Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КАРИБСКОГО БАССЕЙНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Шкунов В.Н. 1
1 Поволжский филиал ФГБУН Института российской истории Российской академии наук
Статья посвящена проблемам развития высшего образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Анализируются основные тенденции в модернизации национальных систем высшего профессионального образования. Особое внимание уделено влиянию глобализации на выбор векторов развития государственной образовательной политики в конкретных странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Автор приводит статистические сведения, характеризующие основные процессы в образовательном пространстве Латинской Америки и Карибского бассейна. Раскрываются причины отставания высшей школы макрорегиона от других регионов мира. В этой связи анализируются данные последнего всемирного рейтинга университетов по версии Times Higher Education (Великобритания). В этом рейтинге университеты стран Латинской Америки и Карибского бассейна занимают скромное место. В него вошли только университеты Бразилии, Мексики, Чили, Колумбии, Аргентины, Эквадора и Коста-Рики. Отмечены достижения в сфере модернизации национальной системы высшего профессионального образования Республики Чили. В настоящее время высшая школа Чили стала примером для многих стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Заслуживает внимания опыт чилийских университетов в сфере частно-государственного партнерства, международных академических связей и т.д. Дается прогноз дальнейшего развития высшей школы Латинской Америки и Карибского бассейна.
Латинская Америка
Карибский бассейн
высшее образование
университеты
модернизация
глобализация
1. Declaraci?n Final de la Conferencia Regional de Educaci?n Superior en America Latina y el Caribe: Conferencia Regional de Educaci?n Superior 2008 // Organizacion de Estados Iberoamericanos, para la Educacion, la Ciencia y la Cultura [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oei.es/historico/salactsi/cres.htm (дата обращения: 29.12.2017).
2. Las trancformaciones de la Educaci?n Superior en Am?rica: Identidades en construccion. – Caracas: Instituto Internacional de UNESCO para la Educacion Superior en Am?rica Latina y el Caribe – IESALC, 2008. – 223 p.
3. Weise C. La fisonomia post’neoliberal de la universidad Boliviana. Los impactos de una transformacion en curso // Las trancformaciones de la Educaci?n Superior en Am?rica: Identidades en construccion. – Caracas: Instituto Internacional de UNESCO para la Educaci?n Superior en Am?rica Latina y el Caribe – IESALC, 2008. – P. 45–68.
4. Sabina E.M., Vina Brito S.M. La educacion superior en Cuba. Estabilidad y cambios // Las trancformaciones de la Educaci?n Superior en Am?rica: Identidades en construcci?n. – Caracas: Instituto Internacional de UNESCO para la Educaci?n Superior en Am?rica Latina y el Caribe – IESALC, 2008. – P. 69–89.
5. Medina M. L. Tendencias de la educacion superior en Am?rica Latina para el siglo XXI // Foreign Affairs Latinoam?rica. – 2015. – 30 Abril.
6. Estas son las mejores universidades de Am?rica Latina en 2017 // La Nacion. – 2017. – 20 de Julio.
7. Panorama Social de America Latina. – Santiago de Chile: CEPAL, 2017. – 203 p.
8. Latin American Economic Outlook 2017: Youth, Skills and Entrepreneurship. – Paris: OECD Publishing, 2016. – 309 p.

Процессы глобализации, охватившие все сферы современного общества, напрямую затронули высшее образование практически во всех странах мира. Динамика изменений, доминирующие тенденции, формы, методы, цели и задачи модернизации национальных систем высшего профессионального образования в разных государствах мира существенно различаются. С процессом глобализации тесным образом связан процесс регионализации, который многие специалисты рассматривают как субъект процесса глобализации. Практически по всему миру страны, объединенные общностью исторических судеб, входящие в состав крупных макрорегионов мира, сверяют свои подходы к модернизации национальных систем высшего образования. Это в полной мере относится к такому крупному и многоликому макрорегиону мира, как Латинская Америка и Карибский бассейн.

С 4 по 6 июня 2008 г. в г. Картахена-де-Индиас (Колумбия) прошла Региональная конференция по высшему образованию в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, в которой приняли участие более 3 500 ученых, государственных и общественных деятелей, преподавателей, студентов практически из всех стран макрорегиона. Организаторами форума стали Международный институт ЮНЕСКО по высшему образованию в Латинской Америке и Карибском бассейне (IESALC-UNESCO), Министерство национального образования Республики Колумбия при поддержке правительств Бразилии, Испании, Мексики и Венесуэлы. В ходе конференции ее участники определили основные подходы стран макрорегиона по проблемам развития высшего образования, наметили планы по консолидации усилий профессионального сообщества, государственных органов власти и общественных организаций по повышению качества подготовки специалистов, повышению значимости высшей школы в обществе. Решения форума послужили «дорожной картой» для стран макрорегиона на ближайшую перспективу. По итогам конференции ее участники приняли заключительную Декларацию, в которой определялись приоритеты государственной политики стран Латинской Америки и Карибского бассейна в сфере высшего образования. Была отмечена озабоченность ректоров, преподавателей, студентов, общественности сокращением государственного финансирования высшей школы, расширяющимся процессом приватизации и коммерциализации. Также участники конференции заявили о необходимости региональной интеграции и интернационализации высшего образования на континенте в условиях общности языка (преимущественно испанский и португальский), истории, культуры [1].

К 2010 г. в большинстве стран Латинской Америки и Карибского бассейна были осуществлены реформы высшей школы. В центре внимания правительств, ведущих ученых, практиков стали интеграционные процессы в Европе. В это время детально изучается опыт стран Евросоюза по реализации целей и задач Болонского процесса. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна стартовали аналогичные процессы, нацеленные на гармонизацию архитектуры системы высшего образования на континенте. Следует заметить, что далеко не все страны макрорегиона присоединились к интеграционной политике. Первоначально о взаимодействии и новых формах сотрудничества в сфере высшего образования объявили 8 университетов Латинской Америки (по одному университету из Аргентины, Чили, Гватемалы, Бразилии, Колумбии, Коста-Рики, Мексики и Венесуэлы) [2, с.33]. Современные исследователи из стран макрорегиона считают, что процесс интеграции, диверсификации и модернизации, аналогичный Болонскому, происходит параллельно иным процессам сотрудничества и взаимодействия, носящим специфический характер [2, с.34].

В последние годы укрепилось сотрудничество вузов стран Латинской Америки и Карибского бассейна с социальными партнерами, работодателями. Последние активно участвуют в подготовке перечня профессиональных компетенций по тем или иным направлениям подготовки специалистов. В среднем работодатели определяют более 100 профессиональных компетенций, знание и владение которыми считают наиболее важным в будущей профессиональной деятельности специалиста в конкретной сфере национальной экономики. Делается попытка разработать универсальный набор профессиональных компетенций, которые будут приемлемы для всех стран макрорегиона.

В Боливии в ходе реформ 90-х гг. правительство стимулировало расширение частного сектора на уровне колледжей, сокращение бюджетного финансирования университетов, расширение коммерциализации высшего образования. В стране фактически сформировался рынок университетского образования. В 2006 г. в Боливии был принят новый Закон об образовании (Ley de Educacion Avelino Sinani), который изменил стратегию в сфере высшего образования. Особый акцент сделан на поддержку государственных университетов, расширение многоязычия в вузах, формирование комплекса мер социальной поддержки преподавателей и студентов. В 2009 г. в соответствии с указом президента были учреждены трех новых университета для коренных народов Боливии [3, с. 50].

Основной задачей модернизации системы высшего профессионального образования на Кубе стал принцип приведения ее в соответствие с потребностями социально-экономического развития республики. Директивными документами партии и государства подчеркивается необходимость расширения подготовки специалистов на уровнях выше бакалавриата. В 2008–2009 гг. на Кубе был взят курс на пересмотр учебных планов и программ в высшей школе. Значительно упрочились международные связи высшей школы Кубы, особенно на уровне аспирантуры. Кубинцы получили возможность проходить стажировку за границей на базе ведущих университетов стран Латинской Америки, Европы и т.д. Переформатирована работа Национальной комиссии по присуждению ученых степеней (аналог российской ВАК). Стали применяться дистанционные формы обучения, хотя до настоящего времени правительству не удалось решить проблему качественной связи и скорости [3, с.81].

В рамках международного сотрудничества страны Латинской Америки и Карибского бассейна имеют совместные проекты с рядом зарубежных организаций. В частности, в настоящее время действует проект CESAR, который финансируется Еврокомиссией. Проект нацелен на модернизацию учреждений высшего образования в ряде стран макрорегиона. Сейчас в проекте участвуют вузы Колумбии, Испании, Италии, Мексики, Сальвадора, Никарагуа, Боливии и Бразилии.

В последние годы на континенте реализованы также новые проекты в сфере оценки качества высшего образования, аккредитации вузов, по проведению их рейтинга и пр. Так, в Мексике был учрежден Национальный центр оценки высшего образования, в Бразилии – Национальный центр оценки студентов, в Аргентине – Национальный совет по оценке и аккредитации университетов и т.д. [4]. В большинстве стран макрорегиона на законодательном уровне была осуществлена децентрализация управления и финансирования вузов. Это позволило университетам расширить государственно-частное партнерство, привлекать дополнительные источники финансирования, активнее участвовать в гражданско-правовых сделках (аренда, патенты и пр.) [5].

Как и в других макрорегионах мира, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна ведущие университеты стремятся улучшить свои показатели в международных рейтингах вузов. Так, в 2017 г., согласно данным рейтинга Times Higher Education (Великобритания), из стран макрорегиона в список лучших вузов вошел 81 вуз (из них – 32 из Бразилии) [6]. Кроме этого, в рейтинге оказались 17 университетов из Чили, 13 – из Мексики и 11 – из Колумбии. Впервые в списке лучших университетов мира из макрорегиона отмечены по 2 вуза из Аргентины и Эквадора. Международные эксперты прогнозируют хорошую перспективу чилийских вузов, которые значительно увеличивали финансирование научных проектов. «Восходящими звездами» называют Папский католический университет Чили и Университет Чили, которые в последние годы значительно улучшили свои показатели. Отмечаются впечатляющие достижения этих вузов в сфере научных исследований, а также в росте инвестиций в развитие инфраструктуры. Среди других вузов просматриваются хорошие перспективы у некоторых университетов Колумбии и Аргентины. Среди них – Университет Анд (Колумбия), а также Национальный университет Кордовы и Южный университет (Аргентина). В Колумбии и Аргентине в последние годы значительно выросла зарплата профессорско-преподавательского состава вузов, отмечается приток ученых в университеты, и, как следствие, повышение качества научных разработок.

Судя по анализируемому рейтингу, в Латинской Америке и в странах Карибского бассейна четко обозначились страны-лидеры в сфере высшего образования. Это Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Аргентина, Эквадор. Другие страны макрорегиона пока далеки от заветной цели войти в мировые рейтинги. Исключение составила лишь Коста-Рика (Университет Коста-Рики, 41–45 места в рейтинге макрорегиона). Вузам Парагвая, Уругвая, Перу, Боливии, большинству стран Центральной Америки и Карибского бассейна не удалось даже приблизиться к заветному списку.

В последние десятилетия макрорегион переживает сложные демографические процессы, которые будут в обозримом будущем определять основные тенденции социально-экономического развития. С 1970 г. наблюдается устойчивое снижение доли детей в возрасте до 15 лет в возрастной структуре населения. Если в 1950 г. на эту категорию приходилось 40 % от всего населения макрорегиона, то в 2017 г. этот показатель составил 25 %, а в 2040 г. прогнозируется в 19 % [7, с. 25]. При этом возникла устойчивая тенденция старения населения и повышения доли возрастной категории лиц трудоспособного возраста с 15 до 59 лет. Так, в 1950 г. на их долю приходилось 54 % населения макрорегиона, в 2017 г. – 63 %. Прогноз по этой группе следующий: в 2040 г. на долю трудоспособного населения будет приходиться 60 % населения, в 2100 г. этот показатель будет снижен до 49 % [7, с.25]. Все эти данные свидетельствуют о том, что в ближайшие несколько десятилетий в странах Латинской Америки и Карибского бассейна роль и значение высшей школы будут повышаться в связи с увеличением количества молодых людей и лиц, начинающих профессиональную карьеру. Это говорит об открытии «демографического окна» для макрорегиона, что неизбежно приведет к новым угрозам и вызовам, новым возможностям и перспективам. Все будет зависеть от рациональности выбора направлений, механизмов и тактики государственной политики как в сфере высшего образования, науки, техники и технологий, так и социально-экономической политики в целом.

Общими трендами, характерными для большинства стран Латинской Америки и Карибского бассейна в сфере высшего образования, можно считать следующие:

– с активизацией рыночных реформ в 90-е гг. ХХ в. наблюдается количественное расширение национальных систем высшего образования стран макрорегиона, что не всегда приводило к повышению качества образовательного процесса;

– значительное увеличение доли негосударственных вузов;

– сохраняющиеся проблемы с недофинансированием высшей школы; расширение государственно-частного партнерства в сфере подготовки специалистов;

– слабый контроль со стороны государства за качеством образования;

– высокий уровень безработицы среди выпускников университетов; криминализация молодежи в ряде стран;

– отсутствие необходимой научно-лабораторной и опытно-экспериментальной базы в большинстве вузов стран макрорегиона, недостаток средств для проведения научных исследований;

– продолжение роста числа молодежи студенческого возраста практически во всех странах макрорегиона;

– неравенство в доступе к высшему образованию лиц, проживающих в сельской местности, женщин, лиц из малообеспеченных семей и др.

Проблемы развития высшего образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна напрямую связаны с состоянием дошкольного и школьного образования. В настоящее время только 59 % молодых людей в макрорегионе окончили школу и только 30 % молодых людей в возрасте 25–29 лет смогли получить профессиональное образование (на всех уровнях) [8, с. 147]. По доступу к высшему образованию макрорегион еще значительно отстает от других макрорегионов мира. Также наблюдаются перекосы в выборе направлений подготовки. 39 % всех студентов в странах Латинской Америки и Карибского бассейна обучаются по программам бакалавриата в сфере социальных наук, бизнеса и права [8, с. 153]. Это не отвечает потребностям национальных рынков труда. По некоторым оценкам, около 32 % всех работодателей в макрорегионе вынуждены привлекать иностранную рабочую силу вследствие нехватки национальных квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями. В некоторых странах Латинской Америки этот показатель достиг критического значения: нехватка квалифицированных современных специалистов в Перу достигает 68 %, в Бразилии – 61 %, в Мексике – 54 %, в Колумбии – 47 %, в Коста-Рике – 46 % [8, с. 172]. Напряженная ситуация сохраняется и в других странах.

Пожалуй, более эффективно и быстро происходят перемены в высшей школе Чили. Ведущие университеты республики упрочили международные связи с лучшими вузами мира, привлекли зарубежных авторитетных ученых, модернизировали научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу. Особых успехов чилийские университеты достигли в сфере технического сотрудничества. В качестве заказчиков новейших проектов в сфере техники и технологий выступают крупные чилийские компании, инвестирующие в вузы республики. Также чилийские университеты сделали ставку на всемерное развитие информационно-коммуникационных технологий. Некоторые из них открыли виртуальные кампусы, что позволило расширить доступ к высшему образованию граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах страны. Информационные технологии кроме этого расширили возможности чилийских университетов в сфере дистанционного сотрудничества с разными университетами Европы, США, Китая, Японии и других регионов и стран мира. Национальными лидерами в этой сфере стали Папский католический университет Чили. Университет Чили, Папский католический университет Вальпараисо, Технический университет им. Федерико Санта Мария, Университет Лос-Лагоса, Университет Плайя Анча и др. Безусловно, чилийские вузы расширяют сотрудничество и с коллегами в макрорегионе. Речь идет об академических обменах, совместных научно-образовательных проектах и т.д. В последние годы чилийские университеты все больше привлекают внимание абитуриентов из разных стран Латинской Америки и Карибского бассейна, а также других макрорегионов мира. Чилийский опыт модернизации национальной системы высшего профессионального образования является одним из лучших на территории макрорегиона и стал в определенной мере примером для многих латиноамериканских стран.

Таким образом, высшая школа стран Латинской Америки и Карибского бассейна в условиях глобализации сталкивается с новыми угрозами и вызовами. В отличие от других макрорегионов мира (Европа, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Северная Америка и др.) в странах Латинской Америки и Карибского бассейна значительно медленнее происходят перемены в национальных системах высшего профессионального образования, связанные с быстро меняющейся конъюнктурой регионального и национальных рынков труда, уровнем и темпами развития техники и технологий. При определенных достижениях (расширение приема студентов, увеличение количества вузов, упрочение связей образовательных организаций с работодателями; новые подходы к формированию профессиональных компетенций и т.д.) в высшей школе макрорегиона сохраняется немало проблем, вызывающих цепную реакцию и отражающихся на других сферах жизни общества. В последние годы отмечается стремление стран макрорегиона к консолидации усилий по преодолению отставания, устранению препятствий на пути развития национальных систем высшего профессионального образования.


Библиографическая ссылка

Шкунов В.Н. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КАРИБСКОГО БАССЕЙНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 1. – С. 64-68;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1743 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674