Задача учителя начальных классов – показать младшим школьникам богатства русского языка, расширить их лексический запас, познакомить с литературными нормами употребления слов, форм слов и предложений. Особого внимания заслуживает работа с паронимами.
Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но имеющие разное значение и сочетаемость с другими словами: усвоить – освоить, желаемый – желательный, вступить – поступить, садить – сажать и т.д. [1].
Среди паронимов встречаются слова одного лексико-грамматического разряда, но обозначающие различные понятия (земляной – земной); однокоренные слова, значения которых не завершены размежеванием (трагический – трагичный); однокоренные слова одной части речи, суффиксы которых различаются в значениях (зернистый – зерновой).
Паронимы различаются по словообразовательной структуре. Выделяют суффиксальные (цветастый – цветистый), префиксальные (опечатать – отпечатать), корневые (невежа – невежда) паронимы [2]
Невнимательное отношение к паронимам, нормам лексической сочетаемости слов приводит к смысловым нарушениям.
Например: волеизлияние души (волеизъявление – излияние); борьба за выживаемость (выживание – выживаемость); юноши и девушки с поверхностью во взгляде (поверхность – поверхностность); герой находился в подвесном состоянии (подвесной – подвешенный) и др.
Методическими аспектами данной темы занимались О.С. Ахманова, А.Н. Гвоздев, Т.В. Веракша, Ф.П. Филин, А.М. Пешковский [2].
Цель исследования: изучить проблему обогащения речи младших школьников паронимической лексикой.
С целью проверки умения различать паронимы в речи нами проведен эксперимент, в котором приняли участие 149 учеников 4 классов МБОУ СШ № 1, 13, 15 г. Арзамаса.
Учащимся предлагалось выполнить следующие задания:
1. Пользуясь словарем, определи, в каком предложении вместо слова сытый нужно употребить слово сытный? Объясни свой выбор.
1) Сытый волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – сытый корм скоту.
3) Сытый голодного не разумеет.
4) Сытое брюхо к ученью глухо.
2. Как ты понимаешь значение слова каменистый? Дай паронимическую пару.
3. Подбери синонимы к словам: опасный, опасливый, жестокий, жёсткий.
4. Подбери антонимы к словам: вбежать, взбежать, женский, женственный.
5. Составь предложения со словами: опасный, опасливый.
6. Замени в предложении выделенные слова близкими по значению: золотые листья, золотые руки, золотой человек.
7. Объясни значение глаголов в словосочетаниях: осудить поступок, обсудить поступок.
8. Подбери к словам удачный и удачливый существительные: день, охотник, намек, операция.
9. Составь словосочетания со словами: остатки, останки, надеть, одеть.
10. Какое из перечисленных слов имеет значение «не несущий или не сознающий ответственности»: а) безответный; б) безответственный; в) бессловесный.
Проанализировав работы четвероклассников (рис. 1–10), мы пришли к следующим выводам: у детей в недостаточной мере сформировано представление о паронимах, они испытывают сложности в выборе паронимов (46 %), 67 % не ориентируются в словарях, не могут разграничить лексическое значение 53 %, у большинства обучающих возникают трудности при подборе синонимов и антонимов к словам (60 %).
Рис. 1. Анализ результатов задания 1
Рис. 2. Анализ результатов задания 2
Рис. 3. Анализ результатов задания 3
Рис. 4. Анализ результатов задания 4
Рис. 5. Анализ результатов задания 5
Рис. 6. Анализ результатов задания 6
Рис. 7. Анализ результатов задания 7
Рис. 8. Анализ результатов задания 8
Рис. 9. Анализ результатов задания 9
Рис. 10. Анализ результатов задания 10
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость специальной работы над паронимами с целью обогащения словарного запаса обучающихся.
Работа над паронимами поэтапная [3]:
1) Умение находить в тексте слова, требующие толкования.
1) Семантизация – занесение слова в словарик.
3) Выполнение ряда упражнений на паронимы, которые помогают отработать полученные знания, умения и навыки обучающихся.
4) Применение новых приобретенных слов в речи, то есть их активизация, использование в процессе говорения.
При словарной работе стоит применять не только устную и письменную формы, но и аудирование и чтение.
В научно-методической литературе предлагаются упражнения, которые целесообразно использовать при изучении паронимов:
1. Упражнения, цель которых – формирование умения выбирать требуемые паронимы, зависящие от морфемы и лексического определения слова.
2. Упражнения, направленные на формирование умения соотносить по стилистической принадлежности слова-паронимы.
3. Упражнения, цель которых – формирование умения употреблять паронимы в словосочетаниях и предложениях.
4. Упражнения, в которых необходимо выбрать единственно правильный пароним.
Подбирая упражнения, следует иметь в виду общедидактические и общеметодические условия: согласованность значения упражнений с теоретическими материалами по словообразованию и лексике в рамках программы начальной школы, обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся, формирование обязательных знаний, умений и навыков, требуемых обществом.
В процессе работы над паронимами следует выделить приемы объяснения значений слов [4]:
1) самостоятельные: дети определяют значение слова по изображению или по картинному словарю, по сноске в учебнике, по словарику в конце учебника, паронимическому словарю, по содержанию текста;
2) с помощью учителя, через объяснение лексического значения слова; применение слова в процессе говорения, разъясняя тем самым его значение; пояснение через словообразование; работа со словарями.
М.С. Соловейчик предлагает использовать на уроках русского языка в начальной школе при изучении паронимов следующие упражнения [5]:
1. Наблюдение за применением паронимов в тексте. Объяснение их значений, замена синонимичными словами.
2. Проведение лингвистического эксперимента: заменив или опустив слово, объяснить целесообразность его использования автором.
3. Исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением паронимов в тексте.
4. Составление словосочетаний и предложений с указанными словами.
Предлагаем задания, которые можно использовать при работе с паронимами [4]:
1. Формулировка значения слова по вопросу. Например, какое из слов-паронимов оклик – отклик определяется значением: ответ на зов, эхо?
2. Толкование значений слов и определение влияния приставки на слово. Например, укажите влияние приставки о-, у- на паронимы оплатить – уплатить.
3. Соотнесение слова с его значением, нахождение многозначных слов. Например, определите, какое определение обозначает«Зрительный», а какое «Зрительский»: 1) относящийся к зрению; 2) относящийся к зрителю, присущий ему; 3) такой, который помогает рассматривать что-либо.
4. Разграничение паронимов по сфере употребления. Например, впишите в таблицу стилистически нейтральные паронимы и разговорные паронимы.
Система работы над паронимами
Тема урока |
Цель урока (этапа урока) |
Задания для обучающихся |
«Первоначальное знакомство с паронимами» |
Познакомить обучающихся с особенностями паронимов, без введения самого термина |
1. С помощью словаря выясните, чем отличаются следующие слова: будний – будничный, абонент – абонемент, благодарный – благодарственный. 2. Объясните разницу в значении словосочетаний: молодой советник – молодой советчик, опасный человек – опасливый человек |
«Паронимы. Словарь паронимов» |
Отработка навыка работы со словарями |
1. С помощью словаря определите значение слов и подберите к ним синонимы: искусный – искусственный, абонент – абонемент, мороженый – морозный. 2. С помощью словаря определите значение слов и подберите к ним антонимы: молодеть – молодить, неудачливый – неудачный |
«Словосочетание» |
Сформировать умение правильно употреблять паронимы в сочетании с прилагательными и существительными |
1. Правильно употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Цветочный – цветущий (магазин, травы, липы, сад, семена, остров, клумба) 2. Составьте словосочетания с паронимами: осудить – обсудить, уплатить – оплатить и др. |
Окончание таблицы |
||
Тема урока |
Цель урока (этапа урока) |
Задания для обучающихся |
«Предложение» |
Сформировать умение сопоставлять контекстное значение слова как смысловой единицы предложения |
1. В каком предложении уместно использовать глагол оплатить? а) … расходы по командировке взялось издательство. б) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе. в) Родина должна… бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя. г) За полученный товар следовало… как можно быстрее. 2. Выберите подходящий пароним для каждого предложения: а) После долгой прогулки дети ждали… ужин (сытый – сытный); б) Он слишком часто стал вести… жизнь (праздную – праздничную); в) Это письмо давно уже не может найти… (адресата – адресанта) |
«Паронимы, или “ошибкоопасные” слова» |
Формировать умение подбирать паронимические пары и различать значение данных слов |
Выберите из данных слов паронимические пары и определите значение этих слов: а) Обидный, оскорбительный, приятный, уважительный, обидчивый. б) Удачливый, невезучий, удачный, счастливый. в) Успех, признание, забвение, признательность. |
«Текст» |
Сформировать умение находить в тексте паронимы |
Найдите в стихотворении Д. Голубкова «Хочешь, поезжай ты любой глухоманью» паронимы |
«Употребление паронимов» |
Активизация словаря обучающихся |
Составьте небольшой текст, используя слова: удачливый, невезучий, удачный, счастливый |
5. Составление словосочетания с конкретными паронимами. Например, остатки – останки; осудить – обсудить; безответный – безответственный.
6. Нахождение соответствующего по смыслу слова или раскрытие скобок в предложении. Например, мама (надела, одела) сына в садик.
7. Исправление ошибки в предложении. Например: 1. Мне сегодня позвонил абонемент. 2. Мама надела цветистое платье. 3. Ты сказал мне такие обидчивые слова.
8. Выбор наиболее подходящего по смыслу слова. Например, в каком предложении слово длинный необходимо заменить на слово длительный? Далее приводятся примеры предложений.
9. Объяснение различий в значении словосочетаний. Например: пожилой советник – пожилой советчик; соседний стол – соседский стол; хозяйские заботы – хозяйственные заботы.
10. Используя словарь, укажите, с какими словами сочетаются данные слова. Например: абонент – абонемент (порядочный, долгосрочный, товарный, вежливый, цирковой).
Учащимся можно предложить составить небольшой текст с паронимами; нарисовать картинки – подсказки к паронимам и др. [6].
Нами разработана система уроков по теме «Паронимы» (УМК «Школа России», 4 класс) (таблица) [7, 8].
Заключение
Изучив проблему обогащения речи обучающихся паронимической лексикой, мы пришли к следующим выводам:
1. Причиной смешения слов служит недостаточный словарный запас.
2. Трудностями при изучении паронимов являются: незнание обучающимися традиций применения слов и неверное толкование паронимов. Незнание правильного значения паронима, круга слов, сочетаемых с ним, а также невнимательность к смешению их с различными категориями слов приводит к серьезным смысловым ошибкам, к отступлению от лексической нормы, к деформации мысли, и может возникнуть комедийная ситуация в тех случаях, когда она нежелательна и даже неуместна. В то же время причиной неграмотного применения паронимов может служить совокупность сфер использования обозначаемых ими понятий, признаков, действий и т.д., или соответствие появляющихся ассоциативных связей.
3. При словарной работе сначала происходит семантизация слова, а затем его актуализация и завершается всё использованием слова в процессе говорения.
4. Упражнения, цель которых – научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости, закрепят представления младших школьников о паронимах, их стилистических особенностях, сочетаемости с другими словами, научат пользоваться словарями.
Библиографическая ссылка
Баронина А.А., Жесткова Е.А. ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАРОНИМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 5-9;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1788 (дата обращения: 23.11.2024).