Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Иванова Л.Ю. 1 Иванов О.Н. 1 Иванов А.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
Летний оздоровительный лагерь для детей призван решать задачи оздоровительного, воспитательного и образовательного характера. В первую очередь – это отдых от нагрузки учебного года, приобретение новых друзей, самоутверждение в новом коллективе, проявление морально-волевых, физических качеств, знакомство с природой. Одной из основных задач высшей школы является подготовка специалиста, способного в процессе прохождения практики в детском оздоровительном лагере реализовать свои знания и возможности, путём оригинальных решений, отступая от стереотипов. Бакалавру физической культуры необходимо овладеть профессиональными компетенциями, проявляющимися в способности планировать и проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, организовывать досуговую деятельность и активный отдых в лагере. Необходимо выявить оригинальные подходы в подготовке бакалавра физической культуры к прохождению практики. В процессе подготовки перед студентами встает проблема в выполнении некоторых практических заданий с разными неизвестными: «как», «где», «куда», «сколько», «почему». Каждый из студентов отличается особенным образом мыслей, демонстрируя свои творческие способности. В этом и есть смысл оригинального подхода в подготовке бакалавра физической культуры к прохождению практики в летнем лагере.
оздоровительный лагерь
бакалавр
оригинальный подход
практика
физическая культура
1. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 18-2/10/1-7164. О Типовом положении о детском оздоровительном лагере. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70178586 (дата обращения: 11.11.2019).
2. Аксарина И.Ю., Аксарин И.В. Некоторые аспекты личности спортивного педагога // Вестник Югорского государственного университета. 2017. № 1–1 (44). С. 102–104.
3. Степанова Г.А., Демчук А.В., Варлакова Ю.Р. Эмпирическое изучение развития креативности студентов с ОВЗ // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск Изд-во: Сибирского отделения РАН, 2019. Т. 9. № 2. С. 2856–2865.
4. Качалов А.В., Качалова Л.П. Образовательная рефлексия как компонент творческой самореализации студентов вуза // Современное образование: методология, теория и практика: материалы IV Международной научно-практической конференции (Шадринск, 26 октября 2018 г.). Шадринск: Изд-во Шадринского государственного педагогического университета, 2018. С. 280–285.
5. Шустова И.Ю. Модель воспитания в рамках рефлексивно-деятельностного подхода // Новое в психолого-педагогических исследованиях. М.: Изд-во Московский психолого-социальный университет, 2013. № 3 (31). С. 156–170.
6. Иванова Л.Ю., Иванов О.Н. Tеатральная педагогика как практический инструмент для развития творческой индивидуальности будущего учителя физической культуры // Физическая культура и спорт, туризм и безопасность: проблемы и перспективы развития материалы Всероссийского научно-практического семинара, 20 марта 2015 года: в 2 т. / [отв. ред. О.Г. Киевская]. Мурманск: МГГУ, 2015. Т. 1. С. 16–20.
7. Иванова Л.Ю. Считалки как индивидуально-творческое средство начальной подготовки будущего учителя физической культуры // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 11. С. 17–21.

Новое и оригинальное рождается само собой,

Без того, чтобы творец об этом думал.

Людвиг ван Бетховен

Одним из основных типов внешкольных воспитательно-оздоровительных учреждений, организующих отдых школьников в период летних каникул, является летний оздоровительный лагерь.

В типовом положении о детском оздоровительном лагере, утвержденном поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 26 апреля 2011 г., в пункте 5 четвертого абзаца говорится о создании необходимых безопасных условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни, правопослушного поведения в обществе [1].

На период пребывания детей в летнем оздоровительном лагере определены задачи оздоровительного, воспитательного и образовательного характера. С позиции детей первоочередным является отдых от нагрузки учебного года, приобретение новых друзей, самоутверждение в новом коллективе, проявление морально-волевых, физических качеств, знакомство с природой.

Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в летнем оздоровительном лагере осуществляется в традиционных формах:

– ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики, которая призвана формировать привычку к организованному началу дня;

– прогулки с подвижными играми на местности на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения;

– соревнования по легкой атлетике, по спортивным играм, сдача норм ГТО и президентских тестов;

– плавание в бассейне и в специально отведенных и оборудованных местах с соблюдением всех мер безопасности;

– туристический поход, построенный на принципе самостоятельности, ответственности, инициативности, изобретения простейшего инвентаря;

– занятия по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему, направленное на развитие практических умений, находящегося рядом с пострадавшим с целью восстановления или сохранения жизни и здоровья пострадавшего.

Одной из основных задач высшей школы является подготовка специалиста, способного в процессе прохождения практики в детском оздоровительном лагере реализовать свои знания и возможности, путём творческих подходов и внедрения новизны в систему образования. От специалиста в сфере физической культуры и спорта современное общество требует изобретательности, смелости мысли и оригинальных решений, отступления от стереотипов.

Обращаясь к толковому словарю С.И. Ожегова за ответом на вопрос: что такое «оригинальность», в первую очередь понимаем как личностную характеристику, с «особенным образом мыслей», индивидуальностью и самостоятельностью.

Бакалавру физической культуры необходимо овладеть профессиональными компетенциями, проявляющимися в способности планировать и проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, организовывать досуговую деятельность и активный отдых в лагере. Процесс общения руководителей, студентов и детей становится одним из важнейших компонентов в практике студентов, поскольку происходит взаимовлияние сторон. Поэтому аспект совершенствования межличностного общения с воспитуемыми является немаловажным в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

Цель исследования заключается в выявлении оригинальных подходов в подготовке бакалавра физической культуры к прохождению практики в летнем оздоровительном лагере.

Для организации данного исследования использовались следующие методы исследования: метод анализа типового положения о детском оздоровительном лагере, изучение опыта ведущих специалистов в сфере физической культуры, метод педагогических наблюдений, метод изучения студенческого творчества.

А.В. Качалов, Л.П. Качалова обращают внимание на проблему творческой самореализации студентов на основе рефлексивно-педагогической деятельности, видят противоречия между потребностью общества в личности, способной к творческой самореализации и потребностью использования рефлексии как педагогического инструментария. Дают характеристику рефлексивных приемов и способов, направленных на самореализацию студентов в творческой деятельности [2].

И.Ю. Шустова говорит о существовании педагогической рефлексии – как об основном механизме управления детско-взрослой общности, усматривая в этом основной способ воспитания [3].

Профессор Г.А. Степанова видит вовлечение обучающихся вуза в творческую деятельность через учебную, внеучебную и научно-исследовательскую сферы деятельности, на основе применения деловых игр, ситуационных заданий, тренингов и креативных техник, таких как «шесть шляп мышления», «методики У. Диснея», метод мозговой атаки, применение ментальных карт и кластеров в решении проблемных ситуаций [4].

Рассматривая личностные характеристики спортивного педагога, И.Ю. Аксарина, И.В. Аксарин отдают преимущество хозяйственной инициативности, аккуратности, проявлению определенных практических навыков [5].

Один из путей развития воображения, импровизации и творческого мышления будущего учителя физической культуры, ряд авторов видят в умелом использовании гимнастической терминологии, эмоциональной гибкости и устойчивости в организации занятий физической культурой на собственном примере [6].

Процесс занятий подвижными играми будущих учителей физической культуры Л.Ю. Иванова строит на основе индивидуально-творческого подхода, путем внедрения считалок, что несомненно способствует развитию педагогического артистизма, обогащению студентов знаниями в профессиональной деятельности и накоплению опыта [7].

Занятия физической культурой и спортом в рамках летнего оздоровительного лагеря обозначены особыми условиями. Формирование физических качеств, становление определенных межличностных связей временного коллектива происходит в короткий срок пребывания детей в оздоровительном лагере. Успешно проведенный процесс знакомства детей в отряде формирует коллектив, позволяет устанавливать прочные коммуникативные связи.

Процесс подготовки студентов к практике, направленный на изучение теории и методики физической культуры в летнем оздоровительном лагере, находится в условиях ограниченности материального оснащения. На фоне данного обстоятельства встает проблема перед студентами в выполнении некоторых практических заданий с разными неизвестными: «как», «где», «куда», «сколько», «почему». И здесь на первый план, по нашему мнению, встает способность практикантов к проявлению находчивости, выдумки, творения нового.

В условиях реальности у студентов появляется мотив, направленный на повышение качества личного жизнеобеспечения. Актуальным становится желание саморазвития. Ускорителем процесса служит негативная мотивация: «Не выполнишь практическое задание, не получишь зачет».

Групповую или индивидуальную формы подготовки к защите практического задания студенты выбирают самостоятельно. С позиции наблюдателя за данным процессом, отмечаем, что ряд студентов проявляют находчивость, изобретательность в поиске решений проблемы. Каждый «изобретатель» проявляет свою самобытность, заслуживая внимание окружающих.

Важным аспектом в процессе подготовки студентов к прохождению летней оздоровительной практики является включение детей в творческую деятельность по организации физкультурно-спортивной деятельности. Для успешного вхождения детской личности в коллектив, студенты предлагают проведение дидактических игр: «Калейдоскоп имен», «Откроем сердца друг другу», «Давай познакомимся», «Расскажи обо мне». Все игры нацелены на выявление отношения каждого участника игры, в первую очередь к другому играющему. Затем следует желание поделиться в новом коллективе своими успехами, достижениями в предшествующий период жизни. Ассоциативное мышление, детские фантазии, память, проявляются на первых шагах знакомства, совершенных в форме игры.

С целью привлечения внимания занимающихся физической культурой студенты предлагают разнообразные средства: свисток, флажок, хлопок в ладоши, колокольчик, жесты, голос, музыку, свет. В погоне за справедливостью, честностью при выборе физорга отряда, капитана команды, водящего в игре, организатора мероприятия, руководителя звена, применяют считалки. Метод сказкотерапии, пословицы, скороговорки, поговорки, речевки, кричалки создают комфортную обстановку для каждого участника процесса взаимодействия.

Соревнования, сопровождаемые поддержкой болельщиков, с применением танцевальных упражнений, сигналов азбуки Морзе (таблица) становятся ярким зрелищем.

Азбука Морзе

Буквы

Сигналы

Буквы

Сигналы

Буквы

Сигналы

Цифры

Сигналы

Цифры

Сигналы

А

. –

Л

. – . .

Ц

– . – .

1

. – – – –

.

. . . . . .

Б

– . . .

М

– –

Ч

– – – .

2

. . – – –

,

. – . – . –

В

. – –

Н

– .

Ш

– – – –

3

. . . – –

;

.– . – . – .

Г

– – .

О

– – –

Щ

– – . –

4

. . . . –

:

– – – . . .

Д

– . .

П

. – – .

Ь

– . . –

5

. . . . .

?

. . – – . .

Е

.

Р

. – .

Ъ

 

6

– . . . .

!

– – . .– –

Ж

. . . –

С

. . .

Ы

– . – –

7

– – . . .

-

– . . . . –

З

– – . .

Т

Э

. . – . .

8

– – – . .

«

. – .. – .

И

. .

У

. . –

Ю

. . – –

9

– – – – .

(

– . – – . –

Й

. – – –

ф

. . –

Я

. – . –

0

– – – – –

/

– . . – .

К

– . –

Х

. . . .

           

Отправляясь в туристический поход с детьми, необходимо учитывать, что каждый участник должен иметь специальное снаряжение и уметь им пользоваться. Установка палатки, заготовка дров, разведение костра, приготовление пищи на костре требуют от участников похода определенных практических умений и навыков. В условиях отсутствия необходимого снаряжения, инвентаря важно найти выход из чрезвычайной обстановки.

Практикуя вязание туристических узлов (рис. 1, а), студенты находят нестандартные решения в использовании фурнитуры одежды и обуви (рис. 1, б).

ivan1a.tif

а)

ivan1b.tif

б)

Рис. 1. а) Туристический узел; б) Фурнитура обуви

В большинстве случаев туристы наполняют свой рюкзак только самым необходимым. Для оказания потерпевшим первой доврачебной помощи берут аптечку, с препаратами и лекарствами, содержимое которой зависит от маршрута. Йод, бинты, антиаллергенты, анальгетики, антибиотики, жгут и многое другое тоже является важным в походе, но рюкзак не может вместить все. Поэтому студенты видят вспомогательную функцию канцелярских принадлежностей (рис. 3, б), деталей одежды (рис. 2, б), в качестве средств по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему (рис. 2, а, 3, а).

ivan2a.tif ivan2b.tif

а) б)

Рис. 2. а) Первая доврачебная помощь; б) Детали одежды

ivan3a.tif

а)

ivan3b.tif

б)

Рис. 3. а) Первая доврачебная помощь; б) канцелярские принадлежности

Обучение детей плаванию проводится на суше и в воде. В качестве вспомогательного средства для освоения в воде некоторые студенты видят предметы пластиковой упаковки.

Для развития силы мышц ног и рук, рассматривают пластиковую упаковку, наполненную песком, водой, разными сыпучими материалами, как средство отягощения. Пробуют разнообразить формы проведения физкультурных мероприятий от практических до виртуальных.

Обсуждая результаты исследования, отмечаем, что ознакомившись с Трудовым кодексом РФ, студент-практикант помнит о своей ответственности за здоровье и жизнь детей в лагере. Ему важно знать и уметь налаживать коммуникативные связи в студенческой группе, а в процессе прохождения практики применять свои умения в установлении контактов с детским коллективом. Разнообразное видение выполнения теоретических и практических заданий в индивидуальном, а также групповом исполнении, расширяет поле возможностей студентов к достижению единой цели. Идеи, предложенные студентами, открывают новые смыслы в решении практических задач, помогают оценить свои изобретения глазами другого.

Для зоркого взгляда педагога виден потенциал развития индивидуальности, непохожести друг на друга. Групповая работа выявляет личностные характеристики, межличностные взаимодействия. Целый коллектив находится в поиске оригинальных подходов к прохождению практики в летнем оздоровительном лагере.

В качестве вывода отмечаем следующее:

– создание творческих групп на практических занятиях ускоряет процесс поиска новых форм, методов, средств в организации и проведении физкультурно-спортивных, физкультурно-оздоровительных и досуговых мероприятий в лагере;

– дискуссионное обсуждение проблемы позволяет студентам раскрепоститься и поделиться своими мыслями, проявить инициативу в общении, установить новые межличностные связи; получить дополнительные знания в физкультурно-оздоровительной направленности;

– практическая деятельность студента формирует умения и навыки увязать задачи, возможности и способности с целью.

Таким образом, в процессе подготовки бакалавра физической культуры совершается переход от обучения к самостоятельной педагогической деятельности. Каждый из студентов отличается особенным образом мыслей, демонстрируя свои творческие способности, необходимые в повседневной жизни летнего оздоровительного лагеря, которые хочется назвать оригинальными.


Библиографическая ссылка

Иванова Л.Ю., Иванов О.Н., Иванов А.О. ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 6. – С. 76-80;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2253 (дата обращения: 12.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674