В настоящее время социально-экономического реформирования общества, глобальных изменений в образовании проблема профессиональной адаптации молодых педагогов приобретает особую актуальность, так как именно в современных условиях общество предъявляет к педагогам особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.
Многочисленные исследования доказали, что адаптация молодых педагогов в профессиональную среду сопряжена определенными трудностями, имеет свою специфику и является важным периодом для личного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет данный период, зависит, состоится ли данный педагог как профессионал, останется ли он в своей выбранной профессии.
Проблема адаптации молодых педагогов включает в себя два уровня:
– профессиональную, особенности организации профессиональной деятельности;
– социально-психологическая, связанная с вхождением в коллектив организации.
Профессиональная адаптация в общем смысле – это приспособление к условиям труда, к профессиональной (социальной и физической) среде. Считается, что ее первый этап человек проходит во время профессионального обучения (на производственной практике), второй – в процессе работы на конкретной должности [1, с. 85].
Адаптация социальная – оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближения целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру [2, с. 15].
Правомерно выделять два наиболее значимых момента в социальных отношениях социализации и адаптации. Во-первых, социализация и социальная адаптация связаны между собой в социальной жизнедеятельности личности, благодаря чему человек развивает свою социальную сущность, овладеет опытом жизни. Во-вторых, существует различия между данными понятия по содержанию, направленности и по характеру, глубине вызываемых в личности изменений [3, с. 78].
Поведенческие решения человека определяются основными факторами психологического характера: мотив, восприятие, усвоение, убеждение и отношение. Мотив – нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Не менее актуальными в психологии поведения являются вопросы этики в управлении организацией. Общение не только обусловливает совместную коллективную деятельность, но выступает также и важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Задача социального управления – достижение оптимального соотношения между формальными и неформальными отношениями в коллективе: неформальные отношения могут дополнять, конкретизировать, способствовать развитию формальных отношений; неформальные отношения могут быть безразличными к формальным; неформальные отношения могут активно противодействовать формальным. Социально-психологический климат персонала представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой персонала, который находит многообразие форм проявления во всей его жизнедеятельности [3, с. 93].
Социально-профессиональная адаптация (адаптированность как результат процесса успешной социальной и профессиональной адаптации) характеризуется:
А) высоким уровнем мотивации субъекта, к овладению профессиональными компетенциями;
Б) сформированными устойчивым позитивным отношением к задачам, положительным традициям и перспективным предприятиям; продуктивным осуществлением своей ведущей профессиональной деятельности;
В) активной включенностью в системе межличностных коммуникаций в коллективе;
Г) заинтересованностью в саморазвитии и повышении квалификации, активным потреблением информации, стремлением к духовному росту;
Д) состоянием устойчивого психологического комфорта, хорошим самочувствием [4, с. 28].
В Республике Саха (Якутия) городском округе «город Якутск» функционируют 2 учебных заведения, которые готовят по профилю «Дошкольное образование». С 2016 по 2018 год закончили 217 выпускников очного отделения, из которых 68 % в дальнейшем трудоустроились в детские сады и 11 % выпускников продолжают обучение.
Молодым педагогом является работник имеющий стаж не более 3 лет. Исследователями выделяются следующие основные проблемы, с которым сталкиваются молодые педагоги в первые годы работы в ДОО:
– работа с родителями;
– организация образовательного деятельности;
– поддержание дисциплины в группе;
– нахождения подхода к детям дошкольного возраста;
– вхождение в педагогический коллектив;
– оформление предметно-пространственной среды в группе;
– работа с документацией ДОО и т.д.
Данные о трудоустройстве молодых педагогов за 2016-2018 гг.
Годы выпуска |
Число выпускников очного отделения городского округа город Якутск |
% трудоустройства |
% продолжающих обучение |
% сидящие в декретном отпуске |
Другое |
2016 |
70 |
67 % |
13 % |
20 % |
0 % |
2017 |
79 |
82 % |
8 % |
10 % |
0 % |
2018 |
68 |
74 % |
18 % |
7 % |
1 % |
Задача учебных заведений заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые будут развивать образование, передавать знания и умения следующим поколениям. В настоящее время суть обучения студентов больше направлена к теории, а практикоориентированность появляется только непосредственно после трудоустройства [5, с. 15], поэтому, приходя в детский сад, молодой специалист испытывает затруднения. В обязанности администрации дошкольной образовательной организации входит помощь в адаптации молодых педагогов к новой роли воспитателя-практика, которая помогает ему освоиться на новом месте. Но, как показывает практика, иногда этот момент упускается или уделяется старшим воспитателем недостаточно внимания, тем самым подвергая молодого воспитателя к раннему профессиональному перегоранию.
Особый акцент старший воспитатель должен уделять наставничеству, так как у молодых специалистов возникают большое количество вопросов по поводу педагогического аспекта, так и социально-коммуникативного компонента.
Как правило, под наставничеством понимают процесс воспитания и профессиональной подготовки менее опытных сотрудников более опытными. Подразумевается, что наставник не просто инструктирует своего подопечного и руководит им, но и поддерживает его в процессе адаптации на новом рабочем месте. Наставник содействует своему подопечному в овладении новыми знаниями, умениями, навыками, делясь с нами собственным опытом и знаниями, способствуя раскрытию потенциала нового работника и его быстрому приспособлению потенциала нового работника, и его быстрому приспособлению к новой социальной среде, содержанию и условиям труда [6, с. 21].
Для чего необходимо наставничество? Чем быстрее сотрудников освоится на рабочем месте, чем быстрее будет происходить процесс передачи опыта в коллективе, тем быстрее насеваемые сотрудники смогут начать работать с максимальной отдачей. Это выгодно не только работнику, и руководителю. Важно понимать, что правильно построенный процесс – процесс обоюдный. Обе стороны приспосабливаются друг к другу, от чего зависит продуктивность коллектива в целом [7, с. 52].
Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики и форм воспитания детей дошкольного возраста.
Кто может стать наставником молодого педагогов ДОО:
– коллега;
– старший воспитатель;
– заведующая ДОО.
Обязанности наставника помогать в:
– ознакомлении с уставом ДОО;
– информировании с трудовыми обязанностями в детском саду;
– практическому и теоретическому освоению основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализа образовательной деятельности; формы, методы и приемы обучения);
– выборе приоритетной методической темы для самообразования;
– выборе региональных компонентов;
– освоении инновационных тенденций;
– подготовке к первичному повышению квалификации.
Для определения особенностей адаптации у молодых педагогов, мы провели опрос у выпускников 2016-2018 очного отделения кафедры дошкольного образования в двух учебных заведениях городского округа Якутск. В анонимном опросе приняли участие 40 выпусков кафедры дошкольного образования, которые работают в детском саду в должности воспитателя. Опрос состоит из 12 вопросов с вариантами ответов. 25 % опрошенных окончили Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева и 75 % – выпускников Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В среднем период их работы в детском саду составил 1 год.
На вопрос «Легко ли Вы вошли в коллектив?» 74,4 % респондента ответили положительно, 10,3 % ответили отрицательно, но при этом 72,5 % испытывали определенные сложности в практической работе. У большинства респондентов (61,5 %) имеют наставников, а 38,5 % – не имеют, при этом наставниками являются у 31,4 % старшие воспитатели, заведующая – у 5,7 %, и 62,9 % дали ответ «другие». 17,9 % опрошенных работают «сами по себе», без помощи и наставничества и 82,1 % респондентов постоянно консультируются со старшим воспитателем, получают своевременную помощь и советы. Инициаторами являются как молодые педагоги, так и старшие воспитатели.
Опрос выявил также основные трудности в адаптации респондентов:
1. Разница возраста в коллективе;
2. Оформлении документации;
3. В общении с детьми;
4. Языковой барьер;
5. Адаптация детей в первые дни посещения;
6. В организации НОД.
Удовлетворенность своей работой молодые педагоги ДОО оценили в среднем на 7/10 баллов, время адаптации, по мнению респондентов, составил 4 месяца.
Таким образом, исходя из анализа ответов анкетирования, мы сделали вывод о том, что большинство молодых специалистов испытывают трудности в начале своей карьеры воспитателя и нуждаются в наставничестве.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную деятельность пройдет успешно, если:
– помощь со стороны администрации детского сада будет систематизированным;
– оказание своевременной помощи наставника;
– профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена методической работой организации;
– в организации педагогического труда с учетом личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки;
– материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.