Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

DEVELOPMENT OF MOTIVATION TO THE DEVELOPMENT OF PROFESSION IN TRAINERS WITH DISABILITIES

Sadovnikova N.O. 1 Matsneva N.I. 2
1 Russian state vocational pedagogical University
2 Serov Polytechnic College
The article analyzes the problem of the formation of students with disabilities (disabilities) motivation to master the profession. Analyzed the theoretical aspects of motivation, revealed the role of motivation in the development of the profession. The article also discusses the features of teaching people with disabilities in professional educational organizations. Based on the analysis of the literature, mechanisms for the formation of the motivation to master the profession were formulated. We attributed to such mechanisms: activation of individual motives from students with disabilities in order to form sustainable motives in them and present ready-made ideals and guidelines to students with disabilities in order to form their motivational principles of behavior and activity. A toolkit was developed to assess the level of motivation to master the profession. In the course of a pilot search study, it was found that students with disabilities have a predominantly low level of motivation to master the profession. To address the issue of increasing the motivation to the development of the profession proposed activities aimed at the development of motivation. It is stated that the purpose of such work should be the formation of students’ interest in the development of professional competencies. The achievement of this goal is possible through the creation of conditions for the creative development of students, through their involvement in the competitive movement.
inclusive education
students with disabilities
motivation
mastering the profession
motivation development

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, закрепившая Конвенцию о правах инвалидов, закрепила международные требования в отношении возможности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизнедеятельности общества. Конвенция также закрепила право людей с ОВЗ на инклюзивное образование на всех уровнях: инвалиды должны иметь возможность наравне со здоровыми людьми на протяжении всей жизни получать как общее, так и профессиональное образование или профессиональное обучение. В Российской Федерации обучение инвалидов и лиц с ОВЗ регулируется в первую очередь Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации», который вводит такие ключевые понятия как «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, и «инклюзивное образование» – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

Ключевой особенностью обучения в профессиональных образовательных организациях на сегодня является то, что на программы профессиональной подготовки и программы СПО идут учиться дети, не имеющие интереса к профессии. Более того, зачастую, в колледжи поступают абитуриенты имеющие и крайне негативное отношение к получению профессии. Это не может не сказаться на качестве образовательного процесса и еще раз обосновывает значимость обращения к вопросу создания особых педагогических условий, обеспечивающих формирование интереса к освоению профессии.

Особое значение решение вопроса о формировании интереса к профессии имеет в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Если обратиться к фактам, то по данным Росстата за период с 2008/2009 по 2018/2019 учебный года количество инвалидов, обучающихся по программам среднего профессионального образования выросло почти в два раза: с 4524 человек до 8913 человек. В процентном выражении количество студентов-инвалидов в СПО в 2018/2019 учебной году составило 35 % от общего количества обучающихся.

Будучи особой категорией обучающихся, потребностями которой являются создание доступной архитектурной среды, применение специальных технических средств обучения и сопровождения, адаптированные методические материалы и пр., студенты с инвалидность и ограниченными возможностями здоровья имеют специфические личностные особенности. В силу дефицитарного психического и личностного развития, эти обучающиеся испытывают трудности в обучении, в освоении как теоретического материала, так в овладении практическим/и умениями. Для них характерны выученная беспомощность, выраженная потребность в гиперопеке, зачастую неадекватная самооценка и сниженная мотивация к обучению. Эти особенности накладывают отпечаток на характер становления личности и ее профессиональной самоопределение.

Вместе с тем, проблема мотивации как предиктора адаптации и интеграции человека с ограниченными возможностями здоровья в общество чрезвычайно актуальна и этапе профессионального становления. Компетентностно ориентированные образовательные стандарты направлены, в-первую очередь, оценку уровня сформированности компетенций, выступающих основой успешности профессионального развития. Мотивация к освоению профессии в этом случае обеспечивает готовность к адаптации личности в меняющихся условиях социально-профессиональной реальности, потребность в саморазвитии, самообучении, самостоятельность мышления, коммуникабельность.

Одним из признаков, характеризующих уровень мотивации к освоению профессии может быть уровень мотивации учебной деятельности.

В настоящее время исследований проблемы мотивации учебной деятельности достаточно много. Однако в большей степени речь идет о формировании мотивации к учебной деятельности у обучающихся школ или вузов. Исследований условий, факторов, методов формирования мотивации учебной деятельности (как следствие мотивации к освоению профессии), тем более мотивации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время нет.

Прежде чем обратиться к данным нашего исследования. обратимся к рассмотрению вопроса о том, что представляет собой мотивация.

Мотивация является одной из центральных проблем и зарубежной и отечественной психологической и педагогической науки.

Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи Е.П. Ильин, Н.А. Бернштейн, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, и другие исследователи, объясняющие мотивацию с позиций деятельностного подхода и обосновывающие, что мотивация определяет целенаправленность действий, а также их устойчивость.

В настоящее время в психолого-педагогической науке термином «мотивация» обозначается «процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности» [2, с. 140].

«Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а так же в процессе формирования будущего профессионала и следовательно, на первое место всегда выходит вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов» [3, с. 161].

«Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для обучающегося. Так как истинный источник мотивации студента находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это» [2, с. 140].

В системе СПО под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности [4, с. 95].

Развитие положительной учебной мотивации у студентов – одно из условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки. Следовательно, важно понимать, как возникают, или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование студентов, т.е. необходимые для этого педагогические условия и средства. Более того, сформированная мотивация к освоению профессии – это база для успешного трудоустройства выпускников в будущем. А «образовательные организации должны заниматься повышением мотивации к трудоустройству у выпускников с инвалидностью и подготовкой их к работе в реальном секторе экономики» [5, с. 509]. В свете этого основными задачами профессионального образования/профессионального обучения обучающихся с ОВЗ можно считать:

1) создание условий для социализации обучающихся с ОВЗ, обеспечение их социальной адаптации;

2) формирование профессиональной направленности и профессиональной компетентности, выступающие фактором трудовой успешности человека с ОВЗ.

Данные задачи являются базовыми для всех категорий детей с нарушениями психофизического развития. Специфичную значимость приобретают в отношении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, для которых роль профессионально-трудовой подготовки связана с необходимостью получить опыт в спектре профилей трудового обучения еще в школе, создающего основу для мотивации к трудовому обучению, способствующего формированию основ трудовых навыков и, в конце, закладывающую базу для успешной социализации [6, с. 21-22; 7, с. 12-13].

Практика показывает, что решение задач трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц с ОВЗ должно происходить в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде образовательных организаций, которые реализуют адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ. Общение с педагогами-практиками дают понять, что созданные в них условия и содержание профессионально-трудовой подготовки, построенные согласно познавательным возможностям, физическому статусу обучающихся и их трудовым потребностям, могут дать ученику освоение трудовых умений и навыков, формирование общей культуры личности, профессиональных программ, решение разных аспектов проблем развития. Данная среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, помогая ему выступать на рынке труда в доступных для него областях и достичь определенного уровня социализации [8].

Для организации дальнейшего исследования, опираясь на работы вышеуказанных авторов, мы выделили следующие механизмы формирования учебной мотивации детей с ОВЗ:

1) активизация у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отдельных побуждений с целью формирования у них устойчивых мотивов, посредством создания в учебно-воспитательном пространстве специальных условий (реализация активных форм обучения, факультативных мероприятий, конкурсов и пр.);

2) предъявление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья готовых идеалов, ориентиров, с целью формирования у них мотивационных основ поведения и деятельности. Осуществляется это через актуализацию существующих у обучающегося ресурсов и «запуска» или «эксплуатации» компенсаторных механизмов.

Поскольку выше мы обозначили, что одним из признаков наличия мотивации к освоению профессии, интереса к ее получению, мы считаем сформированность мотивации учебной деятельности, то мы провели изучение успешности выполнения учебно-профессиональной деятельность. Таким образом, целью исследования явилось определение уровня мотивации к освоению профессии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и выделение основных направлений ее развития.

Материалы и методы исследования

Опытно-поисковое исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе осуществлялся теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников, раскрывающих феномен мотивации и мотивации к освоению профессии.

Во время второго этапа проводился сбор эмпирических данных посредством специально разработанного инструментария.

Третий этап предполагал анализ результатов опытно-поискового исследования и определение основных направлений развития мотивации к освоению профессии.

Для достижения целей и задач исследования мы построили модель успешного овладения профессией, которая легла в дальнейшем в основу нашего измерительного инструмента.

Исследование проводилось на группе обучающихся по профессии «Швея». Это адаптированная программа профессионального обучения, по которой обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие задержку психического развития.

Нами был проанализирован ФГОС по профессии «Швея», был определен ряд общих и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у учащихся. Показателями успешного овладения профессией стали тринадцать профессиональных компетенций, каждую из которых мы разложили на дескрипторы. Пример этого представлен в таблице.

Модель успешного овладения профессией (пример)

Название компетенций

Уровни сформированности компетенций

Дескриптор

Значение дескриптора

1

2

3

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Знать

Знает трудовые обязанности швеи

Уметь

Планирует работать по специальности швея

Владеть

Владеет каким-либо видом декоративно-прикладного творчества

В качестве измерительного инструмента нами была разработана «Карта экспертной оценки сформированности компетенций». Цель экспертной оценки: выявить уровень овладения обучающимися профессиональными компетенциями и как следствие сделать вывод об уровне их мотивации к освоению профессии. Согласно логике исследования, экспертную оценку осуществляли преподаватели и мастера производственного обучения на 3 контрольных точках: в начале обучения, по окончании 1 курса.

Результаты исследования и их обсуждения

Итак, как было отмечено выше, опытно-поисковое исследование был проведено в группе первого курса обучающихся по образовательной программе «Швея», на которой обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья. Выборка составила 12 человек. Все участники обследования имеют ограниченные возможности здоровья и обучаются соответственно по адаптированной образовательной программе.

Как уже отмечалось выше, экспертами выступали преподаватели и мастера производственного обучения, которые делали три замера. Эксперты проставляли баллы, демонстрирующие уровень выраженности показателя (компетенции). Далее результаты были подвергнуты частотному анализу.

В рамках данной статьи представим результаты экспертной оценки полученные в конце первого года обучения.

Общие компетенции у обучающихся с ОВЗ сформированы преимущественно на среднем уровне (у 67 % обучающихся наблюдается средний уровень, у 33 % низкий уровень сформированности компетенций). Это свидетельствует о том, что, несмотря на процесс погружения в освоение образовательной программы, обучающиеся не хотят учиться. Общие предметы, не имеющие профессиональной направленности, не вызывают у них интереса.

Было установлено, что из всего количества опрошенных только 23 % обучающихся планируют работать по профессии. Это крайне низкий показатель. Поскольку обучение по профессии идет всего два года и к концу первого года процент обучающихся, имеющих намерение работать по профессии должно быть больше. Вероятно, что 23 % составили те обучающиеся, которые изначально были сориентированы на обучение по профессии «Швея».

При этом как показывают результаты исследования 40 % обучающихся проявляют интерес к получению информации о профессии.

И вполне закономерен результат о том, что только 17 % обучающихся с ОВЗ владеют навыками организации собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, по результатам анализа экспертной оценки мы можем сделать вывод о том, что мотивация учебной деятельности обучающихся исследуемой группы низкая. Выбор профессии был сделан неосознанно и в следствии чего отсутствует интерес к процессу обучения. Вместе с тем, анализ результатов показывает, что несмотря на то, что в целом процент обучающихся с низким уровнем освоения компетенций достаточно высок, есть определенная доля лиц, кому интересно обучаться по профессии. Кроме того, уровень компетенций средний, а не низкий, следовательно, можно предположить, что реализация основной образовательной программы профессионального обучения с применением активных форм и нетрадиционных методов обучения уровень сформированности компетенций, а вместе с ними и уровень мотивации к освоению профессии увеличиться.

В рамках сказанного, для повышения уровня мотивации нами была разработана модель программы развития мотивации к освоению профессии у обучающихся с ОВЗ.

Цель программы: повышения уровня мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к освоению профессии.

Задачи:

– развить у обучающихся внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

– воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

– привить интерес к народному творчеству;

– обучить технологии работы с различными материалами

– организовать участие детей в творческих выставках, конкурсах, фестивалях.

Основные направления развития мотивации к освоению профессии:

1. Организация дополнительного образования в виде кружковой деятельности. Кружок – это наиболее удобная форма для развития мотивации и способствует развитию профессиональных компетенций. Как показывает практика, обучающиеся с удовольствием занимаются кружковой деятельностью. Качество работ достаточно высокое.

2. Участие в выставках и конкурсах. Выполняется организация и проведение выставок творчества обучающихся. Организуется участие студентов в областных и международных выставках. Участие в выставках способствует: мотивации интереса; обеспечивает социальную адаптацию и саморазвитие.

3. Проведение тематических мастер-классов и классных часов. Мастер-классы организуются для групп или выносятся на общественные мероприятия техникума. Мастер-классы обычно приурочиваются к общественным праздникам. Мастер-классы способствуют: мотивации интереса к профессии, развитию эстетического вкуса при подборе материалов для выполнения работы, воспитывают чувство патриотизма, развивают аккуратность при выполнении работ, знакомят с особенностями работы с различными материалами, воспитывают бережное отношение.

Заключение

Итак, проведенное опытно-поисковое исследование показало, что уровень мотивации к освоению профессии у обучающихся с ограниченными возможностями сравнительно не высок. Большинство обучающихся не демонстрируют интереса к профессии, неактивно осваивают профессиональные компетенции и т.д. Решение вопроса формирования мотивации к освоению профессии, а следовательно мотивации к профессиональной деятельности необходимо возможно через систему мероприятий, которые реализуются через систему дополнительного образования, через конкурсное движение, через формирование традиций.