Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE ROLE OF EDUCATIONAL PRACTICE IN THE TRAINING OF FUTURE SOCIAL TEACHERS IN THE UNIVERSITY SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Tanicheva E.D. 1 Nikitskaya E.A. 1
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikotya
In this article we have considered the role of educational practice as a way of training a specialist with a large Arsenal of professional qualities, skills necessary for the implementation of educational activities. Qualitatively organized educational practice of cadets in the modern realities of the educational process is the most important environment for training and nurturing professionally and personally successful future specialist. Realizing that the high level of professional competence and its compliance with social needs are the most important criteria for the effectiveness of the process of training of new generations of specialists, it becomes obvious that educational practice contributes to the effective building of a holistic pedagogical process at the University, a wider interaction of cadets with real objects of professional activity, as well as opens up new opportunities for their professional development as police officers. In the University system of training Practice occupies an important place, as a link between the theoretical training of the cadet and his independent work. It contributes to the development of a sustainable motivation to obtain a future profession and gain experience in real life and scientific activities. Practice updates and strengthens the knowledge gained at seminars, workshops and other educational activities of cadets.
educational practice
cadet
specialist
professional qualities
knowledge
skills
competences
practice-oriented approach to training
professional activity
survey

В настоящее время в системе российского образования сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки высококвалифицированного специалиста: осуществляется модернизация форм и содержания подготовки, внедряются различные технологии. Современное образование нацелено не только на то, чтобы дать выпускнику определенный багаж знаний, сколько на набор компетенций, которые обеспечивают его готовность работать в постоянно изменяющихся условиях. В рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС 3+) реализуется компетентностный подход, сущность которого заключается в формировании определенных знаний, умений и практического опыта, овладение такими способами действий, которые можно применять в различных жизненных ситуациях.

На основании этого подхода принято выделять различные направления практики, к которым относятся: учебная практика, практика по профилю специальности и преддипломная практика. В данной статье нами будет рассмотрено следующее направление – учебная практика. Такой вид практического обучения подразумевает под собой формирование готовности к усвоению курсантами общих и профессиональных компетенций, приобретения первоначального опыта.

В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя уделяется особое внимание практическому обучению, так как подавляющая часть выпускников после окончания ВУЗа приступают к работе в структурном подразделении полиции, где знания, полученные на практике, являются неотъемлемой частью их работы [1].

Целью учебной практики является формирование у курсантов готовности к непосредственному осуществлению своей профессиональной деятельности. [2] Она призвана обеспечить качественную подготовку будущего сотрудника ОВД к самостоятельному и грамотному выполнению основных профессиональных функций. В ходе практики у курсантов происходит закрепление теоретических знаний и понимания необходимости их совершенствования, увеличивается заинтересованность в возможных методах реализации будущей деятельности.[3] Курсанты получают возможность применять ранее полученные знания и умения, находить неординарные решения и творчески подходить к различным вопросам, а также учатся устанавливать грамотные взаимоотношения со всеми участниками того или иного процесса. Так, основной задачей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя является подготовка выпускника такого уровня, чтобы при попадании в различного рода ситуации он смог найти разнообразные способы их решения, выбрать способ, который будет являться рациональным и уметь обосновать своё решение [4].

Именно с этой целью для курсантов 2 «П» курса Института психологии служебной деятельности ОВД, обучающихся по специальности педагогика и психология девиантного поведения, была организована практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Курсантам, приступающим к прохождению практики, был предъявлен ряд требований:

1) Знать:

– основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

– ценностные основы профессиональной деятельности;

– сущность и структуру профессиональной деятельности;

– способы взаимодействия специалиста с различными социальными субъектами;

– способы профессионального самообразования, самопознания и саморазвития;

2) Уметь:

– применять основные педагогические технологии;

– использовать диагностические методы для решения различных профессиональных задач;

– учитывать в профессиональной деятельности особенности различных категорий граждан;

– использовать в работе учебных дисциплин;

3) Владеть:

– различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных, и профессиональных знаний;

– различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

– основными методами обработки информации;

– навыками работы с программными средствами [5].

В рамках осуществления практики курсанты в составе группы посещали базы-практики, в результате было проведено 8 выездных занятий. Для организации одного из таких занятий требовалось определить тему урока, цели, задачи и методы, а также составить опорный план-конспект. Курсанты заранее продумывали специфику урока, его ход, анализировали литературу. В зависимости от темы и цели занятия, возрастных и психологических особенностей детей разрабатывались задания, которые полностью отвечали запросам аудитории.

На момент завершения практики курсанты должны овладеть следующими компетенциями:

1. уметь анализировать различные социальные и педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности;

2. уметь устанавливать причины девиантного поведения, социального неблагополучия семьи, причины кризиса в том или ином возрасте;

3. уметь проводить занятия направленные на правовое воспитание личности, формировать правосознание и правовую культуру среди детей, подростков и студентов;

4. уметь реализовывать различные психолого-педагогические технологии, которые направлены на гармоничное развитие личности ребенка, формирование у него гражданской идентичности и толерантности при взаимодействии с окружающим миром;

5. уметь осуществлять работу, которая направлена на повышение у взрослых, которые участвуют в воспитании детей и подростков, склонных к девиантному поведению, психолого-педагогической и правовой компетентности.

В рамках завершения первого этапа прохождения практики по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, нами был разработан и проведен тест среди личного состава 2 «П» курса 231 учебного взвода, обучающихся по специальности «педагогика и психология девиантного поведения».

Курсантам необходимо было ответить на ряд вопросов, касающихся организационных моментов занятия, взаимоотношений в группе, возникших сложностей при непосредственном прохождении практики и ряд других вопросов, представленных в таблице.

Вопрос, задаваемый курсантам

Варианты ответа

1

Впервые ли Вам предстояла работа с детьми?

1. Да

2. Нет

2

Полезна ли для Вас была практика?

1. Да

2. Нет

3

Какие трудности возникали у Вас во время практики?

1. не удавалось поддерживать дисциплину в классе

2. дети не шли на контакт

3. нехватка педагогических навыков

4. нехватка коммуникативных навыков работы с детьми

5. все вышеперечисленные

6. трудностей не возникало

4

С какими возрастами Вам было легче работать?

1. младший школьный возраст (7–11)

2. подросток (11–15)

3. старший школьный возраст (15–18)

4. студент

5

С какой группой детей Вам было интереснее работать?

1. группа-норма

2. несовершеннолетние с девиантным поведением

3. не интересно было работать вообще

6

Легко ли Вам давалось прохождение практики?

1. да

2. нет

7

Были ли сложности при организации занятия? (составление конспекта)

1. да

2. нет

8

Какие отношения складывались внутри Вашей рабочей группы? (4 человека)

1. положительные, теплые отношения

2. возникали трудности при общении

3. нейтральные отношения

9

Какие навыки Вы приобрели в ходе практики?

1. умение конструктивно вести диалог

2. умение разрабатывать и составлять план-конспект

3. умение работать внутри группы

4. умение организовывать деятельность детей

5. умение выходить из сложных ситуаций

6. все вышеперечисленное

10

Хотели ли Вы продолжения практики?

1. Да

2. Нет

3. Не знаю

После проведения тестирования были выявлены следующие результаты. Главной трудностью, возникшей во время прохождения практики, по мнению большинства, стала нехватка педагогических навыков. Этот факт обусловлен тем, что курсанты впервые столкнулись с подобной деятельностью и еще не в полной мере изучили педагогические дисциплины, касающиеся обучения и воспитания детей.

Опрос показал, что в ходе прохождения практики большинство участников приобрели такие навыки, как умение конструктивно вести диалог, работать внутри группы, организовывать деятельность детей и подростков, разрабатывать и составлять опорный план-конспект занятия и выходить из сложных жизненных ситуаций. Стоит отметить, что, по общему мнению, курсантов, практика была полезна и эффективна, в дальнейшем они ждут ее продолжения. Результаты проведенного нами исследования приведены в диаграмме.

tan-6.tif

Подводя итог, следует еще раз отметить важность и актуальность практической составляющей процесса обучения в заведениях высшего образования. Роль учебной практики в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя заключается в погружении в реальный процесс профессиональной деятельности. Мы считаем, что практика является одной из ведущих форм подготовки будущего специалиста, которая требует от курсантов, обучающихся по специальности педагогика и психология девиантного поведения, осознания сущности процессов обучения и воспитания, их неразрывной связи с развитием ребенка, высокого уровня общей педагогической культуры.