Наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком является дошкольное детство (Е.И. Негневицкая, В.С. Мухина, Н.Д, Гальскова и др), у детей дошкольного возраста можно вызвать неподдельный интерес уважение к языкам и культуре народов мира, что будет способствовать развитию их коммуникативных умений. Рекомендуют начинать обучение иностранному языку с 4-5 лет. Раннее обучение иностранному языку способствует развитию детей в соответствии их мотивацией, интересами и способностями. Речевые упражнения с использованием дидактических игр заинтересовывают и увлекают детей, мотивируя их к дальнейшему обучению английскому языку. Е.Н. Протасова отмечает: «Система родного языка к 5 годам уже достаточно хорошо освоена, и к новому языку ребенок относится уже сознательно. Данный возраст является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника (интенсивное формирование познавательных способностей, Быстрое и легкое запоминание языковой информации, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации» [1, c. 98].
Гальскова Н.Д. подчеркивает: «Пятилетний возраст, как подходящий для начала любой учебной деятельности. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд» [2, c. 45].
Формирование познавательных способностей дошкольников посредством игр позволяет им осознавать свою значимость, уверенность в том, что они интересны окружающим, также у них развивается наблюдательность ко всему происходящему [3, c. 24].
Ханова О.С. для изучения иностранного языка рекомендует следующее: «Поскольку у детей 4–5 лет игровая деятельность является ведущей, обучение любому аспекту английского языка, в частности лексике, должно базироваться на большом количестве разнообразных дидактических игр. Это позволяет ввести и, что более важно, отрабатывать новые лексические единицы в увлекательной форме в течение определенного количества времени. Большинство зарубежных УМК для маленьких детей содержат дополнительный набор дидактических игр, помимо упражнений, представленных в учебниках. Наиболее распространенные игры базируются на вопросах и ответах. Основная цель – чтобы ребенок понял вопрос. Дети могут показать свое понимание, отвечая односложно: Yes, No, Blue, Three. При вопросе они могут говорить полно, но допускается и фраза, состоящая только из ключевых слов: Red?/ Is it red? Во время игры желательно выделять интонацией ключевые слова» [4, c. 142].
Для эффективного использования игровой деятельности в обучении детей иностранному языку разрабатываются новые приемы обучения и усиливается коммуникативная направленность занятий. Активная предметно-практическая деятельность детей создает «материальную» основу для качественного формирования элементов новой языковой системы в сознании ребенка [5, c. 97].
Опытно-экспериментальная работа проведена в МБДОУ ЦРР д/с Хатынчаана № 1 Намский район Республика Саха (Якутия).
По итогам констатирующего эксперимента нами выявлены следующие показатели сформирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет: в целом преобладает количество детей среднего уровня формирования коммуникативных умений. Эти дети в целом правильно выбирают слова в соответствии с коммуникативным намерением; правильно произносят слова; узнают изученные слова. Таким образом, обследование формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет показало, что фактически неудовлетворительное состояние. Нами установлено, что для повышения эффективности обучения английскому языку необходимо использовать дидактические игры. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Цель формирующего этапа исследования: разработать методику по использованию дидактических игр для обучения английскому языку.
Система работы по использованию дидактических игр для обучения детей 4-5 лет английскому языку.
Основы коммуникативной компетенции:
– уметь правильно аудировать английские слова за педагогом, диктором с целью обучения фонетике английского языка, а также формирования слухового внимания, фонетического слуха, правильного произношения;
– овладеть, закрепить и активизировать английский словарь;
– овладеть умением строить несложные связные высказывания.
При обучении английскому языку детей дошкольного возраста, учитывая их неустойчивое внимание, нужно часто менять их вид деятельности. И так как, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, стоит обеспечить занятия разнообразными играми, яркой наглядностью.
Дидактические игры подбираем и составляем соответственно возрастным и индивидуальным лингвистическим особенностям и способностям детей. Тем самым целенаправленно мотивируя их общение на иностранном языке. Немаловажное значение имеет создание положительной психологической установки на иноязычную речь.
Дидактическая игра 1: «Colours».
Игровые действия: Педагог выкладывает перед детьми цветные домики (It’s a green house, it’s a yellow house etc.) What colour is this house? – It’s a red house. Затем педагог рассказывает о бабочках, которые летали и потерялись. Педагог предлагает детям поселить бабочек в домики такого же цвета, как они. A red house – a red butterfly. Затем дети подбирают звездочки и листики таких же цветов, что и домики. Определяя правильный цвет домика и фигурок, дети называют цвета по-английски. Таким образом, дети тренируются в употреблении слов и названий цветов на английском языке.
Дидактическая игра 2: «Веселые художники».
Цель: развитие лексических навыков; активизация словарного запаса детей.
Задание детям: Ребенок, закрыв глаза, рисует животное, части тела животного называет педагог: Draw a head, please. Draw a body, please. Draw a tail, please.
Дидактическая игра 3 «Времена года».
Цель: развить память, мышление, смысловую догадку; активизация лексических единиц.
Педагог описывает какое-либо время года какое-либо время года, не называя его. Например: It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs. Задача детей понять и назвать заданное время года.
(Учащиеся должны выбрать соответствующую картинку).
Дидактическая игра 4 История с жестами «Let’s do it!».
Цель: продемонстрировать наработанные ранее умения и навыки.
Задание детям: дети должны выбрать карточки, на которых изображены различные жесты: Let’s go! (взмахами руки созываем всех); Walk. (бодро ходим) Look! (пальчиками показываем на широко раскрытые глаза); A cat! (пальцами рисуем усы); Nice cat! (гладим домашнее животное); Hello, cat! (приветствуем) и т.д.
Педагог рассказывает историю с жестами, дети должны выбрать подходящую карточку, показывать жесты.
Составляем с детьми интересные истории с жестами.
Дидактическая игра 5 «Animals».
Teacher: «What is this?» (игрушка или картинка с изображением зверушек). «It is a cat».
«What is this?» – «It is a dog».
Дети вместе педагогом проговаривают, а затем, предавая игрушку по кругу, каждый ещё раз проговаривает фразу: Children: «It is a cat»; Children: «It is a dog»; Children: «It is a pig»; Children: «It is a mouse»
2. Дети знакомятся и приветствуют игрушечных зверушек (можно использовать иллюстративный материал): «Good morning, dog»; «Good afternoon, cat»; «Goodevening, mouse».
3. Игра «Чудесный мешочек». Достают из мешочка зверушек, а также работают с иллюстративными картинками, называя и показывая на картинках зверушек.
Teacher: «What is this?» Children: «Cat», «dog», «pig».
Итог: созданное благоприятное условие во время занятий, позволило детям почувствовать себя раскованными, свободными, испытать положительные эмоции. С помощью использование дидактических игр, дети научились переносить действия из одних условий в другие, одушевлять неживую природу, создавать элементы нового. Такие игры способствуют развитию воображения, мышления, творческих способностей, речи, нравственно-волевых качеств личности, интереса к личности другого.
Дидактические игры, использованные на занятиях, создали естественную ситуацию для употребления речевого образца; развили речевую активность и самостоятельность детей. На занятиях обучение грамматике проводилось в тесной связи с обучением фонетике и лексике. Большое внимание уделяли введению и закреплению грамматических конструкций. Каждая модель должна сопровождаться большим количеством примеров, устных упражнений, дидактических игр.
По итогам контрольного эксперимента можно отметить следующее: в процессе использования дидактических игр повысилась заинтересованность детей, что и эффективно влияет на мотивацию детей к изучению английского языка, повышается и активность их в самовыражении, поиске и нахождении ответа, создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.
Таким образом, при раннем обучении иностранному языку, в первую очередь, развиваем понимание у детей разговорной английской речи и закладываем основы произношения. Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку посредством дидактических игр направлено на воспитание и развитие детей в процессе практического овладения языком как средством общения.
Библиографическая ссылка
Николаева В.И., Андреева Л.Д. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 101-103;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2074 (дата обращения: 22.11.2024).