Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ORGANIZATION OF EXCURSIONS TO LOCAL MONUMENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE FRAMEWORK OF PATRIOTIC EDUCATION OF SENIOR PRESCHOOLERS

Dedyukina M.I. 1 Timofeeva A.D. 1
1 FSAEI NEFU named after M.K. Ammosova
The article discusses the concept of «Great Patriotic War» and «local monuments», their essence and content. The solution of the tasks of patriotic education is revealed on the example of the International Business Organization with the help of Bayaga Tattinsky ulus. The role of the project «Excursion to local monuments» in the formation of patriotic consciousness is emphasized. The structure of the project involves the formation of ideas about the military events of 1941-1945. and about heroes-patriots of their native village. And not only about the Heroes of the Soviet Union, but also about their relatives who participated in the Second World War. The article also reveals features of the education of patriotic feelings. For preschoolers: to help preschoolers to become more familiar with their native land, to understand its history, culture and their relationship with objects and objects of the surrounding reality; help preschoolers to become more familiar with their native land, to understand its history, culture and their relationship with objects and objects of the surrounding reality and society, to take part in creative activities. The basic conditions for organizing excursions are disclosed. The diagnostics of the levels of formation of patriotic feelings in children of senior preschool age are described in detail, criteria are developed. Conclusions that are important for the development of research methodology are formulated.
patriotic education
monuments
Great Patriotic War
excursion
soldier
front-line soldier
veteran
home front worker

Одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является ясное понимание необходимости воспитание патриотизма у дошкольников.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования прописано, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации, к ним в первую очередь относится:

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» [1, c. 12].

Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Необходимо придавать большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения [2, с. 16].

Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т.д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие белорусские писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич, писала, что родной язык «…как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [3, с.50].

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте [4, с. 67].

У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Реализация воспитания нравственно-патриотического воспитания в средней группе детского сада предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Большое внимание стоит уделять тематическому планированию. Примерный тематический план: Родная семья. Родной город. Родная природа. Родная страна. Родная культура. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды. Необходимо оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков [5, с. 102].

Согласно ФГОС ДО, с целью установления уровня познавательного развития, знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ДОУ необходимо проводить различные тесты, опросы, анкеты.

Исходя из этого, необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является ознакомление с родным краем.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходных уровней знаний детей о ближайшем окружении, культуре и истории нашего края, которая проводилась в форме индивидуальных бесед, наблюдений, игровых ситуаций.

Работа по патриотическому воспитанию посредством ознакомления дошкольников с родным краем охватывает этапы:

I этап – начальный (констатирующий)

На данном этапе была проведена первичная диагностика по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована и методическая литература по теме опыта, разработан перспективный план работы на 2 месяца.

Для выявления уровней патриотического чувства в подготовительной группе нами был использован метод диагностики, выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ.

В исследовании приняли участия дети подготовительной группы в количестве 15 человек. Также были разработаны вопросы для беседы, которые позволяют оценить уровень патриотической воспитанности дошкольников. Показателями патриотической воспитанности дошкольников по эмоционально ценностному критерию являлись:

– отсутствие пассивности при ответах;

– эмоционально-ценностное отношение к историческому и духовному наследию своего поселка;

– наличие патриотических чувств к своему родному краю.

Детям предлагалось задание «Нарисуй свой родной край».

Для оценивания уровня применяли балловую систему:

Исходя из ответов детей, по всем заданиям определялся уровень развития нравственно-патриотических чувств и сформированности знаний о родном крае у старших дошкольников:

Высокий уровень. Дети имеют широкие представления о родном крае, их представления носят разносторонний характер; они с удовольствием рассказывают о г. Якутске, памятниках; проявляют активность и познавательный интерес к знакомству с родным краем – задают вопросы, направленные на уточнение и получение новой информации. Проявляют положительное эмоционально-окрашенное отношение к своему родному краю, с интересом рисуют город, могут объяснить, что им нравиться в родном крае, с удовольствием рассуждают, что бы они хотели изменить, что бы они хотели сделать, чтобы жизнь была лучше.

Средний уровень. Дети имеют некоторые представления о родном крае – знают ее символику. Самостоятельно рассказывают о г. Якутске, не активно, но с удовольствием могут отвечать на вопросы взрослого, увлекаются отдельными, понравившимися им, эпизодами. Дети проявляют положительное отношение к родному краю, могут рассказать, что им нравится в родном крае, но их отношение недостаточно им осознанно, дошкольники не стремятся предлагать свои идеи по улучшению жизни.

Низкий уровень. Дети имеют достаточно узкие представления о г. Якутске, могут перепутать названия города, не знают символики. На вопросы педагога отвечают односложно и неэмоционально. У дошкольников отсутствуют к изучению жизни родного края, они не интересуются и не задают вопросов о Якутске. Дети этого уровня в целом проявляют свое положительное отношение к г. Якутск.

Исследование показало, 5 детей (33,3 %) имеют высокий, 5 детей (33,3 %) имеют средний и 5 детей (33,3 %) имеют низкий уровень патриотической воспитанности.

II этап – основной (формирующий)

На основном этапе проводилась разработка занятий, воображаемых ситуаций, экспериментирование, составление маршрутов экскурсий, индивидуальных форм работы с детьми по патриотическому воспитанию, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

Каждая неделя соответствовала определенной тематике: 1 неделя – «Моя семья»; 2 неделя – «Мой родной край»; 3 неделя – «Наш родной край – Якутск» и 4 неделя – «Достопримечательности Якутска».

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

В музее истории Баягинского наслега ведущее место занимает поисково-исследовательская работа по сбору материалов об истории наслега. Собранный материал обрабатывается и представляется на тематических экскурсиях. Жизнь и деятельность односельчан является наглядным примером патриотического воспитания. За последний год скомплектованы материалы и оформлены экспозиционные выставки музея по следующим темам: «История Баяги», «Великая Отечественная Война», «Дорогами войны», «Наши знаменитые люди», «Достопримечательности Баяги», «Музей-Усадьба братьев Малгиных», «Традиция Баягинского наслега». Изданы книгипо материалам музея, как «Будённай колкоз историятыттан», «Баайа?алар сэрии сылларыгар», «Ытык Ийэ» и др. эти книги состоят из ценных архивных документов. Ценные архивные материалы вызывают большой интерес, заставит «посмотреть в глаза» великой войне и сделав частью документально-исторической экскурсии.

В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль, благодаря которой, дошкольники ближе узнают историю своего поселка, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают ощутить себя частью природного, культурного и социального пространства.

III этап – заключительный (контрольный)

На данном этапе мы систематизировали и обобщили результаты работы, выявили уровень сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста и проанализировали полученные данные. По итогам проведенного эксперимента мы увидели, что у детей подготовительной группы значительно повысился уровень знаний по патриотической воспитанности, дети стали лучше ориентироваться в символах республики, знают людей, которые прославили родной край, узнают на фотографиях достопримечательности Якутска. Дети закрепили знания об истории родного края, познакомились с достопримечательностями Якутска.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно-методической литературы, мы можем сделать следующие выводы:

1. Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.

2. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.

3. Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

4. Педагогическими условиями патриотического воспитания являются: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.