную группу они в большинстве своем начинают трудиться в выбранной сфере или становятся студентами очной формы обучения, у них появляется относительно много свободного времени с учетом того, что 59,8 % опрошенных пока нигде не работают; 28,9 % – периодически подрабатывают; 7,1 % – работают неполный рабочий день. Респонденты в основном свободны и от исполнения семейных обязанностей. Так, 62,8 % опрошенных не имеют собственной семьи; 32 % встретили свою любовь; 4,2 % живут в гражданском браке либо женаты/замужем.
На вопрос о количестве мероприятий, в которых принимали участие респонденты, их значительная часть (43 %) подтвердила участие в 1–5 мероприятиях. 19 % респондентов имели опыт участия в 6–10 мероприятиях, 15 % – в 11–20 мероприятиях, 10 % – в 20–40 мероприятиях, 9 % – более чем в 40 мероприятиях.
При необходимости ответа на вопрос о месте получения опыта общественной деятельности респонденты могли выбрать несколько позиций. Анализ ответов респондентов показал, что самым популярным местом для общественной деятельности являются учебные заведения (64,7 %) и общественные организации/объединения (25,2 %). Наиболее же востребованным видом общественной деятельности служат организация и проведение событийных мероприятий, в том числе форумов, праздников, фестивалей, спортивных соревнований и др. Пятая часть опрошенных (20,7 %) получила опыт общественной работы по месту жительства. Чаще всего это волонтерская деятельность на мероприятиях городского, районного, дворового уровней. По месту работы участвуют в общественной деятельности всего 6,4 % респондентов, однако с учетом того, что работают полный рабочий день и неполный рабочий день соответственно 4,1 % и 7,1 % участников опроса, этот результат показывает как достаточную общественную активность работающей молодежи, так и заинтересованность руководителей предприятий и организаций в общественной деятельности молодых сотрудников. Ведь для работодателей проведение мероприятий важно для создания корпоративного духа, и, как следствие, повышения сплоченности коллектива, лояльности персонала, снижения коэффициента текучести кадров.
Вместе с тем очевидно, что мотивационная среда для занятий общественной деятельностью в вузах и школах формируется более профессионально. Определенным образом вузы заинтересованы в ней и в стратегическом плане. Известно, что работа в общественных организациях при вузах оказывает непосредственное влияние на удовлетворенность студентов выбором учебного заведения. Однако в плане поддержания нужных для вуза хороших отношений с выпускниками нельзя забывать о том, что общественная работа оставляет у них наиболее яркие воспоминания о студенческой жизни и способствует получению от них положительных отзывов при аккредитации вуза, помощи в организации производственных практик и распределении новых выпускников, рекомендаций поступать в данный вуз потенциальным абитуриентам.
Следует отметить, что при вузах активно действуют и общественные организации, к примеру профсоюзные организации студентов. Говоря об общественных организациях/объединениях, следует отметить, что в Свердловской области активно оказывается государственная поддержка молодежным инициативам. К примеру, в 2014 г. было оказано содействие в реализации 77 проектов [3, с. 313]. В том же году количество общественных волонтерских объединений, работающих в сфере вовлечения детей и молодежи в добровольческую деятельность, составило 232 [3, с. 319].
На вопрос о мотивах занятий общественной деятельностью респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа. Ответы участников опроса приведены в табл. 2.
Таблица 2
Мотивы занятий общественной деятельностью респондентов
Вариант ответа |
Респонденты, % от общего числа |
|||||
Всего респондентов |
Пол |
Возраст, лет |
||||
Мужчины |
Женщины |
16–17 |
18–20 |
21–24 |
||
Приобретение нового опыта |
74,8 |
67,1 |
78,3 |
69,2 |
75,8 |
74,1 |
Появление новых знакомств |
64,3 |
59,8 |
67 |
76,9 |
62,6 |
63,8 |
Самореализация |
54,5 |
51,2 |
56 |
42,3 |
53,8 |
58,6 |
Интересные события |
53,8 |
43,9 |
58,2 |
46,1 |
54,4 |
60,3 |
Потребность быть полезным |
40,2 |
22,0 |
48,2 |
53,8 |
35,2 |
50 |
Улучшение жизни в обществе |
35,7 |
32,9 |
37,0 |
46,1 |
36,3 |
29,3 |
Поиск единомышленников |
28,2 |
30,5 |
27,2 |
30,8 |
29,7 |
22,4 |
Формирование портфолио |
19,9 |
20,7 |
19,6 |
11,5 |
20,3 |
22,4 |
Принуждение учебного заведения / общественной организации |
14,7 |
15,9 |
14,7 |
15,4 |
16,5 |
8,6 |
Анализ данных табл. 2 позволяет выделить пять групп мотивов занятий общественной деятельностью.
Во-первых, группу мотивов личного благополучия, связанных с личностным ростом и организацией собственного досуга (приобретение нового опыта, самореализация, участие в интересном событии), отметили большинство участников опроса (по каждой позиции от 53,8 % до 74,8 % респондентов). Этот мотив оказывает большее влияние на девушек и молодежь 20–24 лет. Последнее, по мнению Ю.Р. Вишневского, может быть связано с опасением не найти работу по окончании вуза, что особенно тревожит девушек [4]. Обращает на себя внимание тот факт, что более половины участников опроса (53,8 %) избирательны – для них важно, чтобы их общественная деятельность проходила на интересном лично для них мероприятии.
Во-вторых, группу альтруистических мотивов (потребность быть полезным, улучшение жизни общества) выделили от 35,7 % до 40,2 % респондентов по каждой позиции, при этом альтруистические мотивы чаще называли девушки, чем юноши; подростки (16–17 лет), чем юные (18–20 лет) и молодые (21–24 года) участники опроса.
В-третьих, группа коммуникативных мотивов (новые знакомства, поиск единомышленников), при этом появление новых знакомых более значимо для девушек, а поиск единомышленников более интересен юношам; в целом же эта группа мотивов более значима для подростков, чем для юных и молодых участников опроса.
В-четвертых, прагматические мотивы в виде формирования портфолио (около 20 %).
В-пятых, мотивы отрицательной внешней мотивации (давление учебного заведения или общественной организации). Как видно, с учетом уже упоминавшейся избирательности современной молодежи это самый малозначащий мотив, особенно для молодых людей в возрасте 20–24 лет. Однако мотив отрицательной внешней мотивации несколько более действенен в отношении юношей, чем девушек.
Интересным результатом опроса является тот факт, что если ранее (в 2014 г.) в Свердловской области в частности [3, с. 320] и в России в целом фиксировалось доминирование альтруистических мотивов общественной деятельности [5, с. 63], то в ходе проведенного опроса их явного доминирования не обнаружено. Значимость альтруистических мотивов остается высокой, но при этом отмечается и возрастающая роль мотивов личного благополучия.
В связи с рассмотрением противоречия альтруистических мотивов и мотивов личного благополучия хотелось бы напомнить о дискуссии зарубежных исследователей по поводу мотивов общественной деятельности молодежи, рассмотренной в работе А.А. Левшиной и С.Л. Лунина. В выполненном ими обзоре ряд зарубежных авторов указывают на то, что ориентация на мотивы личного благополучия и конкуренция на рынке труда будут способствовать разрушению общественной деятельности молодежи (можно добавить к этому и провоцируемое действием виртуальной среды разобщение людей). Однако имеются данные о том, что при правильной организации общественная активность «может помочь молодежи управлять своей свободой и сделать успешный жизненный выбор. Общественная работа может не только стимулировать личностное развитие (в данном случае – через контакт с другими культурами), но и уменьшить неуверенность, которую испытывают молодые люди в своей будущей карьере» [6, с. 59].
Вместе с тем по данным табл. 1 около 43 % опрошенных скорее не занимаются общественной деятельностью или не занимаются ею вовсе. Представлялось целесообразным узнать у респондентов причины, отталкивающие их от общественной работы. При необходимости участники опроса могли выбрать несколько вариантов ответа. Ответы респондентов: нехватка времени (61,7 %); нехватка информации о событиях (29,4 %); отсутствие морального стимулирования (28,5 %); нехватка опыта (22,1 %); отсутствие компании (20,9 %); неинтересно (16,6 %); отсутствие материального поощрения (12,3 %).
Таким образом, главной причиной, отталкивающей респондентов от участия в общественной деятельности, является нехватка времени. Дефицит времени характерен для современной информационной эпохи, и, на наш взгляд, целесообразно еще в условиях образовательного учреждения начать обучать молодежь жить в условиях этого дефицита. При этом занятия общественной деятельностью могут сыграть роль своеобразного тренинга. Важно и информирование о событиях как с использованием максимального числа средств оповещения, так и их качественного наполнения, в том числе таким содержанием, которое могло бы стимулировать занятия общественной деятельностью. Как показал опрос, для значительной части респондентов (28,5 %) важен и аспект положительных эмоций от участия в общественной деятельности, который часто опускается организаторами.
Результаты ответов респондентов на вопрос о том, повлиял ли опыт общественной деятельности на их жизнь, представлены на рисунке.
Ответы респондентов на вопрос о влиянии опыта общественной деятельности на их жизнь
Как видно, благодаря участию в общественной деятельности более половины респондентов (59 %) отметили изменения в собственной жизни (интересная работа благодаря полученному опыту, появление новых знакомств, «вторых половинок», вступление в общественные организации и т.п.). При этом позитивные изменения в жизни активистов столь наглядны, что каждый седьмой опрошенный, пока не дождавшийся перемен, считает, что опыт общественной деятельности повлияет и на его жизнь в будущем. Вместе с тем каждый пятый респондент отметил отсутствие изменений в своей жизни. Однако мы связываем это с тем, что у этих участников опроса опыт общественной деятельности и ее результаты пока невелики.
Представлялось целесообразным опросить респондентов о наиболее значимых для них поощрениях за работу в сфере общественной деятельности. Опрошенные при желании могли выбрать несколько вариантов ответа. Ответы участников опроса в порядке убывания расположились следующим образом:
– выдача сувенирной продукции (атрибутики, униформы и т.п.) – 74,8 %. Очевидно, что значимость этого вида стимулирования обусловлена важностью альтруистических мотивов общественной деятельности – желанием получить на память некие материальные следы участия респондентов в интересных событиях;
– предоставление льгот и бонусов (скидки за обучение, рейтинговая оценка студентов, возможность получения грантов и именных стипендий, развлекательные и образовательные мероприятия собственно для участников общественной деятельности и т.п.) – 66,2 %;
– денежные выплаты – 63,2 %;
– перспективы карьерного роста в сфе- ре, связанной с общественной деятель- ностью, – 57,9 %.
Полученные результаты могут быть связаны с возрастными особенностями респондентов: их личное участие должно быть замечено и выражено в конкретном результате. Поэтому организаторам работы с молодежью рекомендуется отмечать и поощрять вклад каждого молодого участника, возможно, с учетом их ожиданий получения личной выгоды.
Заключение
Результаты проведенного исследования, показавшие как мотивы участия, так и причины неучастия молодежи в общественной деятельности, а также методы стимулирования участников, могут быть использованы организаторами работы с молодежью по месту учебы, жительства, работы, а также общественными организациями.
Библиографическая ссылка
Терсенов А.Е., Голубева Т.Б. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ: МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 54-58;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2274 (дата обращения: 21.11.2024).