Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РОЛЬ ИНТЕГРАТИВНЫХ КУРСОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ГЕОГРАФИИ

Назарова Е.В. 1
1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
В статье рассматривается вопрос об эффективности применения в учебном процессе профильной школы интегративных курсов, которые способствуют формированию нового, современного стиля мышления, необходимого для формирования личности, активно и целенаправленно познающей мир, креативно и критически мыслящей, мотивированной на творчество и инновационную деятельность. Установлена роль интеграции математического и географического образования в формировании целостного взгляда на мир, на связи между людьми и природой, на законы, описывающие процессы, происходящие на планете. Предложен возможный вариант программы интегративного курса «Диалоги математиков и географов». Сформулированы цели и задачи курса, концепция, рассмотрены ожидаемые результаты обучения. Программа курса включает следующие темы: «Решение географических задач методами алгебры и аналитической геометрии», «Функции в вопросах изучении природных явлений», «Элементы дифференциального и интегрального исчисления в изменении природных процессов во времени», «Методы математической статистики для решения задач социально-экономической географии». Проиллюстрировано содержание задачного материала по каждой теме. Апробация интегративного курса позволяет достоверно утверждать, что внедрение математических задач с географическим содержанием в процесс обучения математике оказало позитивное влияние на уровень развития всех диагностируемых показателей. Отдельно следует отметить, что внедрение в процесс обучения прикладных географических задач позволило выявить мотивационный и социальный эффекты.
процесс обучения математике
междисциплинарный подход
интеграция знаний
межпредметные связи
1. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №6. – С. 127–231.
2. Матейко О.М. Высшая математика: учебно-методическое пособие для студентов географического факультета. Примеры и задачи / О.М. Матейко, П.В. Плащинский. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2004. – 50 с.
3. Математические методы в географии. Казань: изд. Казанского университета, 1976. – 156 с.
4. Самнер Г. Математика для географов. – М.: Прогресс, 1981. – 296 с.
5. Чертко Н.К. Математические методы в физической географии: учеб. пособие для геогр. спец. вузов. – Мн.: Университетское, 1987. – 151 с.

Мотивация обучающихся к изучению математики уменьшается год за годом. Если детям нравится изучать математику в начальной школе (на уроках проходят операции с натуральными числами), их удовольствие в изучении математики становится меньше, когда уровень абстракции увеличивается. Большинство учеников средней школы учат математику только потому, что они должны сдать выпускные экзамены. Учителя часто слышат от старшеклассников вопрос: «Почему мы должны изучить …?» Отсутствие внутренней мотивации в изучении математики оказывает влияние на результаты учебной деятельности школьника.

Даже если учебный план по математике достаточно полный, содержание учебников по математике не поддерживает учителей и учеников в достижении основных целей изучения математики в старшей школе – формировании основ логического, алгоритмического, математического мышления, представления о математике как универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления, умения применять полученные знания при решении различных задач. Упражнения и задания в учебниках математики имеют высокий уровень абстракции, они допускают использование математических понятий и алгоритмов только в математических контекстах. Учебники по математике не помогают учителям в формировании мотивационной сферы учащихся. В современных действующих учебниках по математике школьники могут найти такие упражнения, как: «решите уравнение …» или «определите производную функции …».

Список ключевых знаний для обучения на протяжении всей жизни (Европейская комиссия, 2007), которые особенно необходимы для самореализации личности и развития, для социального включения, активного гражданства и занятости, включает математическую компетентность и основные знания в науках и технологиях. Поэтому так важно на старшей ступени общеобразовательной школы формирование представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира, о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления.

Само собой разумеется, развитие способности старшеклассников применять математические методы при решении проблем повседневной жизни – долгий процесс, который основан на моделировании реального мира и развитии навыков решения проблем. В процессе школьники учатся применять математические знания в различных ситуациях.

Внедрение в учебный процесс интегративных курсов необходимо для формирования целостного взгляда на мир, в котором живет человек, на связи между людьми и природой, на законы, описывающие процессы, происходящие на планете. Под интегративными курсами мы понимаем учебные дисциплины, содержание которых определяется взаимосвязью нескольких базовых научных дисциплин и предметных областей, гибкой логикой изложения, высокой степенью свободы в выборе форм и методов обучения, реализацией междисциплинарных структурных и содержательных связей. Интегративные курсы чаще всего входят в вариативную часть учебного плана для 10–11 классов. Следует отметить, интегративные курсы создаются в ситуации, когда существуют сложные или широкомасштабные проблемы, которые невозможно решить в рамках одной дисциплины. Рассматриваемые курсы ориентированы на изучение некоторого явления с разных сторон несколькими научными дисциплинами и разными методами.[1]

С целью выявления и актуализации эффектов от внедрения в учебный процесс междисциплинарного подхода была разработана и реализована программа интегративного курса по математике «Диалоги математиков и географов».

В начале учебного года школьники прошли опрос на тему, почему они решили выбрать интегративный курс «Диалоги математиков и географов». Итоги опроса показали следующие результаты:

– они хотели изучать математику в старших классах школы, но в более интересной форме, не так, как это было на основной ступени (45,5 %);

– практическая и профессиональная значимость курса (81,8 %);

– получение высокого балла на выпускном экзамене (72,7 %);

– для общего развития (27,3 %).

На вопрос о предпочтительных способах изучения, школьники, ответили, что они хотели бы изучить математику:

– максимально приятным способом (63,6 %);

– с включением задач практико-ориентированного характера (72,7 %);

– через примеры на рассуждения и доказательство (45,5 %).

Была выполнена начальная диагностика для определения уровня математических навыков учащихся и их способности применять математические понятия и алгоритмы. Средний балл составил 56,6 из 100.

Рассматривая все вышеупомянутые проблемы, был разработан проект-исследование по обучению математике в исследуемой группе школьников через интегративный курс «Диалоги математиков и географов».

Актуальность разработанного нами интегративного курса по данной тематике объясняется, во-первых, активизацией межпредметных связей с последующей генерацией интегративных понятий и идей, а также приемов, в совокупности формирующих целостную эффективную систему обучения. Во-вторых, потребностью в формировании у старших школьников системного мышления, междисциплинарного системного знания.

Концепция курса

Реализуемый интегративный курс носит бинарный характер. С одной стороны, при обучении школьников, опираясь на их интерес к географии, можно достичь высоких результатов в освоении основных математических понятий и методов. С другой стороны, для учащихся естественно-математического и технического профиля данный курс позволит не только приобрести дополнительные знания по географии, но и сформировать исследовательскую компетенцию, приобщив учащихся к учебно-исследовательской деятельности. Курс ориентирован, главным образом, на усиление межпредметных связей, удовлетворение потребностей каждого обучающегося в самопознании и саморазвитии. Тем самым становится достижимым более глубокое и полифункциональное освоение учебных предметов, обогащенных новым качественным содержанием, характеристиками и формами.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ и рассчитана на 34 учебных часа.

Цель изучения курса: повысить уровень практических знаний учащихся в области использования математических методов для решения практических задач в сфере географии.

Задачи курса:

1. Повысить интерес к математике и географии за счет насыщения математических задач географическим содержанием;

2. Познакомить учащихся с применяемыми в географии математическими методами;

3. Активизировать коммуникативную, творческую, проектную деятельность.

Содержание курса

Тема 1. Решение географических задач методами алгебры и аналитической геометрии

Уравнение прямой в задаче о движении эпицентра циклона. Применение векторов при рассмотрении ветровых движений. Наглядное представление осадков в виде матриц. Матрицы при изучении речных сетей. Оценка миграции населения с использованием матриц. Решение задач о возрастном составе населения с использованием матриц [2, 3].

Тема 2. Функции в вопросах изучении природных явлений

Линейная зависимость формирования осыпей на склонах терриконов. Функции, связывающие температуру с высотой подъема частицы воздуха. Скорость перемещений и уклон земной поверхности как производные. Аналитическое выражение элементов рельефа на плоскости. Скорость и ускорение затухающих геоморфологических процессов. Описание изменений очертаний профиля во времени с помощью математического анализа. Применение нелинейных функций в расчетах расхода воды [4].

Тема 3. Элементы дифференциального и интегрального исчисления в изменении природных процессов во времени

Математическая модель поля ветра в пограничном слое атмосферы. Уравнения движения атмосферного воздуха. Математическая модель роста дерева. Применение элементов дифференциального исчисления в расчетах траектории полета стаи. Элементы дифференциального исчисления в оценке ресурсообеспеченности. Применение вопросов интегрирования для вычисления объема холма. Определение интенсивности потока фотонов методом интегрирования [2, 5].

Тема 4. Методы математической статистики для решения задач социально-экономической географии

Применение статистических методов в решении задач по темам «Численность, естественное движение населения», «Направление и типы миграций», «География промышленности, сельского хозяйства и транспорта».

Межпредметные связи были реализованы через решение задач из геоморфологии, геотектоники, социальной и экономической географии и др. Итогом внедрения интегративного курса стало значимое усиление мотивации к изучению матемаческих методов, и одновременно к освоению георафических понятий.

В ходе реализации проекта 27 % учащихся улучшили свои способности к рассуждению и логическому мышлению, 45 % использовали физические модели или технологии, и все школьники смогли сделать хотя бы одну связь с темой вне математики.

Средний балл ученических заданий составил 69,71 из 100, что показало значительное улучшение результатов обучения (+13,11 по сравнению с первоначальной оценкой).

На основе поставленных задач удалось достичь следующих результатов:

1. Привести учащихся к осознанному восприятию широко используемых в географии математических моделей, умению решать прикладные задачи.

2. Научить применять полученные знания в практической, исследовательской, проектной деятельности и в повседневной жизни.

3. Подготовить учащихся к представлению результатов своей деятельности при подведении итогов изучения интегративного курса.


Библиографическая ссылка

Назарова Е.В. РОЛЬ ИНТЕГРАТИВНЫХ КУРСОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ГЕОГРАФИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 98-100;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1928 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674