Процессы глобализации, охватившие все сферы современного общества, напрямую затронули высшее образование практически во всех странах мира. Динамика изменений, доминирующие тенденции, формы, методы, цели и задачи модернизации национальных систем высшего профессионального образования в разных государствах мира существенно различаются. С процессом глобализации тесным образом связан процесс регионализации, который многие специалисты рассматривают как субъект процесса глобализации. Практически по всему миру страны, объединенные общностью исторических судеб, входящие в состав крупных макрорегионов мира, сверяют свои подходы к модернизации национальных систем высшего образования. Это в полной мере относится к такому крупному и многоликому макрорегиону мира, как Латинская Америка и Карибский бассейн.
С 4 по 6 июня 2008 г. в г. Картахена-де-Индиас (Колумбия) прошла Региональная конференция по высшему образованию в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, в которой приняли участие более 3 500 ученых, государственных и общественных деятелей, преподавателей, студентов практически из всех стран макрорегиона. Организаторами форума стали Международный институт ЮНЕСКО по высшему образованию в Латинской Америке и Карибском бассейне (IESALC-UNESCO), Министерство национального образования Республики Колумбия при поддержке правительств Бразилии, Испании, Мексики и Венесуэлы. В ходе конференции ее участники определили основные подходы стран макрорегиона по проблемам развития высшего образования, наметили планы по консолидации усилий профессионального сообщества, государственных органов власти и общественных организаций по повышению качества подготовки специалистов, повышению значимости высшей школы в обществе. Решения форума послужили «дорожной картой» для стран макрорегиона на ближайшую перспективу. По итогам конференции ее участники приняли заключительную Декларацию, в которой определялись приоритеты государственной политики стран Латинской Америки и Карибского бассейна в сфере высшего образования. Была отмечена озабоченность ректоров, преподавателей, студентов, общественности сокращением государственного финансирования высшей школы, расширяющимся процессом приватизации и коммерциализации. Также участники конференции заявили о необходимости региональной интеграции и интернационализации высшего образования на континенте в условиях общности языка (преимущественно испанский и португальский), истории, культуры [1].
К 2010 г. в большинстве стран Латинской Америки и Карибского бассейна были осуществлены реформы высшей школы. В центре внимания правительств, ведущих ученых, практиков стали интеграционные процессы в Европе. В это время детально изучается опыт стран Евросоюза по реализации целей и задач Болонского процесса. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна стартовали аналогичные процессы, нацеленные на гармонизацию архитектуры системы высшего образования на континенте. Следует заметить, что далеко не все страны макрорегиона присоединились к интеграционной политике. Первоначально о взаимодействии и новых формах сотрудничества в сфере высшего образования объявили 8 университетов Латинской Америки (по одному университету из Аргентины, Чили, Гватемалы, Бразилии, Колумбии, Коста-Рики, Мексики и Венесуэлы) [2, с.33]. Современные исследователи из стран макрорегиона считают, что процесс интеграции, диверсификации и модернизации, аналогичный Болонскому, происходит параллельно иным процессам сотрудничества и взаимодействия, носящим специфический характер [2, с.34].
В последние годы укрепилось сотрудничество вузов стран Латинской Америки и Карибского бассейна с социальными партнерами, работодателями. Последние активно участвуют в подготовке перечня профессиональных компетенций по тем или иным направлениям подготовки специалистов. В среднем работодатели определяют более 100 профессиональных компетенций, знание и владение которыми считают наиболее важным в будущей профессиональной деятельности специалиста в конкретной сфере национальной экономики. Делается попытка разработать универсальный набор профессиональных компетенций, которые будут приемлемы для всех стран макрорегиона.
В Боливии в ходе реформ 90-х гг. правительство стимулировало расширение частного сектора на уровне колледжей, сокращение бюджетного финансирования университетов, расширение коммерциализации высшего образования. В стране фактически сформировался рынок университетского образования. В 2006 г. в Боливии был принят новый Закон об образовании (Ley de Educacion Avelino Sinani), который изменил стратегию в сфере высшего образования. Особый акцент сделан на поддержку государственных университетов, расширение многоязычия в вузах, формирование комплекса мер социальной поддержки преподавателей и студентов. В 2009 г. в соответствии с указом президента были учреждены трех новых университета для коренных народов Боливии [3, с. 50].
Основной задачей модернизации системы высшего профессионального образования на Кубе стал принцип приведения ее в соответствие с потребностями социально-экономического развития республики. Директивными документами партии и государства подчеркивается необходимость расширения подготовки специалистов на уровнях выше бакалавриата. В 2008–2009 гг. на Кубе был взят курс на пересмотр учебных планов и программ в высшей школе. Значительно упрочились международные связи высшей школы Кубы, особенно на уровне аспирантуры. Кубинцы получили возможность проходить стажировку за границей на базе ведущих университетов стран Латинской Америки, Европы и т.д. Переформатирована работа Национальной комиссии по присуждению ученых степеней (аналог российской ВАК). Стали применяться дистанционные формы обучения, хотя до настоящего времени правительству не удалось решить проблему качественной связи и скорости [3, с.81].
В рамках международного сотрудничества страны Латинской Америки и Карибского бассейна имеют совместные проекты с рядом зарубежных организаций. В частности, в настоящее время действует проект CESAR, который финансируется Еврокомиссией. Проект нацелен на модернизацию учреждений высшего образования в ряде стран макрорегиона. Сейчас в проекте участвуют вузы Колумбии, Испании, Италии, Мексики, Сальвадора, Никарагуа, Боливии и Бразилии.
В последние годы на континенте реализованы также новые проекты в сфере оценки качества высшего образования, аккредитации вузов, по проведению их рейтинга и пр. Так, в Мексике был учрежден Национальный центр оценки высшего образования, в Бразилии – Национальный центр оценки студентов, в Аргентине – Национальный совет по оценке и аккредитации университетов и т.д. [4]. В большинстве стран макрорегиона на законодательном уровне была осуществлена децентрализация управления и финансирования вузов. Это позволило университетам расширить государственно-частное партнерство, привлекать дополнительные источники финансирования, активнее участвовать в гражданско-правовых сделках (аренда, патенты и пр.) [5].
Как и в других макрорегионах мира, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна ведущие университеты стремятся улучшить свои показатели в международных рейтингах вузов. Так, в 2017 г., согласно данным рейтинга Times Higher Education (Великобритания), из стран макрорегиона в список лучших вузов вошел 81 вуз (из них – 32 из Бразилии) [6]. Кроме этого, в рейтинге оказались 17 университетов из Чили, 13 – из Мексики и 11 – из Колумбии. Впервые в списке лучших университетов мира из макрорегиона отмечены по 2 вуза из Аргентины и Эквадора. Международные эксперты прогнозируют хорошую перспективу чилийских вузов, которые значительно увеличивали финансирование научных проектов. «Восходящими звездами» называют Папский католический университет Чили и Университет Чили, которые в последние годы значительно улучшили свои показатели. Отмечаются впечатляющие достижения этих вузов в сфере научных исследований, а также в росте инвестиций в развитие инфраструктуры. Среди других вузов просматриваются хорошие перспективы у некоторых университетов Колумбии и Аргентины. Среди них – Университет Анд (Колумбия), а также Национальный университет Кордовы и Южный университет (Аргентина). В Колумбии и Аргентине в последние годы значительно выросла зарплата профессорско-преподавательского состава вузов, отмечается приток ученых в университеты, и, как следствие, повышение качества научных разработок.
Судя по анализируемому рейтингу, в Латинской Америке и в странах Карибского бассейна четко обозначились страны-лидеры в сфере высшего образования. Это Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Аргентина, Эквадор. Другие страны макрорегиона пока далеки от заветной цели войти в мировые рейтинги. Исключение составила лишь Коста-Рика (Университет Коста-Рики, 41–45 места в рейтинге макрорегиона). Вузам Парагвая, Уругвая, Перу, Боливии, большинству стран Центральной Америки и Карибского бассейна не удалось даже приблизиться к заветному списку.
В последние десятилетия макрорегион переживает сложные демографические процессы, которые будут в обозримом будущем определять основные тенденции социально-экономического развития. С 1970 г. наблюдается устойчивое снижение доли детей в возрасте до 15 лет в возрастной структуре населения. Если в 1950 г. на эту категорию приходилось 40 % от всего населения макрорегиона, то в 2017 г. этот показатель составил 25 %, а в 2040 г. прогнозируется в 19 % [7, с. 25]. При этом возникла устойчивая тенденция старения населения и повышения доли возрастной категории лиц трудоспособного возраста с 15 до 59 лет. Так, в 1950 г. на их долю приходилось 54 % населения макрорегиона, в 2017 г. – 63 %. Прогноз по этой группе следующий: в 2040 г. на долю трудоспособного населения будет приходиться 60 % населения, в 2100 г. этот показатель будет снижен до 49 % [7, с.25]. Все эти данные свидетельствуют о том, что в ближайшие несколько десятилетий в странах Латинской Америки и Карибского бассейна роль и значение высшей школы будут повышаться в связи с увеличением количества молодых людей и лиц, начинающих профессиональную карьеру. Это говорит об открытии «демографического окна» для макрорегиона, что неизбежно приведет к новым угрозам и вызовам, новым возможностям и перспективам. Все будет зависеть от рациональности выбора направлений, механизмов и тактики государственной политики как в сфере высшего образования, науки, техники и технологий, так и социально-экономической политики в целом.
Общими трендами, характерными для большинства стран Латинской Америки и Карибского бассейна в сфере высшего образования, можно считать следующие:
– с активизацией рыночных реформ в 90-е гг. ХХ в. наблюдается количественное расширение национальных систем высшего образования стран макрорегиона, что не всегда приводило к повышению качества образовательного процесса;
– значительное увеличение доли негосударственных вузов;
– сохраняющиеся проблемы с недофинансированием высшей школы; расширение государственно-частного партнерства в сфере подготовки специалистов;
– слабый контроль со стороны государства за качеством образования;
– высокий уровень безработицы среди выпускников университетов; криминализация молодежи в ряде стран;
– отсутствие необходимой научно-лабораторной и опытно-экспериментальной базы в большинстве вузов стран макрорегиона, недостаток средств для проведения научных исследований;
– продолжение роста числа молодежи студенческого возраста практически во всех странах макрорегиона;
– неравенство в доступе к высшему образованию лиц, проживающих в сельской местности, женщин, лиц из малообеспеченных семей и др.
Проблемы развития высшего образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна напрямую связаны с состоянием дошкольного и школьного образования. В настоящее время только 59 % молодых людей в макрорегионе окончили школу и только 30 % молодых людей в возрасте 25–29 лет смогли получить профессиональное образование (на всех уровнях) [8, с. 147]. По доступу к высшему образованию макрорегион еще значительно отстает от других макрорегионов мира. Также наблюдаются перекосы в выборе направлений подготовки. 39 % всех студентов в странах Латинской Америки и Карибского бассейна обучаются по программам бакалавриата в сфере социальных наук, бизнеса и права [8, с. 153]. Это не отвечает потребностям национальных рынков труда. По некоторым оценкам, около 32 % всех работодателей в макрорегионе вынуждены привлекать иностранную рабочую силу вследствие нехватки национальных квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями. В некоторых странах Латинской Америки этот показатель достиг критического значения: нехватка квалифицированных современных специалистов в Перу достигает 68 %, в Бразилии – 61 %, в Мексике – 54 %, в Колумбии – 47 %, в Коста-Рике – 46 % [8, с. 172]. Напряженная ситуация сохраняется и в других странах.
Пожалуй, более эффективно и быстро происходят перемены в высшей школе Чили. Ведущие университеты республики упрочили международные связи с лучшими вузами мира, привлекли зарубежных авторитетных ученых, модернизировали научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу. Особых успехов чилийские университеты достигли в сфере технического сотрудничества. В качестве заказчиков новейших проектов в сфере техники и технологий выступают крупные чилийские компании, инвестирующие в вузы республики. Также чилийские университеты сделали ставку на всемерное развитие информационно-коммуникационных технологий. Некоторые из них открыли виртуальные кампусы, что позволило расширить доступ к высшему образованию граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах страны. Информационные технологии кроме этого расширили возможности чилийских университетов в сфере дистанционного сотрудничества с разными университетами Европы, США, Китая, Японии и других регионов и стран мира. Национальными лидерами в этой сфере стали Папский католический университет Чили. Университет Чили, Папский католический университет Вальпараисо, Технический университет им. Федерико Санта Мария, Университет Лос-Лагоса, Университет Плайя Анча и др. Безусловно, чилийские вузы расширяют сотрудничество и с коллегами в макрорегионе. Речь идет об академических обменах, совместных научно-образовательных проектах и т.д. В последние годы чилийские университеты все больше привлекают внимание абитуриентов из разных стран Латинской Америки и Карибского бассейна, а также других макрорегионов мира. Чилийский опыт модернизации национальной системы высшего профессионального образования является одним из лучших на территории макрорегиона и стал в определенной мере примером для многих латиноамериканских стран.
Таким образом, высшая школа стран Латинской Америки и Карибского бассейна в условиях глобализации сталкивается с новыми угрозами и вызовами. В отличие от других макрорегионов мира (Европа, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Северная Америка и др.) в странах Латинской Америки и Карибского бассейна значительно медленнее происходят перемены в национальных системах высшего профессионального образования, связанные с быстро меняющейся конъюнктурой регионального и национальных рынков труда, уровнем и темпами развития техники и технологий. При определенных достижениях (расширение приема студентов, увеличение количества вузов, упрочение связей образовательных организаций с работодателями; новые подходы к формированию профессиональных компетенций и т.д.) в высшей школе макрорегиона сохраняется немало проблем, вызывающих цепную реакцию и отражающихся на других сферах жизни общества. В последние годы отмечается стремление стран макрорегиона к консолидации усилий по преодолению отставания, устранению препятствий на пути развития национальных систем высшего профессионального образования.