Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, закрепившая Конвенцию о правах инвалидов, закрепила международные требования в отношении возможности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизнедеятельности общества. Конвенция также закрепила право людей с ОВЗ на инклюзивное образование на всех уровнях: инвалиды должны иметь возможность наравне со здоровыми людьми на протяжении всей жизни получать как общее, так и профессиональное образование или профессиональное обучение. В Российской Федерации обучение инвалидов и лиц с ОВЗ регулируется в первую очередь Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации», который вводит такие ключевые понятия как «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, и «инклюзивное образование» – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].
Ключевой особенностью обучения в профессиональных образовательных организациях на сегодня является то, что на программы профессиональной подготовки и программы СПО идут учиться дети, не имеющие интереса к профессии. Более того, зачастую, в колледжи поступают абитуриенты имеющие и крайне негативное отношение к получению профессии. Это не может не сказаться на качестве образовательного процесса и еще раз обосновывает значимость обращения к вопросу создания особых педагогических условий, обеспечивающих формирование интереса к освоению профессии.
Особое значение решение вопроса о формировании интереса к профессии имеет в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Если обратиться к фактам, то по данным Росстата за период с 2008/2009 по 2018/2019 учебный года количество инвалидов, обучающихся по программам среднего профессионального образования выросло почти в два раза: с 4524 человек до 8913 человек. В процентном выражении количество студентов-инвалидов в СПО в 2018/2019 учебной году составило 35 % от общего количества обучающихся.
Будучи особой категорией обучающихся, потребностями которой являются создание доступной архитектурной среды, применение специальных технических средств обучения и сопровождения, адаптированные методические материалы и пр., студенты с инвалидность и ограниченными возможностями здоровья имеют специфические личностные особенности. В силу дефицитарного психического и личностного развития, эти обучающиеся испытывают трудности в обучении, в освоении как теоретического материала, так в овладении практическим/и умениями. Для них характерны выученная беспомощность, выраженная потребность в гиперопеке, зачастую неадекватная самооценка и сниженная мотивация к обучению. Эти особенности накладывают отпечаток на характер становления личности и ее профессиональной самоопределение.
Вместе с тем, проблема мотивации как предиктора адаптации и интеграции человека с ограниченными возможностями здоровья в общество чрезвычайно актуальна и этапе профессионального становления. Компетентностно ориентированные образовательные стандарты направлены, в-первую очередь, оценку уровня сформированности компетенций, выступающих основой успешности профессионального развития. Мотивация к освоению профессии в этом случае обеспечивает готовность к адаптации личности в меняющихся условиях социально-профессиональной реальности, потребность в саморазвитии, самообучении, самостоятельность мышления, коммуникабельность.
Одним из признаков, характеризующих уровень мотивации к освоению профессии может быть уровень мотивации учебной деятельности.
В настоящее время исследований проблемы мотивации учебной деятельности достаточно много. Однако в большей степени речь идет о формировании мотивации к учебной деятельности у обучающихся школ или вузов. Исследований условий, факторов, методов формирования мотивации учебной деятельности (как следствие мотивации к освоению профессии), тем более мотивации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время нет.
Прежде чем обратиться к данным нашего исследования. обратимся к рассмотрению вопроса о том, что представляет собой мотивация.
Мотивация является одной из центральных проблем и зарубежной и отечественной психологической и педагогической науки.
Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи Е.П. Ильин, Н.А. Бернштейн, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, и другие исследователи, объясняющие мотивацию с позиций деятельностного подхода и обосновывающие, что мотивация определяет целенаправленность действий, а также их устойчивость.
В настоящее время в психолого-педагогической науке термином «мотивация» обозначается «процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности» [2, с. 140].
«Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а так же в процессе формирования будущего профессионала и следовательно, на первое место всегда выходит вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов» [3, с. 161].
«Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для обучающегося. Так как истинный источник мотивации студента находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это» [2, с. 140].
В системе СПО под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности [4, с. 95].
Развитие положительной учебной мотивации у студентов – одно из условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки. Следовательно, важно понимать, как возникают, или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование студентов, т.е. необходимые для этого педагогические условия и средства. Более того, сформированная мотивация к освоению профессии – это база для успешного трудоустройства выпускников в будущем. А «образовательные организации должны заниматься повышением мотивации к трудоустройству у выпускников с инвалидностью и подготовкой их к работе в реальном секторе экономики» [5, с. 509]. В свете этого основными задачами профессионального образования/профессионального обучения обучающихся с ОВЗ можно считать:
1) создание условий для социализации обучающихся с ОВЗ, обеспечение их социальной адаптации;
2) формирование профессиональной направленности и профессиональной компетентности, выступающие фактором трудовой успешности человека с ОВЗ.
Данные задачи являются базовыми для всех категорий детей с нарушениями психофизического развития. Специфичную значимость приобретают в отношении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, для которых роль профессионально-трудовой подготовки связана с необходимостью получить опыт в спектре профилей трудового обучения еще в школе, создающего основу для мотивации к трудовому обучению, способствующего формированию основ трудовых навыков и, в конце, закладывающую базу для успешной социализации [6, с. 21-22; 7, с. 12-13].
Практика показывает, что решение задач трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц с ОВЗ должно происходить в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде образовательных организаций, которые реализуют адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ. Общение с педагогами-практиками дают понять, что созданные в них условия и содержание профессионально-трудовой подготовки, построенные согласно познавательным возможностям, физическому статусу обучающихся и их трудовым потребностям, могут дать ученику освоение трудовых умений и навыков, формирование общей культуры личности, профессиональных программ, решение разных аспектов проблем развития. Данная среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, помогая ему выступать на рынке труда в доступных для него областях и достичь определенного уровня социализации [8].
Для организации дальнейшего исследования, опираясь на работы вышеуказанных авторов, мы выделили следующие механизмы формирования учебной мотивации детей с ОВЗ:
1) активизация у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отдельных побуждений с целью формирования у них устойчивых мотивов, посредством создания в учебно-воспитательном пространстве специальных условий (реализация активных форм обучения, факультативных мероприятий, конкурсов и пр.);
2) предъявление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья готовых идеалов, ориентиров, с целью формирования у них мотивационных основ поведения и деятельности. Осуществляется это через актуализацию существующих у обучающегося ресурсов и «запуска» или «эксплуатации» компенсаторных механизмов.
Поскольку выше мы обозначили, что одним из признаков наличия мотивации к освоению профессии, интереса к ее получению, мы считаем сформированность мотивации учебной деятельности, то мы провели изучение успешности выполнения учебно-профессиональной деятельность. Таким образом, целью исследования явилось определение уровня мотивации к освоению профессии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и выделение основных направлений ее развития.
Материалы и методы исследования
Опытно-поисковое исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников, раскрывающих феномен мотивации и мотивации к освоению профессии.
Во время второго этапа проводился сбор эмпирических данных посредством специально разработанного инструментария.
Третий этап предполагал анализ результатов опытно-поискового исследования и определение основных направлений развития мотивации к освоению профессии.
Для достижения целей и задач исследования мы построили модель успешного овладения профессией, которая легла в дальнейшем в основу нашего измерительного инструмента.
Исследование проводилось на группе обучающихся по профессии «Швея». Это адаптированная программа профессионального обучения, по которой обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие задержку психического развития.
Нами был проанализирован ФГОС по профессии «Швея», был определен ряд общих и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у учащихся. Показателями успешного овладения профессией стали тринадцать профессиональных компетенций, каждую из которых мы разложили на дескрипторы. Пример этого представлен в таблице.
Модель успешного овладения профессией (пример)
Название компетенций |
Уровни сформированности компетенций |
|
Дескриптор |
Значение дескриптора |
|
1 |
2 |
3 |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Знать |
Знает трудовые обязанности швеи |
Уметь |
Планирует работать по специальности швея |
|
Владеть |
Владеет каким-либо видом декоративно-прикладного творчества |
В качестве измерительного инструмента нами была разработана «Карта экспертной оценки сформированности компетенций». Цель экспертной оценки: выявить уровень овладения обучающимися профессиональными компетенциями и как следствие сделать вывод об уровне их мотивации к освоению профессии. Согласно логике исследования, экспертную оценку осуществляли преподаватели и мастера производственного обучения на 3 контрольных точках: в начале обучения, по окончании 1 курса.
Результаты исследования и их обсуждения
Итак, как было отмечено выше, опытно-поисковое исследование был проведено в группе первого курса обучающихся по образовательной программе «Швея», на которой обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья. Выборка составила 12 человек. Все участники обследования имеют ограниченные возможности здоровья и обучаются соответственно по адаптированной образовательной программе.
Как уже отмечалось выше, экспертами выступали преподаватели и мастера производственного обучения, которые делали три замера. Эксперты проставляли баллы, демонстрирующие уровень выраженности показателя (компетенции). Далее результаты были подвергнуты частотному анализу.
В рамках данной статьи представим результаты экспертной оценки полученные в конце первого года обучения.
Общие компетенции у обучающихся с ОВЗ сформированы преимущественно на среднем уровне (у 67 % обучающихся наблюдается средний уровень, у 33 % низкий уровень сформированности компетенций). Это свидетельствует о том, что, несмотря на процесс погружения в освоение образовательной программы, обучающиеся не хотят учиться. Общие предметы, не имеющие профессиональной направленности, не вызывают у них интереса.
Было установлено, что из всего количества опрошенных только 23 % обучающихся планируют работать по профессии. Это крайне низкий показатель. Поскольку обучение по профессии идет всего два года и к концу первого года процент обучающихся, имеющих намерение работать по профессии должно быть больше. Вероятно, что 23 % составили те обучающиеся, которые изначально были сориентированы на обучение по профессии «Швея».
При этом как показывают результаты исследования 40 % обучающихся проявляют интерес к получению информации о профессии.
И вполне закономерен результат о том, что только 17 % обучающихся с ОВЗ владеют навыками организации собственной профессиональной деятельности.
Таким образом, по результатам анализа экспертной оценки мы можем сделать вывод о том, что мотивация учебной деятельности обучающихся исследуемой группы низкая. Выбор профессии был сделан неосознанно и в следствии чего отсутствует интерес к процессу обучения. Вместе с тем, анализ результатов показывает, что несмотря на то, что в целом процент обучающихся с низким уровнем освоения компетенций достаточно высок, есть определенная доля лиц, кому интересно обучаться по профессии. Кроме того, уровень компетенций средний, а не низкий, следовательно, можно предположить, что реализация основной образовательной программы профессионального обучения с применением активных форм и нетрадиционных методов обучения уровень сформированности компетенций, а вместе с ними и уровень мотивации к освоению профессии увеличиться.
В рамках сказанного, для повышения уровня мотивации нами была разработана модель программы развития мотивации к освоению профессии у обучающихся с ОВЗ.
Цель программы: повышения уровня мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к освоению профессии.
Задачи:
– развить у обучающихся внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
– воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
– привить интерес к народному творчеству;
– обучить технологии работы с различными материалами
– организовать участие детей в творческих выставках, конкурсах, фестивалях.
Основные направления развития мотивации к освоению профессии:
1. Организация дополнительного образования в виде кружковой деятельности. Кружок – это наиболее удобная форма для развития мотивации и способствует развитию профессиональных компетенций. Как показывает практика, обучающиеся с удовольствием занимаются кружковой деятельностью. Качество работ достаточно высокое.
2. Участие в выставках и конкурсах. Выполняется организация и проведение выставок творчества обучающихся. Организуется участие студентов в областных и международных выставках. Участие в выставках способствует: мотивации интереса; обеспечивает социальную адаптацию и саморазвитие.
3. Проведение тематических мастер-классов и классных часов. Мастер-классы организуются для групп или выносятся на общественные мероприятия техникума. Мастер-классы обычно приурочиваются к общественным праздникам. Мастер-классы способствуют: мотивации интереса к профессии, развитию эстетического вкуса при подборе материалов для выполнения работы, воспитывают чувство патриотизма, развивают аккуратность при выполнении работ, знакомят с особенностями работы с различными материалами, воспитывают бережное отношение.
Заключение
Итак, проведенное опытно-поисковое исследование показало, что уровень мотивации к освоению профессии у обучающихся с ограниченными возможностями сравнительно не высок. Большинство обучающихся не демонстрируют интереса к профессии, неактивно осваивают профессиональные компетенции и т.д. Решение вопроса формирования мотивации к освоению профессии, а следовательно мотивации к профессиональной деятельности необходимо возможно через систему мероприятий, которые реализуются через систему дополнительного образования, через конкурсное движение, через формирование традиций.