Высшее образование на современном этапе выступает в качестве важнейшего фактора развития общества, в котором основное место отводится университетскому образованию. Главной задачей высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда. Современная российская система высшего образования тесно связана с необходимостью «образования через всю жизнь». Высшее образование охватывает все фазы обучения – довузовское, университетское, постдипломное, профессиональную переподготовку и предусматривает использование новых технологий для совершенствования подготовки специалистов в условиях растущей конкуренции.
Начиная обучение в высшей школе, студенты различных образовательных организаций высшего образования и курсанты образовательных организаций МВД России в адаптационный период испытывают проблемы, связанные с большим объемом и сложностью учебного материала, возрастанием доли самостоятельной работы, психологическими трудностями перехода от школьной программы к вузовской, несформированностью некоторых общеучебных навыков (ведение конспектов лекций, изучение литературы, самостоятельный анализ прочитанного, умение вести дискуссию). Часть трудностей связана со слабой базовой подготовкой. Это приводит к отставанию в формировании базовых компетенций на 1–2-х курсах, т.е. на начальном этапе приобретения фундаментальных знаний, что в дальнейшем не может не сказаться на процессе их обучения. Это ставит перед профессорско-преподавательским составом, особенно на младших курсах, задачу повышения учебной мотивации, обеспечения профессиональной ориентации, организации самостоятельной работы, развития у обучающихся критического мышления, навыков изложения собственной точки зрения, аргументации своей позиции и т.д. Основным методом повышения познавательной активности обучающихся становится самостоятельная работа. Отсюда одна из важнейших задач обучения – научить курсантов учиться самостоятельно.
Термин «интерактивные технологии» возник в 1960-х гг. ХХ века. На данном временном этапе происходит активное развитее средств массовой информации, что поменяло характер общения, и возник вопрос об информационной революции. Чёткого определения интерактивных средств и технологий тогда не существовало, под интеракцией понималось взаимодействие пользователя и программ, базы данных с субъектами управления данными программами .
В 1975 году немецким ученым Гансом Фрицем был введен термин «интерактивная педагогика». Понятие «интерактивность», «интерактив» заимствованы из английского языка – interactivity.
В диссертационном исследовании Е.А. Капрановой проанализирована история становления интерактивных технологий в Отечественной системе образования. В начале 1980-х гг. в СССР в педагогике начинается практическое освоение методов активного (интерактивного) обучения, основу которых составляют диалоговые формы познаний. Хотя официально в градации методов обучения были только традиционные и активные. В конце 1980-х гг. В.В. Гузеевым, М.В. Клариным, Е.С. Полат, В.А. Сластениным среди моделей обучения помимо активной и пассивной, была выделена интерактивная модель обучения [1].
По мнению А.М. Смолкина, в интерактивном обучении существует несколько принципов, таких как:
– диалогового взаимодействия;
– работы в малой группе, на основе сотрудничества и кооперации;
– активно-ролевого взаимодействия (сюжетно-ролевая игра);
– тренинг организации процесса обучения [2].
Под интерактивными (диалоговые) технологиями понимаются такие технологии, в которых главным ресурсом обучения является социальное взаимодействие, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, т.е. значительно повысить и углубить содержательную сущность изучаемых дисциплин. К интерактивным технологиям относятся не все технологии активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния учебной группы на процесс усвоения каждым обучаемым опыта взаимодействия и взаимообучения.
Классификация интерактивных технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России предусматривает технологии с узким спектром возможностей (развитие интеллектуальной сферы), технологии со средним спектром возможностей (развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер) и технологии с широким спектром возможностей (развитие интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сфер курсантов).
Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в образовательных организациях МВД России.
В основе реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского и др., хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению – В.В. Давыдов и др. [3]. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения сыграли работы М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевского, И.М. Сыроежина, С.Р. Гидрович, В.И. Рабальского, Р.Ф. Жукова, В.Н. Буркова, Б.Н. Христенко, А.М. Смолкина, А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова и т.д. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. (Однако данные исследования по активным методам обучения проводились преимущественно на материале школьного обучения).
В работах А.М. Матюшкина обоснована необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов, им было сформулировано понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов, их взаимной активности в рамках «субъект – субъектных» – отношений [4]. Рассматривая различные определения, можно резюмировать, что активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Совершенно очевидно, что в современной отечественной системе высшего образования просматривается тенденция к переходу от информативных форм обучения к активным методам, к включению в деятельность обучающихся не только элементов проблемности и научного поиска, но и разнообразных форм самостоятельной работы; переход от воспроизведения изученного к пониманию и осмыслению изученного в практическом аспекте. Такая организация взаимодействия педагога и обучающихся переносит акцент с деятельности преподавателя как обучающего на познающую деятельность обучаемого.
По мнению Ю.Б. Макаренко, современные педагогические системы, отличаясь ценностным подходом и гуманистической направленностью, образуют учебно-смысловое пространство, в котором находит место свободное творческое направление, имеющее конкретное выражение в активных методах обучения – «совокупности способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, ориентированных на конструирование педагогических ситуаций, характеризующихся активизацией мышления и поведения обучаемых» [5]. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что в образовательных организациях МВД России при внедрении компетентностного подхода необходимо разрабатывать и внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать активному участию обучаемых в познавательном процессе, выполнению ими творческих, поисковых, проблемных заданий, формировании системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Как показывает опыт работы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России, использование активных методов в обучении курсантов и слушателей является необходимым условием формирования высококвалифицированных специалистов, умеющих ясно, убедительно излагать мысли, устанавливать личные контакты, обмениваться информацией, принимать нестандартные решения, идти на обдуманный и оправданный риск, избегать повторения ошибок, эффективно управлять своей деятельностью и временем [6].
С учетом выявленной специфики определены эффективные активные методы, а также особенности их применения в учебном процессе курсантов образовательных организаций МВД России. К таким методам, по нашему мнению, следует отнести: игровое проектирование, метод «мозговой атаки», организационно-деятельностные и ролевые игры, межотраслевые практические занятия. Кратко раскроем особенности реализации данных активных методов в образовательных организациях МВД России.
Игровое проектирование – метод интенсивного обучения, его цель – создание или совершенствование проектов, позволяющих формировать умение моделировать кризисные ситуации, в том числе, для обеспечения правопорядка, и предвидеть возможные негативные последствия. Организационно курсантов нужно разбить на игровые коллективы, каждый из которых разрабатывает свой проект по заданной преподавателем проблеме. Игровое проектирование осуществляется с функциональных позиций, что способствует получению нового взгляда на содержание изучаемого процесса, что является существенным активизирующим фактором. Функциональная позиция каждого участника при проектировании определяется совокупностью потребностей и целей личного и коллективного характера, поэтому сам процесс игрового проектирования включает в себя механизм как личной, так и общественной безопасности.
«Мозговая атака» – активный метод, применяемый при обучении и подготовке к деятельности в экстремальных условиях. Суть метода заключается в создании условий, которые предполагают выбор оптимального способа выполнения сложной и опасной задачи, исходя из нескольких возможных вариантов. Курсантам предлагается высказать как можно больше различных вариантов решения, в том числе, самых невероятных. Организатор занятия последовательно и по этапам отбирает наиболее удачные из общего числа предложения, которые могут быть реализованы на практике. При проведении занятия возможно ограничение времени на принятие решения, а также изменение условий обстановки, что способствует развитию умения принимать оптимальные решения, выбирать наиболее верный вариант из всего множества в кратчайшие сроки.
Организационно-деятельностная игра – метод обучения, который предусматривает в ходе квазипрофессиональной деятельности применение вводных задач, создающих сложности и препятствия при выполнении поставленных задач. Игра развивает умение грамотно оценивать обстановку при решении оперативно-служебных задач, а также способность к саморегуляции психического состояния. Данный метод предполагает в процессе занятия моделировать социальное и предметное содержание профессиональной деятельности. В игровой форме организуется квазипрофессиональная деятельность, отражающая сущность, содержание, процессы и динамику правоохранительной сферы деятельности. Участникам не задаются строгие правила, активизация работы происходит за счет организованного достаточно жесткого давления на личность в связи с ее профессиональными обязанностями и нестандартными условиями обстановки.
Имитационно-ролевая игра представляет собой занятие, на котором имитируются реальные процессы, условия и факторы, определяющие профессиональную деятельность, а также объекты, сопровождающие ее, что позволяет постоянно повышать плотность практических действий, что важно для отработки грамотного применения тактических действий и штатных спецсредств. Курсантам предлагаются конкретные профессиональные роли и ставятся задачи, в процессе решения которых они вступают во взаимодействие и стремятся максимально реализовать их. С одной стороны, имитация понимается как замена реального процесса созданием и манипулированием с моделями и макетами его замещающими. С другой стороны, реализуются собственно ролевые методы, «ролевая имитация» и «имитация ролей», которые объединяются, за счет чего создается конкретная ситуация, взятая из реальной жизни и требующая профессиональной деятельности.
Межотраслевое комплексное занятие рассматривается как комплекс активных методов обучения, применяемых при решении общих проблем из различных областей деятельности. На данном занятии реализуется конструирование и проведение комплексных мероприятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер правоохранительной деятельности. Реализуется системность за счет реализации междисциплинарной связи категорий, что дает возможность прогнозировать возможные негативные ситуации, умение предсказывать и осуществлять оперативное реагирование на них. Метод позволяет осуществлять систематизацию уже сформированных знаний и навыков, активизацию интереса и творческих побуждений, создание оптимистического настроения, максимально приближая учебные действия к реальным, что имеет существенное значение для усвоение учебного материала курсантами образовательных организаций МВД России.
Деловая игра как метод обучения сочетает в себе отработку различных профессиональных действий, в том числе индивидуальных, групповых и коллективных. Это позволяет решать не только учебные, но воспитательные задачи по формированию ценностных ориентаций, развитию чувств и качеств, в частности, чести, достоинства, патриотизма, коллективизма, ответственности, товарищества, трудолюбия, а также стимулировать гуманистические личностные потребности: познания, созидания, творчества, реализации добра и справедливости, самосовершенствования. С помощью данного метода создается эмоциональная основа жизни коллектива, устанавливаются взаимные контакты, закрепляются нормы поведения; осуществляется своеобразная психотерапевтическая коррекция личности, ее самоутверждение и дальнейшее самоусовершенствование; снимается физическая усталость, происходит эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой; организуется разумный досуг, направленный на профессиональное совершенствование; развиваются творчество и инициатива, закрепляется умение быстро ориентироваться в окружающей действительности [7].
Анализ функциональных возможностей традиционных форм организации обучения (лекция, семинар и другие виды педагогической деятельности) показал, что если в процессе обучения использовать эти формы в сочетании с интерактивными способами деятельности (различные виды игр, дискуссии, синектика, «мозговой штурм» и т.д.), то их воздействие будет гораздо эффективнее.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что для равноправного общения, которого требуют активные и интерактивные методы обучения, нужны познавательная самостоятельность, интеллектуальная активность, творческая направленность и педагогическая устремленность. Этот список далеко не исчерпывает все свойства, необходимые субъектам обучения.
Библиографическая ссылка
Русскова Ю.Н. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-4. – С. 19-23;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2134 (дата обращения: 22.11.2024).