Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Акулина О.А. 1 Черных В.В. 2
1 ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей»
2 ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
В статье рассматриваются особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на примере «Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей» города Йошкар-Ола Республики Марий-Эл. Представлен авторский анализ сильных и слабых сторон, а также анализ возможностей и угроз внешней среды на примере «Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей» города Йошкар-Олы, Республики Марий-Эл. Сильными сторонами являются креативность педагогического коллектива, оборудование дома-интерната, ориентация на повышение качества персонала учебно-воспитательного процесса, традиции высокого качества учебно-воспитательного процесса. В качестве слабых сторон следует подчеркнуть превышение количества учеников в учебных классах, низкая мобильность коллектива, наличие скрытых проблем. Основными возможностями данного учреждения являются выявление талантливых детей, развитие педагогического потенциала, оптимизация образовательного процесса, риски и угрозы заключаются в снижении финансирования и квалификации кадров. Для улучшения ситуации в Савинском детском доме разработан ряд мероприятий. На основании анализа сил и слабостей, возможностей и угроз в Савинском детском доме предлагается реализация следующих мероприятий, направленные на улучшение ситуации в Савинском детском доме-интернате: модернизация зданий, переоборудование помещений, компьютеризация и повышение мобильности детей и кадрового состава.
адаптация
общество
инклюзия
дети с ОВЗ
адаптивное обучение
инклюзивное обучение
возможности и угрозы
1. Крючкова, П.В. Административные барьеры в российской экономике / П.В. Крючкова; Институт национального проекта «Общественный договор», 2001. – С. 5.
2. Корнилова О.А. Инклюзия: иллюзии и реальность проблемы обучения особенных детей в условиях современного российского общества / Вестник университета. – 2018. – № 6. – С. 183–187.
3. Григорьева С.А. Проблемы формирования инклюзивной культуры в условиях города (на примере г. Астрахани) // Журнал фронтирных исследований.– 2018. – №3. – С. 29–40.
4. Ярская-Смирнова В.Н. Противоречия городского социального времени: дискурсы инклюзии и деинституциализации (постановка проблемы) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. – 2018. – Т. 18, вып. 3. – С. 242–249.
5. Статья 43. Конституции РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ (дата обращения 07.02.2019).
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения 07.02.2019).
7. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 07.02.2019).
8. Об утверждении федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/18268/ (дата обращения 07.02.2019).
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения 07.02.2019).
10. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья /[Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
11. Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/programs/215/events/ (дата обращения 07.02.2019).
12. Низова Л.М., Черных В.В., Ямбаева Е.Р. Интенсификация программы «Доступная среда» для детей-инвалидов на мезоэкономическом уровне. // Детская и подростковая реабилитация. – 2018. – № 2 (34). – С. 41–46.

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время являются актуальным вопросом для изучения. В настоящее время в России условия, в которых находится данная группа населения, являются достаточно сложными. Дети с ОВЗ являются той категорией населения, которая требует заботы общества с точки зрения гуманности и сострадания и реальной помощи со стороны действия закона.

Целью исследования является: разработка мероприятий, направленных на улучшение условий адаптации детей-инвалидов Савинского детского дома в обществе.

Материалы и методы исследования

В качестве исходных данных для написания статьи использованы данные статуправления по Республике Марий Эл, анализ федеральных документов и программ на основе которых осуществляется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье использованы методы анализа и синтеза, методы логического и сравнительного анализа, структурно-логический подход.

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство программ, разработанных для помощи данной категории социума, являются труднореализуемыми, по причине возникновения препятствий барьерного характера в процессе трансформации экономической системы [1, С. 5.].

Аспекты адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе рассмотрены в работах таких ученых как: О.А. Корнилова [2, С. 183–187], С.А. Григорьева [3, С. 29–40], В.Н. Ярская-Смирнова [4, С.242–249]. Анализируя проблемы инклюзивного образования, О.А. Корнилова подчеркивает, что предложенные модели лишены необходимого сопровождения.

В работах С.А. Григорьевой рассмотрены проблемы адаптации детей с ОВЗ, тесно связанные с вопросами построения новой социальной политики, основанной на принципах инклюзивной культуры, ориентированной на включение детей в современное общество [3, С. 29–40].

Слабая инклюзивная культура в совокупности с недостаточной приспособленностью к окружающей среде снижают реальные возможности лиц с ОВЗ и сирот на полноценную адаптацию. В обществе происходит формирование образа потребителя. Эти группы оказываются в уязвимом положении и балластом для социума. Служба, обладающая инклюзивной культурой, убеждена, что каждый может рассчитывать на сопереживание, сотрудничество, чувство доверия.

По мнению В.Н. Ярской-Смирновой, противоречие нашего общества в том, что «особенные люди», в частности дети с отклонениями в развитии, оказываются депривированными, а их социальное время – разорванным. Такие люди, как: лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, бедные, неблагополучные семьи, люди без определённого места жительства в силу социокультурных, экономических причин исключены из общественных отношений. Это не способствует сплочению отдельных групп и индивидов, а наоборот, усиливает разобщение, социальную несправедливость и маргинализацию социальных слоев населения. В результате не решается глобальная проблема – социальная интеграция особенных детей и подростков в общество и устранение социального исключения [4, С.242–249].

Деятельность по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе осуществляется на основании законодательных актов [5,6,7]. Это те документы, которые определяют базовые принципы деятельности по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наряду с этим, существуют федеральные программы и концепции направленные на творческое развитие детей с ОВЗ и на их гармоничное включение в общество [8, 9, 10]. Список нормативных документов и Федеральных программ представлен на рис. 1.

akul-1.tif

Рис. 1. Нормативные документы, программы и концепции, направленные на адаптацию и развитие детей с ОВЗ в современном обществе

Особенности адаптации детей с ОВЗ в настоящем исследовании рассматриваются на примере Республики Марий-Эл. На рисунке 2 приведена численность детей-инвалидов по республике Марий-Эл, за период с 2000 по 2016 год с выделением численности по городу Йошкар-Ола.

Из графика видно, что в Республике Марий-Эл и в городе Йошкар-Ола с 2000 по 2016 год имеет место тенденция к снижению общей численности детей-инвалидов. Если в 2000 году в Республике Марий-Эл было 3804 ребенка-инвалида, то к 2016 году численность снизилась до 2721 человек (на 0,28 %). В том числе по городу Йошкар-Ола в 2000 году числилось 1462 ребенка-инвалида, а в 2016 году численность снизилась до 1357 человек (на 0,07 %).

Из табл. 1 видно, что количество мест для детей с ограниченными возможностями здоровья в социальных учреждениях городов и районов Республики Марий Эл, где оказывают помощь по их обучению и адаптации, существенно меньше численности таких детей.

akul-2.tif

Рис. 2. Численность детей-инвалидов в возрасте от 0 до 17 лет в Республике Марий-Эл за период 2000–2016 годы

Таблица 1

Количество мест в учреждениях для детей-инвалидов по Республике Марий Эл

Населенный пункт

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Город Йошкар-Ола

255

315

315

270

270

270

270

270

Город Волжск

0

60

60

60

60

60

60

60

Звениговский район

0

90

180

180

180

180

90

0

Советский район

35

0

0

0

0

0

0

0

В качестве примера рассмотрим одно из социальных учреждений для детей с ОВЗ – «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», который находится в Республике Марий-Эл. Детский дом-интернат представляет собой государственное воспитательное учреждение для детей сирот и детей, лишенных родительской опеки полностью или ограниченных в ней.

Анализ сильных и слабых сторон внутренней среды представлен в табл. 2 на примере Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей.

Таблица 2

Анализ сильных и слабых сторон внутренней среды на примере Савинского детского дома-интерната

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Оборудование дома-интерната:

Техническое оснащение; класс для занятий информатикой, учебные и бытовые помещения, мастерские для занятий по труду, собственный транспорт, манеж для занятий иппотерапией, реабилитационные тренажёры

1. Недостаток оборудования: в том числе, интерактивных досок в большинстве классов и другого оборудования для проведения уроков в большинстве. Нехватка школьных принадлежностей, низкое обеспечение учебными пособиями по учебным предметам во всех классах.

Отсутствие бассейна

2. Квалификация педагогического коллектива: систематическое самообразование педагогов и повышение квалификации, активное участие в различных открытых и Интернет-конкурсах. Организация и проведение домом-интернатом межрегионального мероприятия на тему «Реабилитация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната» (2018 год). Публикация статей специалистами на темы о дефектологии, психологии, логопедии

2. Низкая мобильность коллектива: Только 1/3 педагогов используют компьютерные технологии в работе.

Потеря мотивации по причине сильного стресса в работе.

Отсутствие должного материального обеспечения не способствуют повышению квалификациии и качества педагогики в целом

3. Ориентация на повышение качества учебно-воспитательного процесса:

разделение классов на две группы для более комфортного учебного процесса. Недельное расписание по учебным предметам составлено с учетом умственных способностей обучаемых. Уроки проводятся в сочетании умственной и физической нагрузок

3. Превышенное количество учеников в учебных классах приводит к снижению качества учебно-воспитательного процесса в целом. Низкий темп работы педагога из-за сильной разности успеваемости и умственных возможностей учеников. Нехватка учебного времени для коррекции знаний учеников с низкой успеваемостью

4. Высокие результаты основного и дополнительного образования: воспитанники являются призёрами, дипломантами различных конкурсов, выставок, в т.ч. международного уровня. Дети являются постоянными участниками международных, региональных, городских конкурсов, концертов, а также инклюзивных фестивалей, в результате которых становятся лауреатами 1,2,3 степени в номинациях хореография, вокал, прикладное искусство. Есть спортсмены-разрядники по конному спорту

4. Наличие ограничений: ограничения на проведения мероприятий в связи с частыми карантинами. Дети проводят много времени, находясь на лечении в изоляторе

5. Волонтерское движение: Русская Православная Церковь, благотворительные фонды и организации, частные лица. Обеспечивается помощь различной направленности: подарки, покупка оборудования для школы, различные культурные мероприятия, экскурсии и поездки

5. Наличие скрытых проблем: необходимость ремонта и модернизации здания дома-интерната, нехватка медицинского оборудования, мебели, продуктов питания.

Сильная стрессовая ситуация для педагогов в целом

Учитывая особенности работы с детьми с ОВЗ на примере Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей можно сделать следующие выводы. Данное учреждение обладает сильными сторонами. Это наличие в доме-интернате специального оборудования для развития детей, креативность и ориентация педагогического коллектива на повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время необходимо обновление педагогического коллектива; поддержание нематериальной и материальной мотивации у квалифицированных сотрудников, педагогов, работников обслуживающей сферы. Следует уделить внимание формированию положительного имиджа Учреждения, позитивного восприятия образовательной услуги.

В последнее время финансирование учреждения является неравномерным. В связи с этим необходимо расширить возможности сверхнормативного финансирования, источников внебюджетного финансирования: участие в федеральных и региональных проектах, привлечение средств за счет участия в грантах, рост доходов за счет средств привлечённых от Благотворительных фондов. Существует необходимость проведения целенаправленной работы по развитию материально-технической базы Учреждения для обеспечения введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, либо интеллектуальными нарушениями.

Образовательная система учреждения направлена на реализацию потенциальных возможностей, удовлетворение индивидуальных наклонностей, интересов и развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с инвалидностью.

Эффективным представляется продолжение работы по ряду направлений, одним из которых является реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011–2025 годы, утверждённой постановлением Правительства от 1 декабря 2015 года № 1297 [11].

Главным условием успешности развития учреждения является сочетание высокого профессионализма педагогов и внутренней мотивации обучающегося. Анализ возможностей и угроз внешней среды на примере Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей представлен в табл. 3.

Из перечисленных в таблице 3 возможностей, наиболее важным является разработка учебно-воспитательной программы, посредством которой воспитанники вовлекаются в творческие проекты, внутренние развлекательно-познавательные и спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг-другу. Особую роль в успешной интеграции детей с ОВЗ в общество играет дополнительное образование: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Участие детей в конкурсах, соревнованиях оказывает благоприятное влияние на здоровье детей в целом.

Таблица 3

Возможности и угрозы внешней среды Савинского детского дома-интерната

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ (РИСКИ)

1. Роль руководителя: высокая личная инициатива директора в обеспечении комфортных условий для успешной работы и учебы, общения, самореализации и медико-социально-психолого-педагогического сопровождения сотрудников и воспитанников.

1.Снижение финансирования: сокращение притока денежных средств из Федерального бюджета, необходимость учреждения в самофинансировании путем предоставления платных услуг при низкой реализация лицензированной программы.

2. Разработка учебно-воспитательной программы, вовлекающей детей в творческие проекты, внутренние развлекательно-познавательные мероприятия, способствующие сохранению физического, психического и духовно-нравственного здоровья воспитанников.

2. Обострение эмоционального фона:

рост разногласий среди воспитанников, развитие комплексов и обид, что неблагоприятно сказывается на отношениях внутри коллектива, трудности в работе над проектами развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку: создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирование и выявление достижений одаренных детей

3. Сокращение квалифицированных работников, отсутствие возможности карьерного роста, внутренние разногласия, отток молодых кадров по причине сложной специфики работы.

4. Мотивация педагогов: внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей.

4.Систематическое невыполнение планов и задач в связи с низкими умственными и физическими способностями детей-воспитанников: короткая память, недееспособность, отсутствие речи, депрессии и быстрая переутомляемость.

5. Расширение коммуникационных проектов: совместных мероприятий с профессиональными студиями, коллективами, организациями.

5. Низкая оплата труда работников: отсутствие материальной мотивации сотрудников сказывается на качестве их деятельности.

В учреждении имеется дефицит медицинских препаратов. Также рекомендуется докомплектация медицинских кабинетов и их реконструкция в отдельных помещениях, в частности, изолятора для детей с разными видами заболевания от инфекций.

Учреждение интерната подключено к сети Интернет в здании администрации, но для учебных классов услуга недоступна. Таким образом, необходимо внедрение новых информационных технологий, что требует обновления компьютерной техники.

Автотранспортные средства присутствуют в ограниченном количестве, что приводит к сильному изнашиванию и постоянному ремонту. Нехватка финансирования приводит к невозможности выезда детей на концерты, спектакли, в частности, по причине дефицита бензина. Требуется обновление парка автотранспортных средств и финансирование выездов детей на мероприятия.

Таким образом, в сложившихся условиях развитие образовательной системы рассматриваемого учреждения должно удовлетворять следующим условиям: стабильность и успешность функционирования, развития учреждения в изменяющемся социуме, в условиях рыночной экономики.

В работе авторов Низовой Л.М., Черных В.В. и Ямбаевой Е.Р. также подчёркивается важность вопроса создания для детей инвалидов доступной среды с целью интеграции их в общество. В статье проанализированы отрицательные и положительные эффекты и предложены мероприятия, направленные на адаптацию детей-инвалидов в социуме [12, С. 41–46].

Выводы

На основании анализа сил и слабостей, возможностей и угроз для применения в Савинском детском доме предлагаются следующие мероприятия, направленные на повышение адаптивности детей-инвалидов в социуме:

– реконструкции зданий: комплексный капитальный ремонт, модернизация инженерных систем водоснабжения, канализации, отопления;

– дооборудования помещений: обновление мебели, технологического и холодильного оборудования для пищеблоков, а также полное переоборудование медицинских кабинетов и их реконструкция и расположение в отдельных помещениях;

– техническое оснащение: внедрение новых информационных технологий предполагает обновление компьютерной техники и программного обеспечения;

– повышение мобильности: требуется обновление парка автотранспортных средств и финансирование выездов детей на мероприятия.

Остается немаловажной реабилитация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов и детей с умственной отсталостью, их социализация и интеграция в общество. На фоне этого проблема подготовки квалифицированных кадров для работы с детьми из интернатных учреждений так же является актуальной. Обеспечение учебно-воспитательного процесса высококвалифицированными кадрами обеспечит успешную деятельность учреждения в целом.


Библиографическая ссылка

Акулина О.А., Черных В.В. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 9-14;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1909 (дата обращения: 27.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674