Проблема единства и согласия российского общества на сегодня остается одной из наиболее важных и острых. Политики, социологи, творческая интеллигенция предлагают различные идеи, направленные на достижение единства россиян.
Свою позицию по данной проблеме высказало и высшее руководство Российской Федерации. На традиционной пресс-конференции, прошедшей в декабре 2016 г., В.В. Путин в достаточно категоричной форме заявил: «У нас не может быть никакого другого объединяющего начала, кроме патриотизма» [1].
Но патриотизм, как социальная и нравственная категория, не падает с неба, не появляется по приказу сверху. Решение этой задачи предполагает систематическую воспитательную работу, использование разнообразных форм и средств. И в этой работе, на наш взгляд, семья и образование, прежде всего школа, являются важной составляющей [2].
Современная школа накопила определённый опыт по формированию у подрастающего поколения позитивных ценностей, качеств, включая гражданственность и патриотизм. В доказательство можно привести целый ряд публикаций, посвященных анализу и обобщению такого опыта, в том числе и в начальном звене [3–6].
Однако, несмотря на то, что практически все авторы признают важную роль участия семьи в патриотическом воспитании, эта тема или декларируется, или рассматривается схематично и узко. И прежде всего это касается вопросов ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВА школы и семьи.
Тем более что в последнее время сама семья претерпевает серьёзные изменения. Новые экономические условия повлияли на статус и социальное положение женщины-матери: теперь она бизнес-вумен, а забота о детях перекладывается на няню и т.д.
Изменилась и роль семьи в воспитательном процессе. Приоритет общественного воспитания над семейным, который в советские времена утвердился и теоретически, и практически, уходит в прошлое, но многие родители еще продолжают считать, что их основная задача – создать ребёнку хорошие условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений [3, с. 36].
С учётом вышесказанного в данной статье предпринята попытка обобщения нашего опыта организации совместных действий семьи и школы по формированию у младших школьников начальных основ гражданственности и патриотизма. Установившееся утверждение, что любовь к Родине у ребёнка начинается с любви к своим родителям, конечно, не подлежит сомнению. Отсюда вполне закономерно в нашем общественном сознании существует такой ассоциативный ряд: мать – Родина – мать, отец – Отечество.
Но всегда ли любовь к близким перерастает в любовь к своему народу и особенно к «готовности к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины»? Увы, нет.
В этой связи отметим и позицию некоторых родителей: общественные интересы – ничто, успешность своего чада – всё! Нельзя также отрицать и негативное влияние окружающей среды (СМИ, социальные сети и т.д.). Только один пример – известный вброс, на наш взгляд провокационный, о неадекватности Зои Космодемьянской. Именно поэтому при формировании у ребят патриотических качеств сделан упор на привлечение родителей к этому процессу и взаимодействие с различными организациями и учреждениями нашего города: музеями, библиотеками, театрами, вузами и даже прокуратурой и полицией. Такой выбор учреждений обусловлен не только их ролью и значением в воспитании гражданственности и патриотизма, но и тем, что в большинстве из них трудятся родители учеников автора, а это позволяет быстрей установить контакты и способствует особой атмосфере сотрудничества [6, с. 90].
Прежде чем приступить к рассмотрению нашего опыта взаимодействия школы и родителей, отметим несколько моментов.
Первый – современный ребёнок уже, как правило, обладает определёнными личностными качествами и определённым уровнем информационно-коммуникативной культуры. Это позволяет считать его не только объектом, но и субъектом воспитательного процесса. Субъектность семьи также однозначна.
Второе – у младших школьников эмоциональное восприятие реальности пока ещё преобладает над рациональным, поэтому учитываются их возможности понимать, осознавать окружающую действительность, внешнее воздействие, прежде всего через ощущения, переживания, сердечную привязанность [4, с. 138].
И третье – мы остановимся на анализе лишь основных направлений патриотического воспитания: нравственный климат в семье, любовь к родному языку, родной природе и малой родине, на формировании идентичности, на знании духовного и материального наследия. А среди мероприятий выделим те, которые, по нашему мнению, прошли наиболее интересно и имели не только познавательное, но и воспитательное значение.
Среди мероприятий, направленных на укрепление родственных связей, взаимопонимания, кроме традиционных – совместных с учениками родительских собраний, поздравлений с праздниками 8 Марта, 23 Февраля, Нового года – выделим проведение Дня матери.
Он был организован совместно с городской детской библиотекой им. А. Гайдара (сотрудница библиотеки – мама одной из учениц) и прошёл в форме семейного утренника «Ох уж эти женщины». На праздник ребята пригласили своих мам и бабушек. Все они стали участниками сказочного действа в «городе Лукоморье» (по мотивам пушкинских сказок). Четыре команды – мальчики, девочки, мамы и бабушки соревновались кто быстрее вычерпает воду из «старухиного корыта», быстрее поймает «неводом» Золотую рыбку, загадает самое интересное желание у «волшебного зеркала». Кстати, команда бабушек заслуженно стала победительницей. Утренник закончился чаепитием, вручением сладких подарков, призов и исполнением песни «Папа может…», в которой, как известно, подчёркнута значимость матери в семье: «Папа может, папа может всё, что угодно. Только мамой, только мамой не может быть».
Теме укрепления родственных связей, отношения к матери было посвящено и творческое задание в преддверии Международного женского дня. Суть задания: ребятам была дана начальная фраза: «В русском языке, есть много красивых слов и среди них самое-самое, от которого у каждого на сердце становится тепло, легко и радостно. Это слово – МАМА!..» Учащимся предлагалось ответить на вопрос: какие чувства вы испытываете, когда произносите или слышите это слово? Ответить на этот же вопрос мы попросили и родителей.
Подводя итоги выполнения этого творческого задания, можно отметить, что все ребята нашли нежные, пусть иногда с некоторой долей наивности, но искренние, чистые и проникновенные слова любви, гордости и уважения к своей маме.
К очередному родительскому собранию был изготовлен небольшой стенд, на котором анонимно представлены ответы учеников и родителей. К сожалению, нашу инициативу не поддержали некоторые мамы и многие отцы. Возможно, виновата их занятость, возможно, кто-то посчитал это несерьёзным делом, но нам думается, одна из причин этого кроется в проявлении и среди наших родителей ранее упоминавшейся тревожной тенденции – отчуждения между школой и семьёй.
В этой связи на собрании нам пришлось мягко высказать свои опасения о том, что если родители не участвуют в школьной жизни своих детей, то и дома им, возможно, не уделяется должного внимания.
Логично, что вопросы взаимоотношений, нравственного климата в семье нашли своё отражение в воспитательной работе.
Так, один из классных часов был посвящён Международному дню слова СПАСИБО. Он прошёл в форме мини-конференции. Были подготовлены и обсуждены три сообщения: «Появление на Руси слова СПАСИБО»; «Слово СПАСИБО на языках других народов», «Доброе слово и кошке приятно». Под руководством двух родителей учеников автора, преподавателей Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, при поддержке семьи, с использованием ресурсов интернета, докладчики рассмотрели этимологию слова СПАСИБО (спаси Бог), время его появления на Руси (XVI в.), морально-нравственное значение этого слова в отношениях между людьми.
Особый интерес вызвало третье сообщение. В ходе его обсуждения высказывались достаточно серьёзные суждения о том, что слова благодарности порождают положительные эмоции, создают обстановку доверия. Но самое главное – важно не только произносить слова благодарности, но и ценить чужой труд, в том числе и труд своих родителей, и осуществлять в меру своих сил и возможностей ответные действия (подготовить подарок, вручить цветы, участвовать в наведении порядка дома и т.д.)
Тема патриотизма тесно связана с отношением к родному языку. Справедливо сказал К. Паустовский: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к русскому языку».
В последние годы уровень языковой культуры в нашей стране явно упал. Неразумные заимствования, замена кириллицы латиницей. Вывески кафе, различных магазинов, фирм пестрят иноземными названиями, которые не только неуместны, но и противоречат здравому смыслу. Приведём несколько примеров по нашему городу: неказистое здание кафе, но с претенциозным названием – «Замок де Санти», другое кафе на первом этаже «хрущёвки» – «АВЕНЮ». Скромное небольшое здание частной гостиницы названо «ГРАНД ОТЕЛЬ». А одна из местных газет озаглавила информацию о ярмарке товаров для школьников – «Предшкольный ШОПИНГ».
Так и хочется воскликнуть: «Где ты, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык?»
Конечно, школа, семья без поддержки общества не в состоянии изменить ситуацию, но и быть безразличными к этому мы не можем, ибо это напрямую затрагивает проблемы идентичности, единства, а в итоге и патриотизма. Поэтому мы сделали несколько шагов в этом направлении.
Первый – в Международный день родного языка мы пригласили на классный час родителя – доктора исторических наук. Он в доступной форме рассказал ребятам о Кирилле и Мефодии – создателях русской азбуки и их вкладе в становление «могучего и великого», различиях между кириллицей и латиницей, основных этапах развития нашего родного языка. Также он подчеркнул, что язык – важнейший инструмент мышления, творчества, а в России ещё и средство межнационального общения. Язык – «живой» организм, поэтому неизбежны и заимствования, вопрос – в мере. Иначе – засорение или, как сказал один русский писатель, – получается нелепая «смесь французского с нижегородским».
В заключение мы предложили ребятам посмотреть в городе на вывески, которые, на их взгляд, являются неуместными, вычурными, просто безграмотными и придумать свои названия. Через месяц были подведены итоги этого своеобразного конкурса. Скажем так, дети оказались более оригинальными и патриотичными по сравнению с собственниками некоторых кафе, ресторанов, фирм.
Второй шаг, направленный на повышение языковой культуры и сохранение идентичности, обуславливался тем, что в стране родители стали давать нелепые, абсурдные с позиции человеческой логики и разумности имена своим детям. Вот некоторые из них: «Автобусная остановка № 6», «БОЧР – ВФ 260602» (биологический объект человеческого рода Ворониных – Фроловых 26.06.02 г.р.), «Христампирадос» и др.
В 1920–1930 гг., в эпоху революционного романтизма, детей тоже называли нетрадиционно, но имена были относительно благозвучны, отражали эпоху, имели в какой-то мере понятный или угадываемый смысл. Примеры: ВИЛЕН (Владимир Ильич Ленин), РЕНАТ (революция, наука, техника), КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи) и др.
На одном из уроков окружающего мира мы обратили внимание ребят на это и предложили написать творческую работу под названием «Тайна моего имени». Были составлены вопросы: «Что означает твоё имя? Исторические корни твоего имени? Кто выбирал тебе имя? Было ли такое же имя у твоих родственников? Как бы ты отнёсся к тому, если бы твоего брата или сестру назвали, например, «Салат латук» или «ВИАГРА»? Какое имя тебе нравится больше других?» И ключевой вопрос: «Как ты понимаешь фразу из повести «Приключение капитана Врунгеля»: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт»?
Обсуждая итоги выполнения этого творческого задания, мы отметили, какие факторы влияют на выбор имени, обратили внимание на ответственность родителей за этот выбор. В заключение подвели ребят к выводу, что само по себе имя, даже сверхмодное, необычное, это просто сочетание букв. Социальная значимость имени, популярность подкрепляется делами, поступками, достижениями в науке, технике, искусстве, спорте, ну а для детей, прежде всего, успехами в учёбе.
Формирование позитивного отношения к историческим корням, традициям, духовному и материальному наследию родного края, несомненно, является одним из главных направлений воспитания у школьников основ гражданственности и патриотизма [5, с. 48].
Богатое историко-культурное наследие, бережно хранящееся в арзамасских музеях, имеет в этом плане большой познавательный и воспитательный потенциал. Мы активно используем его в углублении знаний у младших школьников об истории возникновения города и основных этапах его развития, традициях и, конечно, о людях, чьим трудом и талантами славится наша малая родина. Наиболее полно и разносторонне история города отражена в историко-художественном музее. В его фондах 35 тысяч единиц хранения.
Основной формой взаимосвязи музея и школы являются экскурсии. Особый интерес у ребят в музейных залах вызывает археологический отдел – каменные орудия труда, посуда, украшения, начиная от эпохи неолита до Городецкой и Фатьяновской культур. Привлекает детей отдел народных промыслов – изделия арзамасских мастеров (обувь, предметы быта, золотая вышивка, работы ткачей, кошмовалов, скорняков).
С большим вниманием ребята знакомятся с работами выпускников арзамасской частной школы живописи и графики академика А.В. Ступина, первой провинциальной школы такого рода в России. Наиболее известный выпускник этой школы В.Г. Перов.
Посещают учащиеся и различные тематические выставки. Например: «История города Арзамаса», «Арзамасский гусь (декоративно-прикладное искусство XX–XXI вв.)», «Здравствуй, музей», «Дом, в котором живёт история» и др.
Но главное, музей знакомит ребят с биографиями известных арзамасцев разных эпох, внёсших значительный вклад в становление и развитие города.
В экспозиции представлены почётные граждане города, герои Советского Союза, лауреаты Ленинской и Государственной премий. В этом почётном ряду – имена арзамасцев, награждённых городскими знаками «За любовь к родному городу» и «За сохранение исторического наследия».
Естественным продолжением знакомства с историей города стала пешая экскурсия по старинным улочкам и площадям. Ребята познакомились с историческими зданиями, сооружениями и, конечно, многочисленными церквями и соборами, среди которых выделяется своими величественными и завершёнными формами кафедральный Воскресенский собор, построенный в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.
Тесные творческие связи установились между школой и Литературным музеем А.П. Гайдара. Экспозиции музея раскрывают жизненный и творческий путь известного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). Он родился в г. Льгове Курской области, но провёл детские и юношеские годы в Арзамасе. Поэтому арзамасцы справедливо считают его своим земляком. Именно он оставил потомкам простые слова, проникнутые особой теплотой и чувством любви к Арзамасу: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов.
Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся хорошая рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Тёша» (повесть А. Гайдара «Школа»).
В ходе экскурсии ученики увидели личные вещи писателя, письма близким, друзьям, прижизненные издания его книг. Из рассказа экскурсовода им стало известно, что родословная А. Гайдара связана с родом Михаила Юрьевича Лермонтова.
Сотрудничество класса и музея связано не только с проведением экскурсий, но реализуется и через участие в учебно-просветительском проекте «музейный класс» под названием «Всадник, скачущий впереди» (так расшифровывается взятый писателем псевдоним – Гайдар). Во время реализации проекта ребята под руководством научных сотрудников музея – более подробно изучают биографию А. Гайдара и его творческое наследие. Ведь совсем недавно, каких-то 20–25 лет назад, это наследие было востребовано школой, обществом и, бесспорно, являлось основой воспитания гражданственности и патриотизма, учило подростков делать окружающий мир добрее и красивее. Также дети подготовили выставку рисунков по мотивам произведений писателя и провели викторину. Кроме этого ребята получили творческое задание – составить современный портрет города. А для сравнения мы обратились к родителям, коренным арзамасцам, с просьбой поделиться своими впечатлениями об Арзамасе в годы их детства.
Анализируя представленные материалы, можно сделать два вывода: первый – детское восприятие родного города пронизано особой теплотой, эмоциональностью и наблюдательностью. В их рассказах нашли отражение такие уголки и такие красочные описания, что им мог бы позавидовать хороший писатель. Особенно это касалось исторической части города, парков, скверов, прудов. Второй – родители, словно сговорившись, сосредоточили своё внимание на изменении архитектурного облика города: появление многоэтажек, проспектов, значимых социально-экономических преобразований – новые заводы, микрорайоны, торговые центры, поликлиники. Никто из них почему-то не вспомнил ни о «речонке Тёше», ни о прудах. К тому же и стиль воспоминаний суховатый, словно некий отчёт.
В городе имеется также музей русского патриаршества, созданный по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Арзамас был выбран не случайно – патриарх Сергий (1867 – 1944), в миру Иван Николаевич Страгородский, родился на арзамасской земле. Нижегородчина является родиной патриарха Никона (1605 – 1681), как и родителей ныне действующего патриарха Кирилла.
Экспозиции музея рассказывают о жизненном, иногда тернистом пути всех 16 иерархов русской православной церкви, их патриаршем служении, их борьбе за восстановление православных святынь, утверждение мира, согласия в обществе в годину трудных испытаний, выпавших на долю нашей Родины. Посещая этот музей, ребята открывают новую для себя сторону церковной жизни, роль, место церкви в системе общественных отношений, прикасаются к духовным и нравственным корням.
Немаловажное значение в воспитании подрастающего поколения в духе любви к малой Родине связано с изучением природы родного края. И здесь роль музея тоже неоценима. Учащиеся нашей школы, в том числе и мои подопечные, частые гости Чернухинского музея природы. В нем собрана большая коллекция основных представителей флоры и фауны южной части Нижегородской области, в том числе редкие и, к сожалению, исчезающие виды. Экскурсоводы обращали особое внимание ребят на то, что природа родного края бесценна, её надо беречь, как своих родных и близких.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с развитием гражданского самосознания детей. Эту работу мы проводим опять в тесном взаимодействии с родителями.
Ко дню принятия Основного закона Российской Федерации у нас проходил тематический классный час. В ходе подготовки к нему родительский комитет при поддержке администрации школы изготовил красочно оформленный стенд, посвящённый государственным символам России. Название стенда «РОССИЯ – НАША РОДИНА».
В центре стенда на фоне Спасской башни изображены флаг, герб и размещён текст гимна Российской Федерации. С левой стороны – на фоне центральной, Дмитриевской, башни нижегородского кремля нарисован герб Нижнего Новгорода. С правой – на фоне архитектурной жемчужины города – Воскресенского кафедрального собора изображён герб Арзамаса.
На классный час были приглашены старший помощник прокурора и участковый уполномоченный микрорайона, на территории которого расположена наша школа.
Гости рассказали о правовых основах нашего государства, отдельных положениях, в частности о правах и обязанностях гражданина. Познакомили с основными государственными символами, историей их создания.
По окончании классного часа прозвучал в записи гимн России. Ребята слушали его стоя, в какой-то торжественной тишине. И даже когда затихли последние аккорды гимна, эта тишина некоторое время сохранялась. И только вручая гостям цветы и благодаря их за интересную беседу, они стали прежними – весёлыми и шумными.
Формирование у младших школьников основ гражданского самосознания и патриотических качеств не может проходить без пробуждения в душах ребят чувства любви к своим близким, родной природе, к своим корням.
Мы сознательно взяли в заголовок статьи название песни (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), которая была создана в прошлом веке, но не потеряла своей актуальности и сегодня. Вряд ли кто будет оспаривать, что Родина действительно начинается и «с той песни, что пела нам мать», и «с той самой берёзки, что во поле, под ветром склоняясь, растёт», и «с клятвы, которую в юности ты ей в своём сердце принёс»…
Участие родителей в воспитательном процессе, как показывает наш опыт, несомненно, повышает его эффективность, так как создаёт атмосферу эмоционального комфорта, доверия, гордости за своих близких и любви к ним.
В свою очередь, это отражается на нравственном климате в самой семье, побуждает родителей к более внимательному, заинтересованному отношению к своему ребёнку и к творческому сотрудничеству.
Мы уверены, что зёрна духовно-нравственных ценностей, гражданского самосознания и патриотизма, заложенные семьёй и школой в сердца ребят, обязательно дадут хорошие всходы.
Библиографическая ссылка
Голованова В.С. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ) // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 197-202;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1715 (дата обращения: 23.11.2024).