Уже не вызывает сомнение, что обогащение продуктов питания – актуальный и эффективный метод коррекции питания населения. Этот прием придания функциональных свойств продуктам приобретает особое значение для жителей геохимических провинций.
Известно, что Оренбургская область является эндемичной по содержанию ряда биоэлементов: фтору, йоду, селену и литию в природных средах, что предполагаетв целях коррекции питания населения целесообразность обогащения пищевых продуктов массового потребления (в первую очередь, воды, хлеба, хлебобулочных и молочных изделий) [1].
Сотрудниками кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета (МСиС ОГУ) развивается концепция снижения микронутриентной недостаточности питании населения, в том числе, путем обогащения хлеба и хлебобулочных изделий регионально значимыми биоэлементами [2].
В настоящей работе рассмотрен анализ факторов, влияющих на качество обогащенных хлебобулочных изделий при производстве и дальнейшем продвижении этого продукта на рынке. Средством для оценки факторов, обеспечивающих качество и продвижение продукта на рынке, нами выбран SWOT-анализ– известный инструмент управления качеством.
Впервые слово «SWOT» озвучил в 1963 году K. Андрюс, расшифровавший его как: «силы, слабости, возможности, угрозы». С тех пор и по настоящее время SWOT-анализ широко используется в процессе разработки стратегии развития предприятий. В 1982 году Хайнц Вайхрих опубликовал работу, в которой расширил понятие SWOT-анализа, обозначив его как SWOT-модель. Данную модель он назвал TOWS-матрицей. Данная модель получила концептуальную основу для систематического анализа, облегчающего сопоставление возможностей и внешних угроз с силами и внутренними слабостями предприятия. Хайнц Вайхрих предложил разрабатывать стратегии компаний на основе сопоставления заранее сформированных внешних факторов с внутренними слабостями и силами. Он утверждал, что необходимо систематически составлять SWOT-матрицу для отслеживания изменений в конкурентной среде [3].
Процесс построения SWOT-матрицы включает в себя следующие этапы:
– исследование внешнего окружения объекта;
– исследование внутреннего окружения;
– разработку тактических действий и стратегии.
SWOT-матрица представляется в виде четырех квадратов с определенным вариантом действий, которые были выявлены на этапах анализа:
– S-O действия – стратегии роста на основе сильных сторон продукта и использования его возможностей;
– W-O действия – стратегия защиты, направленная на преодоление слабых стороны и использования возможностей продукта;
– S-T действия – стратегия защиты, основанная на использовании сильных сторон и предотвращении возможных угроз;
– W-T действия – стратегия защиты, предполагающая преодоление и улучшение слабых сторон для минимизации или предотвращения угроз.
Метод SWOT-анализа – это необходимый инструмент стратегического управления. Объектом SWOT-анализа могут быть предприятия, услуги, продукты, социально экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, отдельные специалисты, персоны и т.д.Применение SWOT-анализа применимо и для решения проблем обеспечения и управления качеством продукции на этапах её жизненного цикла [3].
К основным преимуществам SWOT-анализа относят простоту составления и понимания SWOT-матрицы, а также возможности получения реальной картины состояния предприятия, услуги или товара в отрасли или поведение нового продукта на рынке. Значительное количество научно-исследовательской, патентно-правовой информации, специальных исследований и практических разработок (технических решений) по видам обогащающих добавок и способам их внесения в базовые продукты, в частности, производство обогащенного хлеба предопределило цель работы: анализ действия факторов, влияющих на качество и продвижение на рынке обогащенных хлебобулочных изделий с помощью SWOT-матрицы.
Объектом проведенных исследований выбранных хлебобулочные изделия, обогащенные дефицитными для жителей Оренбургского региона биоэлементами: йодом, селеном, фтором и литием. Актуальность производства указанного продукта достаточно подробно описана в более ранних работах сотрудников кафедры МСиС ОГУ [1, 4, 5].
На рисунке представлена матрица SWOT-анализа действия факторов, влияющих на качество и продвижение на рынке обогащенных хлебобулочных изделий.
Были идентифицированы (выявлены) сильные и слабые стороны хлеба, обогащенного регионально значимыми биоэлементами, факторы, влияющие на его производство и продвижение на рынке. Снижение микронутриентной недостаточности и ликвидация биогеоценозов среди потребителей продукта обеспечит повышение здоровья и качество жизни населения. Установленный интерес потребителей к данному продукту [6] может свидетельствовать в пользу его конкурентоспособности на рынке продуктов питания Оренбургской области. Производство обогащенных хлебобулочных изделий можно адаптировать к условиям действующих предприятий. Однако основной слабой стороной продукта является недостаточная информированность потребителей о свойствах и применении функционального продукта.
Эта ситуация сдерживает внедрение подобных продуктов питания производителями из-за риска неокупаемости обогащенной продукции. В качестве основных направлений для эффективного продвижения обогащенных хлебобулочных изделий на рынок можно выделить такие факторы как заинтересованность и поддержка региональных органов власти в выпуске обогащенных продуктов питания, а также проведение дополнительных мероприятий с целью информирования конечного потребителя о пользе потребления данной категории продуктов питания.
Внутренние факторы Внешние факторы |
Сильные стороны (Strengths) |
Слабые стороны (Weaknesses) |
– установленный интерес потребителя к продукту* [6]; – продукт массового спроса; – придание функциональных свойств продукту; – применение функциональных ингредиентов органического происхождения [1]; – сохранение потребительских свойств продукта, в том числе привычных потребителю органолептических показателей; уникальность продукта на региональ– ном рынке; – восполнение и профилактика микронутриентной недостаточности; – наличие национальной Концепции в области здорового питания и обеспечения здоровья нации, рекомендации РАМН и достижения нутрициологии в области здорового питания неучтенные факторы** |
– повышение стоимости продукта в сравнении с базовым; несовершенность технологии обогащения; – потребительское неприятие/скептицизм некоторого сегмента покупателей; – недостаточная информированность населения о возможности обогащенных продуктов в восполнении и профилактикемикронутриентной недостаточности [6]; – дополнительные затраты производителя продукта на подтверждение его функциональности [7]; – низкая заинтересованность региональных органов власти в появлении продукта; – отсутствие заинтересованности со стороны бизнес-структур в инвестирование проекта; – неучтенные факторы** |
|
Возможности (Opportunities) – снижение дефицита микронутриентной недостаточности и ликвидация биогеоценозов среди потребителей продукта высокие конкурентные преимущества продукта на региональном рынке; наличие потенциального сегмента рынка/потребительского спроса [4]; – недостаточный ассортимент продукции функционального назначения; – пропаганда здорового питания и необходимости профилактики микронутриетной недостаточности. – предложение технологии обогащения для адаптации в условиях действующих предприятий |
Как сильные стороны могутобеспечить возможности |
Как слабые сторонымешают возможностям |
– наличие сегмента рынкаобеспечит эффективный сбыт продукта; – снижение дефицита микронутриентной недостаточности обеспечит повышение здоровья и качество жизни населения – применение функциональных ингредиентов органического происхождения в технологии позволит создать биологически полноценный и безопасный продукт – расширение ассортимента за счет использования функциональных ингредиентов органического происхождения и усовершенствованной технологии обогащения – рост потребительского спроса за счет расширения ассортимента продуктов массового спроса – адаптация предлагаемой технологии обогащения продукта к условиям действующих предприятий позволит снизить микронутриентную недостаточность населения других регионов отсутствие конкурентов за счет уникальности продукта |
– скептицизм, возможное потребительское неприятие и недостаточная информированность населения о возможности обогащенных продуктов в восполнении и профилактикемикронутриентной недостаточности обеспечит: 1) снижение спроса, 2)долгий путь адаптации продукта, 3) поиск дополнительного потребительского сегмента проведением дополнительных маркетинговых исследований – отсутствие заинтересованности региональных властей и бизнес-структур: 1) сдержит внедрение и выпуск продукта; 2) обяжет проводить поиск региональной и федеральной поддержки для предусмотрения льгот и квот для данного продукта – несколько увеличенная стоимость продукта оттолкнёт часть потребителей |
|
Угрозы (Threats) отсутствие: 1) заинтересованности со стороны производителей; 2) отсутствие спроса; 3) массового производства |
Как и какие сильные стороны могутустранить угрозы |
Как (насколько) слабые стороныприведут к угрозам |
– формирование спроса и продвижения продукта путем маркетинговых средств и повышения потребительской грамотности населения; – популяризация и доведение до населения национальнойКонцепции в области здорового питания и обеспечения здоровья нации, рекомендации РАМН и достижения нутрициологии в области здорового питания способствует ликвидации выявленных угроз постепенное снижение цены продукта за счет увеличения объемов производства и продаж |
– потребительское неприятие/скептицизм некоторого сегмента покупателей снизит рост рынка; – отсутствие заинтересованности всех сторон, дополнительные затраты на производство продукта влечет риски производства и вывода продукта на рынок |
Примечания:* – под продуктом в таблице следует понимать хлеб и хлебобулочные изделия, обогащенные регионально значимыми микронутриентами;
**– под неучтенными факторами следует иметь ввиду внешние и внутренние факторы,влияющие на качество и продвижение на рынке обогащенных хлебобулочных изделий, которые могли быть не включены в таблицу SWOT-анализа.
Матрица SWOT-анализа действия факторов, влияющих на качество и продвижение на рынке обогащенных хлебобулочных изделий
В результате проведения SWOT-анализа. Работа выполнена под руководством профессора кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – члена-корреспондента РАЕ, д.т.н., доцента Третьяк Л.Н.
Библиографическая ссылка
Явкина Д.И., Кузьмина Н.В., Полева Т.С. SWOT-АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО И ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ОБОГАЩЕННЫХ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-4. – С. 121-124;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1994 (дата обращения: 26.11.2024).