Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

MILITARY AND PATRIOTIC TRAINING OF TEENAGERS IN MEGALOPOLIS CONDITIONS

Ahmedyanov S.A. 1 Veledov M.I. 1 Ivanova A.D. 1 Sergeev A.P. 1 Farkhiev M.V. 1
1 Ufa State Aviation Technical University
Since the end of the 80s of the last century and especially after the collapse of the USSR, the prestige of military service has fallen sharply and the recruitment of cadets to higher military educational institutions has declined. The ongoing political changes in the country led to a significant drop in patriotic sentiment in society. the destruction of a well-functioning system of military scientific institutes and the growing deficit of young officers in the Armed Forces of the Russian Federation. The article considers the historical prerequisites for the emergence and prospects for the development of military training centers at higher engineering and technical educational institutions of Russia, determines the role and place of training military centers in the system of higher education. Today, this is a modern form of training officers for the subsequent successful military service under the contract for more than 70 military registration specialties and 150 areas for the preparation of higher education. The most important socio-cultural functions of the Educational Military Center are military-patriotic education of youth and the transfer of professional knowledge, military experience, social values, norms and attitudes to them. Education in the EMC gives graduates two higher technical education (military and civilian), officer military rank, experience of service in the Armed Forces and good prospects for further career growth.
higher engineering and technical education
training military centers
training of officers
military-patriotic education

Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович на встрече с лидерами бизнеса сказал: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Это и есть национальная идея» [1]. Сегодня воспитание патриотизма в российском обществе – приоритетная задача образования. Сюда входят повышение гражданской ответственности за свою страну, консолидация общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития государства, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Патриотическое воспитание в России осуществляется на базе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» по следующим направлениям [2]:

- совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

- развитие военно-патриотического воспитания граждан;

- формирование у граждан чувства сопричастности ко всему происходящему в стране, интереса к истории и культуре России.

Военно-патриотическое воспитание многопланово и реализуется в семье, учебных заведениях, трудовых коллективах, общественных организациях, средствах массовой информации, формирует верность подрастающего поколения боевым и героическим традициям прошлого и настоящего, готовность к военной службе, сознательное отношение к выполнению конституционного долга по защите Отечества и обеспечению его безопасности и суверенитета.

Начавшееся после развала СССР падение престижа воинской службы и сокращение набора в высшие военно-учебные заведения привели к значительному падению патриотических настроений в обществе и растущему дефициту молодых офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации. С 1990-х гг. проводилось перманентное реформирование ВС РФ, были закрыты десятки ведущих военно-учебных заведений или произошла смена мест их дислокации. Эта незавидная участь постигла и ряд ведущих военных академий, являющихся основой и гордостью Вооруженных Сил Российской Федерации: Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, Военную академию воздушно-космической обороны имени маршала Г.К. Жукова, Военную академию химзащиты имени маршала С.К. Тимошенко, Военную академию связи имени маршала С.М. Буденного, Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева и другие. В итоге остро обозначился вопрос укомплектования первичных офицерских должностей высококвалифицированными военно-техническими кадрами.

Основной проблемой обороноспособности страны в целом и военного образования в частности стало разрушение отлаженной системы военно-научных институтов, а также нехватка высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава.

Данные предпосылки привели к возникновению новых способов и методов военно-технического образования и явились ключевыми факторами в появлении и развитии учебных военных центров (УВЦ). Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 275-р «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [3], они являются отдельной системой военной подготовки в гражданских вузах. В центрах реализуют подготовку кадровых офицеров с последующим обязательным прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Обучение в УВЦ базируется на образовательной программе специалитета (за редким исключением – бакалавриата) инженерно-технических направлений по установленным военно-учетным специальностям. Таким образом, достигается всестороннее удовлетворение потребностей граждан в получении военно-профессионального образования и необходимости общества в укреплении обороноспособности государства.

УВЦ являются современной формой подготовки офицеров для последующего успешного прохождения военной службы по контракту. В 37 крупнейших учебных и научных центрах страны для Вооруженных Сил Российской Федерации готовят кадровых офицеров более чем по 70 воинским учетным специальностям и 150 направлениям подготовки высшего образования. Высокий уровень подготовки достигается в первую очередь благодаря преподавателям, имеющим богатый опыт в организации и проведении военной и технической подготовки граждан.

Рассмотрим подробнее причины, коренным образом повлиявшие на возникновение учебных военных центров при ведущих гражданских вузах России. Острая нужда армии в военных профессионалах появилась не за один день. В период с 1990 г. по 2001 г., производилось существенное и целенаправленное сокращение Вооруженных Сил РФ, в ходе которого была проведена ликвидация многих военных училищ, институтов и других военных образовательных учреждений. Последствиями этого сокращения, проведенного поспешно, необдуманно и без соблюдения соответствующих пропорций, стал развал системы военного образования. В ходе реформирования ВС РФ появился значительный разрыв между численным составом Вооруженных Сил и емкостью военно-учебных заведений. Также были внесены изменения (контрактная система) в условия прохождения военной службы для офицеров ВС, которые получили право после окончания контрактов завершить военную службу. Это поставило дополнительные задачи по увеличению численности подготовки офицерских кадров. И все это происходило параллельно с разрушением военно-промышленного комплекса страны.

Все эти факторы потребовали создания новой формы военного образования и внесения изменений в законодательные нормативно-правовые акты. Учебные военные центры стали качественно новым источником комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации офицерскими кадрами, а также менее затратной формой их подготовки. Создание УВЦ при ведущих технических вузах страны отражает глубокие социальные перемены в российском обществе – рост необходимости дальнейшего повышения боевой готовности ВС РФ, их технологичности и наукоёмкости. Отличительной особенностью подготовки офицеров в учебных военных центрах является возможность бесплатного получения двух высших образований: инженерно-технического и военного. Необходимо отметить, что уровень подготовки курсантов УВЦ не уступает, а в некоторых вопросах даже превосходит уровень подготовки курсантов специализированных военных училищ. Получение полноценного военного образования в стенах гражданского вуза является основным преимуществом студентов данной программы обучения. В качестве основных направлений научной деятельности УВЦ выделяют: военно-техническое, военно-науковедческое, оперативно-тактическое.

В настоящее время принят целый ряд нормативно-правовых актов, которые чётко определяют статус и ведущие направления деятельности УВЦ. Главным образом утверждены учебные программы и методики, определены объём и содержание процесса военно-профессиональной подготовки, что дает преимущества военной подготовке и учебным военным центрам в целом. Специфика подготовки кадровых офицеров в стенах гражданского вуза требует детального анализа и тщательного подхода к решению проблемы качества подготовки курсантов, а также к дальнейшему прохождению ими военной службы на офицерских должностях. Анализ квалификационных требований к выпускникам учебных военных центров позволяет сделать вывод, что, помимо профессиональной подготовки кадровых офицеров, на них возложены и такие функции, как познавательная, информационная, коммуникативная, интегративная и гуманистическая. Необходимо сформировать личность будущего защитника Родины, в полной мере отвечающего требованиям и интересам общества и Вооруженных Сил РФ.

Военно-профессиональная социализация и адаптация курсантов [4] в учебных военных центрах – одно из главных направлений работы. «Именно в вузе в основном завершается институциональное воспитательное воздействие на личность. Воспитание в период обучения в вузе – важнейший этап становления человека, в процессе которого окончательно оформляется его мировоззрение и жизненная позиция» [5, с. 255]. Патриотическое воспитание, передача военно-профессионального опыта, социальных ценностей, норм и установок является ключевой социально-культурной функцией УВЦ. Она способствует духовно-нравственному совершенству курсантов, формированию у них нравственного стержня и становлению в качестве будущих офицеров.

Учебные военные центры также реализуют функцию социальной мобильности, которая заключается в том, что студенты вместе с получением образования по основной инженерно-технической специальности могут получить профессиональные навыки в военной сфере. Данный аспект значительно расширяет возможности выпускников: диплом престижного вуза и опыт военной инженерной подготовки в глазах грамотного руководителя или работодателя станет значительным преимуществом при трудоустройстве.

В качестве основных задач воспитательной работы коллектива УВЦ можно выделить формирование у студентов чувства патриотизма, гордости за свою принадлежность к Вооруженным Силам, добросовестного отношения к учёбе, стремления к профессиональному мастерству и самосовершенствованию. Передача социального и военно-профессионального опыта молодому поколению способствует духовному и нравственному воспитанию курсантов, становлению их в качестве будущих офицеров, формирует гражданско-патриотическую смысложизненную ориентацию и стремление к овладению общечеловеческими ценностями. Отсюда вытекает необходимость расширения основных направлений деятельности центров. В качестве главной цели определяется подготовка офицера, гармонично сочетающего фундаментальные знания с высокой военно-профессиональной подготовкой и обладающего научным мировоззрением и творческим мышлением.

Как показывает опыт УВЦ Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ), эффективное решение указанных задач предполагает активное участие студентов в общественной жизни, проведение патриотических мероприятий и встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Курсанты активно участвуют во всех мероприятиях университета, помогают товарищам набираться опыта, как в военной сфере, так и в гражданской специальности.

Для успешного решения поставленных задач необходимо:

1. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава УВЦ.

2. Разработка и внедрение в учебный процесс современных методов обучения, максимально адаптированных к специфике учебных военных центров.

3. Совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса в УВЦ.

Поставленные вопросы успешно разрешаются руководством и профессорско-преподавательским составом учебных военных центров. Они в полной мере определяют направление кадровой политики, призванной в строгом соответствии с порядком замещения должностей, обеспечить в УВЦ приток из войск инициативных, грамотных, имеющих богатый военный и инженерный опыт офицеров. Данный процесс многосторонний и требует пересмотра организации учебного процесса, программ и методик обучения, приведения их в соответствие с современными требованиями всех общественных институтов. Вместе с тем специфика военно-педагогической деятельности заключается в непрерывном росте эффективности использования интеллектуальных ресурсов, совершенствовании профессионального мастерства преподавателей и обмене передовым опытом. В УГАТУ, например, сложилась хорошая традиция регулярного посещения преподавателями УВЦ педагогических курсов повышении квалификации, организуемых на базе Центра дополнительного образования университета.

Исключительную актуальность сегодня представляет общая для УВЦ и военных кафедр проблема материально-технического обеспечения учебного процесса. Это и недостаточное количество (или, к сожалению, полное отсутствие) новых образцов вооружения и военной техники, значительный моральный и физический износ учебно-тренировочных средств, нехватка современного компьютерного оснащения. Прежде всего, следует отметить, что в сложившихся экономических условиях (высокая стоимость военной техники, рост цен на электроэнергию и ГСМ) наиболее острым является вопрос оснащения центров новыми тренажерно-имитационными комплексами, выпуск которых уже освоен российской промышленностью. При нынешней, крайне сложной внешнеполитической обстановке современное обеспечение учебно-воспитательного процесса должно стать первостепенной обязанностью государства и рассматриваться как важнейшее условие подготовки квалифицированных офицеров. Решение данных проблем позволит учебным военным центрам модернизироваться в учебные военные центры инновационного типа – важнейшие источники комплектования Вооруженных Сил.

Сегодня армия и флот России нуждаются в высококомпетентных образованных офицерах – патриотах и профессионалах, мотивированных на военную службу и способных самостоятельно решать задачи в любых условиях [6]. Выпускники учебных военных центров инженерно-технических высших учебных заведений России – именно такие современно обученные военные специалисты.

Обучение военным специальностям в гражданских вузах сегодня не только актуально, но и является оптимальным решением проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для оборонно-промышленного комплекса и других государственных структур. Образование в учебных военных центрах даёт много положительных моментов в дальнейшей жизни выпускников: два высших технических образования – военное и гражданское; офицерское воинское звание; опыт кадровой военной службы в Вооруженных Силах РФ; хорошая разносторонняя подготовка – интеллектуальная, физическая, психологическая, нравственная. Наши выпускники – это военные специалисты, в полной мере отвечающие возрастающим современным требованиям. Открытие УВЦ при инженерно-технических вузах Российской Федерации повышает уровень патриотизма в стране и, кроме того, общество находится под надежной защитой армии, в которой служат офицеры, получившие как теоретический, так и практический опыт. А значит, учебные военные центры – это востребованная, достойная и важная часть современного высшего технического образования России!