Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

TO THE PROBLEM OF FORMING TOLERANCE IN FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

Berendyaeva V.A. 1 Nikolaeva L.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The processes of globalization and integration, the sociocultural phenomena of the modern world characterize not only the development of society, but also lead to some problems. Misunderstanding, aggression, conflicts between countries and other negative realities of our time destroy the picture of the world and the value orientations of children and young people and aim at finding adequate methods of preventing intolerance. Yakutia is a large region of the Russian Federation with a multiethnic composition of the population; therefore, the problem of tolerance is the most urgent. The article reveals the pedagogical conditions for the formation of tolerance among future teachers of preschool education. The results of diagnostics of the study of tolerance among students are given. A model of a culture of tolerance of a student has been developed, consisting of three stages: cognitive (information support), emotional-volitional (formation of subject-subject relations), behavioral stage (development of skills of tolerant interaction). The training program «Tolerance as a norm of life» for students of the department of preschool education aims to develop a tolerant culture of the student, the future teacher. The training program includes psychotechnical exercises aimed at building respect and understanding of another person, emphasizing the moral values of a multicultural society, which should form the basis of a «culture of peace».
tolerance
preschool education
picture of the world
training
values ??of a multicultural society

Процессы глобализации и интеграции, социокультурные явления современного мира характеризуют не только развитие общества, но и ведут к некоторым проблемам. В настоящее время мир испытывает рост агрессии, непонимания и отчуждения, распространяются насильственные способы решения социально-политических, этнических проблем. С экранов телевизоров мы видим войны, конфликты, теракты в разных точках планеты, толпы беженцев. Все эти негативные реалии современности разрушают картину мира и ценностные ориентации детей и молодежи и нацеливают на поиск адекватных методов профилактики экстремизма и национализма.

Большое значение имеет поликультурное образование, нацеленное на формирование толерантности у современной молодежи.

Россия – многонациональное государство. В ее состав входят 88 регионов субъектов федерации. Из них 32 региона являются национально-административными образованиями с полиэтническим составом населения. Разнообразие этносов, проживающих в Российской Федерации, сложные процессы самоидентификации народов, миграция населения требуют от участников межкультурных контактов навыков межкультурного общения и толерантности.

РС (Якутия) является самым крупным регионом Российской Федерации. Отличительными особенностями региона являются огромная территория, составляющая 3 083 523 км², отдаленность друг от друга населенных пунктов, суровые климатические условия, зимние морозы, полярные ночи на Севере, резко-континентальный климат, зависимость человека от природы и др. Все эти факторы обусловили особенности уклада жизни народа, отраженных в этнокультурных традициях и менталитете народа саха.

Республика Саха (Якутия) входит в состав Дальневосточного федерального округа и является одним из исторически сложившихся поликультурных регионов России, где веками вместе живут и трудятся представители свыше 129 народов. Исконными представителями населения республики являются коренные северные народности – якуты, чукчи, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы. По данным переписи 2010 г. в Якутии проживают 958129 человек, из них 129 человек разных национальностей: саха – 466492 (48,7 %), русские – 353649 (37,0 %), эвенки – 21008 (2,2 %), эвены – 15071 (1,6 %), долганы – 1906 (0,2 %), юкагиры – 1281 (0,13 %), чукчи – 970 (0,07 %) и др.

Особенность социолингвистической ситуации в Республике Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации состоит в том, что наряду с русским государственным языком является также родной язык – якутский. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера – пять официальных языков – эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский и долганский [1].

Таким образом, в настоящий момент в современном поликультурном российском обществе проблема формирования толерантности особенно актуальна.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить научно-понятийный аппарат проблемы толерантности. По данной проблеме мы ознакомились с трудами А.Г. Асмолова, В.А. Лекторского, В.С. Библера, Р.Р. Валитова, Бетти Э. Риэрдон, В.А. Тишкова и др.

В целом, под толерантностью обычно понимают терпимость людей по отношению друг к другу – то, чего сейчас в целом не хватает в нашем обществе. Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения и особенности [2]. Начиная с дошкольного возраста важно воспитывать в детях толерантность как личное качество, практику поведения и социальную обязанность.

Для изучения вопроса о толерантности студентов вуза нами проведено социально-диагностическое исследование студентов кафедры дошкольного образования СВФУ на основе комплекса социологических, социально-психологических подходов [3, с. 8].

Для социально-диагностического исследования нами были выбраны следующие характеристики:

– степень проявленного дружелюбия по отношению к сверстникам (когнитивный уровень социальной установки)

– одобрение той или иной поведенческой стратегии (эмоциональный уровень социальной установки);

– умение понимать другого (коммуникативные навыки [3, с. 9].

Первая диагностика направлена на выявление толерантного отношения к своим сверстникам. Тест содержит вопрос «Стал бы ты дружить со сверстником:

– другой национальности………………………......да нет не знаю

– гораздо богаче тебя…………………………….....да нет не знаю

– гораздо беднее тебя ……………………...…….....да нет не знаю

– из глубокой провинции ………………………......да нет не знаю

– который учится намного хуже тебя ………….....да нет не знаю

– который учится намного лучше тебя………….....да нет не знаю

– имеющий не такие, как твои, взгляды на жизнь…..да нет не знаю

Результаты показали, что большинство студентов толерантны к своим сверстникам, но есть 5 % студентов, которые проявляют отсутствие толерантности к сверстникам. отличающимся от них самих.

Вторая диагностика «Одобряемый тип поведения» (эмоциональный уровень социальной установки, также характеризующий степень толерантности личности).

Тест № 2. Давай поиграем: Предлагается несколько игровых ситуаций. Отвечайте на вопросы, ориентируясь только на свои личные решения и чувства.

1. Ты – в сказке «Винни-пух». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (Винни-пуха, Пятачка, Ослика, Тигра и др.)

– Дай определение – характеристику иыбранному тобой персонажу: он какой?

2. Ты – в сказке «Маугли». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (Маугли, Тигра Шерхана, пантеры Багиры, вожака волчьей стаи Акелы, Удава

– Дай определение – характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?

В результате мы получили следующие одобряемые типы поведения спокойное -46,7 %;активное без агрессии – 49,3 %;агрессивное -4 %.

2а. Ты – в мультфильме «НУ. Погоди!». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (волка, зайца)

– Дай определение – характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?

3 диагностика «Мир вокруг меня». Студенты отвечали на вопрос «Как тебе кажется, тот реальный мир, в котором ты живешь, он какой? Подчеркни подходящую тебе позицию [4]

– Дружелюбный-недружелюбный-не знаю

– приятный-неприятный-не знаю

– ласковый-неласкоый-не знаю

– хороший-плохой-не знаю

– справедливый-несправедливый-не знаю

– добрый-злой-не знаю

Почему тебе так кажется? Напиши.

В результате выявлено: целиком положительные реакции у 57,7 % студентов, резко отрицательные – 0 %, скорее положительные, чем отрицательные – 23,3 %, скорее отрицательные, чем положительные – 6,3 %, неопределенные реакции – 12,7 %.

4 диагностика «Тест коммуникативной толерантности» [3, с. 25]. Результаты показали, что у 60 % студентов – высокий уровень толерантности; у 30 % – средняя степень толерантности; у 10 % студентов – низкая степень толерантности.

5. Анализ интерпретационных навыков студентов. Тест №5. «Интерпретация любимой в раннем детстве книги, а также – недавно прочитанной книги. Вспомни свои впечатления.

– Какая книга была для тебя самой любимой в раннем детстве:

– Попробуй при помощи нескольких фраз передать главное в содержании этой книги?

– Кто из героев этой книги тебе особенно понравился?

– Какую книгу ты считаешь самой интересной среди прочитанных в последнее время?

– Попробуй при помощи нескольких фраз передать главное в содержании этой книги?

– Кто из героев книги тебе особенно нравится? Почему?

В зависимости от степени адекватного понимания и интерпретирования главных целей и мотивов обсуждаемого материала Т.М. Дридзе различает адекватные интерпретации, частично адекватные и неадекватные [3, с. 31]. Адекватные интерпретации выявлены у 60 % студентов. У 30 % частично адекватные, и 10 % относятся к неадекватным интерпретациям.

При этом обнаружено, что студенты с адекватными интерпретациями – более толерантны по сравнению с остальными. В их речи представлена позитивная лексика, они одобряют активный, но без агрессии тип поведения. Например, в сказке «Маугли» они выбирают для себя роль Багиры или Акелы, защитников Маугли. В сказке «Винни-пух» выбирают роль веселого Тигра. В мультфильме «Ну. Погоди!» ни с кем себя не отождествляют.

Студенты, проявившие навыки неадекватного интерпретирования, одобряют спокойный тип поведения (Заяц, Пятачок). Агрессивное поведение одобрили студенты, имеющие неадекватные и частично адекватные навыки интерпретирования (выбрали Шерхана, Волка).

Таким образом, 10 % студентов не проявляют толерантные качества и позиции.

В современном образовании всегда есть потребность в теоретическом обосновании и практической разработке методики воспитания культуры межнационального общения, соизмеримый с общечеловеческими духовными ценностями [1].

Мы являемся будущими педагогами дошкольного образования, и должны формировать основы толерантности у детей дошкольного возраста, мы сами, в первую очередь, должны быть толерантными и способными формировать ее у детей. Мы разработали модель культуры толерантности студента и программу тренинга «Толерантность как норма жизни» для студентов кафедры дошкольного образования.

Модель состоит из 3 этапов: когнитивный (информационное обеспечение), эмоционально-волевой (формирование субъект-субъектных отношений), поведенческий этап (развитие навыков толерантного взаимодействия).

Цель программы тренинга – развитие толерантной культуры студента, будущего педагога».

В программу тренинга входят психотехнические упражнения, направленные на формирование уважения и понимания другой личности, на акцентирование нравственных ценностей поликультурного общества, что должно составить основание «культуры мира».

Тематика тренинговых занятий: «Уроки доброты и понимания», «Межкультурный диалог», «Я и мой сверстник», «Любимые герои, их поступки», «Моя картина мира» «Международный день толерантности». В основе воспитания культуры мира лежат ценности мира, прав человека, демократии и, самое главное, толерантности [5].

Таким образом, цель воспитания толерантности – формирование готовности личности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Укоренение в образовательных учреждениях духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности – значимый вклад в развитие культуры мира на Земле. Будущие педагоги дошкольного образования должны впитать в себя ценности поликультурного образования, чтобы нести ее детям.