Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Садовникова Н.О. 1 Мацнева Н.И. 2
1 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
2 ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум»
В статье анализируется проблема формирование у обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мотивации к освоению профессии. Проанализированы теоретические аспекты мотивации, раскрыта роль мотивации в освоении профессии. Также в статье рассматриваются особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях. На основании анализа литературы были сформулированы механизмы формирования мотивации к освоению профессии. К таким механизмам мы отнесли: активизация у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отдельных побуждений с целью формирования у них устойчивых мотивов и предъявление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья готовых идеалов, ориентиров, с целью формирования у них мотивационных основ поведения и деятельности. Был разработан инструментарий для оценки уровня мотивации к освоению профессии. В ходе опытно-поискового исследования было установлено, что у обучающихся с ОВЗ преимущественно невысокий уровень мотивации к освоению профессии. Для решения вопроса повышения мотивации к освоению профессии предложены мероприятия, направленные на развитие мотивации. Констатируется, что целью такой работы должно стать формирование интереса у обучающихся к освоению профессиональными компетенциями. Достижение этой цели возможно через создание условия для творческого развития обучающихся, через их вовлечение в конкурсное движение.
инклюзивное образование
обучающиеся в ОВЗ
мотивация
освоение профессии
развитие мотивации
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.
2. Халимова Н.М., Головань О.Л. Пути формирования мотивации студентов техникума к успешному освоению будущей профессии // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 4. С. 140–143.
3. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 160–163. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/ (дата обращения: 29.05.2019).
4. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С. Формирование профессиональной мотивации у студентов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3(11). С. 92–98.
5. Романенкова Д.Ф. Особенности содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование // Вестник факультета управления СПБГЭУ. 2018. № 3. С. 506–510.
6. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод, пособие / Под ред. Е.М. Старобиной М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 304 с.
7. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. 2012. № 8. 60 с.
8. Ершова Л.О. Проблемы организации профессионального обучения лиц с ограни-ченными возможностями здоровья // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гумани-тарные науки: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf (дата обращения: 29.05.2019).

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, закрепившая Конвенцию о правах инвалидов, закрепила международные требования в отношении возможности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизнедеятельности общества. Конвенция также закрепила право людей с ОВЗ на инклюзивное образование на всех уровнях: инвалиды должны иметь возможность наравне со здоровыми людьми на протяжении всей жизни получать как общее, так и профессиональное образование или профессиональное обучение. В Российской Федерации обучение инвалидов и лиц с ОВЗ регулируется в первую очередь Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации», который вводит такие ключевые понятия как «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, и «инклюзивное образование» – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

Ключевой особенностью обучения в профессиональных образовательных организациях на сегодня является то, что на программы профессиональной подготовки и программы СПО идут учиться дети, не имеющие интереса к профессии. Более того, зачастую, в колледжи поступают абитуриенты имеющие и крайне негативное отношение к получению профессии. Это не может не сказаться на качестве образовательного процесса и еще раз обосновывает значимость обращения к вопросу создания особых педагогических условий, обеспечивающих формирование интереса к освоению профессии.

Особое значение решение вопроса о формировании интереса к профессии имеет в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Если обратиться к фактам, то по данным Росстата за период с 2008/2009 по 2018/2019 учебный года количество инвалидов, обучающихся по программам среднего профессионального образования выросло почти в два раза: с 4524 человек до 8913 человек. В процентном выражении количество студентов-инвалидов в СПО в 2018/2019 учебной году составило 35 % от общего количества обучающихся.

Будучи особой категорией обучающихся, потребностями которой являются создание доступной архитектурной среды, применение специальных технических средств обучения и сопровождения, адаптированные методические материалы и пр., студенты с инвалидность и ограниченными возможностями здоровья имеют специфические личностные особенности. В силу дефицитарного психического и личностного развития, эти обучающиеся испытывают трудности в обучении, в освоении как теоретического материала, так в овладении практическим/и умениями. Для них характерны выученная беспомощность, выраженная потребность в гиперопеке, зачастую неадекватная самооценка и сниженная мотивация к обучению. Эти особенности накладывают отпечаток на характер становления личности и ее профессиональной самоопределение.

Вместе с тем, проблема мотивации как предиктора адаптации и интеграции человека с ограниченными возможностями здоровья в общество чрезвычайно актуальна и этапе профессионального становления. Компетентностно ориентированные образовательные стандарты направлены, в-первую очередь, оценку уровня сформированности компетенций, выступающих основой успешности профессионального развития. Мотивация к освоению профессии в этом случае обеспечивает готовность к адаптации личности в меняющихся условиях социально-профессиональной реальности, потребность в саморазвитии, самообучении, самостоятельность мышления, коммуникабельность.

Одним из признаков, характеризующих уровень мотивации к освоению профессии может быть уровень мотивации учебной деятельности.

В настоящее время исследований проблемы мотивации учебной деятельности достаточно много. Однако в большей степени речь идет о формировании мотивации к учебной деятельности у обучающихся школ или вузов. Исследований условий, факторов, методов формирования мотивации учебной деятельности (как следствие мотивации к освоению профессии), тем более мотивации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время нет.

Прежде чем обратиться к данным нашего исследования. обратимся к рассмотрению вопроса о том, что представляет собой мотивация.

Мотивация является одной из центральных проблем и зарубежной и отечественной психологической и педагогической науки.

Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи Е.П. Ильин, Н.А. Бернштейн, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, и другие исследователи, объясняющие мотивацию с позиций деятельностного подхода и обосновывающие, что мотивация определяет целенаправленность действий, а также их устойчивость.

В настоящее время в психолого-педагогической науке термином «мотивация» обозначается «процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности» [2, с. 140].

«Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а так же в процессе формирования будущего профессионала и следовательно, на первое место всегда выходит вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов» [3, с. 161].

«Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для обучающегося. Так как истинный источник мотивации студента находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это» [2, с. 140].

В системе СПО под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности [4, с. 95].

Развитие положительной учебной мотивации у студентов – одно из условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки. Следовательно, важно понимать, как возникают, или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование студентов, т.е. необходимые для этого педагогические условия и средства. Более того, сформированная мотивация к освоению профессии – это база для успешного трудоустройства выпускников в будущем. А «образовательные организации должны заниматься повышением мотивации к трудоустройству у выпускников с инвалидностью и подготовкой их к работе в реальном секторе экономики» [5, с. 509]. В свете этого основными задачами профессионального образования/профессионального обучения обучающихся с ОВЗ можно считать:

1) создание условий для социализации обучающихся с ОВЗ, обеспечение их социальной адаптации;

2) формирование профессиональной направленности и профессиональной компетентности, выступающие фактором трудовой успешности человека с ОВЗ.

Данные задачи являются базовыми для всех категорий детей с нарушениями психофизического развития. Специфичную значимость приобретают в отношении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, для которых роль профессионально-трудовой подготовки связана с необходимостью получить опыт в спектре профилей трудового обучения еще в школе, создающего основу для мотивации к трудовому обучению, способствующего формированию основ трудовых навыков и, в конце, закладывающую базу для успешной социализации [6, с. 21-22; 7, с. 12-13].

Практика показывает, что решение задач трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц с ОВЗ должно происходить в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде образовательных организаций, которые реализуют адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ. Общение с педагогами-практиками дают понять, что созданные в них условия и содержание профессионально-трудовой подготовки, построенные согласно познавательным возможностям, физическому статусу обучающихся и их трудовым потребностям, могут дать ученику освоение трудовых умений и навыков, формирование общей культуры личности, профессиональных программ, решение разных аспектов проблем развития. Данная среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, помогая ему выступать на рынке труда в доступных для него областях и достичь определенного уровня социализации [8].

Для организации дальнейшего исследования, опираясь на работы вышеуказанных авторов, мы выделили следующие механизмы формирования учебной мотивации детей с ОВЗ:

1) активизация у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отдельных побуждений с целью формирования у них устойчивых мотивов, посредством создания в учебно-воспитательном пространстве специальных условий (реализация активных форм обучения, факультативных мероприятий, конкурсов и пр.);

2) предъявление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья готовых идеалов, ориентиров, с целью формирования у них мотивационных основ поведения и деятельности. Осуществляется это через актуализацию существующих у обучающегося ресурсов и «запуска» или «эксплуатации» компенсаторных механизмов.

Поскольку выше мы обозначили, что одним из признаков наличия мотивации к освоению профессии, интереса к ее получению, мы считаем сформированность мотивации учебной деятельности, то мы провели изучение успешности выполнения учебно-профессиональной деятельность. Таким образом, целью исследования явилось определение уровня мотивации к освоению профессии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и выделение основных направлений ее развития.

Материалы и методы исследования

Опытно-поисковое исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе осуществлялся теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников, раскрывающих феномен мотивации и мотивации к освоению профессии.

Во время второго этапа проводился сбор эмпирических данных посредством специально разработанного инструментария.

Третий этап предполагал анализ результатов опытно-поискового исследования и определение основных направлений развития мотивации к освоению профессии.

Для достижения целей и задач исследования мы построили модель успешного овладения профессией, которая легла в дальнейшем в основу нашего измерительного инструмента.

Исследование проводилось на группе обучающихся по профессии «Швея». Это адаптированная программа профессионального обучения, по которой обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие задержку психического развития.

Нами был проанализирован ФГОС по профессии «Швея», был определен ряд общих и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у учащихся. Показателями успешного овладения профессией стали тринадцать профессиональных компетенций, каждую из которых мы разложили на дескрипторы. Пример этого представлен в таблице.

Модель успешного овладения профессией (пример)

Название компетенций

Уровни сформированности компетенций

Дескриптор

Значение дескриптора

1

2

3

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Знать

Знает трудовые обязанности швеи

Уметь

Планирует работать по специальности швея

Владеть

Владеет каким-либо видом декоративно-прикладного творчества

В качестве измерительного инструмента нами была разработана «Карта экспертной оценки сформированности компетенций». Цель экспертной оценки: выявить уровень овладения обучающимися профессиональными компетенциями и как следствие сделать вывод об уровне их мотивации к освоению профессии. Согласно логике исследования, экспертную оценку осуществляли преподаватели и мастера производственного обучения на 3 контрольных точках: в начале обучения, по окончании 1 курса.

Результаты исследования и их обсуждения

Итак, как было отмечено выше, опытно-поисковое исследование был проведено в группе первого курса обучающихся по образовательной программе «Швея», на которой обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья. Выборка составила 12 человек. Все участники обследования имеют ограниченные возможности здоровья и обучаются соответственно по адаптированной образовательной программе.

Как уже отмечалось выше, экспертами выступали преподаватели и мастера производственного обучения, которые делали три замера. Эксперты проставляли баллы, демонстрирующие уровень выраженности показателя (компетенции). Далее результаты были подвергнуты частотному анализу.

В рамках данной статьи представим результаты экспертной оценки полученные в конце первого года обучения.

Общие компетенции у обучающихся с ОВЗ сформированы преимущественно на среднем уровне (у 67 % обучающихся наблюдается средний уровень, у 33 % низкий уровень сформированности компетенций). Это свидетельствует о том, что, несмотря на процесс погружения в освоение образовательной программы, обучающиеся не хотят учиться. Общие предметы, не имеющие профессиональной направленности, не вызывают у них интереса.

Было установлено, что из всего количества опрошенных только 23 % обучающихся планируют работать по профессии. Это крайне низкий показатель. Поскольку обучение по профессии идет всего два года и к концу первого года процент обучающихся, имеющих намерение работать по профессии должно быть больше. Вероятно, что 23 % составили те обучающиеся, которые изначально были сориентированы на обучение по профессии «Швея».

При этом как показывают результаты исследования 40 % обучающихся проявляют интерес к получению информации о профессии.

И вполне закономерен результат о том, что только 17 % обучающихся с ОВЗ владеют навыками организации собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, по результатам анализа экспертной оценки мы можем сделать вывод о том, что мотивация учебной деятельности обучающихся исследуемой группы низкая. Выбор профессии был сделан неосознанно и в следствии чего отсутствует интерес к процессу обучения. Вместе с тем, анализ результатов показывает, что несмотря на то, что в целом процент обучающихся с низким уровнем освоения компетенций достаточно высок, есть определенная доля лиц, кому интересно обучаться по профессии. Кроме того, уровень компетенций средний, а не низкий, следовательно, можно предположить, что реализация основной образовательной программы профессионального обучения с применением активных форм и нетрадиционных методов обучения уровень сформированности компетенций, а вместе с ними и уровень мотивации к освоению профессии увеличиться.

В рамках сказанного, для повышения уровня мотивации нами была разработана модель программы развития мотивации к освоению профессии у обучающихся с ОВЗ.

Цель программы: повышения уровня мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к освоению профессии.

Задачи:

– развить у обучающихся внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

– воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

– привить интерес к народному творчеству;

– обучить технологии работы с различными материалами

– организовать участие детей в творческих выставках, конкурсах, фестивалях.

Основные направления развития мотивации к освоению профессии:

1. Организация дополнительного образования в виде кружковой деятельности. Кружок – это наиболее удобная форма для развития мотивации и способствует развитию профессиональных компетенций. Как показывает практика, обучающиеся с удовольствием занимаются кружковой деятельностью. Качество работ достаточно высокое.

2. Участие в выставках и конкурсах. Выполняется организация и проведение выставок творчества обучающихся. Организуется участие студентов в областных и международных выставках. Участие в выставках способствует: мотивации интереса; обеспечивает социальную адаптацию и саморазвитие.

3. Проведение тематических мастер-классов и классных часов. Мастер-классы организуются для групп или выносятся на общественные мероприятия техникума. Мастер-классы обычно приурочиваются к общественным праздникам. Мастер-классы способствуют: мотивации интереса к профессии, развитию эстетического вкуса при подборе материалов для выполнения работы, воспитывают чувство патриотизма, развивают аккуратность при выполнении работ, знакомят с особенностями работы с различными материалами, воспитывают бережное отношение.

Заключение

Итак, проведенное опытно-поисковое исследование показало, что уровень мотивации к освоению профессии у обучающихся с ограниченными возможностями сравнительно не высок. Большинство обучающихся не демонстрируют интереса к профессии, неактивно осваивают профессиональные компетенции и т.д. Решение вопроса формирования мотивации к освоению профессии, а следовательно мотивации к профессиональной деятельности необходимо возможно через систему мероприятий, которые реализуются через систему дополнительного образования, через конкурсное движение, через формирование традиций.


Библиографическая ссылка

Садовникова Н.О., Мацнева Н.И. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 14-18;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2051 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674