Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

WHERE DOES THE HOMELAND BEGIN? (FROM THE EXPERIENCE OF PATRIOTIC EDUCATIONIN THE PRIMARY SCHOOL)

Golovanova V.S. 1
1 School № 1 named after M. Gorky
2702 KB
The article is devoted to the problem of patriotic education in primary school. There is a resulted practical experience of class and extra-curricular work in the article. The author emphasizes the involvement of parents in the learning process and the interaction with various organizations and institutions of the city.
primary school
patriotic education
extra-curricular work

Проблема единства и согласия российского общества на сегодня остается одной из наиболее важных и острых. Политики, социологи, творческая интеллигенция предлагают различные идеи, направленные на достижение единства россиян.

Свою позицию по данной проблеме высказало и высшее руководство Российской Федерации. На традиционной пресс-конференции, прошедшей в декабре 2016 г., В.В. Путин в достаточно категоричной форме заявил: «У нас не может быть никакого другого объединяющего начала, кроме патриотизма» [1].

Но патриотизм, как социальная и нравственная категория, не падает с неба, не появляется по приказу сверху. Решение этой задачи предполагает систематическую воспитательную работу, использование разнообразных форм и средств. И в этой работе, на наш взгляд, семья и образование, прежде всего школа, являются важной составляющей [2].

Современная школа накопила определённый опыт по формированию у подрастающего поколения позитивных ценностей, качеств, включая гражданственность и патриотизм. В доказательство можно привести целый ряд публикаций, посвященных анализу и обобщению такого опыта, в том числе и в начальном звене [3–6].

Однако, несмотря на то, что практически все авторы признают важную роль участия семьи в патриотическом воспитании, эта тема или декларируется, или рассматривается схематично и узко. И прежде всего это касается вопросов ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВА школы и семьи.

Тем более что в последнее время сама семья претерпевает серьёзные изменения. Новые экономические условия повлияли на статус и социальное положение женщины-матери: теперь она бизнес-вумен, а забота о детях перекладывается на няню и т.д.

Изменилась и роль семьи в воспитательном процессе. Приоритет общественного воспитания над семейным, который в советские времена утвердился и теоретически, и практически, уходит в прошлое, но многие родители еще продолжают считать, что их основная задача – создать ребёнку хорошие условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений [3, с. 36].

С учётом вышесказанного в данной статье предпринята попытка обобщения нашего опыта организации совместных действий семьи и школы по формированию у младших школьников начальных основ гражданственности и патриотизма. Установившееся утверждение, что любовь к Родине у ребёнка начинается с любви к своим родителям, конечно, не подлежит сомнению. Отсюда вполне закономерно в нашем общественном сознании существует такой ассоциативный ряд: мать – Родина – мать, отец – Отечество.

Но всегда ли любовь к близким перерастает в любовь к своему народу и особенно к «готовности к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины»? Увы, нет.

В этой связи отметим и позицию некоторых родителей: общественные интересы – ничто, успешность своего чада – всё! Нельзя также отрицать и негативное влияние окружающей среды (СМИ, социальные сети и т.д.). Только один пример – известный вброс, на наш взгляд провокационный, о неадекватности Зои Космодемьянской. Именно поэтому при формировании у ребят патриотических качеств сделан упор на привлечение родителей к этому процессу и взаимодействие с различными организациями и учреждениями нашего города: музеями, библиотеками, театрами, вузами и даже прокуратурой и полицией. Такой выбор учреждений обусловлен не только их ролью и значением в воспитании гражданственности и патриотизма, но и тем, что в большинстве из них трудятся родители учеников автора, а это позволяет быстрей установить контакты и способствует особой атмосфере сотрудничества [6, с. 90].

Прежде чем приступить к рассмотрению нашего опыта взаимодействия школы и родителей, отметим несколько моментов.

Первый – современный ребёнок уже, как правило, обладает определёнными личностными качествами и определённым уровнем информационно-коммуникативной культуры. Это позволяет считать его не только объектом, но и субъектом воспитательного процесса. Субъектность семьи также однозначна.

Второе – у младших школьников эмоциональное восприятие реальности пока ещё преобладает над рациональным, поэтому учитываются их возможности понимать, осознавать окружающую действительность, внешнее воздействие, прежде всего через ощущения, переживания, сердечную привязанность [4, с. 138].

И третье – мы остановимся на анализе лишь основных направлений патриотического воспитания: нравственный климат в семье, любовь к родному языку, родной природе и малой родине, на формировании идентичности, на знании духовного и материального наследия. А среди мероприятий выделим те, которые, по нашему мнению, прошли наиболее интересно и имели не только познавательное, но и воспитательное значение.

Среди мероприятий, направленных на укрепление родственных связей, взаимопонимания, кроме традиционных – совместных с учениками родительских собраний, поздравлений с праздниками 8 Марта, 23 Февраля, Нового года – выделим проведение Дня матери.

Он был организован совместно с городской детской библиотекой им. А. Гайдара (сотрудница библиотеки – мама одной из учениц) и прошёл в форме семейного утренника «Ох уж эти женщины». На праздник ребята пригласили своих мам и бабушек. Все они стали участниками сказочного действа в «городе Лукоморье» (по мотивам пушкинских сказок). Четыре команды – мальчики, девочки, мамы и бабушки соревновались кто быстрее вычерпает воду из «старухиного корыта», быстрее поймает «неводом» Золотую рыбку, загадает самое интересное желание у «волшебного зеркала». Кстати, команда бабушек заслуженно стала победительницей. Утренник закончился чаепитием, вручением сладких подарков, призов и исполнением песни «Папа может…», в которой, как известно, подчёркнута значимость матери в семье: «Папа может, папа может всё, что угодно. Только мамой, только мамой не может быть».

Теме укрепления родственных связей, отношения к матери было посвящено и творческое задание в преддверии Международного женского дня. Суть задания: ребятам была дана начальная фраза: «В русском языке, есть много красивых слов и среди них самое-самое, от которого у каждого на сердце становится тепло, легко и радостно. Это слово – МАМА!..» Учащимся предлагалось ответить на вопрос: какие чувства вы испытываете, когда произносите или слышите это слово? Ответить на этот же вопрос мы попросили и родителей.

Подводя итоги выполнения этого творческого задания, можно отметить, что все ребята нашли нежные, пусть иногда с некоторой долей наивности, но искренние, чистые и проникновенные слова любви, гордости и уважения к своей маме.

К очередному родительскому собранию был изготовлен небольшой стенд, на котором анонимно представлены ответы учеников и родителей. К сожалению, нашу инициативу не поддержали некоторые мамы и многие отцы. Возможно, виновата их занятость, возможно, кто-то посчитал это несерьёзным делом, но нам думается, одна из причин этого кроется в проявлении и среди наших родителей ранее упоминавшейся тревожной тенденции – отчуждения между школой и семьёй.

В этой связи на собрании нам пришлось мягко высказать свои опасения о том, что если родители не участвуют в школьной жизни своих детей, то и дома им, возможно, не уделяется должного внимания.

Логично, что вопросы взаимоотношений, нравственного климата в семье нашли своё отражение в воспитательной работе.

Так, один из классных часов был посвящён Международному дню слова СПАСИБО. Он прошёл в форме мини-конференции. Были подготовлены и обсуждены три сообщения: «Появление на Руси слова СПАСИБО»; «Слово СПАСИБО на языках других народов», «Доброе слово и кошке приятно». Под руководством двух родителей учеников автора, преподавателей Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, при поддержке семьи, с использованием ресурсов интернета, докладчики рассмотрели этимологию слова СПАСИБО (спаси Бог), время его появления на Руси (XVI в.), морально-нравственное значение этого слова в отношениях между людьми.

Особый интерес вызвало третье сообщение. В ходе его обсуждения высказывались достаточно серьёзные суждения о том, что слова благодарности порождают положительные эмоции, создают обстановку доверия. Но самое главное – важно не только произносить слова благодарности, но и ценить чужой труд, в том числе и труд своих родителей, и осуществлять в меру своих сил и возможностей ответные действия (подготовить подарок, вручить цветы, участвовать в наведении порядка дома и т.д.)

Тема патриотизма тесно связана с отношением к родному языку. Справедливо сказал К. Паустовский: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к русскому языку».

В последние годы уровень языковой культуры в нашей стране явно упал. Неразумные заимствования, замена кириллицы латиницей. Вывески кафе, различных магазинов, фирм пестрят иноземными названиями, которые не только неуместны, но и противоречат здравому смыслу. Приведём несколько примеров по нашему городу: неказистое здание кафе, но с претенциозным названием – «Замок де Санти», другое кафе на первом этаже «хрущёвки» – «АВЕНЮ». Скромное небольшое здание частной гостиницы названо «ГРАНД ОТЕЛЬ». А одна из местных газет озаглавила информацию о ярмарке товаров для школьников – «Предшкольный ШОПИНГ».

Так и хочется воскликнуть: «Где ты, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык?»

Конечно, школа, семья без поддержки общества не в состоянии изменить ситуацию, но и быть безразличными к этому мы не можем, ибо это напрямую затрагивает проблемы идентичности, единства, а в итоге и патриотизма. Поэтому мы сделали несколько шагов в этом направлении.

Первый – в Международный день родного языка мы пригласили на классный час родителя – доктора исторических наук. Он в доступной форме рассказал ребятам о Кирилле и Мефодии – создателях русской азбуки и их вкладе в становление «могучего и великого», различиях между кириллицей и латиницей, основных этапах развития нашего родного языка. Также он подчеркнул, что язык – важнейший инструмент мышления, творчества, а в России ещё и средство межнационального общения. Язык – «живой» организм, поэтому неизбежны и заимствования, вопрос – в мере. Иначе – засорение или, как сказал один русский писатель, – получается нелепая «смесь французского с нижегородским».

В заключение мы предложили ребятам посмотреть в городе на вывески, которые, на их взгляд, являются неуместными, вычурными, просто безграмотными и придумать свои названия. Через месяц были подведены итоги этого своеобразного конкурса. Скажем так, дети оказались более оригинальными и патриотичными по сравнению с собственниками некоторых кафе, ресторанов, фирм.

Второй шаг, направленный на повышение языковой культуры и сохранение идентичности, обуславливался тем, что в стране родители стали давать нелепые, абсурдные с позиции человеческой логики и разумности имена своим детям. Вот некоторые из них: «Автобусная остановка № 6», «БОЧР – ВФ 260602» (биологический объект человеческого рода Ворониных – Фроловых 26.06.02 г.р.), «Христампирадос» и др.

В 1920–1930 гг., в эпоху революционного романтизма, детей тоже называли нетрадиционно, но имена были относительно благозвучны, отражали эпоху, имели в какой-то мере понятный или угадываемый смысл. Примеры: ВИЛЕН (Владимир Ильич Ленин), РЕНАТ (революция, наука, техника), КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи) и др.

На одном из уроков окружающего мира мы обратили внимание ребят на это и предложили написать творческую работу под названием «Тайна моего имени». Были составлены вопросы: «Что означает твоё имя? Исторические корни твоего имени? Кто выбирал тебе имя? Было ли такое же имя у твоих родственников? Как бы ты отнёсся к тому, если бы твоего брата или сестру назвали, например, «Салат латук» или «ВИАГРА»? Какое имя тебе нравится больше других?» И ключевой вопрос: «Как ты понимаешь фразу из повести «Приключение капитана Врунгеля»: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт»?

Обсуждая итоги выполнения этого творческого задания, мы отметили, какие факторы влияют на выбор имени, обратили внимание на ответственность родителей за этот выбор. В заключение подвели ребят к выводу, что само по себе имя, даже сверхмодное, необычное, это просто сочетание букв. Социальная значимость имени, популярность подкрепляется делами, поступками, достижениями в науке, технике, искусстве, спорте, ну а для детей, прежде всего, успехами в учёбе.

Формирование позитивного отношения к историческим корням, традициям, духовному и материальному наследию родного края, несомненно, является одним из главных направлений воспитания у школьников основ гражданственности и патриотизма [5, с. 48].

Богатое историко-культурное наследие, бережно хранящееся в арзамасских музеях, имеет в этом плане большой познавательный и воспитательный потенциал. Мы активно используем его в углублении знаний у младших школьников об истории возникновения города и основных этапах его развития, традициях и, конечно, о людях, чьим трудом и талантами славится наша малая родина. Наиболее полно и разносторонне история города отражена в историко-художественном музее. В его фондах 35 тысяч единиц хранения.

Основной формой взаимосвязи музея и школы являются экскурсии. Особый интерес у ребят в музейных залах вызывает археологический отдел – каменные орудия труда, посуда, украшения, начиная от эпохи неолита до Городецкой и Фатьяновской культур. Привлекает детей отдел народных промыслов – изделия арзамасских мастеров (обувь, предметы быта, золотая вышивка, работы ткачей, кошмовалов, скорняков).

С большим вниманием ребята знакомятся с работами выпускников арзамасской частной школы живописи и графики академика А.В. Ступина, первой провинциальной школы такого рода в России. Наиболее известный выпускник этой школы В.Г. Перов.

Посещают учащиеся и различные тематические выставки. Например: «История города Арзамаса», «Арзамасский гусь (декоративно-прикладное искусство XX–XXI вв.)», «Здравствуй, музей», «Дом, в котором живёт история» и др.

Но главное, музей знакомит ребят с биографиями известных арзамасцев разных эпох, внёсших значительный вклад в становление и развитие города.

В экспозиции представлены почётные граждане города, герои Советского Союза, лауреаты Ленинской и Государственной премий. В этом почётном ряду – имена арзамасцев, награждённых городскими знаками «За любовь к родному городу» и «За сохранение исторического наследия».

Естественным продолжением знакомства с историей города стала пешая экскурсия по старинным улочкам и площадям. Ребята познакомились с историческими зданиями, сооружениями и, конечно, многочисленными церквями и соборами, среди которых выделяется своими величественными и завершёнными формами кафедральный Воскресенский собор, построенный в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Тесные творческие связи установились между школой и Литературным музеем А.П. Гайдара. Экспозиции музея раскрывают жизненный и творческий путь известного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). Он родился в г. Льгове Курской области, но провёл детские и юношеские годы в Арзамасе. Поэтому арзамасцы справедливо считают его своим земляком. Именно он оставил потомкам простые слова, проникнутые особой теплотой и чувством любви к Арзамасу: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов.

Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся хорошая рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Тёша» (повесть А. Гайдара «Школа»).

В ходе экскурсии ученики увидели личные вещи писателя, письма близким, друзьям, прижизненные издания его книг. Из рассказа экскурсовода им стало известно, что родословная А. Гайдара связана с родом Михаила Юрьевича Лермонтова.

Сотрудничество класса и музея связано не только с проведением экскурсий, но реализуется и через участие в учебно-просветительском проекте «музейный класс» под названием «Всадник, скачущий впереди» (так расшифровывается взятый писателем псевдоним – Гайдар). Во время реализации проекта ребята под руководством научных сотрудников музея – более подробно изучают биографию А. Гайдара и его творческое наследие. Ведь совсем недавно, каких-то 20–25 лет назад, это наследие было востребовано школой, обществом и, бесспорно, являлось основой воспитания гражданственности и патриотизма, учило подростков делать окружающий мир добрее и красивее. Также дети подготовили выставку рисунков по мотивам произведений писателя и провели викторину. Кроме этого ребята получили творческое задание – составить современный портрет города. А для сравнения мы обратились к родителям, коренным арзамасцам, с просьбой поделиться своими впечатлениями об Арзамасе в годы их детства.

Анализируя представленные материалы, можно сделать два вывода: первый – детское восприятие родного города пронизано особой теплотой, эмоциональностью и наблюдательностью. В их рассказах нашли отражение такие уголки и такие красочные описания, что им мог бы позавидовать хороший писатель. Особенно это касалось исторической части города, парков, скверов, прудов. Второй – родители, словно сговорившись, сосредоточили своё внимание на изменении архитектурного облика города: появление многоэтажек, проспектов, значимых социально-экономических преобразований – новые заводы, микрорайоны, торговые центры, поликлиники. Никто из них почему-то не вспомнил ни о «речонке Тёше», ни о прудах. К тому же и стиль воспоминаний суховатый, словно некий отчёт.

В городе имеется также музей русского патриаршества, созданный по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Арзамас был выбран не случайно – патриарх Сергий (1867 – 1944), в миру Иван Николаевич Страгородский, родился на арзамасской земле. Нижегородчина является родиной патриарха Никона (1605 – 1681), как и родителей ныне действующего патриарха Кирилла.

Экспозиции музея рассказывают о жизненном, иногда тернистом пути всех 16 иерархов русской православной церкви, их патриаршем служении, их борьбе за восстановление православных святынь, утверждение мира, согласия в обществе в годину трудных испытаний, выпавших на долю нашей Родины. Посещая этот музей, ребята открывают новую для себя сторону церковной жизни, роль, место церкви в системе общественных отношений, прикасаются к духовным и нравственным корням.

Немаловажное значение в воспитании подрастающего поколения в духе любви к малой Родине связано с изучением природы родного края. И здесь роль музея тоже неоценима. Учащиеся нашей школы, в том числе и мои подопечные, частые гости Чернухинского музея природы. В нем собрана большая коллекция основных представителей флоры и фауны южной части Нижегородской области, в том числе редкие и, к сожалению, исчезающие виды. Экскурсоводы обращали особое внимание ребят на то, что природа родного края бесценна, её надо беречь, как своих родных и близких.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с развитием гражданского самосознания детей. Эту работу мы проводим опять в тесном взаимодействии с родителями.

Ко дню принятия Основного закона Российской Федерации у нас проходил тематический классный час. В ходе подготовки к нему родительский комитет при поддержке администрации школы изготовил красочно оформленный стенд, посвящённый государственным символам России. Название стенда «РОССИЯ – НАША РОДИНА».

В центре стенда на фоне Спасской башни изображены флаг, герб и размещён текст гимна Российской Федерации. С левой стороны – на фоне центральной, Дмитриевской, башни нижегородского кремля нарисован герб Нижнего Новгорода. С правой – на фоне архитектурной жемчужины города – Воскресенского кафедрального собора изображён герб Арзамаса.

На классный час были приглашены старший помощник прокурора и участковый уполномоченный микрорайона, на территории которого расположена наша школа.

Гости рассказали о правовых основах нашего государства, отдельных положениях, в частности о правах и обязанностях гражданина. Познакомили с основными государственными символами, историей их создания.

По окончании классного часа прозвучал в записи гимн России. Ребята слушали его стоя, в какой-то торжественной тишине. И даже когда затихли последние аккорды гимна, эта тишина некоторое время сохранялась. И только вручая гостям цветы и благодаря их за интересную беседу, они стали прежними – весёлыми и шумными.

Формирование у младших школьников основ гражданского самосознания и патриотических качеств не может проходить без пробуждения в душах ребят чувства любви к своим близким, родной природе, к своим корням.

Мы сознательно взяли в заголовок статьи название песни (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), которая была создана в прошлом веке, но не потеряла своей актуальности и сегодня. Вряд ли кто будет оспаривать, что Родина действительно начинается и «с той песни, что пела нам мать», и «с той самой берёзки, что во поле, под ветром склоняясь, растёт», и «с клятвы, которую в юности ты ей в своём сердце принёс»…

Участие родителей в воспитательном процессе, как показывает наш опыт, несомненно, повышает его эффективность, так как создаёт атмосферу эмоционального комфорта, доверия, гордости за своих близких и любви к ним.

В свою очередь, это отражается на нравственном климате в самой семье, побуждает родителей к более внимательному, заинтересованному отношению к своему ребёнку и к творческому сотрудничеству.

Мы уверены, что зёрна духовно-нравственных ценностей, гражданского самосознания и патриотизма, заложенные семьёй и школой в сердца ребят, обязательно дадут хорошие всходы.