Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время являются актуальным вопросом для изучения. В настоящее время в России условия, в которых находится данная группа населения, являются достаточно сложными. Дети с ОВЗ являются той категорией населения, которая требует заботы общества с точки зрения гуманности и сострадания и реальной помощи со стороны действия закона.
Целью исследования является: разработка мероприятий, направленных на улучшение условий адаптации детей-инвалидов Савинского детского дома в обществе.
Материалы и методы исследования
В качестве исходных данных для написания статьи использованы данные статуправления по Республике Марий Эл, анализ федеральных документов и программ на основе которых осуществляется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье использованы методы анализа и синтеза, методы логического и сравнительного анализа, структурно-логический подход.
Результаты исследования и их обсуждение
Большинство программ, разработанных для помощи данной категории социума, являются труднореализуемыми, по причине возникновения препятствий барьерного характера в процессе трансформации экономической системы [1, С. 5.].
Аспекты адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе рассмотрены в работах таких ученых как: О.А. Корнилова [2, С. 183–187], С.А. Григорьева [3, С. 29–40], В.Н. Ярская-Смирнова [4, С.242–249]. Анализируя проблемы инклюзивного образования, О.А. Корнилова подчеркивает, что предложенные модели лишены необходимого сопровождения.
В работах С.А. Григорьевой рассмотрены проблемы адаптации детей с ОВЗ, тесно связанные с вопросами построения новой социальной политики, основанной на принципах инклюзивной культуры, ориентированной на включение детей в современное общество [3, С. 29–40].
Слабая инклюзивная культура в совокупности с недостаточной приспособленностью к окружающей среде снижают реальные возможности лиц с ОВЗ и сирот на полноценную адаптацию. В обществе происходит формирование образа потребителя. Эти группы оказываются в уязвимом положении и балластом для социума. Служба, обладающая инклюзивной культурой, убеждена, что каждый может рассчитывать на сопереживание, сотрудничество, чувство доверия.
По мнению В.Н. Ярской-Смирновой, противоречие нашего общества в том, что «особенные люди», в частности дети с отклонениями в развитии, оказываются депривированными, а их социальное время – разорванным. Такие люди, как: лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, бедные, неблагополучные семьи, люди без определённого места жительства в силу социокультурных, экономических причин исключены из общественных отношений. Это не способствует сплочению отдельных групп и индивидов, а наоборот, усиливает разобщение, социальную несправедливость и маргинализацию социальных слоев населения. В результате не решается глобальная проблема – социальная интеграция особенных детей и подростков в общество и устранение социального исключения [4, С.242–249].
Деятельность по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе осуществляется на основании законодательных актов [5,6,7]. Это те документы, которые определяют базовые принципы деятельности по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с этим, существуют федеральные программы и концепции направленные на творческое развитие детей с ОВЗ и на их гармоничное включение в общество [8, 9, 10]. Список нормативных документов и Федеральных программ представлен на рис. 1.
Рис. 1. Нормативные документы, программы и концепции, направленные на адаптацию и развитие детей с ОВЗ в современном обществе
Особенности адаптации детей с ОВЗ в настоящем исследовании рассматриваются на примере Республики Марий-Эл. На рисунке 2 приведена численность детей-инвалидов по республике Марий-Эл, за период с 2000 по 2016 год с выделением численности по городу Йошкар-Ола.
Из графика видно, что в Республике Марий-Эл и в городе Йошкар-Ола с 2000 по 2016 год имеет место тенденция к снижению общей численности детей-инвалидов. Если в 2000 году в Республике Марий-Эл было 3804 ребенка-инвалида, то к 2016 году численность снизилась до 2721 человек (на 0,28 %). В том числе по городу Йошкар-Ола в 2000 году числилось 1462 ребенка-инвалида, а в 2016 году численность снизилась до 1357 человек (на 0,07 %).
Из табл. 1 видно, что количество мест для детей с ограниченными возможностями здоровья в социальных учреждениях городов и районов Республики Марий Эл, где оказывают помощь по их обучению и адаптации, существенно меньше численности таких детей.
Рис. 2. Численность детей-инвалидов в возрасте от 0 до 17 лет в Республике Марий-Эл за период 2000–2016 годы
Таблица 1
Количество мест в учреждениях для детей-инвалидов по Республике Марий Эл
Населенный пункт |
2006 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Город Йошкар-Ола |
255 |
315 |
315 |
270 |
270 |
270 |
270 |
270 |
Город Волжск |
0 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
Звениговский район |
0 |
90 |
180 |
180 |
180 |
180 |
90 |
0 |
Советский район |
35 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В качестве примера рассмотрим одно из социальных учреждений для детей с ОВЗ – «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», который находится в Республике Марий-Эл. Детский дом-интернат представляет собой государственное воспитательное учреждение для детей сирот и детей, лишенных родительской опеки полностью или ограниченных в ней.
Анализ сильных и слабых сторон внутренней среды представлен в табл. 2 на примере Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей.
Таблица 2
Анализ сильных и слабых сторон внутренней среды на примере Савинского детского дома-интерната
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА |
|
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1. Оборудование дома-интерната: Техническое оснащение; класс для занятий информатикой, учебные и бытовые помещения, мастерские для занятий по труду, собственный транспорт, манеж для занятий иппотерапией, реабилитационные тренажёры |
1. Недостаток оборудования: в том числе, интерактивных досок в большинстве классов и другого оборудования для проведения уроков в большинстве. Нехватка школьных принадлежностей, низкое обеспечение учебными пособиями по учебным предметам во всех классах. Отсутствие бассейна |
2. Квалификация педагогического коллектива: систематическое самообразование педагогов и повышение квалификации, активное участие в различных открытых и Интернет-конкурсах. Организация и проведение домом-интернатом межрегионального мероприятия на тему «Реабилитация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната» (2018 год). Публикация статей специалистами на темы о дефектологии, психологии, логопедии |
2. Низкая мобильность коллектива: Только 1/3 педагогов используют компьютерные технологии в работе. Потеря мотивации по причине сильного стресса в работе. Отсутствие должного материального обеспечения не способствуют повышению квалификациии и качества педагогики в целом |
3. Ориентация на повышение качества учебно-воспитательного процесса: разделение классов на две группы для более комфортного учебного процесса. Недельное расписание по учебным предметам составлено с учетом умственных способностей обучаемых. Уроки проводятся в сочетании умственной и физической нагрузок |
3. Превышенное количество учеников в учебных классах приводит к снижению качества учебно-воспитательного процесса в целом. Низкий темп работы педагога из-за сильной разности успеваемости и умственных возможностей учеников. Нехватка учебного времени для коррекции знаний учеников с низкой успеваемостью |
4. Высокие результаты основного и дополнительного образования: воспитанники являются призёрами, дипломантами различных конкурсов, выставок, в т.ч. международного уровня. Дети являются постоянными участниками международных, региональных, городских конкурсов, концертов, а также инклюзивных фестивалей, в результате которых становятся лауреатами 1,2,3 степени в номинациях хореография, вокал, прикладное искусство. Есть спортсмены-разрядники по конному спорту |
4. Наличие ограничений: ограничения на проведения мероприятий в связи с частыми карантинами. Дети проводят много времени, находясь на лечении в изоляторе |
5. Волонтерское движение: Русская Православная Церковь, благотворительные фонды и организации, частные лица. Обеспечивается помощь различной направленности: подарки, покупка оборудования для школы, различные культурные мероприятия, экскурсии и поездки |
5. Наличие скрытых проблем: необходимость ремонта и модернизации здания дома-интерната, нехватка медицинского оборудования, мебели, продуктов питания. Сильная стрессовая ситуация для педагогов в целом |
Учитывая особенности работы с детьми с ОВЗ на примере Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей можно сделать следующие выводы. Данное учреждение обладает сильными сторонами. Это наличие в доме-интернате специального оборудования для развития детей, креативность и ориентация педагогического коллектива на повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время необходимо обновление педагогического коллектива; поддержание нематериальной и материальной мотивации у квалифицированных сотрудников, педагогов, работников обслуживающей сферы. Следует уделить внимание формированию положительного имиджа Учреждения, позитивного восприятия образовательной услуги.
В последнее время финансирование учреждения является неравномерным. В связи с этим необходимо расширить возможности сверхнормативного финансирования, источников внебюджетного финансирования: участие в федеральных и региональных проектах, привлечение средств за счет участия в грантах, рост доходов за счет средств привлечённых от Благотворительных фондов. Существует необходимость проведения целенаправленной работы по развитию материально-технической базы Учреждения для обеспечения введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, либо интеллектуальными нарушениями.
Образовательная система учреждения направлена на реализацию потенциальных возможностей, удовлетворение индивидуальных наклонностей, интересов и развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с инвалидностью.
Эффективным представляется продолжение работы по ряду направлений, одним из которых является реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011–2025 годы, утверждённой постановлением Правительства от 1 декабря 2015 года № 1297 [11].
Главным условием успешности развития учреждения является сочетание высокого профессионализма педагогов и внутренней мотивации обучающегося. Анализ возможностей и угроз внешней среды на примере Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей представлен в табл. 3.
Из перечисленных в таблице 3 возможностей, наиболее важным является разработка учебно-воспитательной программы, посредством которой воспитанники вовлекаются в творческие проекты, внутренние развлекательно-познавательные и спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг-другу. Особую роль в успешной интеграции детей с ОВЗ в общество играет дополнительное образование: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Участие детей в конкурсах, соревнованиях оказывает благоприятное влияние на здоровье детей в целом.
Таблица 3
Возможности и угрозы внешней среды Савинского детского дома-интерната
ВНЕШНЯЯ СРЕДА |
|
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ (РИСКИ) |
1. Роль руководителя: высокая личная инициатива директора в обеспечении комфортных условий для успешной работы и учебы, общения, самореализации и медико-социально-психолого-педагогического сопровождения сотрудников и воспитанников. |
1.Снижение финансирования: сокращение притока денежных средств из Федерального бюджета, необходимость учреждения в самофинансировании путем предоставления платных услуг при низкой реализация лицензированной программы. |
2. Разработка учебно-воспитательной программы, вовлекающей детей в творческие проекты, внутренние развлекательно-познавательные мероприятия, способствующие сохранению физического, психического и духовно-нравственного здоровья воспитанников. |
2. Обострение эмоционального фона: рост разногласий среди воспитанников, развитие комплексов и обид, что неблагоприятно сказывается на отношениях внутри коллектива, трудности в работе над проектами развития детей с ограниченными возможностями здоровья. |
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку: создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирование и выявление достижений одаренных детей |
3. Сокращение квалифицированных работников, отсутствие возможности карьерного роста, внутренние разногласия, отток молодых кадров по причине сложной специфики работы. |
4. Мотивация педагогов: внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей. |
4.Систематическое невыполнение планов и задач в связи с низкими умственными и физическими способностями детей-воспитанников: короткая память, недееспособность, отсутствие речи, депрессии и быстрая переутомляемость. |
5. Расширение коммуникационных проектов: совместных мероприятий с профессиональными студиями, коллективами, организациями. |
5. Низкая оплата труда работников: отсутствие материальной мотивации сотрудников сказывается на качестве их деятельности. |
В учреждении имеется дефицит медицинских препаратов. Также рекомендуется докомплектация медицинских кабинетов и их реконструкция в отдельных помещениях, в частности, изолятора для детей с разными видами заболевания от инфекций.
Учреждение интерната подключено к сети Интернет в здании администрации, но для учебных классов услуга недоступна. Таким образом, необходимо внедрение новых информационных технологий, что требует обновления компьютерной техники.
Автотранспортные средства присутствуют в ограниченном количестве, что приводит к сильному изнашиванию и постоянному ремонту. Нехватка финансирования приводит к невозможности выезда детей на концерты, спектакли, в частности, по причине дефицита бензина. Требуется обновление парка автотранспортных средств и финансирование выездов детей на мероприятия.
Таким образом, в сложившихся условиях развитие образовательной системы рассматриваемого учреждения должно удовлетворять следующим условиям: стабильность и успешность функционирования, развития учреждения в изменяющемся социуме, в условиях рыночной экономики.
В работе авторов Низовой Л.М., Черных В.В. и Ямбаевой Е.Р. также подчёркивается важность вопроса создания для детей инвалидов доступной среды с целью интеграции их в общество. В статье проанализированы отрицательные и положительные эффекты и предложены мероприятия, направленные на адаптацию детей-инвалидов в социуме [12, С. 41–46].
Выводы
На основании анализа сил и слабостей, возможностей и угроз для применения в Савинском детском доме предлагаются следующие мероприятия, направленные на повышение адаптивности детей-инвалидов в социуме:
– реконструкции зданий: комплексный капитальный ремонт, модернизация инженерных систем водоснабжения, канализации, отопления;
– дооборудования помещений: обновление мебели, технологического и холодильного оборудования для пищеблоков, а также полное переоборудование медицинских кабинетов и их реконструкция и расположение в отдельных помещениях;
– техническое оснащение: внедрение новых информационных технологий предполагает обновление компьютерной техники и программного обеспечения;
– повышение мобильности: требуется обновление парка автотранспортных средств и финансирование выездов детей на мероприятия.
Остается немаловажной реабилитация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов и детей с умственной отсталостью, их социализация и интеграция в общество. На фоне этого проблема подготовки квалифицированных кадров для работы с детьми из интернатных учреждений так же является актуальной. Обеспечение учебно-воспитательного процесса высококвалифицированными кадрами обеспечит успешную деятельность учреждения в целом.