Профессионально-прикладная физическая подготовка слушателей специального первоначального обучения образовательных организаций ФСИН России всегда направлена на улучшение уровня их физического развития как посылов совершенствования в разнообразных видах профессиональной деятельности [1, с. 30]. Именно физическая тренировка считается существенным и наиболее действенным средством обеспечения физической готовности слушателей специального первоначального обучения к выполнению служебно-профессиональных задач [2, с. 68]. Также одной из задач специальной физической тренировки считается развитие психических качеств и личностных свойств, в особенности выработка общей психологической стабильности, позволяющей уверенно действовать в экстремальных ситуациях за счет воспитания уверенности в собственных силах [3, с. 35].
При составлении программы физической тренировки для подготовки слушателей специального первоначального обучения к выполнению служебно-профессиональных задач мы исходили из следующих требований:
– упражнения выбирались из специальных разделов физической подготовки слушателей специального первоначального обучения с учетом их преимущественного использования – преодоления препятствий в сочетании с другими упражнениями;
– при проведении тренировки использовалось рациональное сочетание различных форм физической подготовки;
– удельный вес упражнений из раздела «Преодоление препятствий» составлял около 90 % от общего объема средств, используемых на занятиях.
Цель исследования: разработка модели специально-направленной физической тренировки слушателей специального первоначального обучения, с задачей повышения уровня их профессиональной подготовленности.
Материалы и методы исследования
В основу исследования была положена гипотеза о том, что повышение качества выполнения служебно-профессиональных приемов и действий у слушателей специального первоначального обучения может быть гарантировано в обстановке систематичности обучения с использованием рационального сочетания различных форм физической подготовки с использованием упражнений из служебно-прикладных разделов физической подготовки, а именно преодоления препятствий [4, с. 48].
Для участия в исследовании были установлены контрольная группа (КГ) в составе первой группы слушателей специального первоначального обучения (всего 15 человек), экспериментальная группа (ЭГ) в составе второй группы слушателей специального первоначального обучения (всего 15 человек).
Педагогический эксперимент проводился в течение месяца.
Физическая тренировка проводилась на основании Наставления по физической подготовке (НФП-2001), введенного в действие приказом Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России».
В контрольной и экспериментальной группах учебные занятия по физической подготовке были запланированы в соответствии с учебной программой равномерно, в одно и то же время. Распорядок дня и учебно-материальная база по физической подготовке слушателей специального первоначального обучения, участвовавших в эксперименте, были схожими.
Первоначально все слушатели экспериментальной и контрольной групп были протестированы по методикам, определяющим состояние физической и профессиональной подготовленности, функционального состояния и физического развития.
У испытуемых экспериментальной и контрольной групп накануне эксперимента и после его окончания были проверены уровень физической подготовленности (по условиям выполнения упражнений НФП-2001 – бег 1000 метров, подтягивание на перекладине, бег 100 метров, комплексное упражнение на ловкость; физического развития и функционального состояния – рост, вес, окружность груди, жизненная емкость легких). Исходные показатели участников педагогического эксперимента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики показателей уровня физической подготовленности, физического развития и функционального состояния слушателей контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента
№ п/п |
Исследуемые показатели |
х ± m |
х ± m |
ЭГ |
КГ |
||
Физическое развитие и функциональное состояние |
|||
1 |
Вес, кг |
69,45 ± 0,85 |
71,2 ± 0,63 |
2 |
Рост, см |
172,42 ± 0,9 |
173,5 ± 0,8 |
3 |
ЖЕЛ, см |
4167 ± 0,67 |
4235 ± 0,72 |
4 |
Окружность груди, см |
88,34 ± 0,64 |
90,3 ± 0,12 |
Физическая подготовленность |
|||
5 |
Подтягивание на перекладине, раз |
9,54 ± 0,24 |
10,4 ± 0,45 |
6 |
Челночный бег 10х10 м, с |
26,4 ± 0,67 |
26,2 ± 0,7 |
7 |
Бег 1000 м, с |
382,44 ± 2,8 |
389,7 ± 2,9 |
Уровень специальной и физической подготовленности, функционального состояния, физического развития у слушателей специального первоначального обучения экспериментальной и контрольной групп в начальный период эксперимента были практически одинаковыми и достоверных различий не имели. Уровень развития основных физических качеств у слушателей экспериментальной и контрольной групп по НФП-2001 находился на относительно низком уровне (выносливость 3,5 балла и 3,2 балла соответственно, сила 3,8 балла и 4,1 балла, быстрота 3,4 балла и 3,2 балла, ловкость 3,5 балла и 3,4 балла), что обусловлено в первую очередь исходно низким уровнем физической подготовленности слушателей специального первоначального обучения.
Уровень сформированных навыков в преодолении препятствий и выполнении боевых приемов борьбы у слушателей обеих групп находились на примерно одном уровне (оценка по преодолению препятствий по НФП-2001 в ЭГ 3,22 + 0,52, в КГ 3,31 + 0,66, по выполнению боевых приемов борьбы в ЭГ 3,6 + 0,22, КГ 3,53 + 0,2).
Занятия по физической подготовке слушателей специального первоначального обучения, которые входили в состав контрольной группы, проводились в соответствии с расписанием занятий. Планирование физической подготовки в месячный период специального первоначального обучения представлено в табл. 2.
Таблица 2
Использование форм физической подготовки в период специального первоначального обучения в экспериментальной и контрольной группах
№ п/п |
Формы физической подготовки |
Количество занятий (часов) |
1 |
Учебные занятия |
8 |
2 |
Спортивно-массовая работа |
8–12 |
3 |
Утренняя физическая зарядка |
20–24 |
Итого: |
28–44 |
В содержание занятий экспериментальной группы, в отличие от контрольной, включались: бег на 400 метров по 2–3 раза, бег с преодолением полосы препятствий как индивидуально, так и в составе группы, была составлена программа физической тренировки, табл. 3. При этом обязательно учитывались трудность упражнения и индивидуальная степень тренированности занимающихся, так как слишком частое проведение упражнений с большой и максимальной скоростью может вызвать излишнее утомление нервной системы и привести к снижению результатов [5, с. 209].
Таблица 3
Методика развития физических и профессиональных качеств в период специального первоначального обучения с использованием средств преодоления препятствий
№ п/п |
Содержание вариантов тренировки |
Метод |
Время, кол-во повтор |
Интенсивность |
Недели |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
Развитие специальной выносливости |
||||||||
I |
1. Преодоление препятствий по кругу, потоком, дистанция 5–6 шагов (мин) |
непрерывный |
9–12 |
ЧСС до 130 |
+ |
+ |
||
2. Преодоление препятствий по кругу, потоком, дистанция 7–10 шагов, в процессе передвижения по сигналу руководителя выполняются ускорения с преодолением 2–3 препятствий |
непрерывный |
9–11 раз, 3–5 уск. |
ЧСС до 140 |
+ |
||||
3. Преодоление препятствий по условиям упражнения (мин) |
повторный |
3–4 раза |
ЧСС 170 |
+ |
+ |
|||
4. Преодоление препятствий в парах, отдых 7–8 минут |
повторно-соревновательный |
1–2 раза |
ЧСС 170 |
+ |
||||
Развитие быстроты действий |
||||||||
II |
1. Преодоление 3–4 препятствий, отдых между повторным выполнением 3, 4–5 минут |
интегральный |
3–5 раз |
ЧСС 170 |
+ |
+ |
||
2. Эстафета по «кругу», военнослужащие разделены на две команды. По команде преподавателя «Вперед» слушатели преодолевают препятствия (каждый по своему направлению), передают эстафету следующему, а сами остаются у препятствия. Слушатели, получившие эстафету, преодолевают препятствия и передают эстафету следующему и т.д. |
повторносоревновательный |
5–6 раз |
ЧСС 170 |
+ |
+ |
|||
Развитие скоростно-силовой выносливости |
||||||||
III |
1. Преодоление препятствий в парах, отдых между повторным выполнением 2–3 минуты |
повторносоревновательный |
3–4 раза |
ЧСС 140 |
+ |
+ |
||
2. Соревнования по преодолению препятствий |
соревновательный |
1 раз |
ЧСС 170 |
+ |
+ |
Данная программа осваивалась в течение одного месяца, состояла она из двух частей – первой (базовой), продолжительностью 3 недели, и второй (специальной), продолжительностью 1 неделя.
Первая часть (базовая) направлена на развитие качеств, формирование умений и навыков, способностей, обуславливающих уровень физических возможностей военнослужащих – это общая выносливость, скоростно-силовая выносливость, взрывная сила, техника преодоления препятствий.
Вторая часть (специальная), преимущественно направлена на поддержание достигнутого уровня выносливости и способности выполнять профессиональные действия.
Первую зону составили нагрузки (медленный бег до 20 мин), вызывающие изменения ЧСС 134–136 уд/мин и используемые чаще всего в восстановительных целях. Во вторую зону вошли нагрузки, выполняемые в диапазоне ЧСС от 134–136 уд/мин до 154–158 уд/мин (длительный бег до 50 мин, повторный бег на длинных отрезках дистанций, преодоление препятствий по кругу в течение 10–20 мин).
Третью зону составили нагрузки, при которых ЧСС находилась в пределах от 154–158 до 178–187 уд/мин (упражнения в темповом беге, бег типа «фартлек» до 30 минут, бег на отрезках до 200–400 метров в сочетании с преодолением препятствий.
Четвертую зону составили нагрузки, при которых ЧСС превышал 187 уд/мин (бег на коротких отрезках до 200 м, преодоление 2–3 препятствий в максимальном темпе, эстафеты, преодоление на время в парах.
Также одной из задач модели специальной физической тренировки является совершенствование психических качеств, особенно формирование общей психологической устойчивости, позволяющей действовать уверенно в напряженной обстановке за счет создания уверенности в своих силах.
Решение этой задачи достигалось умелым использованием разнообразных физических упражнений. При этом применялись следующие методические приемы:
– выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для предстоящей служебной деятельности (проведение занятий в различных погодных условиях);
– овладение широким кругом навыков действовать в особых ситуациях (передвижения по незнакомой местности и т.д.);
– приобретение опыта работы в состоянии нервно-психического напряжения с элементами оправданного риска.
Во время, определенное для проведения спортивно-массовой работы, наравне с остальными мероприятиями, проводились соревнования по бегу на 1000 м, преодолению полосы препятствий, тренировки по этим упражнениям.
Результаты исследования и их обсуждение
По окончании прохождения программы эксперимента все слушатели КГ и ЭГ были проверены по показателям, определяющим их уровень специальной и физической подготовленности и физического развития.
Результаты проверок испытуемых КГ и ЭГ по данным значениям показателей представлены в табл. 4.
Таблица 4
Характеристика уровня показателей слушателей ЭГ и КГ в начале и в конце педагогического эксперимента
№ п/п |
Исследуемые показатели |
ЭГ |
КГ |
Х + м начало эксп. конец эксп. |
Х + м начало эксп. конец эксп. |
||
Физическое развитие и функциональное состояние |
|||
1 |
Вес, кг до после |
69,45 + 0,85 Р > 0,05 68,8 + 1,2 |
71,2 + 0,63 Р > 0,05 71,5 + 1,05 |
2 |
Рост, см до после |
172,42 + 0,9 Р > 0,05 173,2 + 0,8 |
173,5 + 0,8 Р > 0,05 173,1 + 0,6 |
3 |
ЖЕЛ, см до после |
4167 + 0,67 Р > 0,05 4175 + 0,78 |
4235 + 0,72 Р > 0,05 4280 + 0,8 |
4 |
Окружность груди, см до после |
88,34 + 0,64 Р > 0,05 89,6 + 0,67 |
90,3 + 0,12 Р > 0,05 90,4 + 0,69 |
Физическая подготовленность |
|||
5 |
Подтягивание, кол-во раз до после |
9,54 + 0,24 Р > 0,05 9,9 + 0,46 |
10,4 + 0,45 Р > 0,05 0,5 + 0,55 |
6 |
Челночный бег 10х10 м, с до после |
26,4 + 0,67 Р < 0,05 25,7 + 0,73 |
26,2 + 0,7 Р < 0,05 25,7 + 0,89 |
7 |
Бег 1000 м, с до после |
382,44 + 2,8 Р < 0,05 366,7 + 1,9 |
389,7 + 2,9 Р < 0,05 377,6 + 3,2 |
Окончание табл. 4 |
Заключение
Результаты исследования доказали достаточную эффективность предложенной экспериментальной программы. Изменения в анализируемых показателях: функциональное состояние и физическое развитие, степень улучшения показателей физических качеств указывают на то, что испытуемые экспериментальной группы имели значительное улучшение результатов, являясь косвенным показателем, позволяющим оценивать уровень профессиональной подготовленности слушателей специального первоначального обучения.