Одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является ясное понимание необходимости воспитание патриотизма у дошкольников.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования прописано, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации, к ним в первую очередь относится:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» [1, c. 12].
Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Необходимо придавать большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения [2, с. 16].
Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т.д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие белорусские писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич, писала, что родной язык «…как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [3, с.50].
Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте [4, с. 67].
У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Реализация воспитания нравственно-патриотического воспитания в средней группе детского сада предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Большое внимание стоит уделять тематическому планированию. Примерный тематический план: Родная семья. Родной город. Родная природа. Родная страна. Родная культура. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды. Необходимо оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков [5, с. 102].
Согласно ФГОС ДО, с целью установления уровня познавательного развития, знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ДОУ необходимо проводить различные тесты, опросы, анкеты.
Исходя из этого, необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является ознакомление с родным краем.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходных уровней знаний детей о ближайшем окружении, культуре и истории нашего края, которая проводилась в форме индивидуальных бесед, наблюдений, игровых ситуаций.
Работа по патриотическому воспитанию посредством ознакомления дошкольников с родным краем охватывает этапы:
I этап – начальный (констатирующий)
На данном этапе была проведена первичная диагностика по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована и методическая литература по теме опыта, разработан перспективный план работы на 2 месяца.
Для выявления уровней патриотического чувства в подготовительной группе нами был использован метод диагностики, выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ.
В исследовании приняли участия дети подготовительной группы в количестве 15 человек. Также были разработаны вопросы для беседы, которые позволяют оценить уровень патриотической воспитанности дошкольников. Показателями патриотической воспитанности дошкольников по эмоционально ценностному критерию являлись:
– отсутствие пассивности при ответах;
– эмоционально-ценностное отношение к историческому и духовному наследию своего поселка;
– наличие патриотических чувств к своему родному краю.
Детям предлагалось задание «Нарисуй свой родной край».
Для оценивания уровня применяли балловую систему:
Исходя из ответов детей, по всем заданиям определялся уровень развития нравственно-патриотических чувств и сформированности знаний о родном крае у старших дошкольников:
Высокий уровень. Дети имеют широкие представления о родном крае, их представления носят разносторонний характер; они с удовольствием рассказывают о г. Якутске, памятниках; проявляют активность и познавательный интерес к знакомству с родным краем – задают вопросы, направленные на уточнение и получение новой информации. Проявляют положительное эмоционально-окрашенное отношение к своему родному краю, с интересом рисуют город, могут объяснить, что им нравиться в родном крае, с удовольствием рассуждают, что бы они хотели изменить, что бы они хотели сделать, чтобы жизнь была лучше.
Средний уровень. Дети имеют некоторые представления о родном крае – знают ее символику. Самостоятельно рассказывают о г. Якутске, не активно, но с удовольствием могут отвечать на вопросы взрослого, увлекаются отдельными, понравившимися им, эпизодами. Дети проявляют положительное отношение к родному краю, могут рассказать, что им нравится в родном крае, но их отношение недостаточно им осознанно, дошкольники не стремятся предлагать свои идеи по улучшению жизни.
Низкий уровень. Дети имеют достаточно узкие представления о г. Якутске, могут перепутать названия города, не знают символики. На вопросы педагога отвечают односложно и неэмоционально. У дошкольников отсутствуют к изучению жизни родного края, они не интересуются и не задают вопросов о Якутске. Дети этого уровня в целом проявляют свое положительное отношение к г. Якутск.
Исследование показало, 5 детей (33,3 %) имеют высокий, 5 детей (33,3 %) имеют средний и 5 детей (33,3 %) имеют низкий уровень патриотической воспитанности.
II этап – основной (формирующий)
На основном этапе проводилась разработка занятий, воображаемых ситуаций, экспериментирование, составление маршрутов экскурсий, индивидуальных форм работы с детьми по патриотическому воспитанию, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
Каждая неделя соответствовала определенной тематике: 1 неделя – «Моя семья»; 2 неделя – «Мой родной край»; 3 неделя – «Наш родной край – Якутск» и 4 неделя – «Достопримечательности Якутска».
Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
В музее истории Баягинского наслега ведущее место занимает поисково-исследовательская работа по сбору материалов об истории наслега. Собранный материал обрабатывается и представляется на тематических экскурсиях. Жизнь и деятельность односельчан является наглядным примером патриотического воспитания. За последний год скомплектованы материалы и оформлены экспозиционные выставки музея по следующим темам: «История Баяги», «Великая Отечественная Война», «Дорогами войны», «Наши знаменитые люди», «Достопримечательности Баяги», «Музей-Усадьба братьев Малгиных», «Традиция Баягинского наслега». Изданы книгипо материалам музея, как «Будённай колкоз историятыттан», «Баайа?алар сэрии сылларыгар», «Ытык Ийэ» и др. эти книги состоят из ценных архивных документов. Ценные архивные материалы вызывают большой интерес, заставит «посмотреть в глаза» великой войне и сделав частью документально-исторической экскурсии.
В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль, благодаря которой, дошкольники ближе узнают историю своего поселка, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают ощутить себя частью природного, культурного и социального пространства.
III этап – заключительный (контрольный)
На данном этапе мы систематизировали и обобщили результаты работы, выявили уровень сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста и проанализировали полученные данные. По итогам проведенного эксперимента мы увидели, что у детей подготовительной группы значительно повысился уровень знаний по патриотической воспитанности, дети стали лучше ориентироваться в символах республики, знают людей, которые прославили родной край, узнают на фотографиях достопримечательности Якутска. Дети закрепили знания об истории родного края, познакомились с достопримечательностями Якутска.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно-методической литературы, мы можем сделать следующие выводы:
1. Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.
2. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.
3. Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
4. Педагогическими условиями патриотического воспитания являются: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Библиографическая ссылка
Дедюкина М.И., Тимофеева А.Д. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ К МЕСТНЫМ ПАМЯТНИКАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РАМКАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 66-69;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2064 (дата обращения: 22.11.2024).