Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

FEATURES OF DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

Baranova E.N. 1 Nikolaeva L.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article describes the features of the development of imagination in older preschoolers with visual impairment. The problems of socialization of children with disabilities. Actively developing processes of inclusion and integration determines the relevance of studying the problem of the development of creative imagination in children with impaired development. An experimental study, the purpose of which was to study the features of the imagination of children 5-6 years old with visual impairment. It is revealed that the features of the imagination of children with visual impairments are sketchiness, stereotype, poor content of imaginary images, inaccuracy, blurring of ideas, which is explained by impaired visual function, difficulties of perception, problems in creating an imaginary situation due to the impoverishment of sensory experience. Developed guidelines in this direction. Pictorial activity is one of the first and most accessible means of self-expression of a child. In the process of drawing, you must use conversations and game elements. At each lesson, children can perform images using unconventional drawing techniques: drawing on wet paper, drawing with glue and salt, nitrography, drawing under film, drawing with a candle and watercolor, bloating with a straw, bitmap, drawing with soap bubbles, drawing with fingers and palm.
older preschool age
imagination
children with disabilities
visual impairment
visual activity

В настоящее время в психологической науке широко обсуждаются теоретические аспекты творчества, разработаны методики диагностики воображения и существуют отдельные программы по его развитию у детей. Однако большинство этих исследований опирается на данные, полученные в работе с нормально развивающими детьми. Возможности воображения детей с нарушениями в развитии не так часто становятся объектом исследования. Выдвижение на первый план проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также активно развивающиеся процессы инклюзии и интеграции обуславливает актуальность изучения проблемы развития творческого воображения у детей с нарушениями в развитии.

У детей с глубокими нарушениями зрительной функции наблюдается сужение чувственного познания, что оказывает неблагоприятное влияние на реконструкцию образов воображения. При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение восполняет восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием сохранных анализаторов и словесных описаний дети с нарушениями зрения формируют и создают образы объектов, которые недоступны им при непосредственном ощущении или восприятии.

Исследование показало, что воображение старших дошкольников с нарушениями зрения отличается от воображения у детей с нормальным зрением. Особенностями воображения детей с нарушениями зрения являются схематичность, стереотипность, бедность содержания воображаемых образов, неточность, размытость представлений, что объясняется нарушениями зрительной функции, недостаточности развития знаково-символической функции, трудностями восприятия, проблемами в создании воображаемой ситуации за счет обеднения чувственного опыта и трудностей в формировании операциональных механизмов.

Воображение является важнейшим компонентом процесса познания и деятельности человека. Как и другие психические процессы, воображение развивается и формируется у человека в течение всей его жизни. Традиционно воображение расcматривают, как самостоятельный процесс создания новых образов на основе имеющихся в сознании человека представлений.

Выделены следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации; произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое [1].

Нарушения зрения у детей, значительно ограничивают возможности развития воображения. Детям с частичным выпадением зрительной функции сложно производить операции комбинирования и перекомбинирования образов представления. Поскольку восприятие – «чувственная ткань сознания» (Л.С. Выготский) – обеднено, то и образы представлений неточны, размыты, и при воссоздающем воображении дети, в основном, опираются на неправильные образы; продукты воображения при этом неструктурированны, недетализированы, неоригинальны [2]. Кроме этого, наблюдается недостаточность развития знаково-символической функции, есть сложности в создании воображаемой ситуации.

Отрицательное влияние на развитие воображения у детей с нарушением зрения оказывает присущая им недостаточная точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, а также недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Обзор специальных исследований по данной тематике (В. Зайкаускас, И.Г. Корниловой, А.Г. Литвака, Л.И. Плаксиной, В.М. Сорокина) позволил предположить, что особенности воображения у детей с функциональными нарушениями зрения связаны со слабой выраженностью мотивационного компонента деятельности, недостаточной подвижностью, инертностью нервных процессов, эмоциональной недостаточностью.

Экспериментальной базой исследования является МБДОУ-ЦРР-Детский сад № 11 «Подснежник» г. Якутска РС (Я), где приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группы). По заключению ПМПК у детей экспериментальной группы имелись следующие диагнозы: 5 детей – амблиопия, 3 – сходящееся косоглазие, 1 – расходящееся косоглазие, 1 – гиперметропия средней степени.

Для проведения диагностики, с целью выявления особенностей развития воображения в старшем дошкольном возрасте, нами были подобраны соответствующие методики: проективная методика «Свободный рисунок», предложенный авторами Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной, Г.А. Урунтаевой [3]; «Творческие задачи Э.П. Торренса» (сокращенный вариант) [3]; «Солнце в комнате» (авторы В. Кудрявцев и В. Синельников) [4].

По итогам проведения диагностики, нами сделаны следующие выводы:

1) результаты диагностики показали, что уровень развития воображения у 40 % детей экспериментальной группы и 10 % контрольной группы отстает от нормы;

2) старшие дошкольники с низким уровнем развития воображения при решении задач на построение образов воображения с использованием заданного элемента, не умеют проявлять оригинальность и необычность изображения, создают контурные, лишенные деталей, схематичные изображения, выявлена крайне низкая способность к созданию образов предметов и явлений; недостатки внутренних этапов творческой деятельности, не наблюдалось сосредоточенности и целенаправленности в работе, наблюдалось соскальзывание с выполнения задания, высокая отвлекаемость, недостаточная проработка деталей рисунков;

3) уровень развития воображения в контрольной группе детей выше, чем у детей экспериментальной группы.

Таким образом, выявленные низкие результаты диагностики показали необходимость разработки методических рекомендаций по развитию воображения у детей с проблемами зрения.

Изобразительная деятельность, или, другими словами, рисование – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка [2]. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладываютв изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке.

Для коррекции выявленных недостатков с детьми экспериментальной группы в количестве 10 детей была проведена коррекционно-развивающая работа, построенная с опорой на главные для дошкольника виды деятельности (игровую, изобразительную, речевую). Она включала в себя следующие направления развития творческой деятельности:

1. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия).

2. Развитие игровой деятельности.

3. Развитие речевого творчества.

4. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.

5. Совершенствование навыков межличностной коммуникации.

При разработке коррекционно-развивающих мероприятий учитывалась специфика нарушений зрения у детей экспериментальной группы. Коррекционная работа строилась на основе методических рекомендаций таких авторов, как М.А. Васильева, Л.И. Плаксина.

При работе с детьми следует обратить внимание на выразительные средства живописи и рисунка. В этом разделе следует особо выделить нетрадиционные техники рисования.

Содержание занятий следует разработать с учетом особенностей воображения у детей с функциональными нарушениями зрения, выявленными в процессе диагностики.

Комплекс психокоррекционных занятий включал в себя специально подобранные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие психических процессов (мышления, внимания, памяти), стимуляцию творческой активности детей.

В процессе работы необходимо использовать беседы и элементы игры. На каждом занятии дошкольники могут выполнять изображения, используя нетрадиционные техники рисования: рисование на мокрой бумаге, рисование клеем с солью, ниткография, рисунок под пленкой, рисование свечой и акварелью, кляксография с трубочкой, точечный рисунок, рисование мыльными пузырями, рисование пальчиками и ладошкой.

Следует отметить, что детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Возможные варианты: монотипия, граттаж, кляксография с трубочкой, использование малярной ленты (скотча), рисование с использованием соли, рисование мятой бумагой и пр.

На занятиях мы активно используем художественно-дидактические игры. Как известно, игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение [5]. Приведем пример: упражнение «Волшебные кляксы», где детям предложили капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо было увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Еженедельно с детьми проводились сюжетно-ролевые игры по сюжету «фантастическое путешествие». На начальном этапе обучения такие игры организовывались педагогом, в дальнейшем дети справлялись самостоятельно.

Большое внимание уделялось развитию речевого творчества: проводились различные речевые игры, как на занятиях, так и в процессе режимных моментах; дошкольники придумывали сказки, небольшие рассказы. Детям постоянно приходилось придумывать названия для своих рисунков, для игровых образов, для картин, участвующих в обсуждении.

Повторная диагностика на контрольном этапе исследования показала следующие результаты – дети экспериментальной группы:

– стали более заинтересованы при выполнении заданий и в процессе создания новых образов. Эта заинтересованность проявлялась во всех видах деятельности (игровой, изобразительной, речевой);

– у детей экспериментальной группы появился исследовательский интерес: им было интересно пробовать новые техники рисования, перевоплощаться в новых героев, использовать в своих играх известные им предметы в новом назначении;

– дети экспериментальной группы практически не нуждались в помощи педагога, все образы рисунки и названия к ним придумывали самостоятельно;

– у детей данной группы значительно выросло количество оригинальных решений, их рисунки стали более творческими, названия к ним ранее не встречались;

– у детей экспериментальной группы практически полностью пропало стремление к копированию. Каждый ребенок старался придумать собственный образ при перевоплощении или создании изображений;

– наблюдались изменения и в общем поведении детей этой группы. Так, было выявлено стремление доводить первоначальный замысел до завершения, снизилась частота отвлекаемости, было замечено стремление к более тщательной проработке деталей изображения;

– отмечено снижение такого явления как персеверация. Во время создания рисунков дети старались максимально разнообразить придумываемые объекты.

Дополнительным коррекционно-развивающим эффектом обучения послужило обогащение эмоциональной сферы и развитие психических процессов детей экспериментальной группы. Отмечена положительная динамика в развитии внимания и памяти. Произошло совершенствование коммуникативных умений и навыков.

У детей сформировались умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появилось стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты и т.д.

Отсюда следует, что нетрадиционные техники рисования направляют творческую активность, развивают воображения ребенка. В результате поэтапной творческой работы у детей появились навыки воображения и творческой деятельности.

Таким образом, созданию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений. И только, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты.