Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE ESSENCE AND CONTENT OF INTERACTIVE TRAINING TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE IN CURSONS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Russkova Yu.N. 1
1 Federal State Public Educational Establishment of Higher Education «Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot»
A brief theoretical review of interactive learning technologies is presented and their role in the formation of professional competencies of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is shown. The article reveals the main psychological and pedagogical aspects of professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia to the conditions of future operational activities in the framework of the competence approach. The comparative analysis of features of professional education of students of civil universities and cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is carried out. The study of the positive contribution of interactive learning technologies in the process of formation of professional knowledge and skills, as well as the necessary competencies in the framework of the development of the educational program provided by the GEF. The author conducted a historical review of the emergence of the term «interactive learning technologies» and its formation in the domestic education system. Taking into account the revealed specifics, the effective active and interactive methods of training, as well as the features of their application in the educational process of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia are determined. The article presents and describes the main interactive learning technologies used by the teaching staff of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia during scheduled training sessions, as well as outside the school hours in the organization of self-training of cadets.
competencies
interactive technologies
cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia
active teaching methods

Высшее образование на современном этапе выступает в качестве важнейшего фактора развития общества, в котором основное место отводится университетскому образованию. Главной задачей высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда. Современная российская система высшего образования тесно связана с необходимостью «образования через всю жизнь». Высшее образование охватывает все фазы обучения – довузовское, университетское, постдипломное, профессиональную переподготовку и предусматривает использование новых технологий для совершенствования подготовки специалистов в условиях растущей конкуренции.

Начиная обучение в высшей школе, студенты различных образовательных организаций высшего образования и курсанты образовательных организаций МВД России в адаптационный период испытывают проблемы, связанные с большим объемом и сложностью учебного материала, возрастанием доли самостоятельной работы, психологическими трудностями перехода от школьной программы к вузовской, несформированностью некоторых общеучебных навыков (ведение конспектов лекций, изучение литературы, самостоятельный анализ прочитанного, умение вести дискуссию). Часть трудностей связана со слабой базовой подготовкой. Это приводит к отставанию в формировании базовых компетенций на 1–2-х курсах, т.е. на начальном этапе приобретения фундаментальных знаний, что в дальнейшем не может не сказаться на процессе их обучения. Это ставит перед профессорско-преподавательским составом, особенно на младших курсах, задачу повышения учебной мотивации, обеспечения профессиональной ориентации, организации самостоятельной работы, развития у обучающихся критического мышления, навыков изложения собственной точки зрения, аргументации своей позиции и т.д. Основным методом повышения познавательной активности обучающихся становится самостоятельная работа. Отсюда одна из важнейших задач обучения – научить курсантов учиться самостоятельно.

Термин «интерактивные технологии» возник в 1960-х гг. ХХ века. На данном временном этапе происходит активное развитее средств массовой информации, что поменяло характер общения, и возник вопрос об информационной революции. Чёткого определения интерактивных средств и технологий тогда не существовало, под интеракцией понималось взаимодействие пользователя и программ, базы данных с субъектами управления данными программами .

В 1975 году немецким ученым Гансом Фрицем был введен термин «интерактивная педагогика». Понятие «интерактивность», «интерактив» заимствованы из английского языка – interactivity.

В диссертационном исследовании Е.А. Капрановой проанализирована история становления интерактивных технологий в Отечественной системе образования. В начале 1980-х гг. в СССР в педагогике начинается практическое освоение методов активного (интерактивного) обучения, основу которых составляют диалоговые формы познаний. Хотя официально в градации методов обучения были только традиционные и активные. В конце 1980-х гг. В.В. Гузеевым, М.В. Клариным, Е.С. Полат, В.А. Сластениным среди моделей обучения помимо активной и пассивной, была выделена интерактивная модель обучения [1].

По мнению А.М. Смолкина, в интерактивном обучении существует несколько принципов, таких как:

– диалогового взаимодействия;

– работы в малой группе, на основе сотрудничества и кооперации;

– активно-ролевого взаимодействия (сюжетно-ролевая игра);

– тренинг организации процесса обучения [2].

Под интерактивными (диалоговые) технологиями понимаются такие технологии, в которых главным ресурсом обучения является социальное взаимодействие, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, т.е. значительно повысить и углубить содержательную сущность изучаемых дисциплин. К интерактивным технологиям относятся не все технологии активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния учебной группы на процесс усвоения каждым обучаемым опыта взаимодействия и взаимообучения.

Классификация интерактивных технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России предусматривает технологии с узким спектром возможностей (развитие интеллектуальной сферы), технологии со средним спектром возможностей (развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер) и технологии с широким спектром возможностей (развитие интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сфер курсантов).

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в образовательных организациях МВД России.

В основе реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского и др., хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению – В.В. Давыдов и др. [3]. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения сыграли работы М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевского, И.М. Сыроежина, С.Р. Гидрович, В.И. Рабальского, Р.Ф. Жукова, В.Н. Буркова, Б.Н. Христенко, А.М. Смолкина, А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова и т.д. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. (Однако данные исследования по активным методам обучения проводились преимущественно на материале школьного обучения).

В работах А.М. Матюшкина обоснована необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов, им было сформулировано понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов, их взаимной активности в рамках «субъект – субъектных» – отношений [4]. Рассматривая различные определения, можно резюмировать, что активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Совершенно очевидно, что в современной отечественной системе высшего образования просматривается тенденция к переходу от информативных форм обучения к активным методам, к включению в деятельность обучающихся не только элементов проблемности и научного поиска, но и разнообразных форм самостоятельной работы; переход от воспроизведения изученного к пониманию и осмыслению изученного в практическом аспекте. Такая организация взаимодействия педагога и обучающихся переносит акцент с деятельности преподавателя как обучающего на познающую деятельность обучаемого.

По мнению Ю.Б. Макаренко, современные педагогические системы, отличаясь ценностным подходом и гуманистической направленностью, образуют учебно-смысловое пространство, в котором находит место свободное творческое направление, имеющее конкретное выражение в активных методах обучения – «совокупности способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, ориентированных на конструирование педагогических ситуаций, характеризующихся активизацией мышления и поведения обучаемых» [5]. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что в образовательных организациях МВД России при внедрении компетентностного подхода необходимо разрабатывать и внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать активному участию обучаемых в познавательном процессе, выполнению ими творческих, поисковых, проблемных заданий, формировании системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Как показывает опыт работы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России, использование активных методов в обучении курсантов и слушателей является необходимым условием формирования высококвалифицированных специалистов, умеющих ясно, убедительно излагать мысли, устанавливать личные контакты, обмениваться информацией, принимать нестандартные решения, идти на обдуманный и оправданный риск, избегать повторения ошибок, эффективно управлять своей деятельностью и временем [6].

С учетом выявленной специфики определены эффективные активные методы, а также особенности их применения в учебном процессе курсантов образовательных организаций МВД России. К таким методам, по нашему мнению, следует отнести: игровое проектирование, метод «мозговой атаки», организационно-деятельностные и ролевые игры, межотраслевые практические занятия. Кратко раскроем особенности реализации данных активных методов в образовательных организациях МВД России.

Игровое проектирование – метод интенсивного обучения, его цель – создание или совершенствование проектов, позволяющих формировать умение моделировать кризисные ситуации, в том числе, для обеспечения правопорядка, и предвидеть возможные негативные последствия. Организационно курсантов нужно разбить на игровые коллективы, каждый из которых разрабатывает свой проект по заданной преподавателем проблеме. Игровое проектирование осуществляется с функциональных позиций, что способствует получению нового взгляда на содержание изучаемого процесса, что является существенным активизирующим фактором. Функциональная позиция каждого участника при проектировании определяется совокупностью потребностей и целей личного и коллективного характера, поэтому сам процесс игрового проектирования включает в себя механизм как личной, так и общественной безопасности.

«Мозговая атака» – активный метод, применяемый при обучении и подготовке к деятельности в экстремальных условиях. Суть метода заключается в создании условий, которые предполагают выбор оптимального способа выполнения сложной и опасной задачи, исходя из нескольких возможных вариантов. Курсантам предлагается высказать как можно больше различных вариантов решения, в том числе, самых невероятных. Организатор занятия последовательно и по этапам отбирает наиболее удачные из общего числа предложения, которые могут быть реализованы на практике. При проведении занятия возможно ограничение времени на принятие решения, а также изменение условий обстановки, что способствует развитию умения принимать оптимальные решения, выбирать наиболее верный вариант из всего множества в кратчайшие сроки.

Организационно-деятельностная игра – метод обучения, который предусматривает в ходе квазипрофессиональной деятельности применение вводных задач, создающих сложности и препятствия при выполнении поставленных задач. Игра развивает умение грамотно оценивать обстановку при решении оперативно-служебных задач, а также способность к саморегуляции психического состояния. Данный метод предполагает в процессе занятия моделировать социальное и предметное содержание профессиональной деятельности. В игровой форме организуется квазипрофессиональная деятельность, отражающая сущность, содержание, процессы и динамику правоохранительной сферы деятельности. Участникам не задаются строгие правила, активизация работы происходит за счет организованного достаточно жесткого давления на личность в связи с ее профессиональными обязанностями и нестандартными условиями обстановки.

Имитационно-ролевая игра представляет собой занятие, на котором имитируются реальные процессы, условия и факторы, определяющие профессиональную деятельность, а также объекты, сопровождающие ее, что позволяет постоянно повышать плотность практических действий, что важно для отработки грамотного применения тактических действий и штатных спецсредств. Курсантам предлагаются конкретные профессиональные роли и ставятся задачи, в процессе решения которых они вступают во взаимодействие и стремятся максимально реализовать их. С одной стороны, имитация понимается как замена реального процесса созданием и манипулированием с моделями и макетами его замещающими. С другой стороны, реализуются собственно ролевые методы, «ролевая имитация» и «имитация ролей», которые объединяются, за счет чего создается конкретная ситуация, взятая из реальной жизни и требующая профессиональной деятельности.

Межотраслевое комплексное занятие рассматривается как комплекс активных методов обучения, применяемых при решении общих проблем из различных областей деятельности. На данном занятии реализуется конструирование и проведение комплексных мероприятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер правоохранительной деятельности. Реализуется системность за счет реализации междисциплинарной связи категорий, что дает возможность прогнозировать возможные негативные ситуации, умение предсказывать и осуществлять оперативное реагирование на них. Метод позволяет осуществлять систематизацию уже сформированных знаний и навыков, активизацию интереса и творческих побуждений, создание оптимистического настроения, максимально приближая учебные действия к реальным, что имеет существенное значение для усвоение учебного материала курсантами образовательных организаций МВД России.

Деловая игра как метод обучения сочетает в себе отработку различных профессиональных действий, в том числе индивидуальных, групповых и коллективных. Это позволяет решать не только учебные, но воспитательные задачи по формированию ценностных ориентаций, развитию чувств и качеств, в частности, чести, достоинства, патриотизма, коллективизма, ответственности, товарищества, трудолюбия, а также стимулировать гуманистические личностные потребности: познания, созидания, творчества, реализации добра и справедливости, самосовершенствования. С помощью данного метода создается эмоциональная основа жизни коллектива, устанавливаются взаимные контакты, закрепляются нормы поведения; осуществляется своеобразная психотерапевтическая коррекция личности, ее самоутверждение и дальнейшее самоусовершенствование; снимается физическая усталость, происходит эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой; организуется разумный досуг, направленный на профессиональное совершенствование; развиваются творчество и инициатива, закрепляется умение быстро ориентироваться в окружающей действительности [7].

Анализ функциональных возможностей традиционных форм организации обучения (лекция, семинар и другие виды педагогической деятельности) показал, что если в процессе обучения использовать эти формы в сочетании с интерактивными способами деятельности (различные виды игр, дискуссии, синектика, «мозговой штурм» и т.д.), то их воздействие будет гораздо эффективнее.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что для равноправного общения, которого требуют активные и интерактивные методы обучения, нужны познавательная самостоятельность, интеллектуальная активность, творческая направленность и педагогическая устремленность. Этот список далеко не исчерпывает все свойства, необходимые субъектам обучения.