Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ENRICHMENT OF SPEECH OF YOUNGER STUDENTS PATRONYMICALLY VOCABULARY

Baronina A.A. 1 Zhestkova E.A. 1
1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)
This article addresses the problem of enriching the speech of younger schoolchildren with paronymic vocabulary. The authors draw attention to errors that primary school students make when using paronyms in speech and writing, and also suggest ways to solve this problem. Paronyms are words with the same root, similar in sound, but having different meanings and compatibility with other words. Inattention to paronyms, norms of lexical word compatibility leads to meaningful violations. Therefore, the work on paronyms should be phased: 1) the ability to find words in the text that require interpretation; 2) semantization – entering the word in the dictionary; 3) performance of exercises for paronyms that help to work out the acquired knowledge, skills and abilities of students; 4) dictionary activation. According to the authors of the article, when studying paronyms, it is advisable to use exercises whose purpose is to develop the ability to choose the required paronyms, depending on the morpheme and lexical meaning of the word; exercises aimed at forming the ability to correlate word-paronyms by stylistic affiliation; exercises, the purpose of which is the formation of the ability to use paronyms in phrases and sentences; exercises in which it is necessary to choose the only correct paronim. The article proposes a set of exercises aimed at enriching the speech of children of primary school age with paronyms. Such exercises will consolidate students’ knowledge of morphemes, the meanings of word-paronyms, their stylistic belonging, compatibility with other words, will teach students to navigate linguistic dictionaries, distinguish paronyms from synonyms, antonyms and homonyms, and also make their vocabulary rich and diverse.
enrichment speech
paronomasia vocabulary
literary speech
increased vocabulary
vocabulary work
a Junior high school student

Задача учителя начальных классов – показать младшим школьникам богатства русского языка, расширить их лексический запас, познакомить с литературными нормами употребления слов, форм слов и предложений. Особого внимания заслуживает работа с паронимами.

Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но имеющие разное значение и сочетаемость с другими словами: усвоить – освоить, желаемый – желательный, вступить – поступить, садить – сажать и т.д. [1].

Среди паронимов встречаются слова одного лексико-грамматического разряда, но обозначающие различные понятия (земляной – земной); однокоренные слова, значения которых не завершены размежеванием (трагический – трагичный); однокоренные слова одной части речи, суффиксы которых различаются в значениях (зернистый – зерновой).

Паронимы различаются по словообразовательной структуре. Выделяют суффиксальные (цветастый – цветистый), префиксальные (опечатать – отпечатать), корневые (невежа – невежда) паронимы [2]

Невнимательное отношение к паронимам, нормам лексической сочетаемости слов приводит к смысловым нарушениям.

Например: волеизлияние души (волеизъявление – излияние); борьба за выживаемость (выживание – выживаемость); юноши и девушки с поверхностью во взгляде (поверхность – поверхностность); герой находился в подвесном состоянии (подвесной – подвешенный) и др.

Методическими аспектами данной темы занимались О.С. Ахманова, А.Н. Гвоздев, Т.В. Веракша, Ф.П. Филин, А.М. Пешковский [2].

Цель исследования: изучить проблему обогащения речи младших школьников паронимической лексикой.

С целью проверки умения различать паронимы в речи нами проведен эксперимент, в котором приняли участие 149 учеников 4 классов МБОУ СШ № 1, 13, 15 г. Арзамаса.

Учащимся предлагалось выполнить следующие задания:

1. Пользуясь словарем, определи, в каком предложении вместо слова сытый нужно употребить слово сытный? Объясни свой выбор.

1) Сытый волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу – сытый корм скоту.

3) Сытый голодного не разумеет.

4) Сытое брюхо к ученью глухо.

2. Как ты понимаешь значение слова каменистый? Дай паронимическую пару.

3. Подбери синонимы к словам: опасный, опасливый, жестокий, жёсткий.

4. Подбери антонимы к словам: вбежать, взбежать, женский, женственный.

5. Составь предложения со словами: опасный, опасливый.

6. Замени в предложении выделенные слова близкими по значению: золотые листья, золотые руки, золотой человек.

7. Объясни значение глаголов в словосочетаниях: осудить поступок, обсудить поступок.

8. Подбери к словам удачный и удачливый существительные: день, охотник, намек, операция.

9. Составь словосочетания со словами: остатки, останки, надеть, одеть.

10. Какое из перечисленных слов имеет значение «не несущий или не сознающий ответственности»: а) безответный; б) безответственный; в) бессловесный.

Проанализировав работы четвероклассников (рис. 1–10), мы пришли к следующим выводам: у детей в недостаточной мере сформировано представление о паронимах, они испытывают сложности в выборе паронимов (46 %), 67 % не ориентируются в словарях, не могут разграничить лексическое значение 53 %, у большинства обучающих возникают трудности при подборе синонимов и антонимов к словам (60 %).

bar1.wmf

Рис. 1. Анализ результатов задания 1

bar2.wmf

Рис. 2. Анализ результатов задания 2

bar3.wmf

Рис. 3. Анализ результатов задания 3

bar4.wmf

Рис. 4. Анализ результатов задания 4

bar5.wmf

Рис. 5. Анализ результатов задания 5

bar6.wmf

Рис. 6. Анализ результатов задания 6

bar7.wmf

Рис. 7. Анализ результатов задания 7

bar8.wmf

Рис. 8. Анализ результатов задания 8

bar9.wmf

Рис. 9. Анализ результатов задания 9

bar10.wmf

Рис. 10. Анализ результатов задания 10

Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость специальной работы над паронимами с целью обогащения словарного запаса обучающихся.

Работа над паронимами поэтапная [3]:

1) Умение находить в тексте слова, требующие толкования.

1) Семантизация – занесение слова в словарик.

3) Выполнение ряда упражнений на паронимы, которые помогают отработать полученные знания, умения и навыки обучающихся.

4) Применение новых приобретенных слов в речи, то есть их активизация, использование в процессе говорения.

При словарной работе стоит применять не только устную и письменную формы, но и аудирование и чтение.

В научно-методической литературе предлагаются упражнения, которые целесообразно использовать при изучении паронимов:

1. Упражнения, цель которых – формирование умения выбирать требуемые паронимы, зависящие от морфемы и лексического определения слова.

2. Упражнения, направленные на формирование умения соотносить по стилистической принадлежности слова-паронимы.

3. Упражнения, цель которых – формирование умения употреблять паронимы в словосочетаниях и предложениях.

4. Упражнения, в которых необходимо выбрать единственно правильный пароним.

Подбирая упражнения, следует иметь в виду общедидактические и общеметодические условия: согласованность значения упражнений с теоретическими материалами по словообразованию и лексике в рамках программы начальной школы, обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся, формирование обязательных знаний, умений и навыков, требуемых обществом.

В процессе работы над паронимами следует выделить приемы объяснения значений слов [4]:

1) самостоятельные: дети определяют значение слова по изображению или по картинному словарю, по сноске в учебнике, по словарику в конце учебника, паронимическому словарю, по содержанию текста;

2) с помощью учителя, через объяснение лексического значения слова; применение слова в процессе говорения, разъясняя тем самым его значение; пояснение через словообразование; работа со словарями.

М.С. Соловейчик предлагает использовать на уроках русского языка в начальной школе при изучении паронимов следующие упражнения [5]:

1. Наблюдение за применением паронимов в тексте. Объяснение их значений, замена синонимичными словами.

2. Проведение лингвистического эксперимента: заменив или опустив слово, объяснить целесообразность его использования автором.

3. Исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением паронимов в тексте.

4. Составление словосочетаний и предложений с указанными словами.

Предлагаем задания, которые можно использовать при работе с паронимами [4]:

1. Формулировка значения слова по вопросу. Например, какое из слов-паронимов оклик – отклик определяется значением: ответ на зов, эхо?

2. Толкование значений слов и определение влияния приставки на слово. Например, укажите влияние приставки о-, у- на паронимы оплатить – уплатить.

3. Соотнесение слова с его значением, нахождение многозначных слов. Например, определите, какое определение обозначает«Зрительный», а какое «Зрительский»: 1) относящийся к зрению; 2) относящийся к зрителю, присущий ему; 3) такой, который помогает рассматривать что-либо.

4. Разграничение паронимов по сфере употребления. Например, впишите в таблицу стилистически нейтральные паронимы и разговорные паронимы.

Система работы над паронимами

Тема урока

Цель урока (этапа урока)

Задания для обучающихся

«Первоначальное знакомство с паронимами»

Познакомить обучающихся с особенностями паронимов, без введения самого термина

1. С помощью словаря выясните, чем отличаются следующие слова: будний – будничный, абонент – абонемент, благодарный – благодарственный.

2. Объясните разницу в значении словосочетаний: молодой советник – молодой советчик, опасный человек – опасливый человек

«Паронимы. Словарь паронимов»

Отработка навыка работы со словарями

1. С помощью словаря определите значение слов и подберите к ним синонимы: искусный – искусственный, абонент – абонемент, мороженый – морозный.

2. С помощью словаря определите значение слов и подберите к ним антонимы: молодеть – молодить, неудачливый – неудачный

«Словосочетание»

Сформировать умение правильно употреблять паронимы в сочетании с прилагательными и существительными

1. Правильно употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Цветочный – цветущий (магазин, травы, липы, сад, семена, остров, клумба)

2. Составьте словосочетания с паронимами: осудить – обсудить, уплатить – оплатить и др.

Окончание таблицы

Тема урока

Цель урока (этапа урока)

Задания для обучающихся

«Предложение»

Сформировать умение сопоставлять контекстное значение слова как смысловой единицы предложения

1. В каком предложении уместно использовать глагол оплатить?

а) … расходы по командировке взялось издательство.

б) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.

в) Родина должна… бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.

г) За полученный товар следовало… как можно быстрее.

2. Выберите подходящий пароним для каждого предложения:

а) После долгой прогулки дети ждали… ужин (сытый – сытный);

б) Он слишком часто стал вести… жизнь (праздную – праздничную);

в) Это письмо давно уже не может найти… (адресата – адресанта)

«Паронимы, или “ошибкоопасные” слова»

Формировать умение подбирать паронимические пары и различать значение данных слов

Выберите из данных слов паронимические пары и определите значение этих слов:

а) Обидный, оскорбительный, приятный, уважительный, обидчивый.

б) Удачливый, невезучий, удачный, счастливый.

в) Успех, признание, забвение, признательность.

«Текст»

Сформировать умение находить в тексте паронимы

Найдите в стихотворении Д. Голубкова «Хочешь, поезжай ты любой глухоманью» паронимы

«Употребление паронимов»

Активизация словаря обучающихся

Составьте небольшой текст, используя слова: удачливый, невезучий, удачный, счастливый

5. Составление словосочетания с конкретными паронимами. Например, остатки – останки; осудить – обсудить; безответный – безответственный.

6. Нахождение соответствующего по смыслу слова или раскрытие скобок в предложении. Например, мама (надела, одела) сына в садик.

7. Исправление ошибки в предложении. Например: 1. Мне сегодня позвонил абонемент. 2. Мама надела цветистое платье. 3. Ты сказал мне такие обидчивые слова.

8. Выбор наиболее подходящего по смыслу слова. Например, в каком предложении слово длинный необходимо заменить на слово длительный? Далее приводятся примеры предложений.

9. Объяснение различий в значении словосочетаний. Например: пожилой советник – пожилой советчик; соседний стол – соседский стол; хозяйские заботы – хозяйственные заботы.

10. Используя словарь, укажите, с какими словами сочетаются данные слова. Например: абонент – абонемент (порядочный, долгосрочный, товарный, вежливый, цирковой).

Учащимся можно предложить составить небольшой текст с паронимами; нарисовать картинки – подсказки к паронимам и др. [6].

Нами разработана система уроков по теме «Паронимы» (УМК «Школа России», 4 класс) (таблица) [7, 8].

Заключение

Изучив проблему обогащения речи обучающихся паронимической лексикой, мы пришли к следующим выводам:

1. Причиной смешения слов служит недостаточный словарный запас.

2. Трудностями при изучении паронимов являются: незнание обучающимися традиций применения слов и неверное толкование паронимов. Незнание правильного значения паронима, круга слов, сочетаемых с ним, а также невнимательность к смешению их с различными категориями слов приводит к серьезным смысловым ошибкам, к отступлению от лексической нормы, к деформации мысли, и может возникнуть комедийная ситуация в тех случаях, когда она нежелательна и даже неуместна. В то же время причиной неграмотного применения паронимов может служить совокупность сфер использования обозначаемых ими понятий, признаков, действий и т.д., или соответствие появляющихся ассоциативных связей.

3. При словарной работе сначала происходит семантизация слова, а затем его актуализация и завершается всё использованием слова в процессе говорения.

4. Упражнения, цель которых – научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости, закрепят представления младших школьников о паронимах, их стилистических особенностях, сочетаемости с другими словами, научат пользоваться словарями.