Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ГРАФФИТИ КАК АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Жмурко Р.Д. 1
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
Статья посвящена вопросам правового регулирования граффити в России. Автор раскрывает основные аспекты административных правонарушений в сфере уличного искусства. Административная ответственность: ст. 7.17. КоАП, уничтожение или повреждение чужого имущества, ст. 20.1. КоАП, мелкое хулиганство.Рассматриваются вопросы привлечения к уголовной ответственности за граффити. Уголовная ответственность: ст. 214 УК РФ, вандализм, ст. 280 УК РФ, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ст. 282 УК РФ, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды. Поднимается проблема развития взаимоотношений органов власти с уличными художниками. Решение этой проблемы приведет к облагораживанию серых зданий, снижению роста вандализма среди молодежи и внесет ряд возможностей для самореализации многих художников, которые смогут устраивать уличные выставки и обучать заинтересованных в этом детей. В рамках решения правового регулирования граффити в России автор предлагает отменить следующие статьи: 7.17, 20.1 Кодекса об административных правонарушениях, в статью 214 Уголовного кодекса внести изменения. Автор рекомендует органам местного самоуправления взять под контроль данный вид искусства путем тесного сотрудничества с рейтерами, направляя их деятельность в легальное русло, в этих целях выделять специальные площадки, которые в дальнейшем будут привлекать туристов, а таких же иностранных деятелей.
право
граффити
вандализм
административное правонарушение
хулиганство
преступление
1. Пушнова Ю.Б. ВПС: Теория и история искусства. Конспект лекций. М.: Приор, 2006. 128 c.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта 2006 г.) // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 30 марта 2016 г.] // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Арсланов В.Г. Теория и история искусствознания. ХХ век. Постмодернизм: учебное пособие. М.: Академический проект, 2015. 287 c.
5. Лободанов А.П. Теория и история искусства. Вып. 1. М.: МГУ, 2012. 208 c.

Что представляет сбой «граффити»? В историческом контексте граффити – это рисунки и надписи, нанесенные каким-либо образом на различные поверхности. Однако, дошедшее до наших дней понятие с течением времени приобрело немного другой характер. Из «уст» современности – «граффити» есть не что иное, как уличное искусство. Оно подразумевает нанесение рисунков и надписей с помощью краски, чаще аэрозольной, на всевозможные поверхности, преимущественно на стены. А людей, которые создают, так называемое уличное искусство, называют рейтерами. Набирая все большую популярность, данный вид творчества способствовал развитию целого движения. Это связано, прежде всего, с тем, что современный мир не стоит на месте, и художники со всех уголков планеты стремятся к познанию нового[1]. Но, к сожалению, во многих странах мира, в том числе и в России, граффити пресекаются законом, что не позволяет уличному искусству и талантливым художникам раскрыться в положительном аспекте.

Административная, уголовная ответственность за граффити

Административная ответственность:

Согласно ст. 7.17. КоАП, уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей) [2].

Согласно ст. 20.1. КоАП, мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

За несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, но не достигших 16 лет, административную ответственность несут родители или лица их замещающие по ст. 5.35. (Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от ста до пятисот рублей).

Уголовная ответственность:

Согласно ст. 214 УК РФ, вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, может наказываться штрафом в размере до сорока тысяч рублей, а также арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, могут наказываться ограничением, а также лишением свободы на срок до трех лет [3].

Согласно ст. 280 УК РФ, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, могут наказываться штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, а также лишением свободы на срок до трех лет.

Согласно ст. 282 УК РФ, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, могут наказываться штрафом вразмере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, а также лишением свободы на срок до двух лет.

На первый взгляд может показаться, что приведенные статьи к гениям живописи на стенах зданий сооружений не имеют никакого отношения, но это не так. Если в рисунке или надписи будет содержаться малейший намек на экстремизм, возбуждение ненависти, вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, то при квалификации действий виновного могут быть применены указанные статьи.

Зачастую граффити и правда отождествляют с вандализмом. Стрит-артисты с этим категорически не согласны: да, надпись на стене – это атака, посягательство на визуальный комфорт, но если одних граффити обижают, то других, наоборот, вдохновляют [4].

Аналогия с вандализмом притянута за уши. Уличные артисты не ломают заборов, не бьют окна и не отрывают трубки телефонных аппаратов, – поясняет один из стрит-артистов. По его мнению, вред уличного искусства сознательно преувеличивают, а запреты только радикализируют граффити, которые в результате становятся более агрессивными.

Во многих европейских странах несанкционированная настенная живопись действительно стала подсудным делом. В Германии и Англии, например, за граффити в неположенном месте полиция имеет право задержать и оштрафовать. Если же уличный художник попадёт в руки полиции ещё раз, то он может провести в тюрьме несколько месяцев.[5]

В странах Южной Европы отношение к надписям на заборах и домах помягче. А вот за рисование граффити на транспорте – поездах и в метро –жёстко наказывают во всех странах, поскольку устранять их сложнее и дороже.Но даже запреты не способны полностью вытеснить граффити с городских улиц. «Представить современный город без граффити невозможно, а бороться с ними − всё равно, что с ветряными мельницами, считают уличные художники. К тому же в Европе всё-таки есть пространства, где граффити можно создавать вполне легально. Как правило, это заброшенные стройки, набережные, дорожные развязки и мосты, трансформаторные будки…

Выводы и рекомендации:

Так почему же в России нужно допускать изображение творческих идей на заброшенных сооружениях и зданиях?

Согласно опросу «ВЦИОМ-Спутник» проведённому 12 декабря 2018 года. В исследовании приняли участие 1,6 тысячи респондентов в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Как показало исследование:

76 % россиян скорее поддерживают инициативу о получении разрешения для создания граффити на стенах общественных зданий.

Скорее против инициативы высказались 22 % респондентов, 2 % затруднились ответить.

Это приведет к облагораживанию серых зданий и внесет ряд возможностей для самореализации многих художников, которые смогут устраивать уличные выставки и обучать заинтересованных в этом детей. Благодаря этому снизится рост вандализма среди молодежи.

Для реализации данной идеи потребуется отменить следующие статьи:

Статью 7.17. Кодекса об административных правонарушениях, уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей).

Статью 20.1. Кодекса об административных правонарушениях, мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

А также в статью 214 Уголовного кодекса внести изменения следующего характера. Если нет мотивов политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо мотивов ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, то действия художников останутся легальными, и не будут преследоваться законом.

Учитывая выше изложенное, можно порекомендовать органам местного самоуправления взять под контроль данный вид искусства путем тесного сотрудничества с рейтерами, направляя их деятельность в легальное русло.

Для этогонеобходимо выделять специальные площадки, которые в дальнейшем будут привлекать туристов, а таких же иностранных деятелей. Ярким примером данного опыта служат:

− Дизайн-завод «Флакон» Один из первых творческих кластеров в Москве Место, где можно свободно творить, самовыражаться и просто приятно проводить время. «Флакон» − это многочисленные шоурумы, мастерские, рестораны, арт-кафе, а также площадка для концертов, перформансов, различных событий. Здесь всегда можно купить что-то необычное, вдохновиться новыми идеями и начать создавать что-то своё.

− Центр современного искусства «Винзавод» История московского винзавода насчитывает более двух сотен лет. За это время на территории комплекса успели побывать и пивоварня, и ремесленные мастерские, и сама винокурня. Сейчас огромный комплекс используется в качестве одной из крупнейших выставочных площадок Москвы.

− Культурный центр ЗИЛ – самый крупный дворец культуры в столице, многофункциональное пространство с большим количеством площадок и разнообразной афишей. Каждый день здесь идут спектакли, концерты, перформансы, фестивали, лекции, мастер-классы, мероприятия для детей, открыты экспозиции.

− Арт-пространство завода «Кристалл» Огромная территория бывшего водочного завода недалеко от Садового кольца, вмещающая почти четыре «Флакона». Место появилось не так давно и по замыслу организаторов должно стать точкой сборки для профессионального сообщества архитекторов и урбанистов и творческих людей в самом широком смысле этого слова. По-прежнему можно увидеть бочки и «водкопровод», оставшиеся от знаменитого предшественника.

Развитие индустрии граффити как нового вида искусства принесет обогащение в духовную и материальную сторону современного общества.


Библиографическая ссылка

Жмурко Р.Д. ГРАФФИТИ КАК АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-2. – С. 31-33;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2094 (дата обращения: 02.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674