В современных, стремительно развивающихся условиях обществу требуются выпускники высших учебных заведений (в нашем случае – медицинского профиля), имеющие опыт практической деятельности, в том числе полученный в процессе учебно-производственной практики. В результате полученных практических навыков молодые специалисты должны стать конкурентоспособными и в плане дальнейшего продолжения образования, и в плане работы в клинике [1].
Поэтому практическая подготовка будущих специалистов с высшим медицинским образованием является одним из важнейших условий выполнения государственной политики в области повышения качества медицинского образования будущих врачей [2].
Полем деятельности, где будущие специалисты в области медицины развивают свои мыслительные способности, приобретают и совершенствуют практические навыки, осваивают деонтологические нормы и опыт общения с коллегами, становятся лечебно-профилактические учреждения, на базе которых будущие врачи проходят практическую подготовку. В настоящее время работ, посвященных избранной тематике, в доступном варианте имеется лишь незначительное количество [3, 4].
При этом производственная практика является немаловажным звеном исполнения стандарта образования, который способствует развитию студента как личности и будущего профессионала, помогает формированию профессиональных компетенций будущего специалиста [5].
Но в процессе практики у студентов неизбежно появляются различные проблемы, которые порой не дают начинающим студентам в этот период получить качественные профессиональные компетенции.
Целью данной работы явилось: своевременное выявление проблем, возникающих в процессе прохождения практики у студентов-медиков, и разработка путей устранения этих проблем, что должно улучшить подготовку будущего специалиста к практической работе, совершенствуя качество получаемых в медицинском вузе знаний и умений.
Задачи исследования: изучить проблемы (трудности) при прохождении летней производственной практики у студентов-медиков после первого курса педиатрического факультета по направлению «Помощник младшего медицинского персонала»; выделить приоритетные (наиболее часто встречающиеся) трудности у студентов после первого курса; наметить пути решения возникающих проблем.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач было проведено анкетирование 108 студентов педиатрического факультета.
Анкета для опроса была разработана коллективом кафедры сестринского дела Кировского ГМУ (зав. кафедрой – к.м.н., доцент Е.А. Мухачева).
Средний возраст проходивших практику студентов первого курса составил 18,6 лет с ошибкой (+–) 0,4 года (всего – с 18 до 20 лет); женского пола было опрошено 87 человек (80,6 %), мужского – 21 (19,4 %). При этом 84 студента из опрошенных проходили практику в учреждениях здравоохранения города Кирова (77,8 %), 18 – в районных больницах Кировской области (16,7 %), 6 – за пределами Кировской области (Нижегородская, Костромская, Вологодская, Архангельская области, Республики Марий Эл и Татарстан – 5,5 %).
По итогам практики оценку «отлично» получили 77 человек (71,3 %), «хорошо» – 31 человек (28,7 %). Соотношение оценок «отлично» и «хорошо» составляло – 5:2.
Результаты исследования и их обсуждение
Подведя итоги анкетирования, были выявлены следующие результаты. Из 25 вопросов анкеты студентам предлагалось выбрать не менее 5 ответов по возникшим проблемам (трудностям) в процессе практики. В результате из 25 возможных проблем у студентов педиатрического факультета не было использовано 11 ответов (44,0 %). При этом в аналогичном анкетировании студентов лечебного факультета не было ни разу упомянуто только 8 предложенных в анкете вариантов (32,0 %). При этом все опрошенные студенты были удовлетворены результатами прохождения летней производственной практики после первого курса (не зависимо от базы ее прохождения) – они понимали всю важность практических навыков в начале своего профессионального пути. Ни один человек не ответил положительно на предлагаемый вариант: «Неудовлетворенность данной практикой».
В целом результаты ответов по возникшим проблемам представлены в таблице.
В то же время 35 человек из числа опрошенных (32,4 %) считали «недостаточным срок практики» и желали бы увеличить ее продолжительность с целью совершенствования получаемых практических навыков. Абсолютное большинство участвующих в анкетировании студентов отметило положительную психологическую атмосферу в коллективах лечебных учреждений, где они проходили производственную практику.
В общении с пациентами студенты педиатрического факультета также не ощущали дискомфорта (что, кстати, проявилось у студентов лечебного факультета, которые отметили «некорректное поведение пациентов» в общении: не доверяя «практикантам», некоторые пациенты относились к ним заведомо предвзято, а иногда – реально негативно). В то же время благоприятные межличностные отношения среди медицинских работников и студентов в коллективе являлись мощным положительным фактором обучения в период прохождения летней производственной практики.
Не отметили в анкете студенты педиатрического факультета следующие предположительные проблемы (трудности): «Недостаток знаний деонтологических норм и правил в общении с пациентами и коллегами», «Недостаток знаний в соблюдении субординации в процессе практики в лечебном учреждении», «Неуверенность в знаниях, полученных на теоретических занятиях», «Завышенная самооценка перед практикой», «В период практики возникли проблемы со здоровьем», «Несоблюдение режима в отделениях», «Отсутствие условий для соблюдения санэпидрежима», «Завышенные требования со стороны медсестер».
Перечисленные проблемы (трудности) у студентов педиатрического факультета не возникли, хотя при определенной внимательности и наблюдательности преподавателей можно было выявить первые «звоночки» этих проблем.
Так, в устных разговорах от некоторых студентов звучали иногда недовольные слова о поведении пациентов в стационарах, когда те не всегда разрешали студентам проводить или участвовать в проведении некоторых манипуляций (хотя из ситуации очевидно, что студенты после первого курса еще не вполне владеют нормами этики и деонтологии в медицине и еще не понимают того, что они сами в создавшихся ситуациях не смогли найти соответствующих подходов к пациентам – что, хочется надеяться, разовьется у них в процессе дальнейшей учебной деятельности).
Другим примером пока еще неадекватного поведения студентов младших курсов медицинского вуза на практике можно назвать недовольство некоторых студентов (чаще – студенток) поведением штатного младшего медицинского персонала в отделениях, когда студенты считали их требования завышенными, а на самом деле это являлось не чем иным, как «недостатком знаний в соблюдении субординации».
Еще один пример: в устных высказываниях некоторых студентов встречались недовольства тем, что им мало доверяли и мало давали применять полученные ими навыки на практике – при этом данные студенты не хотели принимать, что сотрудникам отделений с имевшимся у них опытом работы виднее со стороны способности практикантов к той или иной деятельности…
Из этих примеров видно, что «на лицо» – результат высокой (не самокритичной) самооценки, что в анкете проявилось отсутствием ответов на пункты «Недостаток знаний в соблюдении субординации» и «Завышенная самооценка перед практикой».
Аналогичные сравнения в поведении и ответах студентов на вопросы анкеты после практики первого курса можно было бы еще продолжить, но такие примеры найдутся в «копилке» каждого преподавателя, который курировал практику студентов медицинских вузов после первого курса.
Также студенты педиатрического факультета ничего не вписали в графу – «Другие трудности (проблемы)». Думаем, что им на этом этапе обучения также не хватило имеющегося опыта.
Переходя к анализу встретившихся проблем, необходимо отметить, что у 108 студентов всего было отмечено 540 трудностей (проблем). Эти проблемы (как уже отмечалось) были выделены по 14 вопросам (из предложенных 25), т.е. в среднем на выбранные вопросы было по 39 ответов.
Подробнее мы решили коснуться анализа тех вопросов, на которые было больше 39 ответов (больше среднестатистической величины) – этих вопросов оказалось 4, и по рангу они распределились следующим образом.
На первом месте (78 ответов, что составило 14,4 % из числа ответов и 72,2 % из числа лиц) – проблема «Отсутствие навыков заполнения документации». По результатам ответов практикующихся на данный вид трудностей и выхода ее на первое место среди проблем в процессе последующей учебы на кафедре сестринского дела стало больше внимания уделяться заполнению и оформлению медицинской документации.
На втором месте (73 ответа – 13,5 % из числа ответов и 67,6 % из числа лиц соответственно) – проблема «Недостаток практических умений и навыков». При дальнейшей детализации этого пункта оказалось, что большинству студентов было недостаточно времени, отведенного на занятиях в симуляционном центре. Ответом кафедры на эту проблему не может быть удлинение занятий в АСО (расписание занятий в данном центре составляется заранее на учебный год и сразу на все кафедры университета), но работники кафедры могут организовать более интенсивную работу студентов в отведенное для них время, увеличив число и разновидность получаемых умений и навыков, в таком варианте скомпенсировав «недостаток практических умений и навыков», что и было предпринято преподавателями кафедры. Оценку этого нововведения студентами можно ожидать лишь после их анкетирования при прохождении следующей практики.
На третьем месте (66 ответов, или 12,2 % из числа всех ответов и 61,6 % из числа анкетированных лиц) – проблема «Недостаток учебной практики по алгоритмам манипуляций». К этому ответу и относилось недовольство студентов тем, что им мало доверяли и мало давали применять полученные ими в АСО умения и навыки на практике в клинических условиях. Для учета количества проведенных студентами в ходе учебной практики алгоритмов манипуляций сотрудниками кафедры сестринского дела был разработан «Лист практических умений и навыков», который заполняется каждым студентом после занятия в период учебной практики – заносится число примененных алгоритмов и сравнивается в конце цикла с рекомендованным количеством, что влияет на результаты сдачи зачета по дисциплине.
И на четвертом месте (42 ответа – 7,8 % от числа всех ответов и 38,9 % из числа анкетированных лиц соответственно) – «Недостаток знаний в общении с пациентами». Учитывая выявившийся высокий рейтинг этого недостатка, коллективом кафедры сестринского дела была проведена конференция для студентов 1–2 курса университета на тему «Необходимые знания и умения для общения студентов медвуза с пациентами».
В круг рассмотренных на конференции вопросов вошли как рекомендации по непосредственному общению студентов с пациентами и их родственниками, так и многие окружающие эту проблему темы, а именно: морально-этическое сопровождение общения с пациентами, эстетические нюансы при общении с пациентами и их родственниками, роль знания правовых аспектов медицинскими работниками для бесконфликтного общения в стенах лечебных учреждений и т.д.
Далее по рангу следовали трудности: «Неуверенность в практических навыках» (33 ответа – 6,1 % и 30,6 % соответственно), «Недостаточное знание применяемых в работе средств» (32 ответа – 5,9 % и 29,6 %), «Недостаток знаний в области действующих нормативных актов» (30 ответов – 5,6 % и 27,8 % соответственно).
Еще 6 оставшихся ответов вместе с описанными выше также были представлены в таблице: недостаток знаний по применяемым санитарно-эпидемическим режимам; недостаток знаний при общении с коллегами; отсутствие помощи со стороны младшего медицинского персонала; недостаток теоретических знаний; незнание современных применяемых программ ЭВМ в здравоохранении; недостаточное владение компьютером.
По всем перечисленным, но менее значительным проблемам на кафедре также ведется работа по подготовке предложений для совершенствования знаний студентов, их практических умений и навыков.
Далее, на основании выявленных трудностей (проблем) студентам предлагалось во второй части данной же анкеты аналогичным образом проранжировать (минимум до 5-го ранга) их предложения по возникшим у них в процессе летней производственной практики проблемам (трудностям).
Предложения студентов педиатрического факультета в настоящее время находятся в обработке, также начинается работа по аналогичным анкетам студентов лечебного факультета, что и будет отражено в последующих публикациях сотрудников кафедры сестринского дела ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет».
Проблемы (трудности), возникшие в процессе летней производственной практики у студентов первого курса педиатрического факультета Кировского ГМУ
Ранг |
Проблемы (трудности) |
Число ответов |
% ответов |
% от числа студентов |
1 |
Отсутствие навыков заполнения документации |
78 |
14,4 |
72,2 |
2 |
Недостаточно практических умений и навыков |
73 |
13,5 |
67,6 |
3 |
Недостаток практики по алгоритмам манипуляций |
66 |
12,2 |
61,1 |
4 |
Недостаток знаний в общении с пациентами |
42 |
7,8 |
38,9 |
5 |
Недостаточный объем (срок) практики |
35 |
6,5 |
32,4 |
6 |
Неуверенность в практических навыках |
33 |
6,1 |
30,6 |
7 |
Недостаточное знание применяемых в работе средств |
32 |
5,9 |
29,6 |
8 |
Недостаток знаний по действующим нормативным актам |
30 |
5,6 |
27,8 |
9 |
Недостаток знаний по применяемым санэпидрежимам |
29 |
5,4 |
26,9 |
10 |
Недостаток знаний при общении с коллегами |
28 |
5,2 |
25,9 |
11 |
Отсутствие помощи со стороны младшего медицинского персонала |
27 |
5,0 |
25,0 |
12 |
Недостаток теоретических знаний |
26 |
4,8 |
24,1 |
13 |
Незнание современных применяемых программ ЭВМ в здравоохранении |
25 |
4,6 |
23,1 |
14 |
Недостаточное владение компьютером |
16 |
3,0 |
14,8 |
Итого |
540 ответов |
100,0 |
108 студентов |
Таким образом, изучив возникающие проблемы при прохождении студентами первого курса педиатрического факультета летней практики по направлению «Помощник младшего медицинского персонала», можно сделать следующие выводы:
1. Производственная практика для студентов медицинского вуза является важным продолжением теоретической подготовки в течение учебного года и учебной практики и позволяет повысить уровень их теоретических знаний, а также практических умений и навыков, дает дальнейшую мотивацию для обучения по медицинской направленности.
2. Необходимо уделять больше внимания возникающим у студентов после первого курса (в частности – педиатрического факультета) первоочередным трудностям (отсутствие навыков заполнения документации; недостаток практических умений и навыков; недостаток учебной практики по алгоритмам манипуляций; недостаток знаний в общении с пациентами и др.).
3. Руководителям практики и преподавателям учебных занятий в медицинском вузе на последующих курсах обучения необходимо выяснять возникшие у студентов трудности и планомерно их решать, подготавливая выпускников к следующим этапам практики и к их дальнейшей самостоятельной работе.
4. Необходимо также продолжать изучение возникающих у студентов проблем на последующих курсах, на других кафедрах и на других факультетах медицинского вуза.