Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Баранова Е.Н. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
В статье рассмотрены особенности развития воображения у старших дошкольников с нарушением зрения. Затронуты проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Активно развивающиеся процессы инклюзии и интеграции обуславливает актуальность изучения проблемы развития творческого воображения у детей с нарушениями в развитии. Проведено экспериментальное исследование, целью которого стало изучение особенностей воображения детей 5-6 лет с нарушением зрения. Выявлено, что особенностями воображения детей с нарушениями зрения являются схематичность, стереотипность, бедность содержания воображаемых образов, неточность, размытость представлений, что объясняется нарушениями зрительной функции, трудностями восприятия, проблемами в создании воображаемой ситуации за счет обеднения чувственного опыта. Разработаны методические рекомендации в этом направлении. Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. В процессе рисования необходимо использовать беседы и элементы игры. На каждом занятии дети могут выполнять изображения, используя нетрадиционные техники рисования: рисование на мокрой бумаге, рисование клеем с солью, ниткография, рисунок под пленкой, рисование свечой и акварелью, кляксография с трубочкой, точечный рисунок, рисование мыльными пузырями, рисование пальчиками и ладошкой.
старший дошкольный возраст
воображение
дети с ограниченными возможностями здоровья
нарушение зрения
изобразительная деятельность
1. Груздева А.В. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности / А.В. Груздева, М.А. Арсёнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. C. 9–11.
2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии // Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982. 504 с.
3. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. М., 1995. 65 с.
4. Кудрявцев В.Т. Сила воображения: природа и диагностика / В Т. Кудрявцев // Дошкольное образование. 2001. № 7 (55). С. 14–15.
5. Солнцева Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева. М.: Издательство «АСТ», 2012. 19 c.

В настоящее время в психологической науке широко обсуждаются теоретические аспекты творчества, разработаны методики диагностики воображения и существуют отдельные программы по его развитию у детей. Однако большинство этих исследований опирается на данные, полученные в работе с нормально развивающими детьми. Возможности воображения детей с нарушениями в развитии не так часто становятся объектом исследования. Выдвижение на первый план проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также активно развивающиеся процессы инклюзии и интеграции обуславливает актуальность изучения проблемы развития творческого воображения у детей с нарушениями в развитии.

У детей с глубокими нарушениями зрительной функции наблюдается сужение чувственного познания, что оказывает неблагоприятное влияние на реконструкцию образов воображения. При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение восполняет восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием сохранных анализаторов и словесных описаний дети с нарушениями зрения формируют и создают образы объектов, которые недоступны им при непосредственном ощущении или восприятии.

Исследование показало, что воображение старших дошкольников с нарушениями зрения отличается от воображения у детей с нормальным зрением. Особенностями воображения детей с нарушениями зрения являются схематичность, стереотипность, бедность содержания воображаемых образов, неточность, размытость представлений, что объясняется нарушениями зрительной функции, недостаточности развития знаково-символической функции, трудностями восприятия, проблемами в создании воображаемой ситуации за счет обеднения чувственного опыта и трудностей в формировании операциональных механизмов.

Воображение является важнейшим компонентом процесса познания и деятельности человека. Как и другие психические процессы, воображение развивается и формируется у человека в течение всей его жизни. Традиционно воображение расcматривают, как самостоятельный процесс создания новых образов на основе имеющихся в сознании человека представлений.

Выделены следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации; произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое [1].

Нарушения зрения у детей, значительно ограничивают возможности развития воображения. Детям с частичным выпадением зрительной функции сложно производить операции комбинирования и перекомбинирования образов представления. Поскольку восприятие – «чувственная ткань сознания» (Л.С. Выготский) – обеднено, то и образы представлений неточны, размыты, и при воссоздающем воображении дети, в основном, опираются на неправильные образы; продукты воображения при этом неструктурированны, недетализированы, неоригинальны [2]. Кроме этого, наблюдается недостаточность развития знаково-символической функции, есть сложности в создании воображаемой ситуации.

Отрицательное влияние на развитие воображения у детей с нарушением зрения оказывает присущая им недостаточная точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, а также недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Обзор специальных исследований по данной тематике (В. Зайкаускас, И.Г. Корниловой, А.Г. Литвака, Л.И. Плаксиной, В.М. Сорокина) позволил предположить, что особенности воображения у детей с функциональными нарушениями зрения связаны со слабой выраженностью мотивационного компонента деятельности, недостаточной подвижностью, инертностью нервных процессов, эмоциональной недостаточностью.

Экспериментальной базой исследования является МБДОУ-ЦРР-Детский сад № 11 «Подснежник» г. Якутска РС (Я), где приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группы). По заключению ПМПК у детей экспериментальной группы имелись следующие диагнозы: 5 детей – амблиопия, 3 – сходящееся косоглазие, 1 – расходящееся косоглазие, 1 – гиперметропия средней степени.

Для проведения диагностики, с целью выявления особенностей развития воображения в старшем дошкольном возрасте, нами были подобраны соответствующие методики: проективная методика «Свободный рисунок», предложенный авторами Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной, Г.А. Урунтаевой [3]; «Творческие задачи Э.П. Торренса» (сокращенный вариант) [3]; «Солнце в комнате» (авторы В. Кудрявцев и В. Синельников) [4].

По итогам проведения диагностики, нами сделаны следующие выводы:

1) результаты диагностики показали, что уровень развития воображения у 40 % детей экспериментальной группы и 10 % контрольной группы отстает от нормы;

2) старшие дошкольники с низким уровнем развития воображения при решении задач на построение образов воображения с использованием заданного элемента, не умеют проявлять оригинальность и необычность изображения, создают контурные, лишенные деталей, схематичные изображения, выявлена крайне низкая способность к созданию образов предметов и явлений; недостатки внутренних этапов творческой деятельности, не наблюдалось сосредоточенности и целенаправленности в работе, наблюдалось соскальзывание с выполнения задания, высокая отвлекаемость, недостаточная проработка деталей рисунков;

3) уровень развития воображения в контрольной группе детей выше, чем у детей экспериментальной группы.

Таким образом, выявленные низкие результаты диагностики показали необходимость разработки методических рекомендаций по развитию воображения у детей с проблемами зрения.

Изобразительная деятельность, или, другими словами, рисование – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка [2]. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладываютв изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке.

Для коррекции выявленных недостатков с детьми экспериментальной группы в количестве 10 детей была проведена коррекционно-развивающая работа, построенная с опорой на главные для дошкольника виды деятельности (игровую, изобразительную, речевую). Она включала в себя следующие направления развития творческой деятельности:

1. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия).

2. Развитие игровой деятельности.

3. Развитие речевого творчества.

4. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.

5. Совершенствование навыков межличностной коммуникации.

При разработке коррекционно-развивающих мероприятий учитывалась специфика нарушений зрения у детей экспериментальной группы. Коррекционная работа строилась на основе методических рекомендаций таких авторов, как М.А. Васильева, Л.И. Плаксина.

При работе с детьми следует обратить внимание на выразительные средства живописи и рисунка. В этом разделе следует особо выделить нетрадиционные техники рисования.

Содержание занятий следует разработать с учетом особенностей воображения у детей с функциональными нарушениями зрения, выявленными в процессе диагностики.

Комплекс психокоррекционных занятий включал в себя специально подобранные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие психических процессов (мышления, внимания, памяти), стимуляцию творческой активности детей.

В процессе работы необходимо использовать беседы и элементы игры. На каждом занятии дошкольники могут выполнять изображения, используя нетрадиционные техники рисования: рисование на мокрой бумаге, рисование клеем с солью, ниткография, рисунок под пленкой, рисование свечой и акварелью, кляксография с трубочкой, точечный рисунок, рисование мыльными пузырями, рисование пальчиками и ладошкой.

Следует отметить, что детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Возможные варианты: монотипия, граттаж, кляксография с трубочкой, использование малярной ленты (скотча), рисование с использованием соли, рисование мятой бумагой и пр.

На занятиях мы активно используем художественно-дидактические игры. Как известно, игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение [5]. Приведем пример: упражнение «Волшебные кляксы», где детям предложили капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо было увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Еженедельно с детьми проводились сюжетно-ролевые игры по сюжету «фантастическое путешествие». На начальном этапе обучения такие игры организовывались педагогом, в дальнейшем дети справлялись самостоятельно.

Большое внимание уделялось развитию речевого творчества: проводились различные речевые игры, как на занятиях, так и в процессе режимных моментах; дошкольники придумывали сказки, небольшие рассказы. Детям постоянно приходилось придумывать названия для своих рисунков, для игровых образов, для картин, участвующих в обсуждении.

Повторная диагностика на контрольном этапе исследования показала следующие результаты – дети экспериментальной группы:

– стали более заинтересованы при выполнении заданий и в процессе создания новых образов. Эта заинтересованность проявлялась во всех видах деятельности (игровой, изобразительной, речевой);

– у детей экспериментальной группы появился исследовательский интерес: им было интересно пробовать новые техники рисования, перевоплощаться в новых героев, использовать в своих играх известные им предметы в новом назначении;

– дети экспериментальной группы практически не нуждались в помощи педагога, все образы рисунки и названия к ним придумывали самостоятельно;

– у детей данной группы значительно выросло количество оригинальных решений, их рисунки стали более творческими, названия к ним ранее не встречались;

– у детей экспериментальной группы практически полностью пропало стремление к копированию. Каждый ребенок старался придумать собственный образ при перевоплощении или создании изображений;

– наблюдались изменения и в общем поведении детей этой группы. Так, было выявлено стремление доводить первоначальный замысел до завершения, снизилась частота отвлекаемости, было замечено стремление к более тщательной проработке деталей изображения;

– отмечено снижение такого явления как персеверация. Во время создания рисунков дети старались максимально разнообразить придумываемые объекты.

Дополнительным коррекционно-развивающим эффектом обучения послужило обогащение эмоциональной сферы и развитие психических процессов детей экспериментальной группы. Отмечена положительная динамика в развитии внимания и памяти. Произошло совершенствование коммуникативных умений и навыков.

У детей сформировались умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появилось стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты и т.д.

Отсюда следует, что нетрадиционные техники рисования направляют творческую активность, развивают воображения ребенка. В результате поэтапной творческой работы у детей появились навыки воображения и творческой деятельности.

Таким образом, созданию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений. И только, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты.


Библиографическая ссылка

Баранова Е.Н., Николаева Л.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-4. – С. 7-10;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2131 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674