Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тюрина Н.Н. 1 Баркунова О.В. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
В статье рассматривается проблема формирования учебной деятельности младших школьников и представлен способ ее решения с помощью организации психолого-педагогического сопровождения. В статье представлен анализ термина «учебная деятельность», ее структурные компоненты и сущностные характеристики для детей младшего школьного возраста. Раскрываются возрастные особенности младшего школьного возраста, позитивное влияние учебной деятельности на развитие психики и личности учащихся начальной школы, перспективы их адаптации на новом образовательном уровне. Актуальность предложенной темы подтверждается необходимостью эффективного формирования учебной деятельности младших школьников на уровне начального образования и недостаточной разработанностью технологии психолого-педагогического сопровождения этого процесса. Авторами представлены результаты изучения учебной деятельности младших школьников и предложена программа психолого-педагогического сопровождения, опирающаяся на систему методологических принципов (приоритет интересов ребенка, системности, непрерывности, практической направленности и активности ребенка в образовательном процессе, позитивности). Программа включает комплексную работу всех участников образовательного процесса (школьники, родители, педагоги), формы (тренинг, игра, упражнение, классный час и родительское собрание, беседа, анализ урока и др.) и направления работы в сопровождении учебной деятельности младших школьников.
психолого-педагогическое сопровождение
учебная деятельность
младшие школьники
1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
2. Эльконин Д.В. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
3. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1982. – С. 10–21.
4. Репкина Н.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск: Пеленг, 1993. – 61 с.
5. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004. – 216 с.
6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1–4). – М.: Генезис, 2008. – 45 с.

Преобразования, происходящие в современном мире, в общем, и в образовании в частности, особо актуализируют проблему формирования учебной деятельности младших школьников. Решение этой задачи требует поиска новых путей и средств, повышающих эффективность данного процесса. Одним из действенных направлений можно считать организацию работы по психолого-педагогическому сопровождению учебной деятельности младших школьников, которая способна предупредить возникновение трудностей в учебной деятельности младших школьников, развить недостающие ее компоненты (учебную мотивацию, учебную задачу; учебные действия; действия контроля и оценки), включить в процесс всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, педагогов) для комплексного решения возникающих проблем.

Проблема формирования учебной деятельности младших школьников не нова для педагогической и психологической наук. В разное время она рассмотрена в работах: Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.К. Макаровой, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина и др.. Формирование компонентов учебной деятельности младших школьников является главным и эффективным средством, позволяющим младшему школьнику продолжать успешное обучение, адаптироваться к изменениям, происходящим в социуме.

Задача школьного обучения на уровне начального образования – формирование у школьников умения учиться, приобретение ими конкретных знаний и умений в полноценной учебной деятельности. Именно в первые годы школьной жизни у детей закладываются основы умения учиться и особенно интенсивно в этот период школьники овладевают учебной деятельностью.

Цель исследования – изучение учебной деятельности младших школьников, обоснование, составление и апробация программы психолого – педагогического сопровождения учебной деятельности младших школьников.

Рассмотрев, основные понятия по теме исследования мы пришли к выводу о том, что современной науке представлено несколько определений категории «учебная деятельность».

В педагогическом словаре, учебная деятельность определяется как деятельность по решению учебных задач. В психологическом словаре – термин трактуется как ведущий вид деятельности младшего школьника, в которой он присваивает социальный опыт и осваивает теоретические понятия, в педагогической психологии используется определение «учебная деятельность – форма социальной активности человека, направленная на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий [1]».

Главная особенность учебной деятельности младшего школьника заключается в том, что она протекает под руководством учителя в определенных социальных отношениях и ее результаты проявляются в формировании у младшего школьника следующих новообразований и качественных изменений психики: изменения на уровне знаний, умений, навыков; изменения на уровне сформированности отдельных компонентов учебной деятельности; изменения качества умственных операций и особенностей личности.

Предмету структуры учебной деятельности исследователи в психолого-педагогических работах уделяют пристальное внимание, выделяя разные структурные компоненты. Так, Д.Б. Эльконин рассматривает учебную деятельность как взаимосвязь следующих компонентов: учебно-познавательных мотивов, учебных задач и операций, действий по контролю за процессом и результатом усвоения и действий по оценке степени усвоения [2].

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника, не дается ему в готовой форме и имеет сложную этапность в своем становлении. В связи с тем, что учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова и Д.В. Эльконина, является «сложной по содержанию и по структуре», необходимо достаточное количество времени для ее формирования в ходе систематической работы под руководством учителя [3,2]. Именно формирование учебной деятельности является важной задачей младшего школьного возраста.

Учебная деятельность ребенка развивается поэтапно через предметную, игровую и манипуляционную деятельность и представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. В ней ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний. В процессе учебной деятельности младший школьник учится ставить перед собой учебные задачи, усваивая полученные знания, умения и навыки, контролирует и оценивает свои действия, находит способы усвоения и применения этих знаний.

В процессе учебной деятельности младший школьник учится ставить перед собой учебные задачи, усваивая полученные знания, умения и навыки, контролирует и оценивает свои действия, находит способы усвоения и применения этих знаний.

Специальное учебное действие складывается из ряда учебных операций, которые выполняют дети. При правильном выполнении и знания способов действия учебная деятельность обеспечивает успешный результат детей, стимулирует и поддерживает интерес ребенка к учению, придает деятельности смысл. В этом и состоит полноценное обучение ребенка, когда он учится учиться, овладевая учебной деятельностью.

В младшем школьном возрасте детям хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать и они с готовностью и интересом впитывают новые знаниями, овладевая умениями и навыками. В этот период учебной деятельности должны учитываться познавательные возможности школьников, и в то же время необходимо вооружить их такими знаниями, умениями и навыками, которые шаг за шагом повышали бы уровень их развития и делали их способными учиться дальше.

Внимание многих исследователей обращено на разработку системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование активной учебной деятельности младшего школьника, необходимой для его развития и подготовки к вступлению в самостоятельную жизнь.

Существует несколько путей способствующих успешному формированию учебной деятельности младшего школьника, это прежде всего: создание условий для формирования у школьников познавательных интересов и потребностей, учебной мотивации, внутренней позиции школьника; создание положительной эмоциональной обстановки в классе и дома; позитивного отношения к предмету; применение принципов индивидуального и дифференцированного подходов в урочной и внеурочной деятельности; а также совершенствование качества дидактического материала и др.

В нашем исследовании мы изучили уровень сформированности учебной деятельности младших школьников используя методику оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика [4]).

По результатам диагностики мы выявили: что у 36,7 % респондентов отсутствует учебно-познавательный интерес; низкий уровень целеполагание (отсутствие) наблюдается у 50 % опрашиваемых младших школьников; у 30 % низкий уровень сформированности учебных действий; низкий уровень сформированности действий контроля у 26,7 % младших школьников; у 20 % отсутствует действие оценки. Полученные результаты подтверждаются и результатами методик изучения учебной мотивации и позиции младших школьников.

Для решения выявленных проблем нами была составлена программа психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности младших школьников.

При ее составлении нами использованы методические разработки: Т.Н. Князевой [5], О.В. Хухлаевой [6] и др..

Цель психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности младших школьников: создание в начальной школе благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию учебной деятельности младших школьников.

В программу психолого-педагогического сопровождения включены все участники образовательного процесса: учащиеся и их родители, педагоги начального уровня образования.

Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников как процесс, технология и целостная система деятельности опирается на принципы:

– основополагающим является принцип приоритета интересов ребенка, каждая проблемная ситуация возникающая у ребенка должна быть решена с максимальной пользой для ребенка;

– принцип системности, целостности – предполагает анализ связей и отношений не только внутри системы, но и вне ее; взаимосвязь всех направлений и видов работы в сопровождении с максимальной пользой для ребенка; учет объективных (окружающие ребенка социальные системы) и субъективных факторов оказывающих влияние на формирование учебной деятельности младшего школьника;

– принцип непрерывности – ребенку гарантировано непрерывное сопровождение формирования учебной деятельности, независимо от возрастных и временных периодов;

– принцип практической направленности – формирование учебных действий, способности применять их в практической деятельности и повседневной жизни;

– принцип активности ребенка в образовательном процессе, предполагает активное включение ребенка в образовательные ситуации; освоение учебных действий через учебную активность;

– принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

Работа по программе реализуется по следующим направлениям:

– диагностическое (своевременное изучение сформированности компонентов учебной деятельности младших школьников);

– просветительское (повышение психолого-педагогической компетентности участников сопровождения в решении задач учебной деятельности младших школьников);

– профилактическое (предупреждение трудностей в учебной деятельности учащихся начальной школы);

– консультативное (групповые и индивидуальные консультации участников сопровождения);

– коррекционно-развивающее (проведение занятий со школьниками направленных на формирование и развитие различных компонентов учебной деятельности).

Программа включает три взаимосвязанных блока.

Первый блок – работа с младшими школьниками. Цель проведения занятий – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками умений эффективной учебной деятельности, для этого проводились тренинги и развивающие занятия, тематические классные часы.

Содержание второго блока направлено на работу с педагогами, проводились индивидуальные консультации, беседы, наблюдения за ходом урока и его анализ. Кроме этого решались задачи: установления дружелюбных отношений между учителем и родителями; объединение их усилий в формировании компонентов учебной деятельности школьников; создание условий доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.

И третий блок включал работу с родителями – проведение классных собраний, организацию открытых уроков и индивидуальную консультативную работу, разработку методических материалов и наглядных пособий.

Таким образом, мы пришли к выводам о том, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, так как в ней удовлетворяются потребности ребенка: познавательные, духовные, социальные, потребности саморазвития, также эта деятельность способствует развитию психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и др.), развитию личности ребенка, произвольности его поведения, умения оценивать своё поведение с позиции общества, развивает самоконтроль. Самостоятельно овладеть компонентами учебной деятельности ребенок не может, ему необходимо оказать помощь, успешным средством которой может стать психолого-педагогическое сопровождение.


Библиографическая ссылка

Тюрина Н.Н., Баркунова О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 135-138;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1937 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674