Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ

Киселева В.В. 1 Белоконова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье анализируются актуальные вопросы организации обучения иностранных студентов в медицинских вузах на примере кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Курского государственного медицинского университета. На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии учебно-воспитательный процесс носит личностно-ориентированный характер. Уделяется большое внимание работе по адаптации иностранных учащихся, имеющих разный уровень базовой подготовки. Созданы условия для изучения дисциплин как на русском, так и на английском языках, подготовлены и используются: банк лекционного материала по всем изучаемым темам; мультимедийные лекции, банк тестов, ситуационных и проблемных задач, мультимедийные пособия, видеофильмы, учебно-методические разработки с расширенными вариантами по темам, при изучении которых студенты испытывают затруднения, проблемный подход к чтению лекций и организации дискуссий на практических занятиях. Студентам предлагаются ситуации, решение которых требует междисциплинарных, системных знаний. Разработана инновационная программа курса по тропическим инфекциям. Изданы учебные пособия на английском языке по преподаваемым дисциплинам. Разработаны методические рекомендации по проведению практического занятия в виде деловой игры на русском и английском языках. Приведены данные социологического опроса иностранных студентов об эффективности организации преподавания дисциплин на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии.
кафедра инфекционных болезней
иностранные студенты
учебный процесс
1. Сергеева О.А. Эмоциональная культура как компонент педагогической деятельности // Высшее образование сегодня. 2009. № 6. С. 64–66.
2. Серева Д.О., Андонова А.Н. Об адаптации иностранных студентов к поликультурной образовательной среде вуза // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3. С. 72–82.
3. Худобина О.Ф. Психологические барьеры и факторы их преодоления в процессе билингвального обучения в вузе (на примере обучения иностранных студентов-медиков): монография. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. 224 с.
4. Иванов А.Г., Мирзоева В.М., Кузнецова А.А., Сайед К. Об основных тенденциях обучения иностранных учащихся в медицинском вузе // Медицинское образование и вузовская наука. 2013. № 2 (4). С. 86–88.
5. Скляр Е.С. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования г. Курска (на примере Курского государственного медицинского университета) // Иннова. 2018. № 6 (39) [Электронный ресурс]. URL: http://www.innov.ru/science/economy/eksport-obrazovatelnykh-uslug-v-sis (дата обращения: 22.11.2018).

В настоящее время медицинское образование в России является востребованным и престижным для иностранных граждан.

Российские вузы за последние десятилетия подготовили большое количество иностранных специалистов и с каждым годом число иностранных граждан, обучающихся в России, только растет. Однако обучение иностранных граждан имеет ряд особенностей и требует особого подхода при проведении учебного процесса.

При обучении иностранных студентов в нашей стране необходимо учитывать такое явление, как «культурный шок». Он возникает, когда исчезают психологические факторы, помогающие студенту адаптироваться в новом обществе. Появляется ряд новых факторов, таких как климат, одежда, еда, религия, обычаи, отсутствие семьи, что приводит к определенному психологическому дискомфорту и может затруднять усвоение материала [1].

Процесс адаптации иностранных студентов является важным компонентом учебного процесса. Адаптация происходит на всех уровнях: психологическом, бытовом, климатическом, языковом, это приводит к повышенным эмоциональным и физическим нагрузкам. Это должны учитывать педагоги и учебно-вспомогательный персонал вузов, чтобы поведение иностранных студентов не воспринималось как непонятное или странное и не вызывало негативную реакцию [2].

При обучении иностранных студентов, как правило, не учитываются их индивидуальные особенности, а также присутствие в одной группе студентов с разной этнокультурной принадлежностью, что, несомненно, влияет на процесс обучения [3].

При обучении иностранных студентов на всех кафедрах необходимо определить единые требования, создать единые условия для обучения и освоения учебного плана. Однако следует учитывать и некоторые особенности: ограниченные навыки языкового общения, другой уровень базовых знаний, иное мировоззрение [4].

Одним из приоритетных направлений деятельности Курского государственного медицинского университета выступает как раз комплекс воспитательных задач и обеспечение климата, способствующего гармоничному развитию личности, удовлетворению основных высших социальных потребностей, созданию условий для самоактуализации личности.

Цель исследования: анализ особенностей организации обучения иностранных студентов в КГМУ на примере кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии с целью разработки мероприятий по улучшению качества образования.

Иностранные студенты обучаются в КГМУ уже на протяжении более 25 лет, начиная с 1990 г., когда впервые на обучение в наш университет прибыли иностранные студенты из Индии, Марокко, Сирии. В настоящее время медицинское образование, получаемое иностранными гражданами в КГМУ, считается престижным и востребованным, в связи с чем количество студентов, прибывающих на обучение из стран Азии, Африки, Латинской Америки заметно увеличивается и уже составляет 35 % от общей численности студентов [5].

Так как иностранные студенты являются показателем эффективности работы вуза, КГМУ старается повысить качество услуг, оказываемых иностранным гражданам. Для этого внедряются инновационные методы обучения иностранных студентов, повышается профессиональный и педагогический, языковой уровень профессорско-преподавательского состава. Ежегодно среди студентов международного факультета проводится социологический опрос по удовлетворенности качеством оказываемых услуг для выяснения проблем подготовки иностранных граждан и разработки путей их устранения.

В КГМУ преподавание дисциплин иностранным гражданам ведется как на английском, так и на русском языках. Иностранных граждан, обучающихся на русском языке, формируют в отдельные группы, их присоединяют к группам русских студентов, с которыми они посещают лекции, практические занятия. Основную долю иностранных студентов составляют лица, обучающиеся с использованием языка-посредника (английского). Для обучения иностранных студентов с использованием языка-посредника привлекается профессорско-преподавательский состав кафедры, владеющий английским языком.

В условиях работы системы менеджмента качества образования и в рамках утвержденных учебных программ кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии стремится максимально приблизиться к достижению уровня обучения студентов, отвечающего требованиям, которые предъявляются международной системой образования. В связи с этим к работе со студентами международного факультета привлечены опытные преподаватели, прошедшие специальную подготовку и отличающиеся высоким профессионализмом и интеллигентностью. Ежегодно преподаватели кафедры совершенствуют свое мастерство, участвуя в конференциях, семинарах, обучаясь на циклах повышения квалификации.

В центре образовательного и воспитательного процесса на нашей кафедре находится именно студент. Это касается учащихся любой национальности. Иностранные студенты при поступлении в вуз лишаются привычной повседневной поддержки близких и приобретают груз огромной ответственности по обеспечению быта, организации труда, а главное, адаптации в новой психофизиологической и социокультурной среде. Это приводит к стрессу, преодолеть который помогает профессорско-преподавательский состав кафедры.

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии подготовка специалистов соответствует государственным профессиональным стандартам и учебным планам, которые обеспечивают единство учебно-воспитательного и научного процесса. По всем преподаваемым дисциплинам на основе типовых учебных программ составлены рабочие программы, отражающие современный уровень организации преподавания, фундаментальность содержания лекций и практическую направленность практических занятий, а также материальное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса. В рабочие учебные программы включены проблемы, актуальные для здравоохранения зарубежных стран. Рабочие учебные программы на нашей кафедре ежегодно обновляются (в пределах 20 % объема материалов) в соответствии с новейшими достижениями науки по каждой дисциплине.

Для проведения текущего, промежуточного, рубежного, экзаменационного контроля, «выживаемости» знаний на кафедре создан банк тестовых заданий, наборы ситуационных задач, экзаменационные билеты. Ежегодно проводится контроль и совершенствование тестовых заданий и экзаменационных билетов, их соответствие типовым программам, в частности полнота отражения обновленных программ и однозначность вопросов.

Формы обучения, используемые при подготовке иностранных студентов на нашей кафедре, аналогичны формам обучения, используемым при подготовке русских студентов:

– Лекции;

– Практические занятия;

– Самостоятельная работа;

– Практические навыки;

– Научно-исследовательская работа.

Так же как и для русских студентов, существует балльно-рейтинговая система оценки уровня знаний, на основании которого выставляется итоговая оценка по всем преподаваемым дисциплинам на кафедре.

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ обучение студентов международного факультета начинается на 3-м курсе с дисциплины эпидемиология. Изучаются звенья эпидемического процесса, формы его проявления, виды паразитарных систем, факторы, влияющие на эпидемический процесс. Большое внимание уделяется изучению мероприятий, проводимых в эпидемическом очаге, методам и способам дезинфекции и стерилизации. Отдельная тема посвящена вопросам вакцинопрофилактики, изучаются национальные календари профилактических прививок России и разных стран, акцент делается на национальные календари тех стран, из которых обучаются студенты в данной конкретной группе.

На 5 и 6 курсах иностранные студенты изучают инфекционные болезни, изучение дисциплины заканчивается экзаменом. На 5 курс иностранные студенты приходят уже с необходимым «багажом» знаний по биологии, микробиологии, эпидемиологии, внутренним болезням, что, несомненно, влияет на их успеваемость и овладение основными профессиональными компетенциями. Большое внимание уделяется особенностям той или иной нозологии тех стран, из которых прибыли иностранные студенты. Качество курации больных зависит от уровня владения русским языком, в большинстве своем иностранцы имеют достаточно хороший уровень владения русским языком, позволяющий им свободно общаться с русскими больными и персоналом инфекционной больницы.

На 6 курсе иностранные студенты изучают тропические болезни. Сотрудниками кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии разработан и внедрен в образовательный процесс элективный курс «Тропические инфекции», который является частью межкафедрального курса «Тропические болезни». Элективный курс является инновационным проектом и преподается как русскоговорящим, так и англоговорящим иностранным студентам. При составлении программы были учтены пожелания иностранных представителей медицинских Советов соответствующих государств. В связи с затруднением демонстрации пациентов с тропические заболеваниями, наглядность изучаемого материала обеспечена подготовленными для каждого занятия мультимедийными презентациями.

В связи с тем, что в ряде случаев отсутствуют тематические больные, ввиду сезонности, эндемичности некоторых инфекционных заболеваний или из-за одновременного присутствия на кафедре большого количества групп, курация инфекционных больных затруднена. Мы решили эту проблему путем создания копий реальных историй болезни редко встречающихся нозологий, а также созданием деловой игры «Чума. Холера» на английском языке. Проведение практического занятия в виде деловой игры позволяет студенту в более привычной для него обстановке отработать навык выявления особо опасных инфекций, изучить принципы диагностики, а также отработать алгоритм проведения противоэпидемических мероприятий в случае выявления особо опасной инфекции в стационаре, поликлинике, на дому, в поезде и т.д.

При подготовке к практическим занятиям иностранные студенты отдают предпочтение использованию кратких источников из интернета, реже специальной медицинской литературы на английском языке. Для более успешного освоения дисциплин нами созданы учебные пособия по эпидемиологии (для 3 курса) и по инфекционным болезням в двух частях (для 5 и для 6 курсов), где в достаточном объеме, в наиболее доступной форме представлен весь необходимый материал.

Преподаватели кафедры сталкиваются с определенными трудностями – это и разное вероисповедание, которое сказывается на посещаемости и на качестве освоения профессиональными компетенциями, студенты часто испытывают сложности и с английским языком, обусловленные наличием сильно выраженного акцента, что затрудняет преподавателю адекватное понимание ответов во время опроса. Однако эффективный процесс воспитания и обучения обеспечивается правильно построенной системой взаимоотношений между педагогом и обучаемым. Мы твердо придерживаемся точки зрения, что нельзя унижать достоинство студента. Учащиеся видят в лице преподавателей не только профессионалов, но и авторитетных советчиков и помощников в различных сферах их деятельности.

Несмотря на инновации в воспитательной работе, консервативного в ней много, так как неизменны нравственные ценности и необходимость воспитания здорового образа жизни, воспитания таких морально-нравственных ценностей, как толерантность, гуманизм, готовность сотрудничать с людьми, отличающимися по внешности, языку, обычаям, религиозным взглядам.

Успешность социокультурной и психофизиологической адаптации в значительной степени зависит от осознания учащимся высокой профессиональной содержательности и востребованности получаемых знаний.

Как правило, иностранные учащиеся прагматично относятся к образовательному процессу, поэтому на каждой лекции используется мотивационно-эмоциональный фактор процесса обучения.

Студенты-иностранцы отличаются от отечественных студентов, имея отличную от российской подготовку к обучению в высшей школе, иную систему образования в своих странах, иной менталитет и традиции. Поэтому на каждом практическом занятии преподаватели уделяют большое внимание актуальности темы, распространенности заболевания, алгоритмам использования полученных знаний на практике.

Особое внимание уделяется созданию атмосферы, положительно влияющей на образовательно-воспитательный процесс. Это, прежде всего, атмосфера сотрудничества, комфортный социально-психологический климат.

Обучение и воспитание иностранных студентов, их мнение о качестве образования в университете имеют большое значение для престижа высшего учебного заведения и страны за рубежом. С целью оценки качества образования на нашей кафедре был проведен социологический опрос студентов международного факультета 6 курса. На основании проведенных социологических исследований выявлено, что иностранные студенты довольны качеством и уровнем учебного материала, преподаваемого в рамках дисциплин нашей кафедры. Приятно, что, по мнению большинства респондентов, кафедре удалось создать атмосферу сотрудничества и комфортные социально-психологические отношения в системе «студент – лектор», «студент – преподаватель» положительно влияющие на образовательный процесс. Важным разделом воспитательной работы кафедры, которое явно приветствуется иностранными учащимися, является воспитание здорового образа жизни, культуры межнационального общения.

Таким образом, на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии учебно-воспитательный процесс носит личностно-ориентрованный характер. Уделяется большое внимание работе по адаптации иностранных учащихся, имеющих разный уровень базовой подготовки. Созданы условия для изучения дисциплин как на русском, так и на английском языках, подготовлены и используются: банк лекционного материала по всем изучаемым темам, мультимедийные лекции, банк тестов, ситуационных и проблемных задач, мультимедийные пособия, видеофильмы, учебно-методические разработки с расширенными вариантами по темам, при изучении которых студенты испытывают затруднения, проблемный подход к чтению лекций и организации дискуссий на практических занятиях. Студентам предлагаются ситуации, решение которых требует междисциплинарных, системных знаний. Разработана инновационная программа курса по тропическим инфекциям, учитывающая рекомендации зарубежных потребителей. Для более качественной и успешной подготовки студентов к практическим занятиям изданы учебные пособия на английском языке по преподаваемым дисциплинам. Разработаны методические рекомендации по проведению практического занятия в виде деловой игры на русском и английском языках.

Все это помогло существенно повысить степень удовлетворенности иностранных учащихся качеством образовательных услуг, о чем свидетельствует в целом положительная оценка кафедры и профессорско-преподавательского состава по данным социологического опроса.


Библиографическая ссылка

Киселева В.В., Белоконова Л.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 6. – С. 16-19;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1781 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674