Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Таничева Е.Д. 1 Никитская Е.А. 1
1 Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
В данной статье мы рассмотрели роль учебной практики как способа подготовки специалиста с большим арсеналом профессиональных качеств, умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности. Качественно организованная учебная практика курсантов в современных реалиях образовательного процесса является важнейшей средой подготовки и взращивания профессионально и личностно успешного будущего специалиста. Понимая, что высокий уровень профессиональной компетентности и его соответствие социальным запросам являются важнейшими критериями эффективности процесса подготовки новых поколений специалистов, становится очевидным, что учебная практика способствует эффективному выстраиванию целостного педагогического процесса в Университет, более широкому взаимодействию курсантов с реальными объектами профессиональной деятельности, а также открывает новые возможности для их профессионального развития в качестве сотрудников полиции. В вузовской системе подготовки специалистов Практика занимает важное место, являясь связующим звеном между теоретическим обучением курсанта и его самостоятельной работой. Она способствует развитию устойчивой мотивации как к получению будущей профессии и приобретению опыта реальной деятельности, так и к научной деятельности. Практика актуализирует и закрепляет знания, полученные на семинарах, практикумах и других видах учебной деятельности курсантов.
учебная практика
курсант
специалист
профессиональные качества
знания
умения
навыки
компетенции
практико-ориентированный подход к обучению
профессиональная деятельность
опрос
1. Маркова С.В. Содержательные аспекты организации производственной практики студентов на базе образовательного учреждения для подростков с девиантным поведением. Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания. – М.: СПб НИЦ, 2015.
2. Никитская Е.А., Направления и этапы психолого-педагогической практики студентов на базе образовательного учреждения для подростков с девиантым поведением // Сборник научных статей VI Международного симпозиума, 2016. – C. 548, 314–321.
3. Гаврилина А.А. Влияние учебной практики по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности на мотивацию к научной работе курсантов // Сборник материалов статей, тезисов, докладов курсантов и слушателей. – C. 142, 33–36.
4. Евсеева И.Г., Никитская. Е.А. Межорганизационное взаимодействие кафедры педагогики Университета МВД в реализации задач внеаудиторной профессионально-ориентированной научно-практической деятельности курсантов.
5. Приказ «О прохождении учебной практики по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности курсантами 2 “П” курса Института ПСД ОВД».

В настоящее время в системе российского образования сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки высококвалифицированного специалиста: осуществляется модернизация форм и содержания подготовки, внедряются различные технологии. Современное образование нацелено не только на то, чтобы дать выпускнику определенный багаж знаний, сколько на набор компетенций, которые обеспечивают его готовность работать в постоянно изменяющихся условиях. В рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС 3+) реализуется компетентностный подход, сущность которого заключается в формировании определенных знаний, умений и практического опыта, овладение такими способами действий, которые можно применять в различных жизненных ситуациях.

На основании этого подхода принято выделять различные направления практики, к которым относятся: учебная практика, практика по профилю специальности и преддипломная практика. В данной статье нами будет рассмотрено следующее направление – учебная практика. Такой вид практического обучения подразумевает под собой формирование готовности к усвоению курсантами общих и профессиональных компетенций, приобретения первоначального опыта.

В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя уделяется особое внимание практическому обучению, так как подавляющая часть выпускников после окончания ВУЗа приступают к работе в структурном подразделении полиции, где знания, полученные на практике, являются неотъемлемой частью их работы [1].

Целью учебной практики является формирование у курсантов готовности к непосредственному осуществлению своей профессиональной деятельности. [2] Она призвана обеспечить качественную подготовку будущего сотрудника ОВД к самостоятельному и грамотному выполнению основных профессиональных функций. В ходе практики у курсантов происходит закрепление теоретических знаний и понимания необходимости их совершенствования, увеличивается заинтересованность в возможных методах реализации будущей деятельности.[3] Курсанты получают возможность применять ранее полученные знания и умения, находить неординарные решения и творчески подходить к различным вопросам, а также учатся устанавливать грамотные взаимоотношения со всеми участниками того или иного процесса. Так, основной задачей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя является подготовка выпускника такого уровня, чтобы при попадании в различного рода ситуации он смог найти разнообразные способы их решения, выбрать способ, который будет являться рациональным и уметь обосновать своё решение [4].

Именно с этой целью для курсантов 2 «П» курса Института психологии служебной деятельности ОВД, обучающихся по специальности педагогика и психология девиантного поведения, была организована практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Курсантам, приступающим к прохождению практики, был предъявлен ряд требований:

1) Знать:

– основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

– ценностные основы профессиональной деятельности;

– сущность и структуру профессиональной деятельности;

– способы взаимодействия специалиста с различными социальными субъектами;

– способы профессионального самообразования, самопознания и саморазвития;

2) Уметь:

– применять основные педагогические технологии;

– использовать диагностические методы для решения различных профессиональных задач;

– учитывать в профессиональной деятельности особенности различных категорий граждан;

– использовать в работе учебных дисциплин;

3) Владеть:

– различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных, и профессиональных знаний;

– различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

– основными методами обработки информации;

– навыками работы с программными средствами [5].

В рамках осуществления практики курсанты в составе группы посещали базы-практики, в результате было проведено 8 выездных занятий. Для организации одного из таких занятий требовалось определить тему урока, цели, задачи и методы, а также составить опорный план-конспект. Курсанты заранее продумывали специфику урока, его ход, анализировали литературу. В зависимости от темы и цели занятия, возрастных и психологических особенностей детей разрабатывались задания, которые полностью отвечали запросам аудитории.

На момент завершения практики курсанты должны овладеть следующими компетенциями:

1. уметь анализировать различные социальные и педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности;

2. уметь устанавливать причины девиантного поведения, социального неблагополучия семьи, причины кризиса в том или ином возрасте;

3. уметь проводить занятия направленные на правовое воспитание личности, формировать правосознание и правовую культуру среди детей, подростков и студентов;

4. уметь реализовывать различные психолого-педагогические технологии, которые направлены на гармоничное развитие личности ребенка, формирование у него гражданской идентичности и толерантности при взаимодействии с окружающим миром;

5. уметь осуществлять работу, которая направлена на повышение у взрослых, которые участвуют в воспитании детей и подростков, склонных к девиантному поведению, психолого-педагогической и правовой компетентности.

В рамках завершения первого этапа прохождения практики по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, нами был разработан и проведен тест среди личного состава 2 «П» курса 231 учебного взвода, обучающихся по специальности «педагогика и психология девиантного поведения».

Курсантам необходимо было ответить на ряд вопросов, касающихся организационных моментов занятия, взаимоотношений в группе, возникших сложностей при непосредственном прохождении практики и ряд других вопросов, представленных в таблице.

Вопрос, задаваемый курсантам

Варианты ответа

1

Впервые ли Вам предстояла работа с детьми?

1. Да

2. Нет

2

Полезна ли для Вас была практика?

1. Да

2. Нет

3

Какие трудности возникали у Вас во время практики?

1. не удавалось поддерживать дисциплину в классе

2. дети не шли на контакт

3. нехватка педагогических навыков

4. нехватка коммуникативных навыков работы с детьми

5. все вышеперечисленные

6. трудностей не возникало

4

С какими возрастами Вам было легче работать?

1. младший школьный возраст (7–11)

2. подросток (11–15)

3. старший школьный возраст (15–18)

4. студент

5

С какой группой детей Вам было интереснее работать?

1. группа-норма

2. несовершеннолетние с девиантным поведением

3. не интересно было работать вообще

6

Легко ли Вам давалось прохождение практики?

1. да

2. нет

7

Были ли сложности при организации занятия? (составление конспекта)

1. да

2. нет

8

Какие отношения складывались внутри Вашей рабочей группы? (4 человека)

1. положительные, теплые отношения

2. возникали трудности при общении

3. нейтральные отношения

9

Какие навыки Вы приобрели в ходе практики?

1. умение конструктивно вести диалог

2. умение разрабатывать и составлять план-конспект

3. умение работать внутри группы

4. умение организовывать деятельность детей

5. умение выходить из сложных ситуаций

6. все вышеперечисленное

10

Хотели ли Вы продолжения практики?

1. Да

2. Нет

3. Не знаю

После проведения тестирования были выявлены следующие результаты. Главной трудностью, возникшей во время прохождения практики, по мнению большинства, стала нехватка педагогических навыков. Этот факт обусловлен тем, что курсанты впервые столкнулись с подобной деятельностью и еще не в полной мере изучили педагогические дисциплины, касающиеся обучения и воспитания детей.

Опрос показал, что в ходе прохождения практики большинство участников приобрели такие навыки, как умение конструктивно вести диалог, работать внутри группы, организовывать деятельность детей и подростков, разрабатывать и составлять опорный план-конспект занятия и выходить из сложных жизненных ситуаций. Стоит отметить, что, по общему мнению, курсантов, практика была полезна и эффективна, в дальнейшем они ждут ее продолжения. Результаты проведенного нами исследования приведены в диаграмме.

tan-6.tif

Подводя итог, следует еще раз отметить важность и актуальность практической составляющей процесса обучения в заведениях высшего образования. Роль учебной практики в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя заключается в погружении в реальный процесс профессиональной деятельности. Мы считаем, что практика является одной из ведущих форм подготовки будущего специалиста, которая требует от курсантов, обучающихся по специальности педагогика и психология девиантного поведения, осознания сущности процессов обучения и воспитания, их неразрывной связи с развитием ребенка, высокого уровня общей педагогической культуры.


Библиографическая ссылка

Таничева Е.Д., Никитская Е.А. РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 123-126;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1934 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674