В современных, стремительно развивающихся условиях обществу требуются выпускники высших учебных заведений (в нашем случае – медицинского профиля), имеющие опыт практической деятельности, в том числе полученный в процессе учебно-производственной практики. В результате полученных практических навыков молодые специалисты должны стать конкурентоспособными и в плане дальнейшего продолжения образования, и в плане работы в клинике [1].
Поэтому практическая подготовка будущих специалистов с высшим медицинским образованием является одним из важнейших условий выполнения государственной политики в области повышения качества медицинского образования будущих врачей [2].
Полем деятельности, где будущие специалисты в области медицины развивают свои мыслительные способности, приобретают и совершенствуют практические навыки, осваивают деонтологические нормы и опыт общения с коллегами, становятся лечебно-профилактические учреждения, на базе которых будущие врачи проходят практическую подготовку. В настоящее время работ, посвященных избранной тематике, в доступном варианте имеется лишь незначительное количество [3, 4].
При этом производственная практика является немаловажным звеном исполнения стандарта образования, который способствует развитию студента как личности и будущего профессионала, помогает формированию профессиональных компетенций будущего специалиста [5].
Но в процессе практики у студентов неизбежно появляются различные проблемы, которые порой не дают начинающим студентам в этот период получить качественные профессиональные компетенции.
Целью данной работы явилось: своевременное выявление проблем, возникающих в процессе прохождения практики у студентов-медиков, и разработка путей устранения этих проблем, что должно улучшить подготовку будущего специалиста к практической работе, совершенствуя качество получаемых в медицинском вузе знаний и умений.
Задачи исследования: изучить проблемы (трудности) при прохождении летней производственной практики у студентов-медиков после первого курса педиатрического факультета по направлению «Помощник младшего медицинского персонала»; выделить приоритетные (наиболее часто встречающиеся) трудности у студентов после первого курса; наметить пути решения возникающих проблем.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач было проведено анкетирование 108 студентов педиатрического факультета.
Анкета для опроса была разработана коллективом кафедры сестринского дела Кировского ГМУ (зав. кафедрой – к.м.н., доцент Е.А. Мухачева).
Средний возраст проходивших практику студентов первого курса составил 18,6 лет с ошибкой (+–) 0,4 года (всего – с 18 до 20 лет); женского пола было опрошено 87 человек (80,6 %), мужского – 21 (19,4 %). При этом 84 студента из опрошенных проходили практику в учреждениях здравоохранения города Кирова (77,8 %), 18 – в районных больницах Кировской области (16,7 %), 6 – за пределами Кировской области (Нижегородская, Костромская, Вологодская, Архангельская области, Республики Марий Эл и Татарстан – 5,5 %).
По итогам практики оценку «отлично» получили 77 человек (71,3 %), «хорошо» – 31 человек (28,7 %). Соотношение оценок «отлично» и «хорошо» составляло – 5:2.
Результаты исследования и их обсуждение
Подведя итоги анкетирования, были выявлены следующие результаты. Из 25 вопросов анкеты студентам предлагалось выбрать не менее 5 ответов по возникшим проблемам (трудностям) в процессе практики. В результате из 25 возможных проблем у студентов педиатрического факультета не было использовано 11 ответов (44,0 %). При этом в аналогичном анкетировании студентов лечебного факультета не было ни разу упомянуто только 8 предложенных в анкете вариантов (32,0 %). При этом все опрошенные студенты были удовлетворены результатами прохождения летней производственной практики после первого курса (не зависимо от базы ее прохождения) – они понимали всю важность практических навыков в начале своего профессионального пути. Ни один человек не ответил положительно на предлагаемый вариант: «Неудовлетворенность данной практикой».
В целом результаты ответов по возникшим проблемам представлены в таблице.
В то же время 35 человек из числа опрошенных (32,4 %) считали «недостаточным срок практики» и желали бы увеличить ее продолжительность с целью совершенствования получаемых практических навыков. Абсолютное большинство участвующих в анкетировании студентов отметило положительную психологическую атмосферу в коллективах лечебных учреждений, где они проходили производственную практику.
В общении с пациентами студенты педиатрического факультета также не ощущали дискомфорта (что, кстати, проявилось у студентов лечебного факультета, которые отметили «некорректное поведение пациентов» в общении: не доверяя «практикантам», некоторые пациенты относились к ним заведомо предвзято, а иногда – реально негативно). В то же время благоприятные межличностные отношения среди медицинских работников и студентов в коллективе являлись мощным положительным фактором обучения в период прохождения летней производственной практики.
Не отметили в анкете студенты педиатрического факультета следующие предположительные проблемы (трудности): «Недостаток знаний деонтологических норм и правил в общении с пациентами и коллегами», «Недостаток знаний в соблюдении субординации в процессе практики в лечебном учреждении», «Неуверенность в знаниях, полученных на теоретических занятиях», «Завышенная самооценка перед практикой», «В период практики возникли проблемы со здоровьем», «Несоблюдение режима в отделениях», «Отсутствие условий для соблюдения санэпидрежима», «Завышенные требования со стороны медсестер».
Перечисленные проблемы (трудности) у студентов педиатрического факультета не возникли, хотя при определенной внимательности и наблюдательности преподавателей можно было выявить первые «звоночки» этих проблем.
Так, в устных разговорах от некоторых студентов звучали иногда недовольные слова о поведении пациентов в стационарах, когда те не всегда разрешали студентам проводить или участвовать в проведении некоторых манипуляций (хотя из ситуации очевидно, что студенты после первого курса еще не вполне владеют нормами этики и деонтологии в медицине и еще не понимают того, что они сами в создавшихся ситуациях не смогли найти соответствующих подходов к пациентам – что, хочется надеяться, разовьется у них в процессе дальнейшей учебной деятельности).
Другим примером пока еще неадекватного поведения студентов младших курсов медицинского вуза на практике можно назвать недовольство некоторых студентов (чаще – студенток) поведением штатного младшего медицинского персонала в отделениях, когда студенты считали их требования завышенными, а на самом деле это являлось не чем иным, как «недостатком знаний в соблюдении субординации».
Еще один пример: в устных высказываниях некоторых студентов встречались недовольства тем, что им мало доверяли и мало давали применять полученные ими навыки на практике – при этом данные студенты не хотели принимать, что сотрудникам отделений с имевшимся у них опытом работы виднее со стороны способности практикантов к той или иной деятельности…
Из этих примеров видно, что «на лицо» – результат высокой (не самокритичной) самооценки, что в анкете проявилось отсутствием ответов на пункты «Недостаток знаний в соблюдении субординации» и «Завышенная самооценка перед практикой».
Аналогичные сравнения в поведении и ответах студентов на вопросы анкеты после практики первого курса можно было бы еще продолжить, но такие примеры найдутся в «копилке» каждого преподавателя, который курировал практику студентов медицинских вузов после первого курса.
Также студенты педиатрического факультета ничего не вписали в графу – «Другие трудности (проблемы)». Думаем, что им на этом этапе обучения также не хватило имеющегося опыта.
Переходя к анализу встретившихся проблем, необходимо отметить, что у 108 студентов всего было отмечено 540 трудностей (проблем). Эти проблемы (как уже отмечалось) были выделены по 14 вопросам (из предложенных 25), т.е. в среднем на выбранные вопросы было по 39 ответов.
Подробнее мы решили коснуться анализа тех вопросов, на которые было больше 39 ответов (больше среднестатистической величины) – этих вопросов оказалось 4, и по рангу они распределились следующим образом.
На первом месте (78 ответов, что составило 14,4 % из числа ответов и 72,2 % из числа лиц) – проблема «Отсутствие навыков заполнения документации». По результатам ответов практикующихся на данный вид трудностей и выхода ее на первое место среди проблем в процессе последующей учебы на кафедре сестринского дела стало больше внимания уделяться заполнению и оформлению медицинской документации.
На втором месте (73 ответа – 13,5 % из числа ответов и 67,6 % из числа лиц соответственно) – проблема «Недостаток практических умений и навыков». При дальнейшей детализации этого пункта оказалось, что большинству студентов было недостаточно времени, отведенного на занятиях в симуляционном центре. Ответом кафедры на эту проблему не может быть удлинение занятий в АСО (расписание занятий в данном центре составляется заранее на учебный год и сразу на все кафедры университета), но работники кафедры могут организовать более интенсивную работу студентов в отведенное для них время, увеличив число и разновидность получаемых умений и навыков, в таком варианте скомпенсировав «недостаток практических умений и навыков», что и было предпринято преподавателями кафедры. Оценку этого нововведения студентами можно ожидать лишь после их анкетирования при прохождении следующей практики.
На третьем месте (66 ответов, или 12,2 % из числа всех ответов и 61,6 % из числа анкетированных лиц) – проблема «Недостаток учебной практики по алгоритмам манипуляций». К этому ответу и относилось недовольство студентов тем, что им мало доверяли и мало давали применять полученные ими в АСО умения и навыки на практике в клинических условиях. Для учета количества проведенных студентами в ходе учебной практики алгоритмов манипуляций сотрудниками кафедры сестринского дела был разработан «Лист практических умений и навыков», который заполняется каждым студентом после занятия в период учебной практики – заносится число примененных алгоритмов и сравнивается в конце цикла с рекомендованным количеством, что влияет на результаты сдачи зачета по дисциплине.
И на четвертом месте (42 ответа – 7,8 % от числа всех ответов и 38,9 % из числа анкетированных лиц соответственно) – «Недостаток знаний в общении с пациентами». Учитывая выявившийся высокий рейтинг этого недостатка, коллективом кафедры сестринского дела была проведена конференция для студентов 1–2 курса университета на тему «Необходимые знания и умения для общения студентов медвуза с пациентами».
В круг рассмотренных на конференции вопросов вошли как рекомендации по непосредственному общению студентов с пациентами и их родственниками, так и многие окружающие эту проблему темы, а именно: морально-этическое сопровождение общения с пациентами, эстетические нюансы при общении с пациентами и их родственниками, роль знания правовых аспектов медицинскими работниками для бесконфликтного общения в стенах лечебных учреждений и т.д.
Далее по рангу следовали трудности: «Неуверенность в практических навыках» (33 ответа – 6,1 % и 30,6 % соответственно), «Недостаточное знание применяемых в работе средств» (32 ответа – 5,9 % и 29,6 %), «Недостаток знаний в области действующих нормативных актов» (30 ответов – 5,6 % и 27,8 % соответственно).
Еще 6 оставшихся ответов вместе с описанными выше также были представлены в таблице: недостаток знаний по применяемым санитарно-эпидемическим режимам; недостаток знаний при общении с коллегами; отсутствие помощи со стороны младшего медицинского персонала; недостаток теоретических знаний; незнание современных применяемых программ ЭВМ в здравоохранении; недостаточное владение компьютером.
По всем перечисленным, но менее значительным проблемам на кафедре также ведется работа по подготовке предложений для совершенствования знаний студентов, их практических умений и навыков.
Далее, на основании выявленных трудностей (проблем) студентам предлагалось во второй части данной же анкеты аналогичным образом проранжировать (минимум до 5-го ранга) их предложения по возникшим у них в процессе летней производственной практики проблемам (трудностям).
Предложения студентов педиатрического факультета в настоящее время находятся в обработке, также начинается работа по аналогичным анкетам студентов лечебного факультета, что и будет отражено в последующих публикациях сотрудников кафедры сестринского дела ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет».
Проблемы (трудности), возникшие в процессе летней производственной практики у студентов первого курса педиатрического факультета Кировского ГМУ
Ранг |
Проблемы (трудности) |
Число ответов |
% ответов |
% от числа студентов |
1 |
Отсутствие навыков заполнения документации |
78 |
14,4 |
72,2 |
2 |
Недостаточно практических умений и навыков |
73 |
13,5 |
67,6 |
3 |
Недостаток практики по алгоритмам манипуляций |
66 |
12,2 |
61,1 |
4 |
Недостаток знаний в общении с пациентами |
42 |
7,8 |
38,9 |
5 |
Недостаточный объем (срок) практики |
35 |
6,5 |
32,4 |
6 |
Неуверенность в практических навыках |
33 |
6,1 |
30,6 |
7 |
Недостаточное знание применяемых в работе средств |
32 |
5,9 |
29,6 |
8 |
Недостаток знаний по действующим нормативным актам |
30 |
5,6 |
27,8 |
9 |
Недостаток знаний по применяемым санэпидрежимам |
29 |
5,4 |
26,9 |
10 |
Недостаток знаний при общении с коллегами |
28 |
5,2 |
25,9 |
11 |
Отсутствие помощи со стороны младшего медицинского персонала |
27 |
5,0 |
25,0 |
12 |
Недостаток теоретических знаний |
26 |
4,8 |
24,1 |
13 |
Незнание современных применяемых программ ЭВМ в здравоохранении |
25 |
4,6 |
23,1 |
14 |
Недостаточное владение компьютером |
16 |
3,0 |
14,8 |
Итого |
540 ответов |
100,0 |
108 студентов |
Таким образом, изучив возникающие проблемы при прохождении студентами первого курса педиатрического факультета летней практики по направлению «Помощник младшего медицинского персонала», можно сделать следующие выводы:
1. Производственная практика для студентов медицинского вуза является важным продолжением теоретической подготовки в течение учебного года и учебной практики и позволяет повысить уровень их теоретических знаний, а также практических умений и навыков, дает дальнейшую мотивацию для обучения по медицинской направленности.
2. Необходимо уделять больше внимания возникающим у студентов после первого курса (в частности – педиатрического факультета) первоочередным трудностям (отсутствие навыков заполнения документации; недостаток практических умений и навыков; недостаток учебной практики по алгоритмам манипуляций; недостаток знаний в общении с пациентами и др.).
3. Руководителям практики и преподавателям учебных занятий в медицинском вузе на последующих курсах обучения необходимо выяснять возникшие у студентов трудности и планомерно их решать, подготавливая выпускников к следующим этапам практики и к их дальнейшей самостоятельной работе.
4. Необходимо также продолжать изучение возникающих у студентов проблем на последующих курсах, на других кафедрах и на других факультетах медицинского вуза.
Библиографическая ссылка
Походенько И.В., Мухачева Е.А., Шипицына В.В., Маркова Г.А., Мамедова С.М. ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОМОЩНИК МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 6. – С. 36-40;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1785 (дата обращения: 22.11.2024).