Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАРОНИМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ

Баронина А.А. 1 Жесткова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет» (Арзамасский филиал)
В данной статье рассматривается проблема обогащения речи младших школьников паронимической лексикой. Авторы обращают внимание на ошибки, которые допускают учащиеся начальной школы при использовании паронимов в устной и письменной речи, а также предлагают пути решения данной проблемы. Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но имеющие разное значение и сочетаемость с другими словами. Невнимательное отношение к паронимам, нормам лексической сочетаемости слов приводит к смысловым нарушениям. Поэтому работа над паронимами должна быть поэтапной: 1) умение находить в тексте слова, требующие толкования; 2) семантизация – занесение слова в словарик; 3) выполнение упражнений на паронимы, которые помогают отработать полученные знания, умения и навыки обучающихся; 4) активизация словаря. По мнению авторов статьи, при изучении паронимов целесообразно использовать упражнения, цель которых – формирование умения выбирать требуемые паронимы, зависящие от морфемы и лексического значения слова; упражнения, направленные на формирование умения соотносить по стилистической принадлежности слова-паронимы; упражнения, цель которых – формирование умения употреблять паронимы в словосочетаниях и предложениях; упражнения, в которых необходимо выбрать единственно правильный пароним. В статье предлагается комплекс упражнений, направленный на обогащение речи детей младшего школьного возраста паронимами. Такие упражнения закрепят знания обучающихся о морфемах, значениях слов-паронимов, их стилистической принадлежности, сочетаемости с другими словами, научат учащихся ориентироваться в лингвистических словарях, отличать паронимы от синонимов, антонимов и омонимов, а также сделают их словарный запас богатым и многообразным.
обогащение речи
паронимическая лексика
литературная речь
активизация словаря
словарная работа
младший школьник
1. Кашина Н.В. Изучаем паронимы в средней школе // Филологический класс. 2011. № 26. С. 40–44.
2. Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.: Госиздат, 1963. 251 с.
3. Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. 2011. № 5. С. 66–70.
4. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Учитель, 2015. 87 с.
5. Юзова Н.Е. Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка // Молодой ученый. 2017. № 29. С. 94–97.
6. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Изд-во «Наука», 1974. 423 с.
7. Жесткова Е.А. Грамматические игры на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/viewid=25374 (дата обращения: 24.11.2018).
8. Кулебаба Е.П. Работа над однокоренными созвучными словами в 3–4 классах // Начальная школа. 2011. № 4. С. 33–37.

Задача учителя начальных классов – показать младшим школьникам богатства русского языка, расширить их лексический запас, познакомить с литературными нормами употребления слов, форм слов и предложений. Особого внимания заслуживает работа с паронимами.

Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но имеющие разное значение и сочетаемость с другими словами: усвоить – освоить, желаемый – желательный, вступить – поступить, садить – сажать и т.д. [1].

Среди паронимов встречаются слова одного лексико-грамматического разряда, но обозначающие различные понятия (земляной – земной); однокоренные слова, значения которых не завершены размежеванием (трагический – трагичный); однокоренные слова одной части речи, суффиксы которых различаются в значениях (зернистый – зерновой).

Паронимы различаются по словообразовательной структуре. Выделяют суффиксальные (цветастый – цветистый), префиксальные (опечатать – отпечатать), корневые (невежа – невежда) паронимы [2]

Невнимательное отношение к паронимам, нормам лексической сочетаемости слов приводит к смысловым нарушениям.

Например: волеизлияние души (волеизъявление – излияние); борьба за выживаемость (выживание – выживаемость); юноши и девушки с поверхностью во взгляде (поверхность – поверхностность); герой находился в подвесном состоянии (подвесной – подвешенный) и др.

Методическими аспектами данной темы занимались О.С. Ахманова, А.Н. Гвоздев, Т.В. Веракша, Ф.П. Филин, А.М. Пешковский [2].

Цель исследования: изучить проблему обогащения речи младших школьников паронимической лексикой.

С целью проверки умения различать паронимы в речи нами проведен эксперимент, в котором приняли участие 149 учеников 4 классов МБОУ СШ № 1, 13, 15 г. Арзамаса.

Учащимся предлагалось выполнить следующие задания:

1. Пользуясь словарем, определи, в каком предложении вместо слова сытый нужно употребить слово сытный? Объясни свой выбор.

1) Сытый волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу – сытый корм скоту.

3) Сытый голодного не разумеет.

4) Сытое брюхо к ученью глухо.

2. Как ты понимаешь значение слова каменистый? Дай паронимическую пару.

3. Подбери синонимы к словам: опасный, опасливый, жестокий, жёсткий.

4. Подбери антонимы к словам: вбежать, взбежать, женский, женственный.

5. Составь предложения со словами: опасный, опасливый.

6. Замени в предложении выделенные слова близкими по значению: золотые листья, золотые руки, золотой человек.

7. Объясни значение глаголов в словосочетаниях: осудить поступок, обсудить поступок.

8. Подбери к словам удачный и удачливый существительные: день, охотник, намек, операция.

9. Составь словосочетания со словами: остатки, останки, надеть, одеть.

10. Какое из перечисленных слов имеет значение «не несущий или не сознающий ответственности»: а) безответный; б) безответственный; в) бессловесный.

Проанализировав работы четвероклассников (рис. 1–10), мы пришли к следующим выводам: у детей в недостаточной мере сформировано представление о паронимах, они испытывают сложности в выборе паронимов (46 %), 67 % не ориентируются в словарях, не могут разграничить лексическое значение 53 %, у большинства обучающих возникают трудности при подборе синонимов и антонимов к словам (60 %).

bar1.wmf

Рис. 1. Анализ результатов задания 1

bar2.wmf

Рис. 2. Анализ результатов задания 2

bar3.wmf

Рис. 3. Анализ результатов задания 3

bar4.wmf

Рис. 4. Анализ результатов задания 4

bar5.wmf

Рис. 5. Анализ результатов задания 5

bar6.wmf

Рис. 6. Анализ результатов задания 6

bar7.wmf

Рис. 7. Анализ результатов задания 7

bar8.wmf

Рис. 8. Анализ результатов задания 8

bar9.wmf

Рис. 9. Анализ результатов задания 9

bar10.wmf

Рис. 10. Анализ результатов задания 10

Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость специальной работы над паронимами с целью обогащения словарного запаса обучающихся.

Работа над паронимами поэтапная [3]:

1) Умение находить в тексте слова, требующие толкования.

1) Семантизация – занесение слова в словарик.

3) Выполнение ряда упражнений на паронимы, которые помогают отработать полученные знания, умения и навыки обучающихся.

4) Применение новых приобретенных слов в речи, то есть их активизация, использование в процессе говорения.

При словарной работе стоит применять не только устную и письменную формы, но и аудирование и чтение.

В научно-методической литературе предлагаются упражнения, которые целесообразно использовать при изучении паронимов:

1. Упражнения, цель которых – формирование умения выбирать требуемые паронимы, зависящие от морфемы и лексического определения слова.

2. Упражнения, направленные на формирование умения соотносить по стилистической принадлежности слова-паронимы.

3. Упражнения, цель которых – формирование умения употреблять паронимы в словосочетаниях и предложениях.

4. Упражнения, в которых необходимо выбрать единственно правильный пароним.

Подбирая упражнения, следует иметь в виду общедидактические и общеметодические условия: согласованность значения упражнений с теоретическими материалами по словообразованию и лексике в рамках программы начальной школы, обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся, формирование обязательных знаний, умений и навыков, требуемых обществом.

В процессе работы над паронимами следует выделить приемы объяснения значений слов [4]:

1) самостоятельные: дети определяют значение слова по изображению или по картинному словарю, по сноске в учебнике, по словарику в конце учебника, паронимическому словарю, по содержанию текста;

2) с помощью учителя, через объяснение лексического значения слова; применение слова в процессе говорения, разъясняя тем самым его значение; пояснение через словообразование; работа со словарями.

М.С. Соловейчик предлагает использовать на уроках русского языка в начальной школе при изучении паронимов следующие упражнения [5]:

1. Наблюдение за применением паронимов в тексте. Объяснение их значений, замена синонимичными словами.

2. Проведение лингвистического эксперимента: заменив или опустив слово, объяснить целесообразность его использования автором.

3. Исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением паронимов в тексте.

4. Составление словосочетаний и предложений с указанными словами.

Предлагаем задания, которые можно использовать при работе с паронимами [4]:

1. Формулировка значения слова по вопросу. Например, какое из слов-паронимов оклик – отклик определяется значением: ответ на зов, эхо?

2. Толкование значений слов и определение влияния приставки на слово. Например, укажите влияние приставки о-, у- на паронимы оплатить – уплатить.

3. Соотнесение слова с его значением, нахождение многозначных слов. Например, определите, какое определение обозначает«Зрительный», а какое «Зрительский»: 1) относящийся к зрению; 2) относящийся к зрителю, присущий ему; 3) такой, который помогает рассматривать что-либо.

4. Разграничение паронимов по сфере употребления. Например, впишите в таблицу стилистически нейтральные паронимы и разговорные паронимы.

Система работы над паронимами

Тема урока

Цель урока (этапа урока)

Задания для обучающихся

«Первоначальное знакомство с паронимами»

Познакомить обучающихся с особенностями паронимов, без введения самого термина

1. С помощью словаря выясните, чем отличаются следующие слова: будний – будничный, абонент – абонемент, благодарный – благодарственный.

2. Объясните разницу в значении словосочетаний: молодой советник – молодой советчик, опасный человек – опасливый человек

«Паронимы. Словарь паронимов»

Отработка навыка работы со словарями

1. С помощью словаря определите значение слов и подберите к ним синонимы: искусный – искусственный, абонент – абонемент, мороженый – морозный.

2. С помощью словаря определите значение слов и подберите к ним антонимы: молодеть – молодить, неудачливый – неудачный

«Словосочетание»

Сформировать умение правильно употреблять паронимы в сочетании с прилагательными и существительными

1. Правильно употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Цветочный – цветущий (магазин, травы, липы, сад, семена, остров, клумба)

2. Составьте словосочетания с паронимами: осудить – обсудить, уплатить – оплатить и др.

Окончание таблицы

Тема урока

Цель урока (этапа урока)

Задания для обучающихся

«Предложение»

Сформировать умение сопоставлять контекстное значение слова как смысловой единицы предложения

1. В каком предложении уместно использовать глагол оплатить?

а) … расходы по командировке взялось издательство.

б) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.

в) Родина должна… бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.

г) За полученный товар следовало… как можно быстрее.

2. Выберите подходящий пароним для каждого предложения:

а) После долгой прогулки дети ждали… ужин (сытый – сытный);

б) Он слишком часто стал вести… жизнь (праздную – праздничную);

в) Это письмо давно уже не может найти… (адресата – адресанта)

«Паронимы, или “ошибкоопасные” слова»

Формировать умение подбирать паронимические пары и различать значение данных слов

Выберите из данных слов паронимические пары и определите значение этих слов:

а) Обидный, оскорбительный, приятный, уважительный, обидчивый.

б) Удачливый, невезучий, удачный, счастливый.

в) Успех, признание, забвение, признательность.

«Текст»

Сформировать умение находить в тексте паронимы

Найдите в стихотворении Д. Голубкова «Хочешь, поезжай ты любой глухоманью» паронимы

«Употребление паронимов»

Активизация словаря обучающихся

Составьте небольшой текст, используя слова: удачливый, невезучий, удачный, счастливый

5. Составление словосочетания с конкретными паронимами. Например, остатки – останки; осудить – обсудить; безответный – безответственный.

6. Нахождение соответствующего по смыслу слова или раскрытие скобок в предложении. Например, мама (надела, одела) сына в садик.

7. Исправление ошибки в предложении. Например: 1. Мне сегодня позвонил абонемент. 2. Мама надела цветистое платье. 3. Ты сказал мне такие обидчивые слова.

8. Выбор наиболее подходящего по смыслу слова. Например, в каком предложении слово длинный необходимо заменить на слово длительный? Далее приводятся примеры предложений.

9. Объяснение различий в значении словосочетаний. Например: пожилой советник – пожилой советчик; соседний стол – соседский стол; хозяйские заботы – хозяйственные заботы.

10. Используя словарь, укажите, с какими словами сочетаются данные слова. Например: абонент – абонемент (порядочный, долгосрочный, товарный, вежливый, цирковой).

Учащимся можно предложить составить небольшой текст с паронимами; нарисовать картинки – подсказки к паронимам и др. [6].

Нами разработана система уроков по теме «Паронимы» (УМК «Школа России», 4 класс) (таблица) [7, 8].

Заключение

Изучив проблему обогащения речи обучающихся паронимической лексикой, мы пришли к следующим выводам:

1. Причиной смешения слов служит недостаточный словарный запас.

2. Трудностями при изучении паронимов являются: незнание обучающимися традиций применения слов и неверное толкование паронимов. Незнание правильного значения паронима, круга слов, сочетаемых с ним, а также невнимательность к смешению их с различными категориями слов приводит к серьезным смысловым ошибкам, к отступлению от лексической нормы, к деформации мысли, и может возникнуть комедийная ситуация в тех случаях, когда она нежелательна и даже неуместна. В то же время причиной неграмотного применения паронимов может служить совокупность сфер использования обозначаемых ими понятий, признаков, действий и т.д., или соответствие появляющихся ассоциативных связей.

3. При словарной работе сначала происходит семантизация слова, а затем его актуализация и завершается всё использованием слова в процессе говорения.

4. Упражнения, цель которых – научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости, закрепят представления младших школьников о паронимах, их стилистических особенностях, сочетаемости с другими словами, научат пользоваться словарями.


Библиографическая ссылка

Баронина А.А., Жесткова Е.А. ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАРОНИМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 5-9;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1788 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674