Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Tyurina N.N. 1 Barkunova O.V. 1
1 Shuya Brach of Ivanovo State University
In article the problem of formation of educational activity of younger school students is considered and the way of its decision by means of the organization of psychology and pedagogical maintenance is presented. The analysis of the term «educational activity», its structural components and intrinsic characteristics for children of younger school age is presented in article. Age features of younger school age, positive impact of educational activity on development of mentality and the identity of pupils of elementary school, the prospect of their adaptation at the new educational level are revealed. The relevance of the offered subject is confirmed by need of effective formation of educational activity of younger school students at the level of primary education and insufficient readiness of technology of psychology and pedagogical maintenance of this process. Authors presented results of studying of educational activity of younger school students and the program of psychology and pedagogical maintenance leaning on the system of the methodological principles is offered (a priority of interests of the child, systemacity, continuity, practical orientation and activity of the child in educational process, positivity). The program includes complex work of all participants of educational process (school students, parents, teachers), forms (a training, a game, exercise, a class hour and a PTA meeting, a conversation, the analysis of a lesson, etc.) and the areas of work accompanied by educational activity of younger school students.
psychology and pedagogical maintenance
educational activity
younger school students

Преобразования, происходящие в современном мире, в общем, и в образовании в частности, особо актуализируют проблему формирования учебной деятельности младших школьников. Решение этой задачи требует поиска новых путей и средств, повышающих эффективность данного процесса. Одним из действенных направлений можно считать организацию работы по психолого-педагогическому сопровождению учебной деятельности младших школьников, которая способна предупредить возникновение трудностей в учебной деятельности младших школьников, развить недостающие ее компоненты (учебную мотивацию, учебную задачу; учебные действия; действия контроля и оценки), включить в процесс всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, педагогов) для комплексного решения возникающих проблем.

Проблема формирования учебной деятельности младших школьников не нова для педагогической и психологической наук. В разное время она рассмотрена в работах: Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.К. Макаровой, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина и др.. Формирование компонентов учебной деятельности младших школьников является главным и эффективным средством, позволяющим младшему школьнику продолжать успешное обучение, адаптироваться к изменениям, происходящим в социуме.

Задача школьного обучения на уровне начального образования – формирование у школьников умения учиться, приобретение ими конкретных знаний и умений в полноценной учебной деятельности. Именно в первые годы школьной жизни у детей закладываются основы умения учиться и особенно интенсивно в этот период школьники овладевают учебной деятельностью.

Цель исследования – изучение учебной деятельности младших школьников, обоснование, составление и апробация программы психолого – педагогического сопровождения учебной деятельности младших школьников.

Рассмотрев, основные понятия по теме исследования мы пришли к выводу о том, что современной науке представлено несколько определений категории «учебная деятельность».

В педагогическом словаре, учебная деятельность определяется как деятельность по решению учебных задач. В психологическом словаре – термин трактуется как ведущий вид деятельности младшего школьника, в которой он присваивает социальный опыт и осваивает теоретические понятия, в педагогической психологии используется определение «учебная деятельность – форма социальной активности человека, направленная на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий [1]».

Главная особенность учебной деятельности младшего школьника заключается в том, что она протекает под руководством учителя в определенных социальных отношениях и ее результаты проявляются в формировании у младшего школьника следующих новообразований и качественных изменений психики: изменения на уровне знаний, умений, навыков; изменения на уровне сформированности отдельных компонентов учебной деятельности; изменения качества умственных операций и особенностей личности.

Предмету структуры учебной деятельности исследователи в психолого-педагогических работах уделяют пристальное внимание, выделяя разные структурные компоненты. Так, Д.Б. Эльконин рассматривает учебную деятельность как взаимосвязь следующих компонентов: учебно-познавательных мотивов, учебных задач и операций, действий по контролю за процессом и результатом усвоения и действий по оценке степени усвоения [2].

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника, не дается ему в готовой форме и имеет сложную этапность в своем становлении. В связи с тем, что учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова и Д.В. Эльконина, является «сложной по содержанию и по структуре», необходимо достаточное количество времени для ее формирования в ходе систематической работы под руководством учителя [3,2]. Именно формирование учебной деятельности является важной задачей младшего школьного возраста.

Учебная деятельность ребенка развивается поэтапно через предметную, игровую и манипуляционную деятельность и представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. В ней ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний. В процессе учебной деятельности младший школьник учится ставить перед собой учебные задачи, усваивая полученные знания, умения и навыки, контролирует и оценивает свои действия, находит способы усвоения и применения этих знаний.

В процессе учебной деятельности младший школьник учится ставить перед собой учебные задачи, усваивая полученные знания, умения и навыки, контролирует и оценивает свои действия, находит способы усвоения и применения этих знаний.

Специальное учебное действие складывается из ряда учебных операций, которые выполняют дети. При правильном выполнении и знания способов действия учебная деятельность обеспечивает успешный результат детей, стимулирует и поддерживает интерес ребенка к учению, придает деятельности смысл. В этом и состоит полноценное обучение ребенка, когда он учится учиться, овладевая учебной деятельностью.

В младшем школьном возрасте детям хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать и они с готовностью и интересом впитывают новые знаниями, овладевая умениями и навыками. В этот период учебной деятельности должны учитываться познавательные возможности школьников, и в то же время необходимо вооружить их такими знаниями, умениями и навыками, которые шаг за шагом повышали бы уровень их развития и делали их способными учиться дальше.

Внимание многих исследователей обращено на разработку системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование активной учебной деятельности младшего школьника, необходимой для его развития и подготовки к вступлению в самостоятельную жизнь.

Существует несколько путей способствующих успешному формированию учебной деятельности младшего школьника, это прежде всего: создание условий для формирования у школьников познавательных интересов и потребностей, учебной мотивации, внутренней позиции школьника; создание положительной эмоциональной обстановки в классе и дома; позитивного отношения к предмету; применение принципов индивидуального и дифференцированного подходов в урочной и внеурочной деятельности; а также совершенствование качества дидактического материала и др.

В нашем исследовании мы изучили уровень сформированности учебной деятельности младших школьников используя методику оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика [4]).

По результатам диагностики мы выявили: что у 36,7 % респондентов отсутствует учебно-познавательный интерес; низкий уровень целеполагание (отсутствие) наблюдается у 50 % опрашиваемых младших школьников; у 30 % низкий уровень сформированности учебных действий; низкий уровень сформированности действий контроля у 26,7 % младших школьников; у 20 % отсутствует действие оценки. Полученные результаты подтверждаются и результатами методик изучения учебной мотивации и позиции младших школьников.

Для решения выявленных проблем нами была составлена программа психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности младших школьников.

При ее составлении нами использованы методические разработки: Т.Н. Князевой [5], О.В. Хухлаевой [6] и др..

Цель психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности младших школьников: создание в начальной школе благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию учебной деятельности младших школьников.

В программу психолого-педагогического сопровождения включены все участники образовательного процесса: учащиеся и их родители, педагоги начального уровня образования.

Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников как процесс, технология и целостная система деятельности опирается на принципы:

– основополагающим является принцип приоритета интересов ребенка, каждая проблемная ситуация возникающая у ребенка должна быть решена с максимальной пользой для ребенка;

– принцип системности, целостности – предполагает анализ связей и отношений не только внутри системы, но и вне ее; взаимосвязь всех направлений и видов работы в сопровождении с максимальной пользой для ребенка; учет объективных (окружающие ребенка социальные системы) и субъективных факторов оказывающих влияние на формирование учебной деятельности младшего школьника;

– принцип непрерывности – ребенку гарантировано непрерывное сопровождение формирования учебной деятельности, независимо от возрастных и временных периодов;

– принцип практической направленности – формирование учебных действий, способности применять их в практической деятельности и повседневной жизни;

– принцип активности ребенка в образовательном процессе, предполагает активное включение ребенка в образовательные ситуации; освоение учебных действий через учебную активность;

– принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

Работа по программе реализуется по следующим направлениям:

– диагностическое (своевременное изучение сформированности компонентов учебной деятельности младших школьников);

– просветительское (повышение психолого-педагогической компетентности участников сопровождения в решении задач учебной деятельности младших школьников);

– профилактическое (предупреждение трудностей в учебной деятельности учащихся начальной школы);

– консультативное (групповые и индивидуальные консультации участников сопровождения);

– коррекционно-развивающее (проведение занятий со школьниками направленных на формирование и развитие различных компонентов учебной деятельности).

Программа включает три взаимосвязанных блока.

Первый блок – работа с младшими школьниками. Цель проведения занятий – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками умений эффективной учебной деятельности, для этого проводились тренинги и развивающие занятия, тематические классные часы.

Содержание второго блока направлено на работу с педагогами, проводились индивидуальные консультации, беседы, наблюдения за ходом урока и его анализ. Кроме этого решались задачи: установления дружелюбных отношений между учителем и родителями; объединение их усилий в формировании компонентов учебной деятельности школьников; создание условий доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.

И третий блок включал работу с родителями – проведение классных собраний, организацию открытых уроков и индивидуальную консультативную работу, разработку методических материалов и наглядных пособий.

Таким образом, мы пришли к выводам о том, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, так как в ней удовлетворяются потребности ребенка: познавательные, духовные, социальные, потребности саморазвития, также эта деятельность способствует развитию психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и др.), развитию личности ребенка, произвольности его поведения, умения оценивать своё поведение с позиции общества, развивает самоконтроль. Самостоятельно овладеть компонентами учебной деятельности ребенок не может, ему необходимо оказать помощь, успешным средством которой может стать психолого-педагогическое сопровождение.