Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Стерхов А.А. 1
1 ЧОУ «Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца»
Статья посвящена изучению воспитательных ресурсов православно-ориентированной общеобразовательной организации, где воспитательный процесс функционирует на базе традиционных для российского социума ценностей духовности и нравственности. Проводится предметный анализ места и роли гимназии с православным уклоном в российском образовательном пространстве в условиях модернизации образования, дается аргументированное обоснование высокой эффективности воспитательной концепции на основах православия. Выявлены проблемы деструктивного влияния массовой культуры на личность подростка, преодолеть которые призвано традиционное воспитание в конфессионально-ориентированной школе. Представлен понятийный аппарат по изучаемой проблеме, включающий в себя такие основополагающие термины, как «духовность», «нравственность», «традиционные ценности». Рассмотрена специфика нормативной базы, которая является законодательной опорой современного православного образования, а также научные труды современных религиозных и светских учёных-педагогов, посвятивших себя проблемам исследования духовности и нравственности в системе российского общего образования. Указаны методологические основы духовно-нравственного воспитания православных обучающихся, совокупность методологических подходов, оптимальных для построения системы духовно-нравственного воспитания учащихся в православной гимназии. Приведена авторская классификация духовных ценностей, направленных на развитие личности выпускника как социально ответственного гражданина нашей страны. Разработаны концептуальные позиции духовно-нравственного воспитания, сделан вывод о результативности данных позиций не только в православной, но и в светской школе.
духовность
нравственность
духовные ценности
духовно-нравственное развитие
исторические традиции
православно-ориентированное общее образование
система воспитания
1. Шитякова Н.П. К вопросу о таксономии целей усвоения младшими школьниками духовно-нравственных ценностей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – №22. – С. 55–58.
2. Дивногорцева С.Ю. Моделирование духовно-нравственного воспитания личности // Педагогическое образование и наука. – 2016. – №4. – С. 58–64.
3. Метлик И.В. Социальное партнёрство государства и конфессий в духовно-нравственном воспитании школьников // Педагогика. – 2015. – №7. – С. 61–70.
4. Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2013. – №3. – С. 28–50.
5. Никандров Н.Д. Традиции в век инноваций // Высшее образование сегодня. – 2013. – №2. – С. 11–15.
6. Склярова Т.В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2016. – №1. – С. 9–16.

На современном этапе развития общества проблема формирования основ духовности и нравственности среди учащихся становится наиболее острой, поскольку на всём протяжении развития личности подростка наблюдается противостояние псевдоценностей массовой культуры с ценностями традиционного мировоззрения многонационального российского народа. В детском возрасте достаточно сложно отличить созидательное от деструктивного для духовной основы личности, так как базовым критерием для принятия определенной модели поведения становится модность какого-либо явления. Традиционные истины без системного воспитания подростка со стороны школы зачастую уступают место ложным убеждениям, которые привлекают ребёнка показной, внешней яркостью и красотой, подменяющей собой красоту истинных духовно-нравственных начал. И в этих условиях воспитанием целых поколений, ставших жертвой массовой западной культуры и несвойственного для российского народа утилитарного менталитета, должна заниматься, прежде всего, православная гимназия.

Цель исследования: проанализировать место и роль православной гимназии в современном общеобразовательном пространстве, выявить воспитательные возможности православного общеобразовательного учреждения в формировании духовности и нравственности учащихся на основе традиционных российских ценностей.

Материалы и методы исследования

Формируя методологическую базу настоящего исследования, автор опирался как на ряд общенаучных методов познания, в числе которых использовались как общелогические методы, связанные с анализом изучаемого материала, так и теоретические, среди которых прежде всего следует назвать обобщение, системный и гипотетический методы. Кроме того, применялись эмпирические методы, а именно измерение, наблюдение и описание.

Результаты исследования и их обсуждение

По мнению Н.П. Шитяковой, проблема формирования духовно-нравственных ценностей у школьников обусловлена новыми вызовами времени, существующими противоречиями между социальным заказом общества на приобщение детей к традиционным отечественным ценностям и трудностями, возникающими перед педагогами в реализации данного процесса [1, с. 55]. Следует подчеркнуть, что в отечественной культуре основополагающими ценностями, носящими характер фундамента социума, считались испокон веков ценности традиционной религиозной культуры, отличающие господством духовного начала над материальным, а это, в свою задавало свой вектор воспитанию – «дать личности человека раскрыться в полноте ее духовных и нравственных сил» [2, с. 6]. Важность постоянного взаимного сотрудничества государства с церквовью подчёркивает И.В. Метлик, указывая на необходимость социального партнёрства этих двух важнейших социальных институтов в процессе воспитания и развития подрастающего поколения [3]. По мнению В.М. Меньшикова, в основе общечеловеческих нравственных норм лежат религиозные нормы, при этом явственно прослеживается сходство нравственных позиций всех традиционных религий нашей страны: «если мы возьмем нравственные заповеди разных мировых религий, то увидим, что, несмотря на свою исходную духовную религиозную разность, даже противоположность, в нравственных нормах они достаточно близки друг другу» [4, с. 37].

Воспитательный процесс в православной гимназии тесно связан с понятиями гражданственности и патриотизма. О необходимости такого методологического подхода, как сочетание религиозного и патриотического воспитания, говорит академик Н.Д. Никандров, который акцентирует внимание на том факте, что, хотя любая религия мыслит себя во вселенском плане, традиционные религии России и, конечно, православие всегда призывали любить свою Родину, заботиться о ней, защищать ее [5, с. 14].

По нашему мнению, только конфессионально-ориентированное общеобразовательное учреждение может синтезировать такую духовную атмосферу, которая изначально строится на аксиоматической по сути своей любви к ближнему, безусловном отрицании эгоистических начал личности, взаимопроникающем чувстве абсолютного доверия и родства в духовном плане всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся и их родителей). Комфортнее всего ребёнок чувствует себя в семье, а потому православная гимназия, основанная на принципах духовного родства её коллектива, способна стать для школьника продолжением его родной семьи. Данный подход особенно важен, поскольку прежде всего отеческой любви, непрерывной заботы и элементарного внимания в современном стремительно развивающемся мире катастрофически не хватает ребёнку. Понятие «дефицит внимания» становится неотъемлемой частью роста ребёнка в семье, так как в непрерывном стремлении достигнуть финансового благополучия родители забывают о росте духовном, игнорируют тот факт, что их ребёнок нуждается в постоянных позитивных эмоциях, поддержке взрослых, элементарной радости каждому, пусть даже незначительному, успеху своего ребёнка. Взрослые никогда не забывают наказать своего ребёнка за любые проступки, но так ли часто выражают ему своё одобрение хотя бы за полученную в школе пятёрку? Состояние отчуждения между миром взрослых и миром детей в информационном обществе достигло пика. Так, автор настоящего исследования фиксировал неоднократные случаи, когда родители (законные представители) обучающихся абсолютно равнодушно воспринимали даже их победы на конференциях юных исследователей всероссийского уровня. Радикальная разница интересов родителей и детей приводит к тому, что в высшей степени сложно светской общеобразовательной школе добиться симфонии мировоззрений родителей, учащихся и педагогов. Однако в православной общеобразовательной организации подобная, основанная на духовном единстве общность по определению существует. Семья, доверившая своего ребёнка педагогам православной гимназии, является носителем аналогичных религиозно-нравственных ценностей, а потому нравственный конфликт между ними принципиально невозможен.

Ритм образовательного процесса в православной гимназии развивает в личности учащихся самодисциплину, терпеливость, спокойствие, заставляет задуматься о своём поведении как в данный момент времени, так и о своём образе жизни в целом, помогает выявить свои недостатки, признать постыдность своих аморальных поступков, если таковые имеются, составить программу коррекции качеств собственной личности. Способность к неторопливому и вдумчивому самоанализу очень важна в ментальном поле постиндустриального компьютеризированного общества, где даже время как физическая научная категория объективно ежегодно ускоряется, не позволяя человеку замедлить темп и психологически отдохнуть, поразмыслить над собой и своим образом жизни. И вновь подчеркнём, что данное явление не было бы столь опасным для духовных основ нашего повседневного бытия, если бы интенсивнейший ритм жизни, диктуемый нам постиндустриальном обществом, не отнимал общения взрослых членов семьи с собственными детьми.

Сравнивая религиозное и светское общее образование, обратимся к определению, данному Т.В. Скляровой. Религиозное образование, по мнению учёного, это единый целенаправленный процесс обучения религии и ее культуре, воспитания на основе религиозной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, религиозной общины (организации), общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных потребностей и интересов [6, с. 10]. Из вышеозначенного тезиса проистекает, что православное образование призвано противопоставить разрушительным вызовам современности незыблемость традиционных ценностей. Однако это не означает, что оно должно оставаться сугубо консервативным до уровня полного неприятия модернизационных процессов, быть полностью самоустранившимся от прогресса, от констурктивных образовательных и воспитательных инноваций. Православно-ориентированное учебное заведение призвано активно способствовать формированию личности компетентного гражданина, соответствующего темпу XXI века, готового стать частью инновационного процесса в меняющемся мире, но с традиционным для многонационального российского народа жизненным укладом и особым стилем мышления, с неизменными ценностями в плане духовности и нравственности.

Православное общее образование в такой активно развивающейся с конца 1990-х – начала 2000-х годов форме, как деятельность православных гимназий, сегодня не может оставаться только транслятором религиозных традиций, духовно-нравственного воспитания, но и должна стать конкурентоспособным и эффективным поставщиком образовательных услуг высокого уровня. Уровень профессиональной и гражданской компетентности обучающихся и педагогов православной гимназии не просто обязан быть полностью соответствующим российским и международным стандартам в плане качества образования, реализуемым в муниципальных и частных светских общеобразовательных школах, но и стремиться к непрерывному росту. Несомненным преимуществом православной общеобразовательной организации является мощный духовный фундамент, объединяющий компоненты полисубъектной среды образовательного процесса, включающей в себя педагогов, детей и их родителей (законных представителей). Отсутствие психологических, социальных и духовных противоречий между ними, строящееся на единообразии мировоззренческих и конфессиональных ценностных установок, следует эффективно использовать в качестве инструмента для формирования и развития на базе православной гимназии принципиально нового, уникального в своём роде образовательного учреждения, где система традиционных для нашего Отчечества духовно-нравственных ценностей будет абсолютно органично сочетаться с самыми передовыми достижениями научно-педагогической мысли.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует весьма обширную автономию общеобразовательным учреждениям, в том числе, согласно пункту 1 статьи 28, в формировании базы локальных нормативных актов, на основании которых школа будет строить свою деятельность. И если муниципальное общеобразовательное учреждение при составлении пакета локальных нормативных актов опирается исключительно на федеральное законодательство, то у православной гимназии ситуация гораздо сложнее. Не нарушая прав участников образовательного процесса, предусмотренных соответствующими законами, принятыми на государственном уровне, руководство православной гимназии должно одновременно следовать тем требованиям, которые выдвигает к подобному учреждению Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Поскольку пункт 11 статьи 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяет частным общеобразовательным учреждениям, учредителями которых являются религиозные организации, устанавливать дополнительные условия приёма и отчисления обучающихся, а также их права и обязанности, православная гимназия формирует локальные акты с учётом собственной специфики.

Исходя из вышеуказанных требований, в гимназии составляется Положение о порядке реализации православного компонента образования, основанное на Стандарте Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) образования (утверждён решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г.), а также Программа реализации Стандарта Православного компонента за период действия конфессионального представления, и система контрольно-измерительных материалов по предметам, включенным в Стандарт Православного компонента. К таким предметам относятся: латинский язык, греческий язык, логика, основы православной веры, церковное пение, церковнославянский язык.

Составляя Программу развития православной общеобразовательной организации на 5 лет, необходимо учитывать её направленность не только на развитие системы обеспечения качества образовательных услуг и совершенствование системы воспитания и дополнительного образования, но и на реализацию духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессе. Развитие православной гимназии (и это должно быть отражено в программе) необходимо строить на основе тесного сотрудничества с такими социальными партнёрами, как местные приходы православных храмов, Воскресные школы, благотворительные организации, православно-ориентированные детские сады и т. п.

При подготовке положения о приёме обучающихся в православную гимназию указываются в качестве необходимого условия специфические вступительные испытания: беседа поступающего и его родителей (законных представителей) с духовником, тестирование поступающего на знание основных православных молитв и категориального аппарата, связанного с православной религией. Для тех, кто уже обучается в гимназии, предусматривается данным локальным актом промежуточная аттестация при переходе из 4 в 5 класс и из 9 в 10 класс в виде тестирования по базовым вероучительным предметам – основам православной веры и церковнославянскому языку.

Ключевую роль в подготовке локальной нормативной базы общеобразовательной организации играет заместитель директора по научно-методической работе, так как на данного представителя администрации возлагается основная ответственность за составление и унификацию всех основных положений и целого ряда текущих приказов, без которых не предусматривается начало, продолжение и завершение всего учебного года. Кроме того, ответственный за научно-методическую работу обязан создать такие документы фундаментального характера, как Программа развития общеобразовательной организации на 5 лет; годовой план работы (включающий анализ за прошедший учебный год), объединяющий в себе исчерпывающую информацию по организационной, учебной, научно-методической и воспитательной работе, по деятельности классных руководителей, социальной службы и школьного психолога.

С методологической точки зрения в основу духовно-нравственного воспитания целесообразно заложить такие подходы, как системный, аксиологический, культурологический, личностно-ориентированный, средовой, компетентностный и деятельностный. При этом необходимо классифицировать традиционные ценности, разделив их на несколько групп:

• связанные непосредственно с религиозным компонентом духовно-нравственного воспитания школьников;

• связанные с воспитанием юного гражданина – патриота своего Отечества, впитавшего со школьной скамьи такие понятия, как долг, гражданская ответственность, любовь к Родине, правовая культура;

• связанные с физическим развитием учащегося, конструктивным отношением к охране природы, здоровьесбережению, укреплению своего организма;

• связанные с развитием эстетических чувств, формированием чётких представлений о прекрасном, с развитием способности к художественному творчеству.

Назовём ряд концептуальных позиций, при помощи которых реализуется эффективная система духовно-нравственного воспитания и развития личности в специфических условиях православной гимназии.

Прежде всего, это усвоение системы правил поведения в гимназии, которые поддерживаются на уровне самоконтроля и включают себя поведение на основе понятий чести и достоинства, самодисциплину, борьбу с дурными поступками, употреблением в повседневной речи ненормативной и сленговой лексики, употреблением алкогольных напитков и иных вредных и запрещенных веществ, отказ от фильмов и компьютерных игр, возводящих на уровень культа безнравственность, насилие и жестокость.

Во-вторых, гармоничное сочетание в образовательном процессе государственного и православного стандартов, включающих в ежегодный учебный план, помимо базовых предметов, нескольких вероучительных дисциплин, развивающих духовность и нравственность обучающихся. Здесь следует назвать такие основополагающие предметы, как «Основы Православной веры», «Церковнославянский язык», «Латинский язык», «Греческий язык», непосредственно влияющие не только на повышение уровня духовности, но и на формирование лингвистической культуры подростков.

В-третьих, развитие внеурочной деятельности в виде комплекса интеллектуально-творческих, научно-исследовательских, спортивно-оздоровительных и иных воспитательных мероприятий, объединенных общей целью: духовно-нравственного воспитания и развития учащихся с опорой на традиционную культуру нашей страны.

В-четвёртых, образовательная среда гимназии как воспитывающий фактор способствует формированию высокого уровня духовно-нравственной культуры личности, если на дополнена такими организационными структурными компонентами, как Воскресная школа, вечерняя школа для родителей, православный летний лагерь, в который следует приглашать детей не только из гимназии, но и всех желающих из других школ города. Православный лагерь является своеобразной площадкой апробации своих сил для детей и их родителей, если последние вынашивают перспективные планы отдать ребёнка в гимназию, но предварительно хотели бы удостовериться в правильности своего выбора, изучив её особенности с помощью временного пребывания в православно-ориентированной образовательной среде.

Наконец, важнейшую роль в непрерывном духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся играет духовник гимназии, который поддерживает здоровый психологический климат в образовательной среде на основе принципов доброты, взаимопонимания и взаимопрощения, методически разрабатывает и проводит регулярные духовные беседы, отражающие актуальные проблемы жизни подростка, наблюдает за направлением воспитательного воздействия на учащихся и при необходимости корректирует его, служит наставником для всех участников образовательного процесса.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что православная гимназия как центр духовно-нравственного воспитания и развития личности учащихся берёт на себя обязанности подготовки для государства и общества такого выпускника, который органично сочетает в себе ряд важнейших социально полезных качеств: высокий уровень образования, позволяющий обеспечить ребёнку поступление в престижные вузы страны; развитые интеллектуальные способности, позволяющие участвовать в борьбе за победы на конференциях исследовательского характера и за научные гранты; творческая активность личности, позволяющая реализовать созидательные компетенции инновационного характера; духовное богатство, подготовленность к прогрессивной жизнедеятельности в современном социуме. Таким образом, выпускника православной гимназии со сформированной на высоком уровне духовно-нравственной культурой как результатом системного духовно-нравственного воспитания, можно охарактеризовать социально ценную, ответственную в гражданственном и правовом аспектах и способная к позитивно-созидательному творчеству личность, фундаментальными основами менталитета которой становятся религия, добро, человек, природа, семья, государство, общество, трудолюбие, чувство долга и ответственности, патриотизм и беззаветное служение Родине.


Библиографическая ссылка

Стерхов А.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 36-40;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1914 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674