Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE MODERN YOUTH: PUBLIC ACTIVITIES MOTIVES

Tersenov A.E. 1 Golubeva T.B. 1
1 The Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin
The article considers the problem of motivation the modern youth in doing social activities. In November 2019, the authors conducted a survey of 266 young residents of Yekaterinburg aged 16-24. 86.1 % of respondents were students. Most respondents had a positive view about doing social activities. At the same time, slightly more than half of the respondents (54.1 %) were engaged in it, mainly at the place of study (64.7 %), in public organizations (25.2 %), at the place of residence (20.7 %). The majority of the survey participants had experienced participating in one to ten events. There were several groups of motives by social activities for the modern youth: motives for personal well-being associated with personal growth and the organization of the leisure, altruistic motives, communicative motives, pragmatic motives (portfolio formation), motives of negative external motivation. The main reasons for the non-participation of youth in social activities were identified as lack of time and information about the events. At the same time, 59 % of respondents noted positive changes in their lives related to their participation in public activities. Respondents named the most important types of stimulation of public activities: souvenir products, the provision of benefits and bonuses, cash payments, the possibility of career growth in the field of public activities.
youth
social activities
social activities motives
altruistic motives
personal well-being motives
experience in social activities
stimulation of social activities

В информационную эпоху быстрых изменений в социуме действуют противоположные тенденции. С одной стороны, педагогические наблюдения показывают, что компьютеризация часто с дошкольного возраста уничтожает у молодежи интерес к другим людям и общению с ними, способствует обрушению межличностных и социальных связей. В условиях же рыночной экономики у молодых людей наблюдаются ярко выраженное стремление к достижению личного успеха, принятие ценностей потребительского общества, индивидуализма с его девизом «каждый сам за себя». С другой стороны, государственная молодежная политика направлена на активное использование инновационного потенциала новых поколений, и потому возрастает значимость собственного интереса молодежи к решению проблем своей страны [1, c. 217]. В этих условиях для организаторов воспитательной работы актуализируется проблема формирования мотивов занятий общественной деятельностью у современной молодежи.

«Педагогический словарь» определяет мотив как осознанную или неосознанную субъективную причину того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. При этом подчеркивается, что основная часть мотивов формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания [2]. Следует отметить, что проблема мотивов занятий общественной деятельностью молодежи рассматривалась в трудах Ю.Р. Вишневского, А.А. Левшиной, В.А. Лукова, Д.Ю. Нархова, К.Г. Сохадзе, И.В. Троцук и других современных отечественных авторов.

Цель исследования: выявление мотивов занятий общественной деятельностью современной молодежи Екатеринбурга как крупного образовательного центра.

Материалы и методы исследования

В ноябре 2019 г. авторами проведен опрос 266 молодых жителей Екатеринбурга по случайной выборке. 69,2 % респондентов – девушки. Доля участников опроса в возрасте 16–17 лет – 9,8 %; 18–20 лет – 68,5 %; 21–24 года – 21,7 %. Большинство респондентов (86,1 %) представляют учащуюся молодежь (студенты очной формы обучения либо старшеклассники).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ ответов на вопрос о занятиях общественной деятельностью (табл. 1) показал, что четверо из пяти респондентов в той или иной мере занимаются ею. Часть респондентов, в целом негативно относящихся к общественной работе, находится на уровне одного человека к пятидесяти позитивно относящихся к ней.

Таблица 1

Занятия респондентов общественной деятельностью

Занятия общественной деятельностью

Респонденты, % от общего числа

Всего респондентов

Пол

Возраст, лет

Мужчины

Женщины

16–17

18–20

21–24

Занимаюсь

27,8

20,7

31

19,2

26,4

31,5

Скорее занимаюсь, чем нет

26,3

28

25,5

23,1

26,4

29,6

Скорее не занимаюсь

25,9

25,6

26,1

38,5

28,6

16,6

Не занимаюсь

16,9

20,7

15,2

19,2

16,5

18,5

Затрудняюсь с ответом

3

4.9

2,2

0

3,3

3,7

Анализ данных табл. 1 показывает, что самой активной группой являются молодые люди в возрасте 18–24 года, а наименее активной – 16–17 лет. Очевидно, это связано с тем, что старшеклассники более озабочены личными проблемами, связанными с выбором профессии и места продолжения учебы. При переходе же в старшую возрастную группу они в большинстве своем начинают трудиться в выбранной сфере или становятся студентами очной формы обучения, у них появляется относительно много свободного времени с учетом того, что 59,8 % опрошенных пока нигде не работают; 28,9 % – периодически подрабатывают; 7,1 % – работают неполный рабочий день. Респонденты в основном свободны и от исполнения семейных обязанностей. Так, 62,8 % опрошенных не имеют собственной семьи; 32 % встретили свою любовь; 4,2 % живут в гражданском браке либо женаты/замужем.

На вопрос о количестве мероприятий, в которых принимали участие респонденты, их значительная часть (43 %) подтвердила участие в 1–5 мероприятиях. 19 % респондентов имели опыт участия в 6–10 мероприятиях, 15 % – в 11–20 мероприятиях, 10 % – в 20–40 мероприятиях, 9 % – более чем в 40 мероприятиях.

При необходимости ответа на вопрос о месте получения опыта общественной деятельности респонденты могли выбрать несколько позиций. Анализ ответов респондентов показал, что самым популярным местом для общественной деятельности являются учебные заведения (64,7 %) и общественные организации/объединения (25,2 %). Наиболее же востребованным видом общественной деятельности служат организация и проведение событийных мероприятий, в том числе форумов, праздников, фестивалей, спортивных соревнований и др. Пятая часть опрошенных (20,7 %) получила опыт общественной работы по месту жительства. Чаще всего это волонтерская деятельность на мероприятиях городского, районного, дворового уровней. По месту работы участвуют в общественной деятельности всего 6,4 % респондентов, однако с учетом того, что работают полный рабочий день и неполный рабочий день соответственно 4,1 % и 7,1 % участников опроса, этот результат показывает как достаточную общественную активность работающей молодежи, так и заинтересованность руководителей предприятий и организаций в общественной деятельности молодых сотрудников. Ведь для работодателей проведение мероприятий важно для создания корпоративного духа, и, как следствие, повышения сплоченности коллектива, лояльности персонала, снижения коэффициента текучести кадров.

Вместе с тем очевидно, что мотивационная среда для занятий общественной деятельностью в вузах и школах формируется более профессионально. Определенным образом вузы заинтересованы в ней и в стратегическом плане. Известно, что работа в общественных организациях при вузах оказывает непосредственное влияние на удовлетворенность студентов выбором учебного заведения. Однако в плане поддержания нужных для вуза хороших отношений с выпускниками нельзя забывать о том, что общественная работа оставляет у них наиболее яркие воспоминания о студенческой жизни и способствует получению от них положительных отзывов при аккредитации вуза, помощи в организации производственных практик и распределении новых выпускников, рекомендаций поступать в данный вуз потенциальным абитуриентам.

Следует отметить, что при вузах активно действуют и общественные организации, к примеру профсоюзные организации студентов. Говоря об общественных организациях/объединениях, следует отметить, что в Свердловской области активно оказывается государственная поддержка молодежным инициативам. К примеру, в 2014 г. было оказано содействие в реализации 77 проектов [3, с. 313]. В том же году количество общественных волонтерских объединений, работающих в сфере вовлечения детей и молодежи в добровольческую деятельность, составило 232 [3, с. 319].

На вопрос о мотивах занятий общественной деятельностью респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа. Ответы участников опроса приведены в табл. 2.

Таблица 2

Мотивы занятий общественной деятельностью респондентов

Вариант ответа

Респонденты, % от общего числа

Всего респондентов

Пол

Возраст, лет

Мужчины

Женщины

16–17

18–20

21–24

Приобретение нового опыта

74,8

67,1

78,3

69,2

75,8

74,1

Появление новых знакомств

64,3

59,8

67

76,9

62,6

63,8

Самореализация

54,5

51,2

56

42,3

53,8

58,6

Интересные события

53,8

43,9

58,2

46,1

54,4

60,3

Потребность быть полезным

40,2

22,0

48,2

53,8

35,2

50

Улучшение жизни в обществе

35,7

32,9

37,0

46,1

36,3

29,3

Поиск единомышленников

28,2

30,5

27,2

30,8

29,7

22,4

Формирование портфолио

19,9

20,7

19,6

11,5

20,3

22,4

Принуждение учебного заведения / общественной организации

14,7

15,9

14,7

15,4

16,5

8,6

Анализ данных табл. 2 позволяет выделить пять групп мотивов занятий общественной деятельностью.

Во-первых, группу мотивов личного благополучия, связанных с личностным ростом и организацией собственного досуга (приобретение нового опыта, самореализация, участие в интересном событии), отметили большинство участников опроса (по каждой позиции от 53,8 % до 74,8 % респондентов). Этот мотив оказывает большее влияние на девушек и молодежь 20–24 лет. Последнее, по мнению Ю.Р. Вишневского, может быть связано с опасением не найти работу по окончании вуза, что особенно тревожит девушек [4]. Обращает на себя внимание тот факт, что более половины участников опроса (53,8 %) избирательны – для них важно, чтобы их общественная деятельность проходила на интересном лично для них мероприятии.

Во-вторых, группу альтруистических мотивов (потребность быть полезным, улучшение жизни общества) выделили от 35,7 % до 40,2 % респондентов по каждой позиции, при этом альтруистические мотивы чаще называли девушки, чем юноши; подростки (16–17 лет), чем юные (18–20 лет) и молодые (21–24 года) участники опроса.

В-третьих, группа коммуникативных мотивов (новые знакомства, поиск единомышленников), при этом появление новых знакомых более значимо для девушек, а поиск единомышленников более интересен юношам; в целом же эта группа мотивов более значима для подростков, чем для юных и молодых участников опроса.

В-четвертых, прагматические мотивы в виде формирования портфолио (около 20 %).

В-пятых, мотивы отрицательной внешней мотивации (давление учебного заведения или общественной организации). Как видно, с учетом уже упоминавшейся избирательности современной молодежи это самый малозначащий мотив, особенно для молодых людей в возрасте 20–24 лет. Однако мотив отрицательной внешней мотивации несколько более действенен в отношении юношей, чем девушек.

Интересным результатом опроса является тот факт, что если ранее (в 2014 г.) в Свердловской области в частности [3, с. 320] и в России в целом фиксировалось доминирование альтруистических мотивов общественной деятельности [5, с. 63], то в ходе проведенного опроса их явного доминирования не обнаружено. Значимость альтруистических мотивов остается высокой, но при этом отмечается и возрастающая роль мотивов личного благополучия.

В связи с рассмотрением противоречия альтруистических мотивов и мотивов личного благополучия хотелось бы напомнить о дискуссии зарубежных исследователей по поводу мотивов общественной деятельности молодежи, рассмотренной в работе А.А. Левшиной и С.Л. Лунина. В выполненном ими обзоре ряд зарубежных авторов указывают на то, что ориентация на мотивы личного благополучия и конкуренция на рынке труда будут способствовать разрушению общественной деятельности молодежи (можно добавить к этому и провоцируемое действием виртуальной среды разобщение людей). Однако имеются данные о том, что при правильной организации общественная активность «может помочь молодежи управлять своей свободой и сделать успешный жизненный выбор. Общественная работа может не только стимулировать личностное развитие (в данном случае – через контакт с другими культурами), но и уменьшить неуверенность, которую испытывают молодые люди в своей будущей карьере» [6, с. 59].

Вместе с тем по данным табл. 1 около 43 % опрошенных скорее не занимаются общественной деятельностью или не занимаются ею вовсе. Представлялось целесообразным узнать у респондентов причины, отталкивающие их от общественной работы. При необходимости участники опроса могли выбрать несколько вариантов ответа. Ответы респондентов: нехватка времени (61,7 %); нехватка информации о событиях (29,4 %); отсутствие морального стимулирования (28,5 %); нехватка опыта (22,1 %); отсутствие компании (20,9 %); неинтересно (16,6 %); отсутствие материального поощрения (12,3 %).

Таким образом, главной причиной, отталкивающей респондентов от участия в общественной деятельности, является нехватка времени. Дефицит времени характерен для современной информационной эпохи, и, на наш взгляд, целесообразно еще в условиях образовательного учреждения начать обучать молодежь жить в условиях этого дефицита. При этом занятия общественной деятельностью могут сыграть роль своеобразного тренинга. Важно и информирование о событиях как с использованием максимального числа средств оповещения, так и их качественного наполнения, в том числе таким содержанием, которое могло бы стимулировать занятия общественной деятельностью. Как показал опрос, для значительной части респондентов (28,5 %) важен и аспект положительных эмоций от участия в общественной деятельности, который часто опускается организаторами.

Результаты ответов респондентов на вопрос о том, повлиял ли опыт общественной деятельности на их жизнь, представлены на рисунке.

teres1.wmf

Ответы респондентов на вопрос о влиянии опыта общественной деятельности на их жизнь

Как видно, благодаря участию в общественной деятельности более половины респондентов (59 %) отметили изменения в собственной жизни (интересная работа благодаря полученному опыту, появление новых знакомств, «вторых половинок», вступление в общественные организации и т.п.). При этом позитивные изменения в жизни активистов столь наглядны, что каждый седьмой опрошенный, пока не дождавшийся перемен, считает, что опыт общественной деятельности повлияет и на его жизнь в будущем. Вместе с тем каждый пятый респондент отметил отсутствие изменений в своей жизни. Однако мы связываем это с тем, что у этих участников опроса опыт общественной деятельности и ее результаты пока невелики.

Представлялось целесообразным опросить респондентов о наиболее значимых для них поощрениях за работу в сфере общественной деятельности. Опрошенные при желании могли выбрать несколько вариантов ответа. Ответы участников опроса в порядке убывания расположились следующим образом:

– выдача сувенирной продукции (атрибутики, униформы и т.п.) – 74,8 %. Очевидно, что значимость этого вида стимулирования обусловлена важностью альтруистических мотивов общественной деятельности – желанием получить на память некие материальные следы участия респондентов в интересных событиях;

– предоставление льгот и бонусов (скидки за обучение, рейтинговая оценка студентов, возможность получения грантов и именных стипендий, развлекательные и образовательные мероприятия собственно для участников общественной деятельности и т.п.) – 66,2 %;

– денежные выплаты – 63,2 %;

– перспективы карьерного роста в сфе- ре, связанной с общественной деятель- ностью, – 57,9 %.

Полученные результаты могут быть связаны с возрастными особенностями респондентов: их личное участие должно быть замечено и выражено в конкретном результате. Поэтому организаторам работы с молодежью рекомендуется отмечать и поощрять вклад каждого молодого участника, возможно, с учетом их ожиданий получения личной выгоды.

Заключение

Результаты проведенного исследования, показавшие как мотивы участия, так и причины неучастия молодежи в общественной деятельности, а также методы стимулирования участников, могут быть использованы организаторами работы с молодежью по месту учебы, жительства, работы, а также общественными организациями.