Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ДОО

Иванова М.В. 1 Иванова М.К. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В данной статье освещается проблема Республики Саха (Якутия) при работе с молодыми педагогами в начале трудоустройства. Задача учебных заведений заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые будут развивать образование, передавать знания и умения следующим поколениям. В настоящее же время суть обучения студентов больше направлена к теории, а практикоориентированность появляется только непосредственно после трудоустройства. Правомерно выделять два наиболее значимых момента в социальных отношениях социализации и адаптации. Во-первых, социализация и социальная адаптация связаны между собой в социальной жизнедеятельности личности, благодаря чему человек развивает свою социальную сущность, овладеет опытом жизни. Во-вторых, существует различия между данными понятия по содержанию, направленности и по характеру, глубине вызываемых в личности изменений. Изложены результаты проведенного опроса у выпускников 2016-2018 очного отделения кафедры дошкольного образования в двух учебных заведениях городского округа Якутск. Участники опроса – выпуски кафедры дошкольного образования, которые работают в детском саду в должности воспитателя. Исходя из результатов опроса сделан о наиболее часто встречаемых трудностях в начале своей карьеры воспитателя, о роли наставника в адаптации молодого специалиста в ДОУ.
адаптация
профессиональная адаптация
социально-профессиональная адаптация
молодые педагоги детского сада
трудоустройство
наставничество
1. Макеева О.В. Персонал научных библиотек Сибири: профессиональная адаптация и удовлетворенность трудом // Федер. гос. бюджет. учреждение науки Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. Новосибирск: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2016. 222 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Ростов н/Д: МарТ, 2005. 448 с.
3. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методический аспект: монография. Новосибирск: РАН, 2002. 275 с.
4. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. М.: Изд-во НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. 320 с.
5. Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6. С. 50–56.
6. Ключевые вопросы образования и педагогики: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 31 октября 2017 г.) / Отв. редактор Е.Ю. Копылова. Екатеринбург: Изд-во Аспект, 2017. 110 с.
7. Кадровый резерв как фактор развития управленческого потенциала России: материалы научно-практической конференции, проведенной кафедрой государственной службы и кадровой политики (РАГС, 26 марта 2009 г.) / Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации; под общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2009. 196 с.

В настоящее время социально-экономического реформирования общества, глобальных изменений в образовании проблема профессиональной адаптации молодых педагогов приобретает особую актуальность, так как именно в современных условиях общество предъявляет к педагогам особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.

Многочисленные исследования доказали, что адаптация молодых педагогов в профессиональную среду сопряжена определенными трудностями, имеет свою специфику и является важным периодом для личного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет данный период, зависит, состоится ли данный педагог как профессионал, останется ли он в своей выбранной профессии.

Проблема адаптации молодых педагогов включает в себя два уровня:

– профессиональную, особенности организации профессиональной деятельности;

– социально-психологическая, связанная с вхождением в коллектив организации.

Профессиональная адаптация в общем смысле – это приспособление к условиям труда, к профессиональной (социальной и физической) среде. Считается, что ее первый этап человек проходит во время профессионального обучения (на производственной практике), второй – в процессе работы на конкретной должности [1, с. 85].

Адаптация социальная – оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближения целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру [2, с. 15].

Правомерно выделять два наиболее значимых момента в социальных отношениях социализации и адаптации. Во-первых, социализация и социальная адаптация связаны между собой в социальной жизнедеятельности личности, благодаря чему человек развивает свою социальную сущность, овладеет опытом жизни. Во-вторых, существует различия между данными понятия по содержанию, направленности и по характеру, глубине вызываемых в личности изменений [3, с. 78].

Поведенческие решения человека определяются основными факторами психологического характера: мотив, восприятие, усвоение, убеждение и отношение. Мотив – нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Не менее актуальными в психологии поведения являются вопросы этики в управлении организацией. Общение не только обусловливает совместную коллективную деятельность, но выступает также и важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Задача социального управления – достижение оптимального соотношения между формальными и неформальными отношениями в коллективе: неформальные отношения могут дополнять, конкретизировать, способствовать развитию формальных отношений; неформальные отношения могут быть безразличными к формальным; неформальные отношения могут активно противодействовать формальным. Социально-психологический климат персонала представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой персонала, который находит многообразие форм проявления во всей его жизнедеятельности [3, с. 93].

Социально-профессиональная адаптация (адаптированность как результат процесса успешной социальной и профессиональной адаптации) характеризуется:

А) высоким уровнем мотивации субъекта, к овладению профессиональными компетенциями;

Б) сформированными устойчивым позитивным отношением к задачам, положительным традициям и перспективным предприятиям; продуктивным осуществлением своей ведущей профессиональной деятельности;

В) активной включенностью в системе межличностных коммуникаций в коллективе;

Г) заинтересованностью в саморазвитии и повышении квалификации, активным потреблением информации, стремлением к духовному росту;

Д) состоянием устойчивого психологического комфорта, хорошим самочувствием [4, с. 28].

В Республике Саха (Якутия) городском округе «город Якутск» функционируют 2 учебных заведения, которые готовят по профилю «Дошкольное образование». С 2016 по 2018 год закончили 217 выпускников очного отделения, из которых 68 % в дальнейшем трудоустроились в детские сады и 11 % выпускников продолжают обучение.

Молодым педагогом является работник имеющий стаж не более 3 лет. Исследователями выделяются следующие основные проблемы, с которым сталкиваются молодые педагоги в первые годы работы в ДОО:

– работа с родителями;

– организация образовательного деятельности;

– поддержание дисциплины в группе;

– нахождения подхода к детям дошкольного возраста;

– вхождение в педагогический коллектив;

– оформление предметно-пространственной среды в группе;

– работа с документацией ДОО и т.д.

Данные о трудоустройстве молодых педагогов за 2016-2018 гг.

Годы выпуска

Число выпускников очного отделения городского округа город Якутск

% трудоустройства

% продолжающих обучение

% сидящие в декретном отпуске

Другое

2016

70

67 %

13 %

20 %

0 %

2017

79

82 %

8 %

10 %

0 %

2018

68

74 %

18 %

7 %

1 %

Задача учебных заведений заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые будут развивать образование, передавать знания и умения следующим поколениям. В настоящее время суть обучения студентов больше направлена к теории, а практикоориентированность появляется только непосредственно после трудоустройства [5, с. 15], поэтому, приходя в детский сад, молодой специалист испытывает затруднения. В обязанности администрации дошкольной образовательной организации входит помощь в адаптации молодых педагогов к новой роли воспитателя-практика, которая помогает ему освоиться на новом месте. Но, как показывает практика, иногда этот момент упускается или уделяется старшим воспитателем недостаточно внимания, тем самым подвергая молодого воспитателя к раннему профессиональному перегоранию.

Особый акцент старший воспитатель должен уделять наставничеству, так как у молодых специалистов возникают большое количество вопросов по поводу педагогического аспекта, так и социально-коммуникативного компонента.

Как правило, под наставничеством понимают процесс воспитания и профессиональной подготовки менее опытных сотрудников более опытными. Подразумевается, что наставник не просто инструктирует своего подопечного и руководит им, но и поддерживает его в процессе адаптации на новом рабочем месте. Наставник содействует своему подопечному в овладении новыми знаниями, умениями, навыками, делясь с нами собственным опытом и знаниями, способствуя раскрытию потенциала нового работника и его быстрому приспособлению потенциала нового работника, и его быстрому приспособлению к новой социальной среде, содержанию и условиям труда [6, с. 21].

Для чего необходимо наставничество? Чем быстрее сотрудников освоится на рабочем месте, чем быстрее будет происходить процесс передачи опыта в коллективе, тем быстрее насеваемые сотрудники смогут начать работать с максимальной отдачей. Это выгодно не только работнику, и руководителю. Важно понимать, что правильно построенный процесс – процесс обоюдный. Обе стороны приспосабливаются друг к другу, от чего зависит продуктивность коллектива в целом [7, с. 52].

Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики и форм воспитания детей дошкольного возраста.

Кто может стать наставником молодого педагогов ДОО:

– коллега;

– старший воспитатель;

– заведующая ДОО.

Обязанности наставника помогать в:

– ознакомлении с уставом ДОО;

– информировании с трудовыми обязанностями в детском саду;

– практическому и теоретическому освоению основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализа образовательной деятельности; формы, методы и приемы обучения);

– выборе приоритетной методической темы для самообразования;

– выборе региональных компонентов;

– освоении инновационных тенденций;

– подготовке к первичному повышению квалификации.

Для определения особенностей адаптации у молодых педагогов, мы провели опрос у выпускников 2016-2018 очного отделения кафедры дошкольного образования в двух учебных заведениях городского округа Якутск. В анонимном опросе приняли участие 40 выпусков кафедры дошкольного образования, которые работают в детском саду в должности воспитателя. Опрос состоит из 12 вопросов с вариантами ответов. 25 % опрошенных окончили Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева и 75 % – выпускников Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В среднем период их работы в детском саду составил 1 год.

На вопрос «Легко ли Вы вошли в коллектив?» 74,4 % респондента ответили положительно, 10,3 % ответили отрицательно, но при этом 72,5 % испытывали определенные сложности в практической работе. У большинства респондентов (61,5 %) имеют наставников, а 38,5 % – не имеют, при этом наставниками являются у 31,4 % старшие воспитатели, заведующая – у 5,7 %, и 62,9 % дали ответ «другие». 17,9 % опрошенных работают «сами по себе», без помощи и наставничества и 82,1 % респондентов постоянно консультируются со старшим воспитателем, получают своевременную помощь и советы. Инициаторами являются как молодые педагоги, так и старшие воспитатели.

Опрос выявил также основные трудности в адаптации респондентов:

1. Разница возраста в коллективе;

2. Оформлении документации;

3. В общении с детьми;

4. Языковой барьер;

5. Адаптация детей в первые дни посещения;

6. В организации НОД.

Удовлетворенность своей работой молодые педагоги ДОО оценили в среднем на 7/10 баллов, время адаптации, по мнению респондентов, составил 4 месяца.

Таким образом, исходя из анализа ответов анкетирования, мы сделали вывод о том, что большинство молодых специалистов испытывают трудности в начале своей карьеры воспитателя и нуждаются в наставничестве.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную деятельность пройдет успешно, если:

– помощь со стороны администрации детского сада будет систематизированным;

– оказание своевременной помощи наставника;

– профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена методической работой организации;

– в организации педагогического труда с учетом личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки;

– материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.


Библиографическая ссылка

Иванова М.В., Иванова М.К. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ДОО // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 76-79;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2067 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674