Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ К МЕСТНЫМ ПАМЯТНИКАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РАМКАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дедюкина М.И. 1 Тимофеева А.Д. 1
1 ФГАОУ СВФУ имени М.К. Аммосова
В статье рассматривается понятие «Великая Отечественная война» и «местные памятники», их сущность и содержание. Раскрывается решение задач патриотического воспитания на примере МБДОО с. Баяга Таттинского улуса. Подчеркивается роль проекта «Экскурсия к местным памятникам» в формировании патриотического сознания. Структура проекта предполагает формирование представлений о военных событиях 1941-1945г.г. и о героях-патриотах родного поселка. И не только о Героях Советского союза, но и о своих родных, участвовавших в ВОВ. Также в статье раскрывается особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности; помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности. Раскрыты основные условия организации экскурсии. Подробно описана диагностика уровней сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, разработаны критерии. Сформулированы выводы, имеющие важное значение для разработки методологии исследования.
патриотическое воспитание
памятники
великая отечественная война
экскурсия
солдат
фронтовик
ветеран
труженик тыла
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [принят Прав. РФ 17 окт. 2013г. N155.]. Москва, 2013.
2. Вересов Н.Н. Мы – земляне // Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С. 31–33.
3. Чеушева А.В. Сущность и содержательная специфика патриотизма // Адукацыя i выхаванне. 2004. № 1. С. 47–51.
4. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Гармонизация психофизического и социального развития детей. Минск: БГПУ, 2006. С. 66–68.
5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет. М.: Владос, 2007. 144 с.

Одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является ясное понимание необходимости воспитание патриотизма у дошкольников.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования прописано, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации, к ним в первую очередь относится:

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» [1, c. 12].

Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Необходимо придавать большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения [2, с. 16].

Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т.д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие белорусские писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич, писала, что родной язык «…как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [3, с.50].

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте [4, с. 67].

У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Реализация воспитания нравственно-патриотического воспитания в средней группе детского сада предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Большое внимание стоит уделять тематическому планированию. Примерный тематический план: Родная семья. Родной город. Родная природа. Родная страна. Родная культура. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды. Необходимо оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков [5, с. 102].

Согласно ФГОС ДО, с целью установления уровня познавательного развития, знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ДОУ необходимо проводить различные тесты, опросы, анкеты.

Исходя из этого, необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является ознакомление с родным краем.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходных уровней знаний детей о ближайшем окружении, культуре и истории нашего края, которая проводилась в форме индивидуальных бесед, наблюдений, игровых ситуаций.

Работа по патриотическому воспитанию посредством ознакомления дошкольников с родным краем охватывает этапы:

I этап – начальный (констатирующий)

На данном этапе была проведена первичная диагностика по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована и методическая литература по теме опыта, разработан перспективный план работы на 2 месяца.

Для выявления уровней патриотического чувства в подготовительной группе нами был использован метод диагностики, выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ.

В исследовании приняли участия дети подготовительной группы в количестве 15 человек. Также были разработаны вопросы для беседы, которые позволяют оценить уровень патриотической воспитанности дошкольников. Показателями патриотической воспитанности дошкольников по эмоционально ценностному критерию являлись:

– отсутствие пассивности при ответах;

– эмоционально-ценностное отношение к историческому и духовному наследию своего поселка;

– наличие патриотических чувств к своему родному краю.

Детям предлагалось задание «Нарисуй свой родной край».

Для оценивания уровня применяли балловую систему:

Исходя из ответов детей, по всем заданиям определялся уровень развития нравственно-патриотических чувств и сформированности знаний о родном крае у старших дошкольников:

Высокий уровень. Дети имеют широкие представления о родном крае, их представления носят разносторонний характер; они с удовольствием рассказывают о г. Якутске, памятниках; проявляют активность и познавательный интерес к знакомству с родным краем – задают вопросы, направленные на уточнение и получение новой информации. Проявляют положительное эмоционально-окрашенное отношение к своему родному краю, с интересом рисуют город, могут объяснить, что им нравиться в родном крае, с удовольствием рассуждают, что бы они хотели изменить, что бы они хотели сделать, чтобы жизнь была лучше.

Средний уровень. Дети имеют некоторые представления о родном крае – знают ее символику. Самостоятельно рассказывают о г. Якутске, не активно, но с удовольствием могут отвечать на вопросы взрослого, увлекаются отдельными, понравившимися им, эпизодами. Дети проявляют положительное отношение к родному краю, могут рассказать, что им нравится в родном крае, но их отношение недостаточно им осознанно, дошкольники не стремятся предлагать свои идеи по улучшению жизни.

Низкий уровень. Дети имеют достаточно узкие представления о г. Якутске, могут перепутать названия города, не знают символики. На вопросы педагога отвечают односложно и неэмоционально. У дошкольников отсутствуют к изучению жизни родного края, они не интересуются и не задают вопросов о Якутске. Дети этого уровня в целом проявляют свое положительное отношение к г. Якутск.

Исследование показало, 5 детей (33,3 %) имеют высокий, 5 детей (33,3 %) имеют средний и 5 детей (33,3 %) имеют низкий уровень патриотической воспитанности.

II этап – основной (формирующий)

На основном этапе проводилась разработка занятий, воображаемых ситуаций, экспериментирование, составление маршрутов экскурсий, индивидуальных форм работы с детьми по патриотическому воспитанию, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

Каждая неделя соответствовала определенной тематике: 1 неделя – «Моя семья»; 2 неделя – «Мой родной край»; 3 неделя – «Наш родной край – Якутск» и 4 неделя – «Достопримечательности Якутска».

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

В музее истории Баягинского наслега ведущее место занимает поисково-исследовательская работа по сбору материалов об истории наслега. Собранный материал обрабатывается и представляется на тематических экскурсиях. Жизнь и деятельность односельчан является наглядным примером патриотического воспитания. За последний год скомплектованы материалы и оформлены экспозиционные выставки музея по следующим темам: «История Баяги», «Великая Отечественная Война», «Дорогами войны», «Наши знаменитые люди», «Достопримечательности Баяги», «Музей-Усадьба братьев Малгиных», «Традиция Баягинского наслега». Изданы книгипо материалам музея, как «Будённай колкоз историятыттан», «Баайа?алар сэрии сылларыгар», «Ытык Ийэ» и др. эти книги состоят из ценных архивных документов. Ценные архивные материалы вызывают большой интерес, заставит «посмотреть в глаза» великой войне и сделав частью документально-исторической экскурсии.

В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль, благодаря которой, дошкольники ближе узнают историю своего поселка, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают ощутить себя частью природного, культурного и социального пространства.

III этап – заключительный (контрольный)

На данном этапе мы систематизировали и обобщили результаты работы, выявили уровень сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста и проанализировали полученные данные. По итогам проведенного эксперимента мы увидели, что у детей подготовительной группы значительно повысился уровень знаний по патриотической воспитанности, дети стали лучше ориентироваться в символах республики, знают людей, которые прославили родной край, узнают на фотографиях достопримечательности Якутска. Дети закрепили знания об истории родного края, познакомились с достопримечательностями Якутска.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно-методической литературы, мы можем сделать следующие выводы:

1. Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.

2. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.

3. Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

4. Педагогическими условиями патриотического воспитания являются: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.


Библиографическая ссылка

Дедюкина М.И., Тимофеева А.Д. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ К МЕСТНЫМ ПАМЯТНИКАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РАМКАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 66-69;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2064 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674