Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN LATIN AMERICA AND THE CARIBBEAN

Shkunov V.N. 1
1 Volga Branch of Institute of Russian History of the Russian Academy of Science
The article is devoted to problems of development of higher education in Latin America and the Caribbean. Analyzes the main trends in the modernization of national systems of higher education. Special attention is paid to the influence of globalization on the choice of vector of development of state education policy in specific countries of Latin America and the Caribbean. The author presents statistical data characterizing the main processes in the educational environment of Latin America and the Caribbean. Disclosed reasons for the lag of the higher school of macro-region from other regions of the world. In this regard, analyzed data from a recent world ranking of universities by the Times Higher Education (UK). In this ranking universities of Latin America and the Caribbean is modest. It includes only universities in Brazil, Mexico, Chile, Colombia, Argentina, Ecuador and Costa Rica. Marked achievements in the field of modernization of the national system of higher professional education of the Republic of Chile. Currently, high school, Chile has become an example for many countries in Latin America and the Caribbean. The noteworthy experience of Chilean universities in the field of public-private partnerships, international academic relations, etc. Given the forecast of further development of higher education in Latin America and the Caribbean.
Latin America
the Caribbean
higher education
universities
modernization
globalization

Процессы глобализации, охватившие все сферы современного общества, напрямую затронули высшее образование практически во всех странах мира. Динамика изменений, доминирующие тенденции, формы, методы, цели и задачи модернизации национальных систем высшего профессионального образования в разных государствах мира существенно различаются. С процессом глобализации тесным образом связан процесс регионализации, который многие специалисты рассматривают как субъект процесса глобализации. Практически по всему миру страны, объединенные общностью исторических судеб, входящие в состав крупных макрорегионов мира, сверяют свои подходы к модернизации национальных систем высшего образования. Это в полной мере относится к такому крупному и многоликому макрорегиону мира, как Латинская Америка и Карибский бассейн.

С 4 по 6 июня 2008 г. в г. Картахена-де-Индиас (Колумбия) прошла Региональная конференция по высшему образованию в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, в которой приняли участие более 3 500 ученых, государственных и общественных деятелей, преподавателей, студентов практически из всех стран макрорегиона. Организаторами форума стали Международный институт ЮНЕСКО по высшему образованию в Латинской Америке и Карибском бассейне (IESALC-UNESCO), Министерство национального образования Республики Колумбия при поддержке правительств Бразилии, Испании, Мексики и Венесуэлы. В ходе конференции ее участники определили основные подходы стран макрорегиона по проблемам развития высшего образования, наметили планы по консолидации усилий профессионального сообщества, государственных органов власти и общественных организаций по повышению качества подготовки специалистов, повышению значимости высшей школы в обществе. Решения форума послужили «дорожной картой» для стран макрорегиона на ближайшую перспективу. По итогам конференции ее участники приняли заключительную Декларацию, в которой определялись приоритеты государственной политики стран Латинской Америки и Карибского бассейна в сфере высшего образования. Была отмечена озабоченность ректоров, преподавателей, студентов, общественности сокращением государственного финансирования высшей школы, расширяющимся процессом приватизации и коммерциализации. Также участники конференции заявили о необходимости региональной интеграции и интернационализации высшего образования на континенте в условиях общности языка (преимущественно испанский и португальский), истории, культуры [1].

К 2010 г. в большинстве стран Латинской Америки и Карибского бассейна были осуществлены реформы высшей школы. В центре внимания правительств, ведущих ученых, практиков стали интеграционные процессы в Европе. В это время детально изучается опыт стран Евросоюза по реализации целей и задач Болонского процесса. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна стартовали аналогичные процессы, нацеленные на гармонизацию архитектуры системы высшего образования на континенте. Следует заметить, что далеко не все страны макрорегиона присоединились к интеграционной политике. Первоначально о взаимодействии и новых формах сотрудничества в сфере высшего образования объявили 8 университетов Латинской Америки (по одному университету из Аргентины, Чили, Гватемалы, Бразилии, Колумбии, Коста-Рики, Мексики и Венесуэлы) [2, с.33]. Современные исследователи из стран макрорегиона считают, что процесс интеграции, диверсификации и модернизации, аналогичный Болонскому, происходит параллельно иным процессам сотрудничества и взаимодействия, носящим специфический характер [2, с.34].

В последние годы укрепилось сотрудничество вузов стран Латинской Америки и Карибского бассейна с социальными партнерами, работодателями. Последние активно участвуют в подготовке перечня профессиональных компетенций по тем или иным направлениям подготовки специалистов. В среднем работодатели определяют более 100 профессиональных компетенций, знание и владение которыми считают наиболее важным в будущей профессиональной деятельности специалиста в конкретной сфере национальной экономики. Делается попытка разработать универсальный набор профессиональных компетенций, которые будут приемлемы для всех стран макрорегиона.

В Боливии в ходе реформ 90-х гг. правительство стимулировало расширение частного сектора на уровне колледжей, сокращение бюджетного финансирования университетов, расширение коммерциализации высшего образования. В стране фактически сформировался рынок университетского образования. В 2006 г. в Боливии был принят новый Закон об образовании (Ley de Educacion Avelino Sinani), который изменил стратегию в сфере высшего образования. Особый акцент сделан на поддержку государственных университетов, расширение многоязычия в вузах, формирование комплекса мер социальной поддержки преподавателей и студентов. В 2009 г. в соответствии с указом президента были учреждены трех новых университета для коренных народов Боливии [3, с. 50].

Основной задачей модернизации системы высшего профессионального образования на Кубе стал принцип приведения ее в соответствие с потребностями социально-экономического развития республики. Директивными документами партии и государства подчеркивается необходимость расширения подготовки специалистов на уровнях выше бакалавриата. В 2008–2009 гг. на Кубе был взят курс на пересмотр учебных планов и программ в высшей школе. Значительно упрочились международные связи высшей школы Кубы, особенно на уровне аспирантуры. Кубинцы получили возможность проходить стажировку за границей на базе ведущих университетов стран Латинской Америки, Европы и т.д. Переформатирована работа Национальной комиссии по присуждению ученых степеней (аналог российской ВАК). Стали применяться дистанционные формы обучения, хотя до настоящего времени правительству не удалось решить проблему качественной связи и скорости [3, с.81].

В рамках международного сотрудничества страны Латинской Америки и Карибского бассейна имеют совместные проекты с рядом зарубежных организаций. В частности, в настоящее время действует проект CESAR, который финансируется Еврокомиссией. Проект нацелен на модернизацию учреждений высшего образования в ряде стран макрорегиона. Сейчас в проекте участвуют вузы Колумбии, Испании, Италии, Мексики, Сальвадора, Никарагуа, Боливии и Бразилии.

В последние годы на континенте реализованы также новые проекты в сфере оценки качества высшего образования, аккредитации вузов, по проведению их рейтинга и пр. Так, в Мексике был учрежден Национальный центр оценки высшего образования, в Бразилии – Национальный центр оценки студентов, в Аргентине – Национальный совет по оценке и аккредитации университетов и т.д. [4]. В большинстве стран макрорегиона на законодательном уровне была осуществлена децентрализация управления и финансирования вузов. Это позволило университетам расширить государственно-частное партнерство, привлекать дополнительные источники финансирования, активнее участвовать в гражданско-правовых сделках (аренда, патенты и пр.) [5].

Как и в других макрорегионах мира, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна ведущие университеты стремятся улучшить свои показатели в международных рейтингах вузов. Так, в 2017 г., согласно данным рейтинга Times Higher Education (Великобритания), из стран макрорегиона в список лучших вузов вошел 81 вуз (из них – 32 из Бразилии) [6]. Кроме этого, в рейтинге оказались 17 университетов из Чили, 13 – из Мексики и 11 – из Колумбии. Впервые в списке лучших университетов мира из макрорегиона отмечены по 2 вуза из Аргентины и Эквадора. Международные эксперты прогнозируют хорошую перспективу чилийских вузов, которые значительно увеличивали финансирование научных проектов. «Восходящими звездами» называют Папский католический университет Чили и Университет Чили, которые в последние годы значительно улучшили свои показатели. Отмечаются впечатляющие достижения этих вузов в сфере научных исследований, а также в росте инвестиций в развитие инфраструктуры. Среди других вузов просматриваются хорошие перспективы у некоторых университетов Колумбии и Аргентины. Среди них – Университет Анд (Колумбия), а также Национальный университет Кордовы и Южный университет (Аргентина). В Колумбии и Аргентине в последние годы значительно выросла зарплата профессорско-преподавательского состава вузов, отмечается приток ученых в университеты, и, как следствие, повышение качества научных разработок.

Судя по анализируемому рейтингу, в Латинской Америке и в странах Карибского бассейна четко обозначились страны-лидеры в сфере высшего образования. Это Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Аргентина, Эквадор. Другие страны макрорегиона пока далеки от заветной цели войти в мировые рейтинги. Исключение составила лишь Коста-Рика (Университет Коста-Рики, 41–45 места в рейтинге макрорегиона). Вузам Парагвая, Уругвая, Перу, Боливии, большинству стран Центральной Америки и Карибского бассейна не удалось даже приблизиться к заветному списку.

В последние десятилетия макрорегион переживает сложные демографические процессы, которые будут в обозримом будущем определять основные тенденции социально-экономического развития. С 1970 г. наблюдается устойчивое снижение доли детей в возрасте до 15 лет в возрастной структуре населения. Если в 1950 г. на эту категорию приходилось 40 % от всего населения макрорегиона, то в 2017 г. этот показатель составил 25 %, а в 2040 г. прогнозируется в 19 % [7, с. 25]. При этом возникла устойчивая тенденция старения населения и повышения доли возрастной категории лиц трудоспособного возраста с 15 до 59 лет. Так, в 1950 г. на их долю приходилось 54 % населения макрорегиона, в 2017 г. – 63 %. Прогноз по этой группе следующий: в 2040 г. на долю трудоспособного населения будет приходиться 60 % населения, в 2100 г. этот показатель будет снижен до 49 % [7, с.25]. Все эти данные свидетельствуют о том, что в ближайшие несколько десятилетий в странах Латинской Америки и Карибского бассейна роль и значение высшей школы будут повышаться в связи с увеличением количества молодых людей и лиц, начинающих профессиональную карьеру. Это говорит об открытии «демографического окна» для макрорегиона, что неизбежно приведет к новым угрозам и вызовам, новым возможностям и перспективам. Все будет зависеть от рациональности выбора направлений, механизмов и тактики государственной политики как в сфере высшего образования, науки, техники и технологий, так и социально-экономической политики в целом.

Общими трендами, характерными для большинства стран Латинской Америки и Карибского бассейна в сфере высшего образования, можно считать следующие:

– с активизацией рыночных реформ в 90-е гг. ХХ в. наблюдается количественное расширение национальных систем высшего образования стран макрорегиона, что не всегда приводило к повышению качества образовательного процесса;

– значительное увеличение доли негосударственных вузов;

– сохраняющиеся проблемы с недофинансированием высшей школы; расширение государственно-частного партнерства в сфере подготовки специалистов;

– слабый контроль со стороны государства за качеством образования;

– высокий уровень безработицы среди выпускников университетов; криминализация молодежи в ряде стран;

– отсутствие необходимой научно-лабораторной и опытно-экспериментальной базы в большинстве вузов стран макрорегиона, недостаток средств для проведения научных исследований;

– продолжение роста числа молодежи студенческого возраста практически во всех странах макрорегиона;

– неравенство в доступе к высшему образованию лиц, проживающих в сельской местности, женщин, лиц из малообеспеченных семей и др.

Проблемы развития высшего образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна напрямую связаны с состоянием дошкольного и школьного образования. В настоящее время только 59 % молодых людей в макрорегионе окончили школу и только 30 % молодых людей в возрасте 25–29 лет смогли получить профессиональное образование (на всех уровнях) [8, с. 147]. По доступу к высшему образованию макрорегион еще значительно отстает от других макрорегионов мира. Также наблюдаются перекосы в выборе направлений подготовки. 39 % всех студентов в странах Латинской Америки и Карибского бассейна обучаются по программам бакалавриата в сфере социальных наук, бизнеса и права [8, с. 153]. Это не отвечает потребностям национальных рынков труда. По некоторым оценкам, около 32 % всех работодателей в макрорегионе вынуждены привлекать иностранную рабочую силу вследствие нехватки национальных квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями. В некоторых странах Латинской Америки этот показатель достиг критического значения: нехватка квалифицированных современных специалистов в Перу достигает 68 %, в Бразилии – 61 %, в Мексике – 54 %, в Колумбии – 47 %, в Коста-Рике – 46 % [8, с. 172]. Напряженная ситуация сохраняется и в других странах.

Пожалуй, более эффективно и быстро происходят перемены в высшей школе Чили. Ведущие университеты республики упрочили международные связи с лучшими вузами мира, привлекли зарубежных авторитетных ученых, модернизировали научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу. Особых успехов чилийские университеты достигли в сфере технического сотрудничества. В качестве заказчиков новейших проектов в сфере техники и технологий выступают крупные чилийские компании, инвестирующие в вузы республики. Также чилийские университеты сделали ставку на всемерное развитие информационно-коммуникационных технологий. Некоторые из них открыли виртуальные кампусы, что позволило расширить доступ к высшему образованию граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах страны. Информационные технологии кроме этого расширили возможности чилийских университетов в сфере дистанционного сотрудничества с разными университетами Европы, США, Китая, Японии и других регионов и стран мира. Национальными лидерами в этой сфере стали Папский католический университет Чили. Университет Чили, Папский католический университет Вальпараисо, Технический университет им. Федерико Санта Мария, Университет Лос-Лагоса, Университет Плайя Анча и др. Безусловно, чилийские вузы расширяют сотрудничество и с коллегами в макрорегионе. Речь идет об академических обменах, совместных научно-образовательных проектах и т.д. В последние годы чилийские университеты все больше привлекают внимание абитуриентов из разных стран Латинской Америки и Карибского бассейна, а также других макрорегионов мира. Чилийский опыт модернизации национальной системы высшего профессионального образования является одним из лучших на территории макрорегиона и стал в определенной мере примером для многих латиноамериканских стран.

Таким образом, высшая школа стран Латинской Америки и Карибского бассейна в условиях глобализации сталкивается с новыми угрозами и вызовами. В отличие от других макрорегионов мира (Европа, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Северная Америка и др.) в странах Латинской Америки и Карибского бассейна значительно медленнее происходят перемены в национальных системах высшего профессионального образования, связанные с быстро меняющейся конъюнктурой регионального и национальных рынков труда, уровнем и темпами развития техники и технологий. При определенных достижениях (расширение приема студентов, увеличение количества вузов, упрочение связей образовательных организаций с работодателями; новые подходы к формированию профессиональных компетенций и т.д.) в высшей школе макрорегиона сохраняется немало проблем, вызывающих цепную реакцию и отражающихся на других сферах жизни общества. В последние годы отмечается стремление стран макрорегиона к консолидации усилий по преодолению отставания, устранению препятствий на пути развития национальных систем высшего профессионального образования.