В настоящее время медицинское образование в России является востребованным и престижным для иностранных граждан.
Российские вузы за последние десятилетия подготовили большое количество иностранных специалистов и с каждым годом число иностранных граждан, обучающихся в России, только растет. Однако обучение иностранных граждан имеет ряд особенностей и требует особого подхода при проведении учебного процесса.
При обучении иностранных студентов в нашей стране необходимо учитывать такое явление, как «культурный шок». Он возникает, когда исчезают психологические факторы, помогающие студенту адаптироваться в новом обществе. Появляется ряд новых факторов, таких как климат, одежда, еда, религия, обычаи, отсутствие семьи, что приводит к определенному психологическому дискомфорту и может затруднять усвоение материала [1].
Процесс адаптации иностранных студентов является важным компонентом учебного процесса. Адаптация происходит на всех уровнях: психологическом, бытовом, климатическом, языковом, это приводит к повышенным эмоциональным и физическим нагрузкам. Это должны учитывать педагоги и учебно-вспомогательный персонал вузов, чтобы поведение иностранных студентов не воспринималось как непонятное или странное и не вызывало негативную реакцию [2].
При обучении иностранных студентов, как правило, не учитываются их индивидуальные особенности, а также присутствие в одной группе студентов с разной этнокультурной принадлежностью, что, несомненно, влияет на процесс обучения [3].
При обучении иностранных студентов на всех кафедрах необходимо определить единые требования, создать единые условия для обучения и освоения учебного плана. Однако следует учитывать и некоторые особенности: ограниченные навыки языкового общения, другой уровень базовых знаний, иное мировоззрение [4].
Одним из приоритетных направлений деятельности Курского государственного медицинского университета выступает как раз комплекс воспитательных задач и обеспечение климата, способствующего гармоничному развитию личности, удовлетворению основных высших социальных потребностей, созданию условий для самоактуализации личности.
Цель исследования: анализ особенностей организации обучения иностранных студентов в КГМУ на примере кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии с целью разработки мероприятий по улучшению качества образования.
Иностранные студенты обучаются в КГМУ уже на протяжении более 25 лет, начиная с 1990 г., когда впервые на обучение в наш университет прибыли иностранные студенты из Индии, Марокко, Сирии. В настоящее время медицинское образование, получаемое иностранными гражданами в КГМУ, считается престижным и востребованным, в связи с чем количество студентов, прибывающих на обучение из стран Азии, Африки, Латинской Америки заметно увеличивается и уже составляет 35 % от общей численности студентов [5].
Так как иностранные студенты являются показателем эффективности работы вуза, КГМУ старается повысить качество услуг, оказываемых иностранным гражданам. Для этого внедряются инновационные методы обучения иностранных студентов, повышается профессиональный и педагогический, языковой уровень профессорско-преподавательского состава. Ежегодно среди студентов международного факультета проводится социологический опрос по удовлетворенности качеством оказываемых услуг для выяснения проблем подготовки иностранных граждан и разработки путей их устранения.
В КГМУ преподавание дисциплин иностранным гражданам ведется как на английском, так и на русском языках. Иностранных граждан, обучающихся на русском языке, формируют в отдельные группы, их присоединяют к группам русских студентов, с которыми они посещают лекции, практические занятия. Основную долю иностранных студентов составляют лица, обучающиеся с использованием языка-посредника (английского). Для обучения иностранных студентов с использованием языка-посредника привлекается профессорско-преподавательский состав кафедры, владеющий английским языком.
В условиях работы системы менеджмента качества образования и в рамках утвержденных учебных программ кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии стремится максимально приблизиться к достижению уровня обучения студентов, отвечающего требованиям, которые предъявляются международной системой образования. В связи с этим к работе со студентами международного факультета привлечены опытные преподаватели, прошедшие специальную подготовку и отличающиеся высоким профессионализмом и интеллигентностью. Ежегодно преподаватели кафедры совершенствуют свое мастерство, участвуя в конференциях, семинарах, обучаясь на циклах повышения квалификации.
В центре образовательного и воспитательного процесса на нашей кафедре находится именно студент. Это касается учащихся любой национальности. Иностранные студенты при поступлении в вуз лишаются привычной повседневной поддержки близких и приобретают груз огромной ответственности по обеспечению быта, организации труда, а главное, адаптации в новой психофизиологической и социокультурной среде. Это приводит к стрессу, преодолеть который помогает профессорско-преподавательский состав кафедры.
На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии подготовка специалистов соответствует государственным профессиональным стандартам и учебным планам, которые обеспечивают единство учебно-воспитательного и научного процесса. По всем преподаваемым дисциплинам на основе типовых учебных программ составлены рабочие программы, отражающие современный уровень организации преподавания, фундаментальность содержания лекций и практическую направленность практических занятий, а также материальное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса. В рабочие учебные программы включены проблемы, актуальные для здравоохранения зарубежных стран. Рабочие учебные программы на нашей кафедре ежегодно обновляются (в пределах 20 % объема материалов) в соответствии с новейшими достижениями науки по каждой дисциплине.
Для проведения текущего, промежуточного, рубежного, экзаменационного контроля, «выживаемости» знаний на кафедре создан банк тестовых заданий, наборы ситуационных задач, экзаменационные билеты. Ежегодно проводится контроль и совершенствование тестовых заданий и экзаменационных билетов, их соответствие типовым программам, в частности полнота отражения обновленных программ и однозначность вопросов.
Формы обучения, используемые при подготовке иностранных студентов на нашей кафедре, аналогичны формам обучения, используемым при подготовке русских студентов:
– Лекции;
– Практические занятия;
– Самостоятельная работа;
– Практические навыки;
– Научно-исследовательская работа.
Так же как и для русских студентов, существует балльно-рейтинговая система оценки уровня знаний, на основании которого выставляется итоговая оценка по всем преподаваемым дисциплинам на кафедре.
На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ обучение студентов международного факультета начинается на 3-м курсе с дисциплины эпидемиология. Изучаются звенья эпидемического процесса, формы его проявления, виды паразитарных систем, факторы, влияющие на эпидемический процесс. Большое внимание уделяется изучению мероприятий, проводимых в эпидемическом очаге, методам и способам дезинфекции и стерилизации. Отдельная тема посвящена вопросам вакцинопрофилактики, изучаются национальные календари профилактических прививок России и разных стран, акцент делается на национальные календари тех стран, из которых обучаются студенты в данной конкретной группе.
На 5 и 6 курсах иностранные студенты изучают инфекционные болезни, изучение дисциплины заканчивается экзаменом. На 5 курс иностранные студенты приходят уже с необходимым «багажом» знаний по биологии, микробиологии, эпидемиологии, внутренним болезням, что, несомненно, влияет на их успеваемость и овладение основными профессиональными компетенциями. Большое внимание уделяется особенностям той или иной нозологии тех стран, из которых прибыли иностранные студенты. Качество курации больных зависит от уровня владения русским языком, в большинстве своем иностранцы имеют достаточно хороший уровень владения русским языком, позволяющий им свободно общаться с русскими больными и персоналом инфекционной больницы.
На 6 курсе иностранные студенты изучают тропические болезни. Сотрудниками кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии разработан и внедрен в образовательный процесс элективный курс «Тропические инфекции», который является частью межкафедрального курса «Тропические болезни». Элективный курс является инновационным проектом и преподается как русскоговорящим, так и англоговорящим иностранным студентам. При составлении программы были учтены пожелания иностранных представителей медицинских Советов соответствующих государств. В связи с затруднением демонстрации пациентов с тропические заболеваниями, наглядность изучаемого материала обеспечена подготовленными для каждого занятия мультимедийными презентациями.
В связи с тем, что в ряде случаев отсутствуют тематические больные, ввиду сезонности, эндемичности некоторых инфекционных заболеваний или из-за одновременного присутствия на кафедре большого количества групп, курация инфекционных больных затруднена. Мы решили эту проблему путем создания копий реальных историй болезни редко встречающихся нозологий, а также созданием деловой игры «Чума. Холера» на английском языке. Проведение практического занятия в виде деловой игры позволяет студенту в более привычной для него обстановке отработать навык выявления особо опасных инфекций, изучить принципы диагностики, а также отработать алгоритм проведения противоэпидемических мероприятий в случае выявления особо опасной инфекции в стационаре, поликлинике, на дому, в поезде и т.д.
При подготовке к практическим занятиям иностранные студенты отдают предпочтение использованию кратких источников из интернета, реже специальной медицинской литературы на английском языке. Для более успешного освоения дисциплин нами созданы учебные пособия по эпидемиологии (для 3 курса) и по инфекционным болезням в двух частях (для 5 и для 6 курсов), где в достаточном объеме, в наиболее доступной форме представлен весь необходимый материал.
Преподаватели кафедры сталкиваются с определенными трудностями – это и разное вероисповедание, которое сказывается на посещаемости и на качестве освоения профессиональными компетенциями, студенты часто испытывают сложности и с английским языком, обусловленные наличием сильно выраженного акцента, что затрудняет преподавателю адекватное понимание ответов во время опроса. Однако эффективный процесс воспитания и обучения обеспечивается правильно построенной системой взаимоотношений между педагогом и обучаемым. Мы твердо придерживаемся точки зрения, что нельзя унижать достоинство студента. Учащиеся видят в лице преподавателей не только профессионалов, но и авторитетных советчиков и помощников в различных сферах их деятельности.
Несмотря на инновации в воспитательной работе, консервативного в ней много, так как неизменны нравственные ценности и необходимость воспитания здорового образа жизни, воспитания таких морально-нравственных ценностей, как толерантность, гуманизм, готовность сотрудничать с людьми, отличающимися по внешности, языку, обычаям, религиозным взглядам.
Успешность социокультурной и психофизиологической адаптации в значительной степени зависит от осознания учащимся высокой профессиональной содержательности и востребованности получаемых знаний.
Как правило, иностранные учащиеся прагматично относятся к образовательному процессу, поэтому на каждой лекции используется мотивационно-эмоциональный фактор процесса обучения.
Студенты-иностранцы отличаются от отечественных студентов, имея отличную от российской подготовку к обучению в высшей школе, иную систему образования в своих странах, иной менталитет и традиции. Поэтому на каждом практическом занятии преподаватели уделяют большое внимание актуальности темы, распространенности заболевания, алгоритмам использования полученных знаний на практике.
Особое внимание уделяется созданию атмосферы, положительно влияющей на образовательно-воспитательный процесс. Это, прежде всего, атмосфера сотрудничества, комфортный социально-психологический климат.
Обучение и воспитание иностранных студентов, их мнение о качестве образования в университете имеют большое значение для престижа высшего учебного заведения и страны за рубежом. С целью оценки качества образования на нашей кафедре был проведен социологический опрос студентов международного факультета 6 курса. На основании проведенных социологических исследований выявлено, что иностранные студенты довольны качеством и уровнем учебного материала, преподаваемого в рамках дисциплин нашей кафедры. Приятно, что, по мнению большинства респондентов, кафедре удалось создать атмосферу сотрудничества и комфортные социально-психологические отношения в системе «студент – лектор», «студент – преподаватель» положительно влияющие на образовательный процесс. Важным разделом воспитательной работы кафедры, которое явно приветствуется иностранными учащимися, является воспитание здорового образа жизни, культуры межнационального общения.
Таким образом, на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии учебно-воспитательный процесс носит личностно-ориентрованный характер. Уделяется большое внимание работе по адаптации иностранных учащихся, имеющих разный уровень базовой подготовки. Созданы условия для изучения дисциплин как на русском, так и на английском языках, подготовлены и используются: банк лекционного материала по всем изучаемым темам, мультимедийные лекции, банк тестов, ситуационных и проблемных задач, мультимедийные пособия, видеофильмы, учебно-методические разработки с расширенными вариантами по темам, при изучении которых студенты испытывают затруднения, проблемный подход к чтению лекций и организации дискуссий на практических занятиях. Студентам предлагаются ситуации, решение которых требует междисциплинарных, системных знаний. Разработана инновационная программа курса по тропическим инфекциям, учитывающая рекомендации зарубежных потребителей. Для более качественной и успешной подготовки студентов к практическим занятиям изданы учебные пособия на английском языке по преподаваемым дисциплинам. Разработаны методические рекомендации по проведению практического занятия в виде деловой игры на русском и английском языках.
Все это помогло существенно повысить степень удовлетворенности иностранных учащихся качеством образовательных услуг, о чем свидетельствует в целом положительная оценка кафедры и профессорско-преподавательского состава по данным социологического опроса.