Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПАО «АВТОВАЗ»

Кретова А.С. 1 Суворова А.С. 1 Коробкова В.В. 1 Кутепов И.А. 1 Баранова С.В. 1
1 СИУ РАНХиГС
Финансовая устойчивость предприятия на сегодняшний день является одним из ключевых критериев функционирования компании. Оценка финансовой устойчивости является важным свидетельствованием стабильности компании и ее платежеспособности. Это обусловлено наличием ряда подходов к ее оценке и анализу. В данной статье проведено исследование и структурирование существующих методов оценки финансовой устойчивости организации с определением целесообразности применения каждого из них. В настоящее время анализ финансового состояния предприятия подразумевает ознакомление с его основными экономическими характеристиками (и с тенденциями их изменений), текущей ликвидностью и финансовой устойчивостью. Кроме того интересной в данном случае представляется оценка оборачиваемости активов предприятия, рентабельности его деятельности, показателей коммерческой активности. Только грамотно проведенный анализ финансового состояния позволит объективно оценить деятельность предприятия в прошлом и настоящем и сделать прогнозы о его функционировании в будущем. Представленный анализ позволит проанализировать и проследить состояние ресурсов предприятия и возможность их эффективного использования. На примере ПАО «АВТОВАЗ» проанализируем влияние различных факторов на прибыль организации и уровень продаж. С целью оценки финансового состояния предприятия проследим влияние факторов на прибыль и продажи.
предприятие
финансовая устойчивость
платежеспособность
ликвидность
оценка уровня деловой активности
уровень продаж
1. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. 344 с.
2. Официальный сайт ПАО «Автоваз» [Электронный ресурс]. URL: http://info.avtovaz.ru/ (дата обращения: 25.03.2019).
3. Протасов В.Ф., Протасова А. В. Анализ деятельности предприятия (фирмы) производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг, оценка персонала. Учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 2017. 522 с.
4. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 287 c.
5. Рожков И.М. Финансовый менеджмент: анализ финансово-экономического состояния и расчет денежных потоков предприятия: Практикум. № 1352. М.: МИСиС, 2017. 38 c.

Финансовая устойчивость характеризуется состоянием финансовых ресурсов, которое соответствует рынку и показывает потребности развития фирмы. С этой целью проведем дальнейший анализ состояния предприятия и выявим основные проблемы его развития.

Исходя из полученных данных, ПАО «АВТОВАЗ» находится в состоянии кризиса, поскольку анализ приведенных коэффициентов в табл. 1, выявляет абсолютную зависимость от заемных средств. Организация не является финансово устойчивой и неэффективно реализует свою хозяйственную деятельность [1].

Таблица 1

Оценка уровня финансовой устойчивости ПАО «АВТОВАЗ»

Показатели

2010 г.

2013 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение (+/-), 2017г. к 2010 г., тыс. руб.

Коэффициент маневренности (мобильности)

–5,633

–3,137

3,795

3,016

2,429

+8,062

Коэффициент заемных средств

6,672

3,369

–2,924

–2,569

–1,947

–8,619

Коэффициент финансирования

0,103

0,204

–0,212

–0,245

–0,311

–0,414

Коэффициента структуры привлеченного капитала

0,280

0,343

0,363

0,423

0,399

+0,119

Коэффициент автономии

0,093

0,169

0,269

0,325

0,451

+0,358

Коэффициент финансового Левериджа

9,707

4,810

4,721

4,077

3,218

–6,489

Поддержка финансовой устойчивости невозможна без ликвидного баланса. С этой целью обратим внимание на табл. 2, в которой представлена оценка ликвидность бухгалтерского баланса ПАО «АВТОВАЗ» за 2010–2017 годы [2].

Таблица 2

Оценка ликвидность бухгалтерского баланса ПАО «АВТОВАЗ» за 2010–2017 годы

Актив бухгалтерского баланса

Пассив бухгалтерского баланса

2010 год

Актив баланса

Соотношение

Пассив баланса

Излишек/ Дефицит

А1 = 17359

Не выполняется

П1 = 24466

-7107

А2 = 7668

Не выполняется

П2 = 41074

-33406

А3 = 28469

Не выполняется

П3 = 37709

-9240

А4 = 72933

Не выполняется

П4 = 22508

-50425

2013 год

Актив баланса

Соотношение

Пассив баланса

Излишек/ Дефицит

А1 = 3062

Не выполняется

П1 = 26054

-23028

А2 = 15912

Не выполняется

П2 = 19537

-3625

А3 = 36895

Не выполняется

П3 = 65627

-28732

А4 = 97073

Не выполняется

П4 = 37924

-59149

2015 год

Актив баланса

Соотношение

Пассив баланса

Излишек/ Дефицит

А1 = 4567

Не выполняется

П1 = 71009

-66442

А2 = 16851

Не выполняется

П2 = 41485

-24634

А3 = 30675

Не выполняется

П3 = 85140

-54465

А4 = 109040

Не выполняется

П4 = -40647

-149687

2016 год

Актив баланса

Соотношение

Пассив баланса

Излишек/ Дефицит

А1 = 16476

Не выполняется

П1 = 73363

-56887

А2 = 23530

Не выполняется

П2 = 43095

-19565

А3 = 25559

Не выполняется

П3 = 92146

-66587

А4 = 96383

Не выполняется

П4 = -49421

-145804

   

2017 год

 

Актив баланса

Соотношение

Пассив баланса

Излишек/ Дефицит

А1 = 7263

Не выполняется

П1 = 77673

-70410

А2 = 26135

Не выполняется

П2 = 34992

-8857

А3 = 22873

Не выполняется

П3 = 91568

-68695

А4 = 87905

Не выполняется

П4 = -62136

-150041

А4 = 87905

Не выполняется

П4 = -62136

-150041

Таблица 3

Анализ и оценка платежеспособности ПАО «АВТОВАЗ» за 2010 – 2017 годы

Коэффициенты

2010 г.

2013 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение (+,-),

2017 г. к 2015 г.

Текущей ликвидности

0,73

0,99

0,36

0,47

0,45

0,09

Быстрой ликвидности

0,38

0,41

0,19

0,34

0,29

0,1

Абсолютной ликвидности

0,26

0,07

0,04

0,14

0,06

0,02

На основании данных, представленных в табл. 2, следует заключить, что структура бухгалтерского баланса ПАО «АВТОВАЗ» за 2010–2017 гг. не оптимальна. Активы, сформированные по степени ликвидности не позволяют своевременно погашать обязательств.

Можно отметить, что степень покрытия высоколиквидными и быстрореализуемыми активами предприятия критическая. Предприятие является неплатёжеспособным в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде.

Из графиков, изображенных на рисунке видно, что в течении исследуемого периода, а именно с 2010 по 2017 гг. условия ликвидности баланса не выполняются, а коэффициенты ликвидности имеют тенденцию к уменьшению своих значений.

kret1a.tif kret1b.tif

kret1c.tif

Динамика показателей ликвидности бухгалтерского баланса ПАО «АВТОВАЗ» за 2010 – 2017 годы

На рисунке наглядно представлена динамика показателей ликвидности бухгалтерского баланса ПАО «АВТАВАЗ».

На данный момент предприятие «АВТОВАЗ» имеет слабую способность выполнения своих краткосрочных (текущих) обязательств и является не платёжеспособным к краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Показатели, отражающие эффективность управления активами предприятия и характеризующие деловую активность табл. 4.

Таблица 4

Оценка уровня деловой активности ПАО «АВТОВАЗ» за 2010–2017 годы

 

2010 г.

2013 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

1,61

3,72

3,75

3,96

4,36

+2,75

Средняя продолжительность одного борота собственного капитала, дни

27,77

60,13

46,29

90,90

90,57

+62,79

Коэффициент оборачиваемости заемного капитала

1,833

4,320

1,690

1,649

2,023

+0,19

Средняя продолжительность одного оборота в днях заемного капитала

147,2

154,7

199,1

198,5

163,1

+15,8

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

21,47

9,966

8,278

9,409

9,416

-12,054

Средняя продолжительность одного оборота дебиторской задолженности, дни

16,80

36,19

43,54

38,36

38,20

+21,4

Коэффициента

оборачиваемости кредиторской задолженности

7,116

6,789

2,935

2,834

3,427

-3,689

Средняя продолжительность одного оборота кредиторской задолженности, дни

50,61

53,02

122,71

127,03

105,01

+54,40

Коэффициент оборачиваемости запасов

3,226

3,726

3,754

3,963

4,368

+1,142

Средняя продолжительность одного оборота оборачиваемости запасов, дни

54,20

46,14

33,62

29,91

24,90

-29,3

На основании данных, представленных в табл. 4, следует заключить, что ПАО «АВТОВАЗ» не эффективно использует собственные средства, заемные средства [3]. Выявляются проблемы в управлении бизнесом.

На основании проведенного анализа можно заключить, что ПАО «АВТОВАЗ» не является достаточно эффективной и финансово устойчивой. Существует опасность неплатежеспособности [4].

Снижение такого финансового показателя, как уровень продаж, оказало значительное влияние на финансовую устойчивость ПАО «АВТОВАЗ».

Так, выпуск легковых автомобилей за 2015-2016 гг. упал на 35,10 %. Выпуск грузовых машин и автобусов в стране за аналогичный период снизился на 27,2 %.

К 2017 году наблюдается улучшение уровня продаж. В этом году было продано на 12 % больше, чем за предыдущий.

На основании табл. 5, можно отметить, что за 2010-2017 гг. поступление чистой прибыли значительно уменьшилось. Пик убытков пришёлся на 2015 г., когда в силу вступили санкции, что в свою очередь является их негативным последствием. Но с 2016 г. начинается довольно незначительное улучшение состояния [5].

Таблица 5

Анализ динамики чистой прибыли ПАО «АВТОВАЗ» ЗА 2010-2017 гг.

Показатель

2010 г.

2013 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Чистая прибыль

2472

-6899

-43233

-35467

-12384

-14856

Исходя из вышесказанного можно заключить, что ПАО АВТОВАЗ» не является платежеспособной и прибыльной организацией. Проведенный анализ показателей финансовой устойчивости, показал, что бухгалтерский баланс предприятия не является ликвидным и предприятие зависит от заемных денежных средств. ПАО «АВТОВАЗ» не является финансово устойчивой и эффективной организацией.


Библиографическая ссылка

Кретова А.С., Суворова А.С., Коробкова В.В., Кутепов И.А., Баранова С.В. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПАО «АВТОВАЗ» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – С. 59-62;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1862 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674