Профессионально-прикладная физическая подготовка слушателей специального первоначального обучения образовательных организаций ФСИН России всегда направлена на улучшение уровня их физического развития как посылов совершенствования в разнообразных видах профессиональной деятельности [1, с. 30]. Именно физическая тренировка считается существенным и наиболее действенным средством обеспечения физической готовности слушателей специального первоначального обучения к выполнению служебно-профессиональных задач [2, с. 68]. Также одной из задач специальной физической тренировки считается развитие психических качеств и личностных свойств, в особенности выработка общей психологической стабильности, позволяющей уверенно действовать в экстремальных ситуациях за счет воспитания уверенности в собственных силах [3, с. 35].
При составлении программы физической тренировки для подготовки слушателей специального первоначального обучения к выполнению служебно-профессиональных задач мы исходили из следующих требований:
– упражнения выбирались из специальных разделов физической подготовки слушателей специального первоначального обучения с учетом их преимущественного использования – преодоления препятствий в сочетании с другими упражнениями;
– при проведении тренировки использовалось рациональное сочетание различных форм физической подготовки;
– удельный вес упражнений из раздела «Преодоление препятствий» составлял около 90 % от общего объема средств, используемых на занятиях.
Цель исследования: разработка модели специально-направленной физической тренировки слушателей специального первоначального обучения, с задачей повышения уровня их профессиональной подготовленности.
Материалы и методы исследования
В основу исследования была положена гипотеза о том, что повышение качества выполнения служебно-профессиональных приемов и действий у слушателей специального первоначального обучения может быть гарантировано в обстановке систематичности обучения с использованием рационального сочетания различных форм физической подготовки с использованием упражнений из служебно-прикладных разделов физической подготовки, а именно преодоления препятствий [4, с. 48].
Для участия в исследовании были установлены контрольная группа (КГ) в составе первой группы слушателей специального первоначального обучения (всего 15 человек), экспериментальная группа (ЭГ) в составе второй группы слушателей специального первоначального обучения (всего 15 человек).
Педагогический эксперимент проводился в течение месяца.
Физическая тренировка проводилась на основании Наставления по физической подготовке (НФП-2001), введенного в действие приказом Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России».
В контрольной и экспериментальной группах учебные занятия по физической подготовке были запланированы в соответствии с учебной программой равномерно, в одно и то же время. Распорядок дня и учебно-материальная база по физической подготовке слушателей специального первоначального обучения, участвовавших в эксперименте, были схожими.
Первоначально все слушатели экспериментальной и контрольной групп были протестированы по методикам, определяющим состояние физической и профессиональной подготовленности, функционального состояния и физического развития.
У испытуемых экспериментальной и контрольной групп накануне эксперимента и после его окончания были проверены уровень физической подготовленности (по условиям выполнения упражнений НФП-2001 – бег 1000 метров, подтягивание на перекладине, бег 100 метров, комплексное упражнение на ловкость; физического развития и функционального состояния – рост, вес, окружность груди, жизненная емкость легких). Исходные показатели участников педагогического эксперимента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики показателей уровня физической подготовленности, физического развития и функционального состояния слушателей контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента
№ п/п |
Исследуемые показатели |
х ± m |
х ± m |
ЭГ |
КГ |
||
Физическое развитие и функциональное состояние |
|||
1 |
Вес, кг |
69,45 ± 0,85 |
71,2 ± 0,63 |
2 |
Рост, см |
172,42 ± 0,9 |
173,5 ± 0,8 |
3 |
ЖЕЛ, см |
4167 ± 0,67 |
4235 ± 0,72 |
4 |
Окружность груди, см |
88,34 ± 0,64 |
90,3 ± 0,12 |
Физическая подготовленность |
|||
5 |
Подтягивание на перекладине, раз |
9,54 ± 0,24 |
10,4 ± 0,45 |
6 |
Челночный бег 10х10 м, с |
26,4 ± 0,67 |
26,2 ± 0,7 |
7 |
Бег 1000 м, с |
382,44 ± 2,8 |
389,7 ± 2,9 |
Уровень специальной и физической подготовленности, функционального состояния, физического развития у слушателей специального первоначального обучения экспериментальной и контрольной групп в начальный период эксперимента были практически одинаковыми и достоверных различий не имели. Уровень развития основных физических качеств у слушателей экспериментальной и контрольной групп по НФП-2001 находился на относительно низком уровне (выносливость 3,5 балла и 3,2 балла соответственно, сила 3,8 балла и 4,1 балла, быстрота 3,4 балла и 3,2 балла, ловкость 3,5 балла и 3,4 балла), что обусловлено в первую очередь исходно низким уровнем физической подготовленности слушателей специального первоначального обучения.
Уровень сформированных навыков в преодолении препятствий и выполнении боевых приемов борьбы у слушателей обеих групп находились на примерно одном уровне (оценка по преодолению препятствий по НФП-2001 в ЭГ 3,22 + 0,52, в КГ 3,31 + 0,66, по выполнению боевых приемов борьбы в ЭГ 3,6 + 0,22, КГ 3,53 + 0,2).
Занятия по физической подготовке слушателей специального первоначального обучения, которые входили в состав контрольной группы, проводились в соответствии с расписанием занятий. Планирование физической подготовки в месячный период специального первоначального обучения представлено в табл. 2.
Таблица 2
Использование форм физической подготовки в период специального первоначального обучения в экспериментальной и контрольной группах
№ п/п |
Формы физической подготовки |
Количество занятий (часов) |
1 |
Учебные занятия |
8 |
2 |
Спортивно-массовая работа |
8–12 |
3 |
Утренняя физическая зарядка |
20–24 |
Итого: |
28–44 |
В содержание занятий экспериментальной группы, в отличие от контрольной, включались: бег на 400 метров по 2–3 раза, бег с преодолением полосы препятствий как индивидуально, так и в составе группы, была составлена программа физической тренировки, табл. 3. При этом обязательно учитывались трудность упражнения и индивидуальная степень тренированности занимающихся, так как слишком частое проведение упражнений с большой и максимальной скоростью может вызвать излишнее утомление нервной системы и привести к снижению результатов [5, с. 209].
Таблица 3
Методика развития физических и профессиональных качеств в период специального первоначального обучения с использованием средств преодоления препятствий
№ п/п |
Содержание вариантов тренировки |
Метод |
Время, кол-во повтор |
Интенсивность |
Недели |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
Развитие специальной выносливости |
||||||||
I |
1. Преодоление препятствий по кругу, потоком, дистанция 5–6 шагов (мин) |
непрерывный |
9–12 |
ЧСС до 130 |
+ |
+ |
||
2. Преодоление препятствий по кругу, потоком, дистанция 7–10 шагов, в процессе передвижения по сигналу руководителя выполняются ускорения с преодолением 2–3 препятствий |
непрерывный |
9–11 раз, 3–5 уск. |
ЧСС до 140 |
+ |
||||
3. Преодоление препятствий по условиям упражнения (мин) |
повторный |
3–4 раза |
ЧСС 170 |
+ |
+ |
|||
4. Преодоление препятствий в парах, отдых 7–8 минут |
повторно-соревновательный |
1–2 раза |
ЧСС 170 |
+ |
||||
Развитие быстроты действий |
||||||||
II |
1. Преодоление 3–4 препятствий, отдых между повторным выполнением 3, 4–5 минут |
интегральный |
3–5 раз |
ЧСС 170 |
+ |
+ |
||
2. Эстафета по «кругу», военнослужащие разделены на две команды. По команде преподавателя «Вперед» слушатели преодолевают препятствия (каждый по своему направлению), передают эстафету следующему, а сами остаются у препятствия. Слушатели, получившие эстафету, преодолевают препятствия и передают эстафету следующему и т.д. |
повторносоревновательный |
5–6 раз |
ЧСС 170 |
+ |
+ |
|||
Развитие скоростно-силовой выносливости |
||||||||
III |
1. Преодоление препятствий в парах, отдых между повторным выполнением 2–3 минуты |
повторносоревновательный |
3–4 раза |
ЧСС 140 |
+ |
+ |
||
2. Соревнования по преодолению препятствий |
соревновательный |
1 раз |
ЧСС 170 |
+ |
+ |
Данная программа осваивалась в течение одного месяца, состояла она из двух частей – первой (базовой), продолжительностью 3 недели, и второй (специальной), продолжительностью 1 неделя.
Первая часть (базовая) направлена на развитие качеств, формирование умений и навыков, способностей, обуславливающих уровень физических возможностей военнослужащих – это общая выносливость, скоростно-силовая выносливость, взрывная сила, техника преодоления препятствий.
Вторая часть (специальная), преимущественно направлена на поддержание достигнутого уровня выносливости и способности выполнять профессиональные действия.
Первую зону составили нагрузки (медленный бег до 20 мин), вызывающие изменения ЧСС 134–136 уд/мин и используемые чаще всего в восстановительных целях. Во вторую зону вошли нагрузки, выполняемые в диапазоне ЧСС от 134–136 уд/мин до 154–158 уд/мин (длительный бег до 50 мин, повторный бег на длинных отрезках дистанций, преодоление препятствий по кругу в течение 10–20 мин).
Третью зону составили нагрузки, при которых ЧСС находилась в пределах от 154–158 до 178–187 уд/мин (упражнения в темповом беге, бег типа «фартлек» до 30 минут, бег на отрезках до 200–400 метров в сочетании с преодолением препятствий.
Четвертую зону составили нагрузки, при которых ЧСС превышал 187 уд/мин (бег на коротких отрезках до 200 м, преодоление 2–3 препятствий в максимальном темпе, эстафеты, преодоление на время в парах.
Также одной из задач модели специальной физической тренировки является совершенствование психических качеств, особенно формирование общей психологической устойчивости, позволяющей действовать уверенно в напряженной обстановке за счет создания уверенности в своих силах.
Решение этой задачи достигалось умелым использованием разнообразных физических упражнений. При этом применялись следующие методические приемы:
– выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для предстоящей служебной деятельности (проведение занятий в различных погодных условиях);
– овладение широким кругом навыков действовать в особых ситуациях (передвижения по незнакомой местности и т.д.);
– приобретение опыта работы в состоянии нервно-психического напряжения с элементами оправданного риска.
Во время, определенное для проведения спортивно-массовой работы, наравне с остальными мероприятиями, проводились соревнования по бегу на 1000 м, преодолению полосы препятствий, тренировки по этим упражнениям.
Результаты исследования и их обсуждение
По окончании прохождения программы эксперимента все слушатели КГ и ЭГ были проверены по показателям, определяющим их уровень специальной и физической подготовленности и физического развития.
Результаты проверок испытуемых КГ и ЭГ по данным значениям показателей представлены в табл. 4.
Таблица 4
Характеристика уровня показателей слушателей ЭГ и КГ в начале и в конце педагогического эксперимента
№ п/п |
Исследуемые показатели |
ЭГ |
КГ |
Х + м начало эксп. конец эксп. |
Х + м начало эксп. конец эксп. |
||
Физическое развитие и функциональное состояние |
|||
1 |
Вес, кг до после |
69,45 + 0,85 Р > 0,05 68,8 + 1,2 |
71,2 + 0,63 Р > 0,05 71,5 + 1,05 |
2 |
Рост, см до после |
172,42 + 0,9 Р > 0,05 173,2 + 0,8 |
173,5 + 0,8 Р > 0,05 173,1 + 0,6 |
3 |
ЖЕЛ, см до после |
4167 + 0,67 Р > 0,05 4175 + 0,78 |
4235 + 0,72 Р > 0,05 4280 + 0,8 |
4 |
Окружность груди, см до после |
88,34 + 0,64 Р > 0,05 89,6 + 0,67 |
90,3 + 0,12 Р > 0,05 90,4 + 0,69 |
Физическая подготовленность |
|||
5 |
Подтягивание, кол-во раз до после |
9,54 + 0,24 Р > 0,05 9,9 + 0,46 |
10,4 + 0,45 Р > 0,05 0,5 + 0,55 |
6 |
Челночный бег 10х10 м, с до после |
26,4 + 0,67 Р < 0,05 25,7 + 0,73 |
26,2 + 0,7 Р < 0,05 25,7 + 0,89 |
7 |
Бег 1000 м, с до после |
382,44 + 2,8 Р < 0,05 366,7 + 1,9 |
389,7 + 2,9 Р < 0,05 377,6 + 3,2 |
Окончание табл. 4 |
Заключение
Результаты исследования доказали достаточную эффективность предложенной экспериментальной программы. Изменения в анализируемых показателях: функциональное состояние и физическое развитие, степень улучшения показателей физических качеств указывают на то, что испытуемые экспериментальной группы имели значительное улучшение результатов, являясь косвенным показателем, позволяющим оценивать уровень профессиональной подготовленности слушателей специального первоначального обучения.
Библиографическая ссылка
Помогаева Н.С. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ СПЕЦИАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 4. – С. 26-30;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1766 (дата обращения: 21.11.2024).