Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРАХ

Ахмедянов С.А. 1 Веледов М.И. 1 Иванова А.Д. 1 Сергеев А.П. 1 Фархиев М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
С конца 1980-х гг. и особенно после развала СССР резко падал престиж воинской службы и сокращался набор курсантов в высшие военно-учебные заведения. Происходящие политические преобразования в стране привели к значительному падению патриотических настроений в обществе, разрушению отлаженной системы военно-научных институтов и растущему дефициту молодых офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации. В статье рассмотрены исторические предпосылки появления и перспективы развития учебных военных центров при высших инженерно-технических учебных заведениях России, определяется роль и место учебных военных центров в системе высшего образования. Сегодня это современная форма подготовки офицеров для последующего успешного прохождения военной службы по контракту более чем по 70 воинским учетным специальностям и 150 направлениям подготовки высшего образования. Важнейшие социально-культурные функции Учебного Военного Центра – это военно-патриотическое воспитание молодежи и передача им профессиональных знаний, военного опыта, социальных ценностей, норм и установок. Образование в УВЦ даёт выпускникам два высших технических образования (военное и гражданское), офицерское воинское звание, опыт службы в Вооруженных Силах и хорошие перспективы дальнейшего карьерного роста.
высшее инженерно-техническое образование
учебные военные центры
подготовка офицеров
военно-патриотическое воспитание
1. Путин В.В. Встреча с активом Клуба лидеров. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51263 (дата обращения: 17.02.2018).
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». URL: http://government.ru/programs/664/about/ (дата обращения: 17.02.2018).
3. Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2008 г. № 275-р «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92899/ (дата обращения: 17.02.2018).
4. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Проблемы психолого-педагогической адаптации первокурсников // Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – М.: ООО «РС Дизайн», 2013. – С. 87–90.
5. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социальные аспекты преподавания предметов психолого-педагогической направленности в техническом вузе // Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества (Аитовские чтения) // Сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Уфа, 10–11 декабря 2015 г.). – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – С. 255–257.
6. Уткин В.Е. Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях (на опыте частей и подразделений при выполнении служебно-боевых задач): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2000. – 19 с.

Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович на встрече с лидерами бизнеса сказал: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Это и есть национальная идея» [1]. Сегодня воспитание патриотизма в российском обществе – приоритетная задача образования. Сюда входят повышение гражданской ответственности за свою страну, консолидация общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития государства, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Патриотическое воспитание в России осуществляется на базе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» по следующим направлениям [2]:

- совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

- развитие военно-патриотического воспитания граждан;

- формирование у граждан чувства сопричастности ко всему происходящему в стране, интереса к истории и культуре России.

Военно-патриотическое воспитание многопланово и реализуется в семье, учебных заведениях, трудовых коллективах, общественных организациях, средствах массовой информации, формирует верность подрастающего поколения боевым и героическим традициям прошлого и настоящего, готовность к военной службе, сознательное отношение к выполнению конституционного долга по защите Отечества и обеспечению его безопасности и суверенитета.

Начавшееся после развала СССР падение престижа воинской службы и сокращение набора в высшие военно-учебные заведения привели к значительному падению патриотических настроений в обществе и растущему дефициту молодых офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации. С 1990-х гг. проводилось перманентное реформирование ВС РФ, были закрыты десятки ведущих военно-учебных заведений или произошла смена мест их дислокации. Эта незавидная участь постигла и ряд ведущих военных академий, являющихся основой и гордостью Вооруженных Сил Российской Федерации: Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, Военную академию воздушно-космической обороны имени маршала Г.К. Жукова, Военную академию химзащиты имени маршала С.К. Тимошенко, Военную академию связи имени маршала С.М. Буденного, Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева и другие. В итоге остро обозначился вопрос укомплектования первичных офицерских должностей высококвалифицированными военно-техническими кадрами.

Основной проблемой обороноспособности страны в целом и военного образования в частности стало разрушение отлаженной системы военно-научных институтов, а также нехватка высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава.

Данные предпосылки привели к возникновению новых способов и методов военно-технического образования и явились ключевыми факторами в появлении и развитии учебных военных центров (УВЦ). Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 275-р «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [3], они являются отдельной системой военной подготовки в гражданских вузах. В центрах реализуют подготовку кадровых офицеров с последующим обязательным прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Обучение в УВЦ базируется на образовательной программе специалитета (за редким исключением – бакалавриата) инженерно-технических направлений по установленным военно-учетным специальностям. Таким образом, достигается всестороннее удовлетворение потребностей граждан в получении военно-профессионального образования и необходимости общества в укреплении обороноспособности государства.

УВЦ являются современной формой подготовки офицеров для последующего успешного прохождения военной службы по контракту. В 37 крупнейших учебных и научных центрах страны для Вооруженных Сил Российской Федерации готовят кадровых офицеров более чем по 70 воинским учетным специальностям и 150 направлениям подготовки высшего образования. Высокий уровень подготовки достигается в первую очередь благодаря преподавателям, имеющим богатый опыт в организации и проведении военной и технической подготовки граждан.

Рассмотрим подробнее причины, коренным образом повлиявшие на возникновение учебных военных центров при ведущих гражданских вузах России. Острая нужда армии в военных профессионалах появилась не за один день. В период с 1990 г. по 2001 г., производилось существенное и целенаправленное сокращение Вооруженных Сил РФ, в ходе которого была проведена ликвидация многих военных училищ, институтов и других военных образовательных учреждений. Последствиями этого сокращения, проведенного поспешно, необдуманно и без соблюдения соответствующих пропорций, стал развал системы военного образования. В ходе реформирования ВС РФ появился значительный разрыв между численным составом Вооруженных Сил и емкостью военно-учебных заведений. Также были внесены изменения (контрактная система) в условия прохождения военной службы для офицеров ВС, которые получили право после окончания контрактов завершить военную службу. Это поставило дополнительные задачи по увеличению численности подготовки офицерских кадров. И все это происходило параллельно с разрушением военно-промышленного комплекса страны.

Все эти факторы потребовали создания новой формы военного образования и внесения изменений в законодательные нормативно-правовые акты. Учебные военные центры стали качественно новым источником комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации офицерскими кадрами, а также менее затратной формой их подготовки. Создание УВЦ при ведущих технических вузах страны отражает глубокие социальные перемены в российском обществе – рост необходимости дальнейшего повышения боевой готовности ВС РФ, их технологичности и наукоёмкости. Отличительной особенностью подготовки офицеров в учебных военных центрах является возможность бесплатного получения двух высших образований: инженерно-технического и военного. Необходимо отметить, что уровень подготовки курсантов УВЦ не уступает, а в некоторых вопросах даже превосходит уровень подготовки курсантов специализированных военных училищ. Получение полноценного военного образования в стенах гражданского вуза является основным преимуществом студентов данной программы обучения. В качестве основных направлений научной деятельности УВЦ выделяют: военно-техническое, военно-науковедческое, оперативно-тактическое.

В настоящее время принят целый ряд нормативно-правовых актов, которые чётко определяют статус и ведущие направления деятельности УВЦ. Главным образом утверждены учебные программы и методики, определены объём и содержание процесса военно-профессиональной подготовки, что дает преимущества военной подготовке и учебным военным центрам в целом. Специфика подготовки кадровых офицеров в стенах гражданского вуза требует детального анализа и тщательного подхода к решению проблемы качества подготовки курсантов, а также к дальнейшему прохождению ими военной службы на офицерских должностях. Анализ квалификационных требований к выпускникам учебных военных центров позволяет сделать вывод, что, помимо профессиональной подготовки кадровых офицеров, на них возложены и такие функции, как познавательная, информационная, коммуникативная, интегративная и гуманистическая. Необходимо сформировать личность будущего защитника Родины, в полной мере отвечающего требованиям и интересам общества и Вооруженных Сил РФ.

Военно-профессиональная социализация и адаптация курсантов [4] в учебных военных центрах – одно из главных направлений работы. «Именно в вузе в основном завершается институциональное воспитательное воздействие на личность. Воспитание в период обучения в вузе – важнейший этап становления человека, в процессе которого окончательно оформляется его мировоззрение и жизненная позиция» [5, с. 255]. Патриотическое воспитание, передача военно-профессионального опыта, социальных ценностей, норм и установок является ключевой социально-культурной функцией УВЦ. Она способствует духовно-нравственному совершенству курсантов, формированию у них нравственного стержня и становлению в качестве будущих офицеров.

Учебные военные центры также реализуют функцию социальной мобильности, которая заключается в том, что студенты вместе с получением образования по основной инженерно-технической специальности могут получить профессиональные навыки в военной сфере. Данный аспект значительно расширяет возможности выпускников: диплом престижного вуза и опыт военной инженерной подготовки в глазах грамотного руководителя или работодателя станет значительным преимуществом при трудоустройстве.

В качестве основных задач воспитательной работы коллектива УВЦ можно выделить формирование у студентов чувства патриотизма, гордости за свою принадлежность к Вооруженным Силам, добросовестного отношения к учёбе, стремления к профессиональному мастерству и самосовершенствованию. Передача социального и военно-профессионального опыта молодому поколению способствует духовному и нравственному воспитанию курсантов, становлению их в качестве будущих офицеров, формирует гражданско-патриотическую смысложизненную ориентацию и стремление к овладению общечеловеческими ценностями. Отсюда вытекает необходимость расширения основных направлений деятельности центров. В качестве главной цели определяется подготовка офицера, гармонично сочетающего фундаментальные знания с высокой военно-профессиональной подготовкой и обладающего научным мировоззрением и творческим мышлением.

Как показывает опыт УВЦ Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), эффективное решение указанных задач предполагает активное участие студентов в общественной жизни, проведение патриотических мероприятий и встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Курсанты активно участвуют во всех мероприятиях университета, помогают товарищам набираться опыта, как в военной сфере, так и в гражданской специальности.

Для успешного решения поставленных задач необходимо:

1. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава УВЦ.

2. Разработка и внедрение в учебный процесс современных методов обучения, максимально адаптированных к специфике учебных военных центров.

3. Совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса в УВЦ.

Поставленные вопросы успешно разрешаются руководством и профессорско-преподавательским составом учебных военных центров. Они в полной мере определяют направление кадровой политики, призванной в строгом соответствии с порядком замещения должностей, обеспечить в УВЦ приток из войск инициативных, грамотных, имеющих богатый военный и инженерный опыт офицеров. Данный процесс многосторонний и требует пересмотра организации учебного процесса, программ и методик обучения, приведения их в соответствие с современными требованиями всех общественных институтов. Вместе с тем специфика военно-педагогической деятельности заключается в непрерывном росте эффективности использования интеллектуальных ресурсов, совершенствовании профессионального мастерства преподавателей и обмене передовым опытом. В УГАТУ, например, сложилась хорошая традиция регулярного посещения преподавателями УВЦ педагогических курсов повышении квалификации, организуемых на базе Центра дополнительного образования университета.

Исключительную актуальность сегодня представляет общая для УВЦ и военных кафедр проблема материально-технического обеспечения учебного процесса. Это и недостаточное количество (или, к сожалению, полное отсутствие) новых образцов вооружения и военной техники, значительный моральный и физический износ учебно-тренировочных средств, нехватка современного компьютерного оснащения. Прежде всего, следует отметить, что в сложившихся экономических условиях (высокая стоимость военной техники, рост цен на электроэнергию и ГСМ) наиболее острым является вопрос оснащения центров новыми тренажерно-имитационными комплексами, выпуск которых уже освоен российской промышленностью. При нынешней, крайне сложной внешнеполитической обстановке современное обеспечение учебно-воспитательного процесса должно стать первостепенной обязанностью государства и рассматриваться как важнейшее условие подготовки квалифицированных офицеров. Решение данных проблем позволит учебным военным центрам модернизироваться в учебные военные центры инновационного типа – важнейшие источники комплектования Вооруженных Сил.

Сегодня армия и флот России нуждаются в высококомпетентных образованных офицерах – патриотах и профессионалах, мотивированных на военную службу и способных самостоятельно решать задачи в любых условиях [6]. Выпускники учебных военных центров инженерно-технических высших учебных заведений России – именно такие современно обученные военные специалисты.

Обучение военным специальностям в гражданских вузах сегодня не только актуально, но и является оптимальным решением проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для оборонно-промышленного комплекса и других государственных структур. Образование в учебных военных центрах даёт много положительных моментов в дальнейшей жизни выпускников: два высших технических образования – военное и гражданское; офицерское воинское звание; опыт кадровой военной службы в Вооруженных Силах РФ; хорошая разносторонняя подготовка – интеллектуальная, физическая, психологическая, нравственная. Наши выпускники – это военные специалисты, в полной мере отвечающие возрастающим современным требованиям. Открытие УВЦ при инженерно-технических вузах Российской Федерации повышает уровень патриотизма в стране и, кроме того, общество находится под надежной защитой армии, в которой служат офицеры, получившие как теоретический, так и практический опыт. А значит, учебные военные центры – это востребованная, достойная и важная часть современного высшего технического образования России!


Библиографическая ссылка

Ахмедянов С.А., Веледов М.И., Иванова А.Д., Сергеев А.П., Фархиев М.В. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРАХ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 15-18;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1754 (дата обращения: 25.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674