В настоящее время в системе российского образования сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки высококвалифицированного специалиста: осуществляется модернизация форм и содержания подготовки, внедряются различные технологии. Современное образование нацелено не только на то, чтобы дать выпускнику определенный багаж знаний, сколько на набор компетенций, которые обеспечивают его готовность работать в постоянно изменяющихся условиях. В рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС 3+) реализуется компетентностный подход, сущность которого заключается в формировании определенных знаний, умений и практического опыта, овладение такими способами действий, которые можно применять в различных жизненных ситуациях.
На основании этого подхода принято выделять различные направления практики, к которым относятся: учебная практика, практика по профилю специальности и преддипломная практика. В данной статье нами будет рассмотрено следующее направление – учебная практика. Такой вид практического обучения подразумевает под собой формирование готовности к усвоению курсантами общих и профессиональных компетенций, приобретения первоначального опыта.
В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя уделяется особое внимание практическому обучению, так как подавляющая часть выпускников после окончания ВУЗа приступают к работе в структурном подразделении полиции, где знания, полученные на практике, являются неотъемлемой частью их работы [1].
Целью учебной практики является формирование у курсантов готовности к непосредственному осуществлению своей профессиональной деятельности. [2] Она призвана обеспечить качественную подготовку будущего сотрудника ОВД к самостоятельному и грамотному выполнению основных профессиональных функций. В ходе практики у курсантов происходит закрепление теоретических знаний и понимания необходимости их совершенствования, увеличивается заинтересованность в возможных методах реализации будущей деятельности.[3] Курсанты получают возможность применять ранее полученные знания и умения, находить неординарные решения и творчески подходить к различным вопросам, а также учатся устанавливать грамотные взаимоотношения со всеми участниками того или иного процесса. Так, основной задачей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя является подготовка выпускника такого уровня, чтобы при попадании в различного рода ситуации он смог найти разнообразные способы их решения, выбрать способ, который будет являться рациональным и уметь обосновать своё решение [4].
Именно с этой целью для курсантов 2 «П» курса Института психологии служебной деятельности ОВД, обучающихся по специальности педагогика и психология девиантного поведения, была организована практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Курсантам, приступающим к прохождению практики, был предъявлен ряд требований:
1) Знать:
– основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;
– ценностные основы профессиональной деятельности;
– сущность и структуру профессиональной деятельности;
– способы взаимодействия специалиста с различными социальными субъектами;
– способы профессионального самообразования, самопознания и саморазвития;
2) Уметь:
– применять основные педагогические технологии;
– использовать диагностические методы для решения различных профессиональных задач;
– учитывать в профессиональной деятельности особенности различных категорий граждан;
– использовать в работе учебных дисциплин;
3) Владеть:
– различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;
– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных, и профессиональных знаний;
– различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
– основными методами обработки информации;
– навыками работы с программными средствами [5].
В рамках осуществления практики курсанты в составе группы посещали базы-практики, в результате было проведено 8 выездных занятий. Для организации одного из таких занятий требовалось определить тему урока, цели, задачи и методы, а также составить опорный план-конспект. Курсанты заранее продумывали специфику урока, его ход, анализировали литературу. В зависимости от темы и цели занятия, возрастных и психологических особенностей детей разрабатывались задания, которые полностью отвечали запросам аудитории.
На момент завершения практики курсанты должны овладеть следующими компетенциями:
1. уметь анализировать различные социальные и педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности;
2. уметь устанавливать причины девиантного поведения, социального неблагополучия семьи, причины кризиса в том или ином возрасте;
3. уметь проводить занятия направленные на правовое воспитание личности, формировать правосознание и правовую культуру среди детей, подростков и студентов;
4. уметь реализовывать различные психолого-педагогические технологии, которые направлены на гармоничное развитие личности ребенка, формирование у него гражданской идентичности и толерантности при взаимодействии с окружающим миром;
5. уметь осуществлять работу, которая направлена на повышение у взрослых, которые участвуют в воспитании детей и подростков, склонных к девиантному поведению, психолого-педагогической и правовой компетентности.
В рамках завершения первого этапа прохождения практики по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, нами был разработан и проведен тест среди личного состава 2 «П» курса 231 учебного взвода, обучающихся по специальности «педагогика и психология девиантного поведения».
Курсантам необходимо было ответить на ряд вопросов, касающихся организационных моментов занятия, взаимоотношений в группе, возникших сложностей при непосредственном прохождении практики и ряд других вопросов, представленных в таблице.
№ |
Вопрос, задаваемый курсантам |
Варианты ответа |
1 |
Впервые ли Вам предстояла работа с детьми? |
1. Да 2. Нет |
2 |
Полезна ли для Вас была практика? |
1. Да 2. Нет |
3 |
Какие трудности возникали у Вас во время практики? |
1. не удавалось поддерживать дисциплину в классе 2. дети не шли на контакт 3. нехватка педагогических навыков 4. нехватка коммуникативных навыков работы с детьми 5. все вышеперечисленные 6. трудностей не возникало |
4 |
С какими возрастами Вам было легче работать? |
1. младший школьный возраст (7–11) 2. подросток (11–15) 3. старший школьный возраст (15–18) 4. студент |
5 |
С какой группой детей Вам было интереснее работать? |
1. группа-норма 2. несовершеннолетние с девиантным поведением 3. не интересно было работать вообще |
6 |
Легко ли Вам давалось прохождение практики? |
1. да 2. нет |
7 |
Были ли сложности при организации занятия? (составление конспекта) |
1. да 2. нет |
8 |
Какие отношения складывались внутри Вашей рабочей группы? (4 человека) |
1. положительные, теплые отношения 2. возникали трудности при общении 3. нейтральные отношения |
9 |
Какие навыки Вы приобрели в ходе практики? |
1. умение конструктивно вести диалог 2. умение разрабатывать и составлять план-конспект 3. умение работать внутри группы 4. умение организовывать деятельность детей 5. умение выходить из сложных ситуаций 6. все вышеперечисленное |
10 |
Хотели ли Вы продолжения практики? |
1. Да 2. Нет 3. Не знаю |
После проведения тестирования были выявлены следующие результаты. Главной трудностью, возникшей во время прохождения практики, по мнению большинства, стала нехватка педагогических навыков. Этот факт обусловлен тем, что курсанты впервые столкнулись с подобной деятельностью и еще не в полной мере изучили педагогические дисциплины, касающиеся обучения и воспитания детей.
Опрос показал, что в ходе прохождения практики большинство участников приобрели такие навыки, как умение конструктивно вести диалог, работать внутри группы, организовывать деятельность детей и подростков, разрабатывать и составлять опорный план-конспект занятия и выходить из сложных жизненных ситуаций. Стоит отметить, что, по общему мнению, курсантов, практика была полезна и эффективна, в дальнейшем они ждут ее продолжения. Результаты проведенного нами исследования приведены в диаграмме.
Подводя итог, следует еще раз отметить важность и актуальность практической составляющей процесса обучения в заведениях высшего образования. Роль учебной практики в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя заключается в погружении в реальный процесс профессиональной деятельности. Мы считаем, что практика является одной из ведущих форм подготовки будущего специалиста, которая требует от курсантов, обучающихся по специальности педагогика и психология девиантного поведения, осознания сущности процессов обучения и воспитания, их неразрывной связи с развитием ребенка, высокого уровня общей педагогической культуры.
Библиографическая ссылка
Таничева Е.Д., Никитская Е.А. РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 123-126;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1934 (дата обращения: 23.11.2024).