Процессы глобализации и интеграции, социокультурные явления современного мира характеризуют не только развитие общества, но и ведут к некоторым проблемам. В настоящее время мир испытывает рост агрессии, непонимания и отчуждения, распространяются насильственные способы решения социально-политических, этнических проблем. С экранов телевизоров мы видим войны, конфликты, теракты в разных точках планеты, толпы беженцев. Все эти негативные реалии современности разрушают картину мира и ценностные ориентации детей и молодежи и нацеливают на поиск адекватных методов профилактики экстремизма и национализма.
Большое значение имеет поликультурное образование, нацеленное на формирование толерантности у современной молодежи.
Россия – многонациональное государство. В ее состав входят 88 регионов субъектов федерации. Из них 32 региона являются национально-административными образованиями с полиэтническим составом населения. Разнообразие этносов, проживающих в Российской Федерации, сложные процессы самоидентификации народов, миграция населения требуют от участников межкультурных контактов навыков межкультурного общения и толерантности.
РС (Якутия) является самым крупным регионом Российской Федерации. Отличительными особенностями региона являются огромная территория, составляющая 3 083 523 км², отдаленность друг от друга населенных пунктов, суровые климатические условия, зимние морозы, полярные ночи на Севере, резко-континентальный климат, зависимость человека от природы и др. Все эти факторы обусловили особенности уклада жизни народа, отраженных в этнокультурных традициях и менталитете народа саха.
Республика Саха (Якутия) входит в состав Дальневосточного федерального округа и является одним из исторически сложившихся поликультурных регионов России, где веками вместе живут и трудятся представители свыше 129 народов. Исконными представителями населения республики являются коренные северные народности – якуты, чукчи, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы. По данным переписи 2010 г. в Якутии проживают 958129 человек, из них 129 человек разных национальностей: саха – 466492 (48,7 %), русские – 353649 (37,0 %), эвенки – 21008 (2,2 %), эвены – 15071 (1,6 %), долганы – 1906 (0,2 %), юкагиры – 1281 (0,13 %), чукчи – 970 (0,07 %) и др.
Особенность социолингвистической ситуации в Республике Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации состоит в том, что наряду с русским государственным языком является также родной язык – якутский. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера – пять официальных языков – эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский и долганский [1].
Таким образом, в настоящий момент в современном поликультурном российском обществе проблема формирования толерантности особенно актуальна.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить научно-понятийный аппарат проблемы толерантности. По данной проблеме мы ознакомились с трудами А.Г. Асмолова, В.А. Лекторского, В.С. Библера, Р.Р. Валитова, Бетти Э. Риэрдон, В.А. Тишкова и др.
В целом, под толерантностью обычно понимают терпимость людей по отношению друг к другу – то, чего сейчас в целом не хватает в нашем обществе. Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения и особенности [2]. Начиная с дошкольного возраста важно воспитывать в детях толерантность как личное качество, практику поведения и социальную обязанность.
Для изучения вопроса о толерантности студентов вуза нами проведено социально-диагностическое исследование студентов кафедры дошкольного образования СВФУ на основе комплекса социологических, социально-психологических подходов [3, с. 8].
Для социально-диагностического исследования нами были выбраны следующие характеристики:
– степень проявленного дружелюбия по отношению к сверстникам (когнитивный уровень социальной установки)
– одобрение той или иной поведенческой стратегии (эмоциональный уровень социальной установки);
– умение понимать другого (коммуникативные навыки [3, с. 9].
Первая диагностика направлена на выявление толерантного отношения к своим сверстникам. Тест содержит вопрос «Стал бы ты дружить со сверстником:
– другой национальности………………………......да нет не знаю
– гораздо богаче тебя…………………………….....да нет не знаю
– гораздо беднее тебя ……………………...…….....да нет не знаю
– из глубокой провинции ………………………......да нет не знаю
– который учится намного хуже тебя ………….....да нет не знаю
– который учится намного лучше тебя………….....да нет не знаю
– имеющий не такие, как твои, взгляды на жизнь…..да нет не знаю
Результаты показали, что большинство студентов толерантны к своим сверстникам, но есть 5 % студентов, которые проявляют отсутствие толерантности к сверстникам. отличающимся от них самих.
Вторая диагностика «Одобряемый тип поведения» (эмоциональный уровень социальной установки, также характеризующий степень толерантности личности).
Тест № 2. Давай поиграем: Предлагается несколько игровых ситуаций. Отвечайте на вопросы, ориентируясь только на свои личные решения и чувства.
1. Ты – в сказке «Винни-пух». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (Винни-пуха, Пятачка, Ослика, Тигра и др.)
– Дай определение – характеристику иыбранному тобой персонажу: он какой?
2. Ты – в сказке «Маугли». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (Маугли, Тигра Шерхана, пантеры Багиры, вожака волчьей стаи Акелы, Удава
– Дай определение – характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?
В результате мы получили следующие одобряемые типы поведения спокойное -46,7 %;активное без агрессии – 49,3 %;агрессивное -4 %.
2а. Ты – в мультфильме «НУ. Погоди!». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (волка, зайца)
– Дай определение – характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?
3 диагностика «Мир вокруг меня». Студенты отвечали на вопрос «Как тебе кажется, тот реальный мир, в котором ты живешь, он какой? Подчеркни подходящую тебе позицию [4]
– Дружелюбный-недружелюбный-не знаю
– приятный-неприятный-не знаю
– ласковый-неласкоый-не знаю
– хороший-плохой-не знаю
– справедливый-несправедливый-не знаю
– добрый-злой-не знаю
Почему тебе так кажется? Напиши.
В результате выявлено: целиком положительные реакции у 57,7 % студентов, резко отрицательные – 0 %, скорее положительные, чем отрицательные – 23,3 %, скорее отрицательные, чем положительные – 6,3 %, неопределенные реакции – 12,7 %.
4 диагностика «Тест коммуникативной толерантности» [3, с. 25]. Результаты показали, что у 60 % студентов – высокий уровень толерантности; у 30 % – средняя степень толерантности; у 10 % студентов – низкая степень толерантности.
5. Анализ интерпретационных навыков студентов. Тест №5. «Интерпретация любимой в раннем детстве книги, а также – недавно прочитанной книги. Вспомни свои впечатления.
– Какая книга была для тебя самой любимой в раннем детстве:
– Попробуй при помощи нескольких фраз передать главное в содержании этой книги?
– Кто из героев этой книги тебе особенно понравился?
– Какую книгу ты считаешь самой интересной среди прочитанных в последнее время?
– Попробуй при помощи нескольких фраз передать главное в содержании этой книги?
– Кто из героев книги тебе особенно нравится? Почему?
В зависимости от степени адекватного понимания и интерпретирования главных целей и мотивов обсуждаемого материала Т.М. Дридзе различает адекватные интерпретации, частично адекватные и неадекватные [3, с. 31]. Адекватные интерпретации выявлены у 60 % студентов. У 30 % частично адекватные, и 10 % относятся к неадекватным интерпретациям.
При этом обнаружено, что студенты с адекватными интерпретациями – более толерантны по сравнению с остальными. В их речи представлена позитивная лексика, они одобряют активный, но без агрессии тип поведения. Например, в сказке «Маугли» они выбирают для себя роль Багиры или Акелы, защитников Маугли. В сказке «Винни-пух» выбирают роль веселого Тигра. В мультфильме «Ну. Погоди!» ни с кем себя не отождествляют.
Студенты, проявившие навыки неадекватного интерпретирования, одобряют спокойный тип поведения (Заяц, Пятачок). Агрессивное поведение одобрили студенты, имеющие неадекватные и частично адекватные навыки интерпретирования (выбрали Шерхана, Волка).
Таким образом, 10 % студентов не проявляют толерантные качества и позиции.
В современном образовании всегда есть потребность в теоретическом обосновании и практической разработке методики воспитания культуры межнационального общения, соизмеримый с общечеловеческими духовными ценностями [1].
Мы являемся будущими педагогами дошкольного образования, и должны формировать основы толерантности у детей дошкольного возраста, мы сами, в первую очередь, должны быть толерантными и способными формировать ее у детей. Мы разработали модель культуры толерантности студента и программу тренинга «Толерантность как норма жизни» для студентов кафедры дошкольного образования.
Модель состоит из 3 этапов: когнитивный (информационное обеспечение), эмоционально-волевой (формирование субъект-субъектных отношений), поведенческий этап (развитие навыков толерантного взаимодействия).
Цель программы тренинга – развитие толерантной культуры студента, будущего педагога».
В программу тренинга входят психотехнические упражнения, направленные на формирование уважения и понимания другой личности, на акцентирование нравственных ценностей поликультурного общества, что должно составить основание «культуры мира».
Тематика тренинговых занятий: «Уроки доброты и понимания», «Межкультурный диалог», «Я и мой сверстник», «Любимые герои, их поступки», «Моя картина мира» «Международный день толерантности». В основе воспитания культуры мира лежат ценности мира, прав человека, демократии и, самое главное, толерантности [5].
Таким образом, цель воспитания толерантности – формирование готовности личности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Укоренение в образовательных учреждениях духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности – значимый вклад в развитие культуры мира на Земле. Будущие педагоги дошкольного образования должны впитать в себя ценности поликультурного образования, чтобы нести ее детям.
Библиографическая ссылка
Берендяева В.А., Николаева Л.В. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 40-43;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2057 (дата обращения: 22.11.2024).