Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОПЫТ ДЗЕРЖИНСКОГО ФИЛИАЛА ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ХРОМАТОГРАФИИ

Яковлева Е.И. 1 Логутов В.И. 1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
В современных условиях вопросы развития системы непрерывного образования стали приоритетными для многих образовательных учреждений. Постоянный спрос как работодателей, так и самих работников на программы повышения квалификации, вызванные внедрением профессиональных стандартов, рождают многочисленные предложения со стороны как государственных, так и частных учреждений. В статье представлен опыт работы Дзержинского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по реализации программ повышения квалификации в сфере хроматографии и наладки хроматографической аппаратуры. Статья объясняет исторические предпосылки появления и развития этого направления в филиале классического университета. Большой опыт работы позволил нам определить круг проблем, возникающих при разработке и реализации этих программ. Трудности, с которыми сталкивается Дзержинский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, являются общими для многих организаций, ведущих такую деятельность. В ходе анализа существующих проблем предложены направления работы Дзержинского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по их решению. В статье доказана актуальность разработки комплексной программы повышения эффективности деятельности филиала, которая должна представлять собой план развития этого направления на определенный период.
повышение квалификации
хроматография
образовательная деятельность
дополнительное профессиональное образование
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
2. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета, № 190, 28.08.2013.
3. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.

Дзержинский филиал ННГУ был создан в 2004 году и основной задачей филиала в тот период стало обеспечение территориальной доступности современного качественного высшего образования для широких слоев населения г. Дзержинска, исходя из насущных потребностей населения, рынка образовательных услуг и рынка труда города. Следовательно, основное направление деятельности филиала было сосредоточено на реализации основных образовательных программ высшего образования. В 2011 году произошла реорганизации Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Дзержинский институт подготовки и переквалификации кадров», в форме присоединения института к университету в качестве структурного подразделения Дзержинского филиала ННГУ им Н.И. Лобачевского. Дзержинский институт подготовки и переквалификации кадров был в свое время образован на базе Дзержинского филиала Московского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности, учрежденного Министерством химической промышленности в 1968 году. С этого времени Дзержинский филиал ННГУ начал активную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в области хроматографии и других физико-химических методов анализа. Данная работа ведется в рамках деятельности кафедры методов контроля производства и хроматографии Дзержинского филиала ННГУ.

На данный момент Дзержинский филиал ННГУ реализует ряд дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации в области хроматографии и наладки хроматографической аппаратуры в объеме от 72 до 96 академических часов. Основными программами, находящими постоянный отклик у российских предприятий, являются пять программ:

– Методы газовой хроматографии. Начинающие специалисты.

– Методы газовой хроматографии. Специалисты с опытом работы.

– Методы газовой хроматографии. Лаборанты-химики.

– Диагностика и наладка газохроматографической аппаратуры.

– Методы высокоэффективной жидкостной и ионной хроматографии.

Наряду с этими постоянно реализуемыми программами, отраженными в ежегодных планах работы кафедры, утвержденных на каждый календарный год, Дзержинский филиал ННГУ активно реагирует на запросы российских предприятий, реализуя новые программы, отвечающие специфическим запросам заказчиков. Уникальность реализуемых программ обуславливается еще и тем, что все заявленные в учебных планах часы представлены в форме контактной работы с преподавателями, что качественно отличает эти программы от аналогичных программ конкурентов. Большой многолетний опыт в процессе реализации этих программ дает нам возможность сделать анализ существующих проблем в этой области и определить направления повышения эффективности деятельности филиала в этой сфере.

Говоря о трудностях, с которыми сталкивается Дзержинский филиал ННГУ в ходе реализации заявленных программ, мы бы хотели отметить основные из них:

1. Недостаточная материально-техническая база. Заявленная проблема знакома каждому образовательному учреждению, особенно если это касается «неосновных» направлений деятельности. Жесткая государственная регламентация деятельности в сфере высшего образования постоянно мобилизует деятельность вузов на развитие материально-технической базы с целью ее соответствия федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования. Дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации не имеют своих стандартов и данный вопрос (проблема приобретения нового оборудования) возникает только в двух случаях: в процессе получения лицензии на дополнительное профессиональное образование и в случаях проверки Рособрнадзора организаций, осуществляющих образовательную деятельность на предмет соответствия лицензионным требованиям. Первый случай является разовым действием, во втором случае основное внимание уделяется больше программ высшего образования. Соответственно, если образовательная организация, как в нашем случае, не реализует программы высшего образования в аналогичных направлениях с программам дополнительного профессионального образования, возникает ряд трудностей, связанных с обновлением материально-технической базы. Расширение материально-технической базы необходимо для реализации программ не только широкой общеметодологической направленности, но и программ узкой специализации по конкретным областям хроматографического анализа (хроматографический анализ в газо- и нефтепереработке, в медицине, в экологии и т.п.).

2. Разный уровень «входных» компетенций слушателей программ. С этой проблемой также сталкивается большинство образовательных учреждений, реализующих программы повышения квалификации. Практикоориентированность этих программ не позволяет разрабатывать и реализовывать «унифицированные» курсы для слушателей с разным уровнем сформированных компетенций. Наша практика показывает, что наличие одинакового опыта профессиональной деятельности и уровня образования у слушателей не обязательно подразумевает наличие идентичного уровня профессиональных компетенций. В рамках работы инициативной группы преподавателей ННГУ им. Н.И. Лобачевского уже ведется активная работа по разработке и реализации программ повышения квалификации, обеспечивающих возможность учета индивидуальных потребностей работника и пожеланий работодателя. Основные исследования и практическая апробация таких программ на данный момент касаются вопросов применения в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий [3]. С другой стороны, принимая во внимание то, что дополнительное профессиональное образование должно быть направлено на удовлетворение индивидуальных образовательных и профессиональных потребностей и профессиональное развитие человека [1, ст.76], а также учитывая принцип элективности и возможности выбора индивидуальной траектории обучения для каждого слушателя, необходимо разработать альтернативные варианты решения этой проблемы.

3. Необходимость подготовки нового поколения профессорско-преподавательского состава кафедры и разработка системы мотивации «молодых» сотрудников. Став не только правоприемником Дзержинского института подготовки и переквалификации кадров, но и приняв на работу основных специалистов, Дзержинский филиал ННГУ получил большое преимущество в виде высококвалифицированных профессионалов, которые являются носителями научной и педагогической школ. Приходится признать тот факт, что возрастная структура профессорско-преподавательского состава кафедры методов контроля производства и хроматографии разительно отличается от других кафедр Дзержинского филиала ННГУ. В нашем случае речь идет не о простом «омоложении» кадрового состава кафедры, а о необходимости создания условий для привлечения и удержания молодых специалистов, способных перенять существующий опыт и развивать новые направления деятельности кафедры.

4. Определение соотношения лекционных и практических занятий в рамках каждой из программ. Как уже было упомянуто ранее, дополнительное профессиональное образование не имеет своих собственных федеральных государственных образовательных стандартов. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным стандартам, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 499 от 1 июля 2013 года, говорит о том, что «содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям...» [2]. И если в части программ профессиональной подготовки указанный Порядок предписывает организациям разрабатывать и реализовывать эти программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в которых регламентировано количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, то в части программ повышения квалификации такой регламентации не существует. Следовательно, каждое образовательное учреждение должно само определить соотношение занятий лекционного и практического типа, учитывая специфику реализуемых программ, а также основываясь на опыте их реализации.

5. Определение причин снижения количества слушателей и проведение маркетинговых исследований в этой области. Определенные субъективные и объективные причины привели к снижению количества слушателей Дзержинского филиал ННГУ по программам повышения квалификации в области хроматографии и наладки хроматографической аппаратуры. Если сравнивать с показателями 2007 года количество слушателей в 2015 году уменьшилось в 2,5 раза. Благодаря усилиям сотрудников кафедры в 2016 году удалось остановить значительное падение этого показателя, но приходиться признать существующую отрицательную динамику в этом процессе.

6. Определение путей продвижения реализуемых программ на рынке образовательных услуг. Этот вопрос напрямую связан с проблемой, описанной в предыдущем пункте. Для обеспечения развития и эффективной работы кафедры необходимо не только остановить снижение количества слушателей, но и определить «точки роста» Дзержинского филиала ННГУ в этом направлении, которые бы помогли повысить конкурентноспособность программ повышения квалификации на рынке образовательных услуг.

Все вышеперечисленное позволяет нам говорить о необходимость разработки комплексной программы повышения эффективности деятельности Дзержинского филиала ННГУ в сфере реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, которая бы представляла собой план развития этого направления на определенный период. Мы уверены, что разработка и реализация этого плана возможны лишь при объединении усилий нескольких структурных подразделений и активном участии руководства Дзержинского филиала ННГУ.


Библиографическая ссылка

Яковлева Е.И., Логутов В.И. ОПЫТ ДЗЕРЖИНСКОГО ФИЛИАЛА ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ХРОМАТОГРАФИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-1. – С. 183-185;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1713 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674