В настоящее время в психологической науке широко обсуждаются теоретические аспекты творчества, разработаны методики диагностики воображения и существуют отдельные программы по его развитию у детей. Однако большинство этих исследований опирается на данные, полученные в работе с нормально развивающими детьми. Возможности воображения детей с нарушениями в развитии не так часто становятся объектом исследования. Выдвижение на первый план проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также активно развивающиеся процессы инклюзии и интеграции обуславливает актуальность изучения проблемы развития творческого воображения у детей с нарушениями в развитии.
У детей с глубокими нарушениями зрительной функции наблюдается сужение чувственного познания, что оказывает неблагоприятное влияние на реконструкцию образов воображения. При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение восполняет восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием сохранных анализаторов и словесных описаний дети с нарушениями зрения формируют и создают образы объектов, которые недоступны им при непосредственном ощущении или восприятии.
Исследование показало, что воображение старших дошкольников с нарушениями зрения отличается от воображения у детей с нормальным зрением. Особенностями воображения детей с нарушениями зрения являются схематичность, стереотипность, бедность содержания воображаемых образов, неточность, размытость представлений, что объясняется нарушениями зрительной функции, недостаточности развития знаково-символической функции, трудностями восприятия, проблемами в создании воображаемой ситуации за счет обеднения чувственного опыта и трудностей в формировании операциональных механизмов.
Воображение является важнейшим компонентом процесса познания и деятельности человека. Как и другие психические процессы, воображение развивается и формируется у человека в течение всей его жизни. Традиционно воображение расcматривают, как самостоятельный процесс создания новых образов на основе имеющихся в сознании человека представлений.
Выделены следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации; произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое [1].
Нарушения зрения у детей, значительно ограничивают возможности развития воображения. Детям с частичным выпадением зрительной функции сложно производить операции комбинирования и перекомбинирования образов представления. Поскольку восприятие – «чувственная ткань сознания» (Л.С. Выготский) – обеднено, то и образы представлений неточны, размыты, и при воссоздающем воображении дети, в основном, опираются на неправильные образы; продукты воображения при этом неструктурированны, недетализированы, неоригинальны [2]. Кроме этого, наблюдается недостаточность развития знаково-символической функции, есть сложности в создании воображаемой ситуации.
Отрицательное влияние на развитие воображения у детей с нарушением зрения оказывает присущая им недостаточная точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, а также недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Обзор специальных исследований по данной тематике (В. Зайкаускас, И.Г. Корниловой, А.Г. Литвака, Л.И. Плаксиной, В.М. Сорокина) позволил предположить, что особенности воображения у детей с функциональными нарушениями зрения связаны со слабой выраженностью мотивационного компонента деятельности, недостаточной подвижностью, инертностью нервных процессов, эмоциональной недостаточностью.
Экспериментальной базой исследования является МБДОУ-ЦРР-Детский сад № 11 «Подснежник» г. Якутска РС (Я), где приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группы). По заключению ПМПК у детей экспериментальной группы имелись следующие диагнозы: 5 детей – амблиопия, 3 – сходящееся косоглазие, 1 – расходящееся косоглазие, 1 – гиперметропия средней степени.
Для проведения диагностики, с целью выявления особенностей развития воображения в старшем дошкольном возрасте, нами были подобраны соответствующие методики: проективная методика «Свободный рисунок», предложенный авторами Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной, Г.А. Урунтаевой [3]; «Творческие задачи Э.П. Торренса» (сокращенный вариант) [3]; «Солнце в комнате» (авторы В. Кудрявцев и В. Синельников) [4].
По итогам проведения диагностики, нами сделаны следующие выводы:
1) результаты диагностики показали, что уровень развития воображения у 40 % детей экспериментальной группы и 10 % контрольной группы отстает от нормы;
2) старшие дошкольники с низким уровнем развития воображения при решении задач на построение образов воображения с использованием заданного элемента, не умеют проявлять оригинальность и необычность изображения, создают контурные, лишенные деталей, схематичные изображения, выявлена крайне низкая способность к созданию образов предметов и явлений; недостатки внутренних этапов творческой деятельности, не наблюдалось сосредоточенности и целенаправленности в работе, наблюдалось соскальзывание с выполнения задания, высокая отвлекаемость, недостаточная проработка деталей рисунков;
3) уровень развития воображения в контрольной группе детей выше, чем у детей экспериментальной группы.
Таким образом, выявленные низкие результаты диагностики показали необходимость разработки методических рекомендаций по развитию воображения у детей с проблемами зрения.
Изобразительная деятельность, или, другими словами, рисование – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка [2]. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладываютв изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке.
Для коррекции выявленных недостатков с детьми экспериментальной группы в количестве 10 детей была проведена коррекционно-развивающая работа, построенная с опорой на главные для дошкольника виды деятельности (игровую, изобразительную, речевую). Она включала в себя следующие направления развития творческой деятельности:
1. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия).
2. Развитие игровой деятельности.
3. Развитие речевого творчества.
4. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.
5. Совершенствование навыков межличностной коммуникации.
При разработке коррекционно-развивающих мероприятий учитывалась специфика нарушений зрения у детей экспериментальной группы. Коррекционная работа строилась на основе методических рекомендаций таких авторов, как М.А. Васильева, Л.И. Плаксина.
При работе с детьми следует обратить внимание на выразительные средства живописи и рисунка. В этом разделе следует особо выделить нетрадиционные техники рисования.
Содержание занятий следует разработать с учетом особенностей воображения у детей с функциональными нарушениями зрения, выявленными в процессе диагностики.
Комплекс психокоррекционных занятий включал в себя специально подобранные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие психических процессов (мышления, внимания, памяти), стимуляцию творческой активности детей.
В процессе работы необходимо использовать беседы и элементы игры. На каждом занятии дошкольники могут выполнять изображения, используя нетрадиционные техники рисования: рисование на мокрой бумаге, рисование клеем с солью, ниткография, рисунок под пленкой, рисование свечой и акварелью, кляксография с трубочкой, точечный рисунок, рисование мыльными пузырями, рисование пальчиками и ладошкой.
Следует отметить, что детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Возможные варианты: монотипия, граттаж, кляксография с трубочкой, использование малярной ленты (скотча), рисование с использованием соли, рисование мятой бумагой и пр.
На занятиях мы активно используем художественно-дидактические игры. Как известно, игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение [5]. Приведем пример: упражнение «Волшебные кляксы», где детям предложили капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо было увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Еженедельно с детьми проводились сюжетно-ролевые игры по сюжету «фантастическое путешествие». На начальном этапе обучения такие игры организовывались педагогом, в дальнейшем дети справлялись самостоятельно.
Большое внимание уделялось развитию речевого творчества: проводились различные речевые игры, как на занятиях, так и в процессе режимных моментах; дошкольники придумывали сказки, небольшие рассказы. Детям постоянно приходилось придумывать названия для своих рисунков, для игровых образов, для картин, участвующих в обсуждении.
Повторная диагностика на контрольном этапе исследования показала следующие результаты – дети экспериментальной группы:
– стали более заинтересованы при выполнении заданий и в процессе создания новых образов. Эта заинтересованность проявлялась во всех видах деятельности (игровой, изобразительной, речевой);
– у детей экспериментальной группы появился исследовательский интерес: им было интересно пробовать новые техники рисования, перевоплощаться в новых героев, использовать в своих играх известные им предметы в новом назначении;
– дети экспериментальной группы практически не нуждались в помощи педагога, все образы рисунки и названия к ним придумывали самостоятельно;
– у детей данной группы значительно выросло количество оригинальных решений, их рисунки стали более творческими, названия к ним ранее не встречались;
– у детей экспериментальной группы практически полностью пропало стремление к копированию. Каждый ребенок старался придумать собственный образ при перевоплощении или создании изображений;
– наблюдались изменения и в общем поведении детей этой группы. Так, было выявлено стремление доводить первоначальный замысел до завершения, снизилась частота отвлекаемости, было замечено стремление к более тщательной проработке деталей изображения;
– отмечено снижение такого явления как персеверация. Во время создания рисунков дети старались максимально разнообразить придумываемые объекты.
Дополнительным коррекционно-развивающим эффектом обучения послужило обогащение эмоциональной сферы и развитие психических процессов детей экспериментальной группы. Отмечена положительная динамика в развитии внимания и памяти. Произошло совершенствование коммуникативных умений и навыков.
У детей сформировались умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появилось стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты и т.д.
Отсюда следует, что нетрадиционные техники рисования направляют творческую активность, развивают воображения ребенка. В результате поэтапной творческой работы у детей появились навыки воображения и творческой деятельности.
Таким образом, созданию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений. И только, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты.